Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №5 (январь) 2014
Разделы: Маркетинг, Менеджмент, Экология
Размещена 27.01.2014.

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ТУРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В СЕБЕЖСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ И ПОЛИСТОВСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ)

Монакова Анна Михайловна

СПБГУСЭ ПФ

студент

Монакова А.М., Сулима М. А., научный руководитель Васильева Марина Владимировна, заведующая кафедрой «Экономики и управления предприятиями сферы сервиса» СПБГЭУ ( ПФ ГУСЭ)


Аннотация:
В статье рассмотрено - проблемы конкурентоспособности продукта экологической направленности, реализуемого на территории Псковской области, способы повышения конкурентоспособности, выявление сходства и отличий Себежского национального парки и Полистовского заповедника и анализ качества экологических турпродуктов.


Abstract:
The article considers the problems of competitiveness of the product ecology sold in the territory of the Pskov region, ways to increase competitiveness, to identify similarities and differences of the Sebezhsky national parks and Polistovsky reserve and analysis of the environmental quality of the tourist attractions. Keywords: competitiveness, survey, the tourist's product.


Ключевые слова:
конкурентоспособность, опрос, турпродукт

Keywords:
competitiveness, survey, the tourist's product


УДК 658.64

Данная работа посвящена проблеме конкурентоспособности продукта экологической направленности, реализуемого на территории Псковской области. Конкурентоспособность — это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, страны, области. Субъектами могут выступать потребители, производители, государство и инвесторы. Конкурентоспособность можно повысить благодаря, маркетинговому исследованию рынка, оценив конкурентов и их возможности. [1; с. 3]

Среди путешественников очень бурно растет спрос на экологический туризм. Среди большого количества туристов существует устойчивая тенденция выбирать для путешествия нетронутые уголки дикой природы. Для большинства из них важно, чтобы поездка не навредила местным экосистемам. Они готовы останавливаться в тех гостиницах, которые участвуют в охране природы, и считают, что туристский бизнес должен заботиться о местных экосистемах и культуре.[2; с.36]

Развитие природного туризма на охраняемых территориях может нести с собой целый ком­плекс различных последствий — как положительных, так и негативных. С одной стороны, разви­тие туризма оказывалось мощным стимулом для охраны редких видов растений и животных, но без должного контроля успехи в развитии экологического туризма могут быстро обернуться «обратной стороной». Чрезмерный поток туристов нередко является причиной деградации при­родной среды, снижения биологического разнообразия. Опыт национального парка Йеллоустон в США — показывает противоречивые тенденции, которые может повлечь за собой разви­тие природного туризма. Для того, чтобы превратить такой туризм в туризм истинно экологический, необходимо научиться управлять этими сложными и противоречивыми тенденциями, избегать или уменьшать негативные последствия и максимально увеличивать положительные [2; с.44]

Известно, что конкурентоспособный турпродукт должен обладать свойствами:

1. Соответствие туристическим запросам.Турпродукт должен полностью соответствовать характеру и особенностям современной туристской экономики, то есть он должен реализовывать физиологические, эмоциональные, духовные и интеллектуальные потребности.

2. Технологичность.В процессе создания турпродуктов должны использоваться самые современные технологии его создания: новый транспорт, условия размещения, оборудование территории.

3. Экономичность.Турпродукт должен обладать всеми экономическими свойствами, обеспечивающими способность полноценно существовать на современном рынке. То есть обладать доступными ценами. Для анализа были выбраны две территории Псковской области, имеющие статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ): это Себежский национальный парк и Полистовский заповедник. Для того, что бы проанализировать конкурентоспособность туристического продукта нужно сначала выявить сходства и различия  заповедника  и национального парка:

  1. Оба объекта находятся под охраной и защищены от неблагоприятных антропогенных воздействий (рубка леса, охота и лов рыбы, загрязнения территории, строительство, сбор ягод и грибов и т.д. )
  2. Проведение научных исследований и экологического мониторинга
  3. Ведение эколого-просветительной работы
  4. Экскурсионное обслуживание и сопровождения инструктором.

В таблице 1 представлены отличия рассматриваемых особо охраняемых природных территорий

Таблица 1. – Отличия Себежского национального парка и Полистовского заповедника

Показатель

Себежский национальный парк

Полистовский заповедник

Многообразие ландшафта

Основные типы угодий и растительности представлены: лесами, водоемами, болотами, лугами, населенными пунктами, с/х угодьями. [3]

Большая часть земли занято болотами, а лишь 13% территории составили земли, переданные лесхозами. [4]

Биоразнообразие

насчитывается 291 вид: 32 – рыб, 9-земноводных и 6 – пресмыкающихся, 202 – птиц и 48 – млекопитающих, включая хищников и копытных, как волк, бурый медведь, рысь, лось, кабан, косуля, белка, речной бобр, заяц-беляк, лисица, горностай, из птиц – большинство видов водоплавающих: тетерев, рябчик, сорока, поползень, камышёвая овсянка и др., из пресмыкающихся – живородящая ящерица, гадюка. [3]

В приболотных лесах до сих пор обычны крупные хищники (волк, медведь, рысь) и охотничьи виды копытных (косуля, кабан, лось). Здесь обычны виды таёжного происхождения, такие как бородатая неясыть, глухарь, ореховка, регулярно встречаются представители фауны широколиственных лесов – поползень, зелёная пересмешка, щегол. [4]

Климат,

комфортная температура, влажность воздуха.

Климат Себежского Поозерья умеренно-континентальный, характеризуется мягкой зимой, прохладным летом, высокой относительной влажностью воздуха и достаточным количеством осадков. Среднегодовая температура воздуха колеблется в пределах +4,3-4,6 С. [3]

Умеренно-континентальный. Формируется под воздействием атлантических, континентальных и арктических воздушных масс в условиях повышенной циклоничности. Среднемесячные температуры воздуха здесь равняются: в январе – - 8,1 °С, в июле – + 17,2°С. [4]

Близость к туристскому центру

Псков- 130 км,

г. Себеж 1 км

Псков-200 км,

п. Бежаницы- 4 км.

Наличие достопримечательностей (для проведения обзорного тура)

В г. Себеж можно посмотреть: крепость, церкви, Себежский краеведческий музей.

Отсутствуют

Размещение и питание

Гостевые домики: Центр экологического образования и туризма «Озерявки», Дом рыбака "Осыно"

Гостевые дома (кордоны),

Которые расположены на различных участках территории заповедника

Комфортность путешествия

Дорога областного значения, которая связывает  город Псков с населенными пунктами,  находится в удовлетворительном состоянии, местные дороги – требуют модернизации и ремонта.

Дорога областного значения, связывает  город Псков с населенными пунктами,  находится в удовлетворительном состоянии.

Наличие квалифицированного персонала

Имеется. Недостаток ощущается только в квалифицированных гидах и экскурсоводах эколого-биологической направленности

Имеется.

Разнообразие

возможностей для активного отдыха

6 вариантов маршрута (пешеходные по экологической тропе или по территории парка, автомобильная, автобусная, водные по маршруту:"Озерявки - Волоцня - Озерявки","д. Ормея - д. Лисно ( Беларусь) - Озерявки" [3]

3 варианта маршрута: пешеходный маршрут «Плавницкое болото», водный маршрут на озеро Полисто, пешеходный маршрут «Путь моховиков» [4]

 

Мы использовали метод экспертного опроса и социологического опроса, целью которого было проанализировать конкурентоспособность турпродукта. Проведенный опрос студенческой молодежи на предмет сравнения качеств турпродукта, показал, что турпродукт Cебежский национальный парк наиболее конкурентоспособен (за исключением показателя экономичности). Мы сравнили турпродукты Себежский национальный парк и Полистовский заповедник по критериям: соответствие турзапросам, технологичность и экономичность. В таблице 2 представлены результаты сравнительного анализа экологических турпродуктов особо охраняемых природных территорий Псковской области.

Таблица 2. – Анализ качества экологических турпродуктов

Критерий сравнения

Себежский национальный парк

Полистовский заповедник

Соответствие туристическим запросам

Туристическим запросам соответствует, так как есть: автобус,

размещение – гостевые домики,

питание – кафе, программа туров – 2 дня, с использованием элементов анимации.

Туристическим запросам соответствует меньше, так как есть: комфортабельный автобус,  размещение – палатки, питание – «у костра», программа туров – 1,5 дня, с использованием тропы здоровья.

Технологичность

Используются современные технологии (гостевые домики, кафе, анимация)

Используются современные технологии (комфортабельный автобус)

Экономичность

В Себежском национальном парке средняя цена за день дороже.

Средняя цена за день в Полистовском заповеднике дешевле.

В процессе создания турпродуктов должны использоваться самые современные технологии его создания: новый транспорт, условия размещения, оборудование территории, используемый транспорт. Результатом исследования стали выявленные проблемы конкурентоспособности продуктов экологической направленности, реализуемые в особо охраняемых природных территорий региона (таб. 3).

Таблица 3. - Проблемы конкурентоспособности турпродуктов ООПТ

Проблема конкурентоспособности турпродуктов ООПТ

Себежский национальный парк и Полистовский заповедник

Решение проблемы

1.Низкая инвестиционная привлекательность экологического туризма

Серьезная проблема, относительно малый объем инвестиций в основной капитал, при этом практически не поступают иностранные инвестиции. [2; с. 88]

Что бы привлечь инвестиции, нужно привлекать как можно больше туристов, делать рекламу, чтобы заповедники и парки были на слуху, тем самым инвестиционная привлекательность возрастет.

2.Слабое внимание властных и предпринимательских структур к проблемам экологического туризма

Экологический туризм, еще пока что не является до конца технологически оформленным бизнесом, то есть нету его четкой организации и эффективного управления.

[2; с. 88]

Что бы экологический туризм стал более развитым нужно четко организовать и эффективно управлять туризмом в данной сфере.

Один из возможных путей - это разработка экономических механизмов, позволяющих эффективно включать экологические достоинства турпродукта в его стоимость. Можно также содействовать международному сотрудничеству туроператоров, экологов и географов. И тогда экологический туризм станет технологически оформленным бизнесом.

3.Внешние условия рынка не способствуют развитию экологического туризма

Отсутствие специализированных туроператоров Недостаточно развитая правовая база, информационный дефицит. [2; ст. 88]

Что бы решить данную проблему нужно  развивать правовую базу, и давать больше информации о себе. Говорить и доказывать то, что экологический туризм это выгодно, и тогда туроператоры заинтересуются этим. Так же необходимо создавать ассоциации и цепи эколого-туристских предприятий (в том числе национальных парков) и турагентств, формировать специальные базы данных, распространять опыт успешных эколого-туристских проектов.

4.Труднодоступность самих территорий, где возможно развивать экологический туризм

Удаленное расположение ООПТ Псковской области от центров туризма региона

Нужно предоставить специальные автобусы, которые будут заезжать по пути в заповедники и парки, и  делать там остановки. Это облегчит труднодоступность расположения, и повысить привлекательность.

5.Нестабильныеклиматические условия и ограниченность туристского сезона

Активный туристский сезон составляет всего 2,5 мес. в году.

Проблему сезонности можно решить, если открыть в данных местах турбазу и туристы будут заинтересованные ездить туда в любое время года.

6. Псковские природные территории не в состоянии предоставить туристам достаточного разнообразия платных услуг и продукции.

            Псковские природные территории не в состоянии предоставить туристам достаточного разнообразия платных услуг и продукции, поэтому их доходы от туризма пока значительно ниже, чем могли бы быть.

Чтобы предоставить туристам достаточного разнообразия платных услуг и продукции нужно строить, там больше домиков для гостей, предоставлять экскурсионные прогулки с гидом, развивать там флору и фауну, для того, чтобы было чем привлечь туристов.

7. Низкая комфортность инфраструктуры.

Низкая комфортность инфраструктуры – предприятий общественного питания, транспортных средств, оборудованных экотроп, наблюдательных вышек и прочих приспособлений.

[2; ст. 88]

Чтобы повысить комфортность инфраструктуры нужно, провести косметический ремонт номеров или домов, предприятий общественного питания. Кроме внешнего вида домиков, необходимо обратить внимание на их обслуживающий персонал. Необходимо повысить профессиональный уровень работников. Так же можно построить вышки, и обновить автопарк.       

8. Проблемы размещения туристов

В парке Себежский в основном это коттеджи, рассчитанные на 40 мест. В ПЗ это гостевые дома (кордоны). Такое плачевное состояние принимающей базы не может содействовать привлечению туристов, а наоборот будет отталкивать их, не говоря уже об иностранных туристах, которые привыкли к высокому качеству услуг.

В Полистовском заповеднике нужно построить больше гостевых домиков или коттеджей, рассчитанные, по крайней мере, на 50 человек. Они должны быть построены по европейским стандартам и качествам, чтобы иностранным туристам могли спокойно в них проживать.

Таким образом, туристский потенциал территории Себежского национального парка и Полистовского заповедника можно оценить как средний, однако территории обладают привлекательными для туристов ресурсами и, при условии решения выше обозначенных проблем, вполне перспективны для развития экологических форм туризма.

Библиографический список:

1. Философова Т.Г Конкуренция и конкурентоспособность - М.: Экзамен, 2007. — 96 с.
2. Экологический туризм : информационное пособие / Фонд развития экотуризма – Волгоград: «ДЕРСУ УЗАЛА», 2012. – 304 с.
3. Сайт «Национальный парк «Себежский»:http://seb-park.ru/( дата обращения 12-20 декабря 2013 г.)
4. Сайт «Полистовский» - природный заповедник: http:/ /www.polistovsky.ru/ (дата обращения (12-20 декабря 2013).




Рецензии:

27.01.2014, 11:32 Бозоров Бахритдин Махаммадиевич
Рецензия: Статья очень интересная поэтому можно опубликовать в эл.журнале. К.б.н.,доц. Б.М.Бозоров.

27.01.2014, 22:52 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: рекомендуется к печати.

28.01.2014, 4:22 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

28.01.2014, 18:38 Гайдученко Юрий Сергеевич
Рецензия: В статье отсутствует цель исследования. Непонятно, носит ли статья исследовательский характер или представляет собой аналитический обзор литературы. Может быть опубликована в журнале.

28.01.2014, 22:55 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья интересная, рекомендуется к опубликованию.

31.01.2014, 13:44 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати.

3.02.2014, 13:37 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати

10.07.2014, 14:11 Короткова Татьяна Леонидовна
Рецензия: Статья актуальна, патриотична и содержательна. Хорошо бы дать количественную оценку конкурентоспособности обеих заповедников и использовать графический инструмент для наглядности. Рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх