Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №6 (февраль) 2014
Разделы: Политология
Размещена 24.01.2014. Последняя правка: 31.01.2014.
Просмотров - 7068

Зарубежный опыт развития и законодательного регулирования политического лоббизма и возможности его внедрения в Украине

Лавренов Данила Андреевич

Аспирант

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка

Кафедра политологии

Аннотация:
В статье освещены правовые основы и особенности регулирования политического лоббизма за рубежом. Предложено с учетом отечественных особенностей осуществить адаптацию лучшего зарубежного опыта в разрезе регулирования политического лоббизма в Украине.


Abstract:
The article highlights the legal framework and political features of the regulation of lobbying abroad. Proposed taking into account the features of domestic adaptation to implement the best international practices in the context of regulation of political lobbying in Ukraine.


Ключевые слова:
политический лоббизм, регулирования, адаптация, опыт, корпоративистская модель, плюралистическая модель, легитимация, лоббистский процесс.

Keywords:
political lobbying, regulation, adaptation, experience, corporatist model, the pluralist model, legitimation, the lobbying process.


УДК 328.184(477)

Актуальность исследования. На сегодняшний день политический лоббизм в Украине стал реальным инструментом достижения определенными слоями общества собственных целей в законодательных органах. Субъекты политического лоббирования в большинстве случаев имеют значительные организационно-материальные средства. Теневая организация лоббизма, неконтролируемая на законодательном уровне, способствует развитию масштабных злоупотреблений, коррупции на различных уровнях власти, нарушает демократические принципы развития государства. Учитывая это, для правового регулирования политического лоббизма в Украине необходимо создание соответствующего правового обеспечения легитимации лоббистской процесса.

Необходимость изучения существующего опыта развитых стран в разрезе правового регулирования лоббизма с целью создания эффективной правовой базы в стране и обусловливает актуальность данного исследования.

Степень научной разработки темы. Вопросы правового регулирования и особенности развития моделей политического лоббизма в разных странах освещены в работах отечественных и зарубежных авторов. А. Автономов, А.П. Любимов, А.В. Шапошников, С.Д. Баранов, Хейвуд Эндрю, В.Н. Конышев, А.А. Кремьянська анализируют историю развития, сущность, виды и зарубежный опыт лоббизма. А. Карпенко и В. Головка рассматривают основы правового регулирования лоббизма. А.В. Павроз, А.В. Табаков рассматривают некоторые подходы к политическому лоббизма. Учеными рассматривается категориальный аппарат лоббистского процесса. Несмотря на достаточно основательные подходы к вопросам развития и регулирования политического лоббизма, в трудах специалистов и ученых отсутствует системный подход к разработке системы правового обеспечения легитимации лоббистской процесса.

Целью данной статьи является систематизация правовых основ и особенностей регулирования политического лоббизма в разных странах для внедрения опыта легитимации лоббистской процесса в Украине.

Изложение основного материала. Вопросы взаимодействия государства и современного украинского общества в нынешних условиях приобретает все большее распространение.

Хотя существуют группы интересов, которые осуществляют определенное влияние на принятие определенных политических решений, практика политического лоббизма не обеспечена нормами отечественного законодательства. Также, по мнению некоторых ученых и исследователей [13, 18], правовое обеспечение лоббистской деятельности нецелесообразно, поскольку повлияет на рост коррупции и осложнит деятельность лоббистов. По справедливому утверждению А.П. Любимова[11], развитие общественных отношений указывает на необходимость правового регулирования лоббистской деятельности.

Как свидетельствуют нормы действующего законодательства в Украине созданы предпосылки формирования правового института политического лоббизма. Правовая база, косвенно регулируиет лоббизм с помощью Конституци Украины, законов и других нормативных актов.

Согласно ст. 40 Конституции Украины, у всех граждан есть право направлять коллективные или индивидуальные письменные обращения в органы разных уровней, к представителям этих органов (должностные и служебные лица), которые должны осуществить рассмотрение обращений и предоставить обоснованные ответы в установленные законом сроки [9].

Исследование научных подходов [3, 4], норм законодательства свидетельствует о том, что на данном этапе развития в Украине используется понятие «обращение граждан», которое является наиболее приближенных к понятию политический лоббизм. Статьей 3 Закона Украины «Об обращениях граждан» [7] предусмотрено, что обращениями граждан являются заявления (ходатайства), предложения (замечания), которые поступают от граждан. Действующим законодательством предусмотрено, что заявлением является обращение граждан с просьбой о содействии в реализации регламентированных Конституцией и действующим законодательством их интересов и прав. Другой вид обращений граждан - ходатайство, которое трактуется в качестве письменного обращения с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, свобод или прав и т.п.. В ст. 15 Закона Украины "Об обращении граждан" [7] отмечается, что органы местного самоуправления, органы государственной власти, и их руководители, должностные лица и должностные лица учреждений, предприятий, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, к полномочиям которых относится рассмотрение заявлений (ходатайств), должны своевременно и объективно их рассматривать, оценивать указанные в них факты, осуществлять принятия решений согласно действующему законодательству, обеспечивать выполнение этих решений, информировать граждан о последствиях рассмотрения их заявлений (ходатайств).

Можно поддержать утверждение Ю. Ганжурова, что сегодня в Украине функционирует ряд правовых актов, содержащих нормы по развитию политического лоббизма, среди которых законодательные акты о политических партиях, об уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека, законодательство об общественных объединениях. Хотя, как справедливо замечает автор [3], существующие законодательные нормы не являются системными, не предусматривают защиты прозрачности лоббистских интересов и коммуникативных каналов доступа различных объединений по интересам.

Учитывая то, что в правовой базе отсутствует институт политического лоббизма, целесообразным является изучение зарубежного опыта правового регулирования лоббистской процесса.

Как указывают исследователи [1, 6], первой страной, где свою официальную легализацию получила практика лоббизма, были США, и сейчас Америка располагает самым развитым институт лоббизма в мире.

По утверждению И.Д. Вавочкиной [1], начальными попытками нормативно-правового регулирования лоббизма были резолюции Палаты представителей США: резолюция от 1852 г. - которая запрещает допуск к местам для прессы в Палате представителей наемных агентов, которые занимаются вопросами, которые находятся на рассмотрении сенаторского корпуса Конгресса США; резолюция от 1876 г. - которая обязывает физических и юридических лиц предоставлять имена и полномочия наемных советников и агентов клерку Палаты представителей США, если это не было сделано, то такое лицо не может участвовать в любом комитете Палаты представителей. В 1854 г. в Конгрессе США был создан специальный комитет для рассмотрения вопросов о подкупе, давление на членов Конгресса с целью обеспечения принятия того или иного законопроекта в Палате представителей США.

Принятые в XIX в. резолюции в Конгрессе США играли для институциализации лоббизма в Америке важную историческую роль. Многие зарубежные и отечественные исследователи американского лоббизма в своих научных трудах указывают на то обстоятельство, что огромное значение для развития института лоббизма в Америке имели, проведенные в начале XX в., расследования, посвященные незаконному ведению лоббизма в Конгрессе США. Как свидетельствуют материалы исследователей [1, с. 37], в результате расследований, законодатели получили важную практическую информацию о лоббизме, которую они смогли использовать в будущих своих законопроектах, направленных на контроль над деятельностью лоббистов.

В США первым законом, нацеленным на регулирование лоббистской деятельности был "Закон о регулировании иностранных агентов - FARA", принятый в 1938 г. Целью закона была необходимость регулирования хаотического давления различных групп интересов на законодательный процесс в стране. Закон предлагал иностранным лоббистам зарегистрироваться и отправлять письма о своих намерениях Государственном секретарю США. Этот Закон с многочисленными изменениями действует в стране по настоящее время. По мнению И.Б. Жигана [6, с. 36], предпосылками принятия законодательных норм были политические мотивы, ориентированные на то, чтобы остановить расширение фашистской и нацистской пропаганды на территории США и рост числа нацистских режимов в Европе.

Еще одним законодательным актом, регулирующим лоббизм в США был "Закон о регистрации лоббистской деятельности", принятый в 1946 г., в котором впервые сделана попытка дать юридическую трактовку лоббизма. "Закон о регистрации лоббистской деятельности" со многими изменениями и поправками продолжает действовать и в настоящее время в США. Этот закон заложил основу законодательства, регулирующего деятельность лоббистов и во многом наметил дальнейшие векторы развития института лоббизма в Америке.

Важным вкладом в формирование правового регулирования политического лоббизма в США, стал принятый в 1995 г. "Закон о раскрытии лоббистской деятельности", который вступил в действие 1 января 1996 г. Разработчиком этого закона стал сенатор демократ К. Левин. Цель принятия закона заключалась в желании законодателей усилить государственный и общественный контроль над деятельностью лоббистских структур в стране, к тому же существующий на тот момент времени "Закон о регистрации лоббистской деятельности" 1946 г. нуждался в обновлении и кардинальных изменений. Как указывает Р. Чари [19], в Законе 1995 г. прописано требование обязательной регистрации фирм, которые оказывают услуги в лоббистской деятельности. Новый Закон дал возможность регистрировать лоббистские фирмы как физическим так и юридическим лицам, имеющим одного или более служащих, которые действуют в качестве лобби от клиента, при обязательном условии, что сама фирма не является этим клиентом [20].

Можно отметить, что нормы "Закона о раскрытии лоббистской деятельности" 1995 г. содержат более обоснованный подход к конкретизации категориального аппарата лоббизма. Также, нововведением закона стало и то, что его нормы, регулирующие процесс лоббирования были распространены не только на Конгресс США, но и на исполнительные органы власти, был введен специальный термин "охваченное должностное лицо исполнительных органов власти". В список "охваченных должностных лиц" вошли Президент США, Вице-президент США, чиновники исполнительного управления президента США, руководство и ведущие сотрудники министерств и ведомств, чиновники, которые имеют доступ к секретной информации, генералитет вооруженных сил, члены Конгресса США, сотрудники аппаратов членов Конгресса США, которые работали над законопроектом и руководители рабочих групп.

Порядок регистрации и отчетности в "Законе о раскрытии лоббистской деятельности" сохранен, лоббисты должны быть зарегистрированы у секретаря Сената по общественным записям, после чего информация о лоббисте поступает к общественной инспекции. Каждые пол года, не позднее 14 августа и 14 февраля, лоббисты обязаны направить подробный отчет о своей деятельности в подразделения  общественных записей Сената Конгресса США.

По утверждению А.В. Павроза [14], "Закон о раскрытии лоббистской деятельности" в 1995 г. представлен нормами, юридическими рычагами управления лоббизмом, ранее отсутствовавшими в "Законе о регистрации лоббистской деятельности", но процесс совершенствования национального законодательства США в сфере регулирования лоббизма продолжается и поныне.

Можно констатировать, что законодательство США о лоббизме развивалось системно, отвечая на политические и экономические вызовы времени изданием новых юридических норм, разработкой перспективных механизмов регулирования лоббистской деятельности.

Среди исследователей [2, 19] высказывается мнение, что каждая страна использует собственную модель лоббизма. В научных трудах выделяют плюралистическую (англо-саксонскую) и корпоративистскую (европейскую или континентальную). Плюралистическая модель характеризуется преобладанием позитивного отношения к групповой политике в целом и лоббизму в частности. Согласно этой модели, группы интересов рассматриваются в качестве посредников между управляющими и управляемыми, а политическая власть трактуется в виде арены, на которой представлены интересы различных групп.

В корпоративистской модели, которая отражает реалии послевоенной Европы, государственная политика разрабатывается в результате взаимодействия между правительством и небольшим числом привилегированных лоббистских групп, с которыми правительство имеет дело. Тем самым процесс государственного управления определенным образом выходит за рамки сугубо государственных институтов и привлекает в свою сферу некоторые наиболее влиятельные группы интересов. Эти группы обычно включают ассоциации предпринимателей и профсоюзы. Лидеры этих групп, хотя формально и отчитываются перед членами группы, однако свободны в контактах с правительством.

По мнению ученых [2, 14, 19], корпоративистская модель предполагает гипертрофированную роль государства и преимущественное использование административных ресурсов в качестве главного инструмента защиты интересов.

Как отмечают исследователи лоббизма [17, 19], в США используется американский вариант плюралистической модели регулирования лоббистских процессов. А именно, американская модель лоббизма является максимально прозрачной и легальной. По справедливому утверждению В.В. Стоякина [17, с. 16 - 17], она может рассматриваться в качестве одного из элементов обязательной в демократическом государстве обратной связи. Система функционального представительства интересов позволяет американским корпорациям добиваться принятия политических решений в свою пользу. Основным способом косвенного лоббирования в последнем случае является участие в избирательных кампаниях и финансировании кампаний отдельных кандидатов. Тенденция функционирования американского лоббизма заключается в переносе объемов лоббистской деятельности с федерального уровня на уровень штатов, что сопровождается преобладанием инструментов косвенного лоббирования. Суть его заключается в эффективном сочетании собственно лоббизма, связей с общественностью и рекламы для формирования общественного мнения и разработки высокотехнологичных массовых акций давления на законодателей.

По мнению исследователей [10, с. 147], канадская модель регулирования лоббисткой деятельности похожа с американской, но имеет ряд особенностей и отличий. Основным документом, регулирующим лоббистскую деятельность в Канаде, является Закон о регистрации лоббистов 1988 г. По мнению С.В. Пчелинцева [16, с. 81], предметом критики канадской системы регулирования лоббистской деятельности становится то, что в Канаде лоббисты не обязаны раскрывать объем финансовых средств, затраченных на лоббистскую деятельность: отсутствуют ограничения на занятие бизнесом министров или других государственных служащих, занимающих высокие должности ; непрозрачная система распределения государственных заказов; отсутствует кодекс поведения для членов парламента, который обязывает их раскрывать свои интересы, устанавливает ограничения для них на получение подарков.

Анализ законодательного регулирования свидетельствует, что несмотря на наличие штрафов за нарушение правил регистрации кодекса лоббистов, реестр лоббистов в Канаде носит скорее информативный характер.

По нашему мнению, Канада использует плюралистическую модель правового регулирования политического лоббизма, которая представлена ​​положительным отношением к лоббистским процессам, высоким уровнем правового обеспечения лоббизма. При этом, в отличие от правового регулирования в США, в Канаде лоббистские процессы недостаточно прозрачные и не все аспекты лоббизма законодательно обоснованы.

По мнению исследователей [15, 14], Великобритания достаточно либеральная к вопросам правового регулирования лоббизма. В Великобритании отсутствует закон о лоббистской деятельности. Лоббистская деятельность регламентируется большим количеством кодексов и законов, определяющих правила и порядок взаимоотношений государственных служащих и групп интересов. Среди нормативных актов основным документом принято считать Civil Service Code, на основе которого каждый департамент принимает свой ​​Management Code. Необходимо отметить, что указанные нормативные акты, в основном, регламентируют финансовые интересы и поведение членов парламента, а не заинтересованных групп давления. При этом, регулирование взаимоотношений лоббистов и государственных служащих осуществляет Комитет по стандартам публичной сферы (Committee on Standarts in Public Life), созданный в 1994 г. Как свидетельствуют материалы ученых, исследующих лоббизм в Великобритании [19, 14], основное внимание в разрезе правового регулирования Комитет по стандартам публичной сферы на протяжении всей своей деятельности уделял контролю тех, кого лоббируют, а не лоббистов. Концепция регулирования лоббизма в Великобритании объясняет свою позицию тем, что формирование единого реестра лоббистов, кроме явных очевидных организационных сложностей, способствует созданию имиджа "закрытой" власти, отсутствию вертикальной коммуникации в обществе. Лоббисты же, по мнению сотрудников комитета, могут самостоятельно объединяться в сообщества, создавать условия работы и самостоятельно следить за их выполнением.

Можно констатировать, что Великобритания, как и Канада использует плюралистическую (англосаксонскую) модель правового регулирования политического лоббизма. Только в отличие от Канады, в Великобритании система законодательного обеспечения лоббизма менее развита и общее отношение к лоббированию либеральнее.

Правовые основы политического лоббизма в Германии закрепляются в. 17 статье Конституции государства, согласно которой у каждого есть право самостоятельно или в группе с другими в письменной форме обращаться с жалобами и просьбами в парламент или соответствующие органов. В стране отсутствует единый федеральный закон о лоббизме, хотя есть ряд нормативных актов, направленных на регулирование лоббистской деятельности.

В Германии действует положение "О регистрации союзов и их представителей при Бундестаге", которое регулирует взаимоотношения лоббистов и депутатов; есть и другие ведомственные акты, которые относятся прямо или косвенно к лоббистской проблематике. Например, Регламент Бундестага, Регламент федерального правительства, Положение о федеральных министерствах и т.д. При этом, основным же актом, регулирующим лоббистскую деятельность в Германии, все же считается упомянутое Положение о регистрации союзов и их представителей.

Исследователи законодательства о лоббизме в Германии [8, с. 171, 12] указывают, что основными нормами Положения о регистрации союзов и их представителей предусмотрено:

- Ведение Президентом Бундестага списков всех союзов;

- Выслушивание представителей союзов при условии регистрации их в списках у Президента Бундестага;

- Возможность получения пропуска в здание Бундестага при сообщении необходимых сведений для регистрации в списках;

- Ежегодная публикация списков союзов в "Федеральном списке».

Как свидетельствуют материалы исследователей [8, с. 171, 12], количество зарегистрированных союзов в Бундестаге ежегодно растет и продолжает увеличиваться, при этом, по мнению А.П. Любимова, количество зарегистрированных лоббистов в несколько тысяч человек нельзя считать слишком большой [11], поскольку лоббисты специализируются на различных вопросах и участвуют в работе всех комитетов в разное время.

По мнению специалистов, Германия использует корпоративистскую модель правового регулирования политического лоббизма, поскольку лоббистский процесс представлен взаимодействием государственного аппарата с группами интересов. Отсутствие основного закона, который бы регулировал лоббистский процесс, по нашему мнению, в большой степени подчиняет осуществление лоббизма административному влиянию со стороны государства.

Исследование научных работ [15, 14] показывает, что во Франции лоббизм достаточно долго не имел законодательного обеспечения, так как считалось, что правительство должно отстаивать только общенациональные интересы.

Анализ научных работ свидетельствует, что особенности лоббизма в Франции обусловлены весомой ролью государства в регулировании экономики, более высоким уровнем централизации в вопросах принятия решений социального и экономического характера по сравнению с другими странами.

Под влиянием лоббистов на органы власти во Франции в 1990-х годах были приняты некоторые законы, которые касались вопросов лоббирования в государстве.

На конституционном уровне во Франции (ст. 69 Конституции Франции) предусмотрена деятельность Экономического и Социального Совета, основной целью которой является содействие взаимодействию различных профессиональных групп, их участия в реализации правительством внутренней политики. Члены этого совета представляют интересы всех слоев французского общества, основных групп профессий. Посредством деятельности совета формируется и передается правительству мнение различных слоев общества относительно усовершенствования законодательства. По утверждению специалистов [15, 5], совет, неформально выполняя лоббистские функции от имени всех групп интересов и от гражданского общества в целом, помогает парламента и правительства в вопросах определения социально-экономического курса и берет на себя ответственность их решения на законодательном уровне.

По мнению исследователей [15, 5], Франция, как и Австрия, Италия, Голландия, Индия использует «мягкие» вариант внеправового встраивания лоббистских структур в систему управления государством. Исходя из специфики и фактов, можно определить, что во Франции, как и в Германии, применяется корпоративистская модель регулирования политического лоббизма. При этом, Франция использует более либеральный по сравнению с Германией подход, относительно контроля лоббистского процесса.

Следует отметить и опыт Польши в вопросах регулирования политического лоббизма в государстве. Основным нормативным актом, определяющим правовые основы лоббизма является Акт от 07.07.2005 г. "О лоббистской деятельности в законодательном процессе". Положениями этого нормативного документа определены: основные правила открытого лоббизма в законодательных процессах; профессиональные правила лоббистской деятельности, формы контроля за профессиональным лоббизмом, основные правила ведения списка организаций, которые занимаются лоббизмом; обозначен порядок наказаний за нарушение положений законодательства по вопросам лоббизма [15]. Несмотря на достаточно основательную правовую базу, законодательство в сфере лоббизма постоянно совершенствуется в ответ на потребности государства и общества.

По нашему мнению, правовое обеспечение политического лоббизма в Польше ориентировано в большей степени на американский вариант плюралистической модели регулирования лоббистских процессов. В Польше, как и в США правовое регулирование лоббистских процессов имеет основательную правовую базу, является максимально прозрачным, легальным и таким, что меняется в соответствии с изменениями потребностей общества.

Исследование опыта правового регулирования политического лоббизма в разных странах дало возможность определить, что на сегодняшний день в мировой практике используются плюралистическая (англо-саксонская) и корпоративистская (континентальная) модели лоббистской деятельности. Существуют также варианты этих моделей, среди которых американский вариант плюралистической модели (в США, Польше) и либеральный вариант корпоративистской модели (во Франции, Австрии и др.).

Было определено, что американский вариант плюралистической модели нацелен на законодательное обеспечение лоббистского процесса, прозрачность, и построен с учетом обязательного для демократической страны обратной связи государства с обществом. По нашему мнению, модель правового обеспечения лоббизма в США может быть внедрена в Украине для дальнейшего развития, легитимации и построения цивилизованного лоббистского процесса.

Библиографический список:

1. Вавочкина И.Д. К истории регулирования лоббизма в США [Текст] / Вавочкина И.Д. / / Новая и новейшая история. - 2007. - № 1. - С. 35-47.
2. Воропаев И.В. Л оббизм как фактор повышения эффективности взаимодействия неправительственных организаций с органами государственной власти современной России [Текст]: дисс. ... Канд. полит. наук: 23.00.02 / И.В. Воропаев. - Орел, 2011. - 189 с.
3. Ганжуров Ю. Парламентское лоббирование в контексте политической коммуникации [Текст] / Ганжуров Ю. / / Политический менеджмент. - 2005. - № 4. - С.50-62.
4. Гросфельд Е.В. Проблемы правового регулирования лоббизма в Украине [Текст] / Гросфельд Е.В. / / Культура народов Причерноморья. Философия. - 2007. - № 118. - С. 96-99.
5. Дембицкий С.Г. Институт Лоббирование в системе функционального представительства групп экономических интересов [Текст] / Дембицкий С.Г. / / Вестник МГОУ. - 2010. - № 4. - С.19-30.
6. Жиган И.Б. Лоббизм в США. Правовые основы и анализ современного законодательства [Текст] / Жиган И.Б. / / Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2005. - № 3. - С. 35-39.
7. Закон Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.1996 г. № 393/96-ВР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/393/96-% D0% B2% D1% 80
8. Зотов С.В. Лоббизм как институт политического представительства в современной России [Текст]: дис. канд. полит. наук: 23.00.02 / С.В. Зотов. - М., 1997. - 214 с.
9. Конституция Украины от 28.06.1996 г. № 254к/96-ВР (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254% D0% BA/96-% D0% B2% D1% 80
10. Коцан И.М. Политико-правовой анализ регулирования лоббистской деятельности в зарубежных странах [Текст] / И.М. Коцан / / Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». - 2011. - № 4. - С. 146-156.
11. Любимов А.П. История лоббизма в России. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. - 208 с.
12. Международный опыт регулирования лоббистской деятельности / / Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journal.zakon.kz/217212-mezhdunarodnyjj-opyt-regulirovanija.html
13. Миндагулов А.Х. цивилизованный лоббизм как способ Узаконение коррупции [Текст] / Миндагулов А.Х. / / Меры противодействия коррупции: проблемы разработки и реализации: материалы научно-практического семинара с приложением международных правовых актов и проектов федеральных законов / отв. ред. С. В. Землюков. - Барнаул: ООО "Издат. Дом" Барнаул "", 2009. - С. 345-353.
14. Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике [Текст] / А.В. Павроз. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. - 184 с.
15. Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель к.п.н П.А. Толстых) [Электронный ресурс] / П.А. Толстых. - Режим доступа: http://www.lobbying.ru/dictionary_list.php
16. Пчелинцев С.В. Правовое регулирование лоббистской деятельности: канадские подходы [Текст] / С.В. Пчелинцев / / Вопросы державного и муниципального управления. - 2008. - № 3. - С. 74-81.
17. Стоякин В.В. Корпоративный лоббизм в законодательных и исполнительных органах региональной власти [Текст]: автореф. дисс. ... Канд. полит. наук: 23.00.02 / В.В. Стоякин. - Астрахань, 2009. - 27 с.
18. Толстых П.А. Лоббизм как коррупционная технология [Текст] / Толстых П.А. / / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и Искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2012. - № 6. - Ч. 2. - С. 205-214.
19. Чары Р. Мировая компаративистика регулирования лоббистской деятельности [Текст] / Р. Чары, Дж. Хоган, Г. Мерфи. - М.: Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, 2011 - 340 с.
20. An Act To provide for the disclosure of lobbying activities to influence the Federal Government, and for other purposes, Dec. 19 1995 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lobbying.ru/docs/lda.pdf




Рецензии:

31.01.2014, 15:53 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию научных статей. Однако,в тексте очень много грамматических ошибок. Например: "Степень научной разработки темы. ...категорийный аппарат лоббистской процесса. Цель статьи.... лоббистской процесса. В абзаце "Согласно ст. 40 Конституции Украины,...письменные обращения, особист (???) и обращения...которые должны осуществить рассматривать д обра ь (???) и предоставить.." По тексту: "В ст. 15 Закона Украины "Об обращении общин ян" (????)...осуществлять приня тия ре ь (??) согласно действующему им законодательства ом, обеспечивать выполнение этих решений, информировать граждан о последствиях ов рассмотрение ов (????)заявлений". В абзаце:"...изучение зарубежного опыта правового регулирования лоббистской (?)процесса".В предложении;"..сейчас Америка располагает развитый институт лоббизма в мире(???).Выводы:"..обеспечение лоббистской процесса" Кроме того, в "Степень научной разработки темы. Вопросы правового регулирования и особенности развития моделей политического лоббизма в разных странах освещены в работах отечественных и зарубежных авторов, среди которых. (Далее по тексту идет новое предложение, а где же ссыслка на авторов???) Также "По справедливому утверждению В.В. Стоякина [17, с. 16 - 1 июля](??) В таком виде статья не может быть рекомендована к печати. Только лишь ТОЛЬКО после исправления грамматических ошибок статья может быть рекомендована к печати.

31.01.2014 19:19 Ответ на рецензию автора Лавренов Данила Андреевич:
Наталья Леонидовна, спасибо за рецензию. На сайт по ошибке был вставлен неотредактированный текст. Все исправлено

17.03.2014, 23:17 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх