Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №6 (февраль) 2014
Разделы: Маркетинг
Размещена 20.02.2014. Последняя правка: 04.03.2014.
Просмотров - 3100

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ПРИМЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ООО «ГЕЛИОС»

Артеменкова Ксения Викторовна

СПбГЭУ (ПФ)

студентка

Научный руководитель Васильева Мария Владимировна, ФГБОУ ВПО СПбГЭУ, кафедра «Менеджмента и экономики», заведующая кафедрой, к.э.н., доцент


Аннотация:
В статье рассмотрено изменение мотивации современного потребителя в секторе книжной торговли г.Пскова на примере потребителей ООО «ГЕЛИОС». Для выявления мотивов, влияющих на выбор книги, были опрошены 60 человек разных возрастов. Проанализирована разница потребительских мотивов молодого и более старшего поколения. Выявлены основная причина этой разницы и общий мотив, объединяющий разные возрастные категории потребителей.


Abstract:
The article considers the changing motivations of the modern consumer sector in the book trade as an example of Pskov consumers LLC «HELIOS». To identify the motives influencing the choice of books, interviewed 60 people of different ages. Analyzed the difference of consumer motives younger and older generation. Identified the main reason for this difference and common motive, combining different ages of consumers.


Ключевые слова:
потребительские мотивы, книги, знания, патриотизм, мотив моды, мотив удовольствия

Keywords:
consumer motives, books, knowledge, patriotism, fashion motive, motive pleasure


УДК 366.14

Потребительские мотивы, как и сами потребности человека, сложны и многообразны. Они могут быть сильными и слабыми, постоянными и временными, позитивными и негативными. [1, с.40] На покупку товара всегда влияет определенный комплекс экономических, социальных, психологических и географических факторов. В одних случаях одни и те же факторы играют решающую роль, в других – весьма незначительную. Потребители обычно знают, для какой цели совершают покупки, но не всегда могут объяснить мотивы при выборе того или иного товара. [2, с.61] Мотивы, сильные сегодня, могут стать слабыми завтра, поскольку отдельные ценностные установки меняются вслед за изменением обстоятельств. [2, с.60]

В ходе исследования потребительских мотивов покупателей ООО «Гелиос» было опрошено 60 человек в возрасте от 15 до 70 лет. В таблице 1 представлены сведения о респондентах.

Таблица 1. Характеристики респондентов

Групповой признак

Количество чел.

Удельный вес, %

Пол

мужской

19

31,67

женский

41

68,33

Возраст

15-29 лет

32

60,00

30-70 лет

28

40,00

Каждый респондент был опрошен для выявления его мотивов в выборе книги. Были заданы вопросы: 1) Являетесь ли Вы потребителем книжной продукции? (Да, нет); 2) Какова вероятность, что Вы не купите книгу, а возьмете ее в библиотеке? (Респондент выбирал уровень вероятности по 5-ти балльной шкале); 3)Какие мотивы потребления книжной продукции для Вас наиболее важные? (Информация, развлечение); 4) Покупаете ли Вы военные, патриотические книги? (Да, нет); 5) Вас когда-нибудь  интересовала широко разрекламированная книга? (Да; нет, всегда руководствуюсь аннотацией и личным предпочтением); 6) Способны ли Вы преодолеть некоторые трудности (большая очередь, заказ из другого города), чтобы приобрести желаемую книгу? (Да, нет, никогда не был в подобной ситуации);  7) Книга для вас – источник наслаждения? (Да, нет).

По результатам опроса мы сделали следующие выводы. Среди опрошенных 96,67%, являются потребителями книжной продукции. Поэтому в дальнейшем исследовании учитывалось мнение остальных 58 респондентов, из них 48,28% - люди старше 30 лет.

Опрос показал, что потребители моложе 30 лет и потребители старше 30 лет имеют разные мотивы, влияющие на покупку книги. Одной из причин различий в мотивации людей разного возраста является развал Советского Союза и переход к рыночной экономике, начавшийся в 90-е годы прошлого века.
Сведения, полученные от покупателей старше 30 лет, показывают, что книги они покупали и покупают из-за желания развиваться, узнавать больше о других странах. Почти все респонденты этой возрастной группы (25 человек) выбрали данный вариант ответа.

Люди, большую часть своей жизни прожившие в Советском Союзе, не были перенасыщены источниками информации и новых впечатлений, не всегда имели дома телевизор, редко имели возможность путешествовать (тем более за границу), поэтому книги давали им возможность восполнить жажду знаний и впечатлений.

Не менее важным мотивом приобретения книги является патриотизм. Почитать наше старшее поколение, сопереживать им учат книги о войне. В советские годы не только взрослые, но и школьники читали книги, посвященные событиям Великой Отечественной Войны. На данный момент, к сожалению, ни один из опрошенных респондентов в возрасте от 15 до 30 лет ни разу не покупал подобную литературу.

По мнению потребителей старше 30 лет, писательский труд всегда был достоин уважения. За энциклопедиями, собраниями сочинений некоторых писателей приходилось всю ночь стоять в очереди, но даже это не мешало желающим. Кроме того, можно было сдать макулатуру, чтобы полученный талон обменять на книгу. 56,67% от отпрошенных в возрасте до 30 лет не готовы испытывать какие-либо затруднения при покупке книги, а 36,67% всегда покупали книгу в комфортной обстановке и не могут себе представить каких-либо сложностей, связанных с покупкой.

При покупке книги присутствовал и мотив престижа. В Советские годы семья, у которой была полированная стенка, ковры, хрусталь, книжные полки, забитые собраниями сочинений, считалась состоятельной. Однако даже классические произведения несли не только эстетически-знаковое значение, но и служили прямым источником знаний. Книги читали, перечитывали и давали своим знакомым.

Идеологические мотивы государственной политики значительно затрудняли выпуск художественной литературы. Марксистско-ленинская и коммунистическая литература издавалась большими, практически полностью не раскупавшимися тиражами, в то время как авантюрные романы, детективная, фантастическая и приключенческая литература считались развлекательными книгами и издавались ограниченными тиражами.

В 90-е годы прошлого века издательства получили право печатать любую литературу, и читатель, измученный жанровым дефицитом, стал покупать не только классику, но и детективы, лирические романы и другую беллетристику. Несмотря на появившуюся возможность выбора, оказалось, что не все люди готовы по-прежнему читать качественную литературу, требующую времени на прочтение и осмысление.

Молодые люди в возрасте до 30 лет отдают предпочтение бестселлерам. Мотив моды является основным для 25 человек, что составляет 83,33% от опрошенных данной возрастной категории. Выход фильма по мотивам книги, способствует повышению, а иногда и возникновению спроса на какое-либо издание. Литературное произведение не обязательно является новинкой, оно может быть давно издано, но именно новая экранизация привлекает многих читателей.

Упоминание книги в модной телевизионной передаче, журнале, интернет-блоге, отзывы знаменитостей приводит к тому, что потребители начинают целую «охоту» за ранее мало популярной книгой.

Современные школьники и студенты нечасто берут нужную книгу в библиотеке, они предпочитают покупать свой экземпляр в магазине. Родители школьников приходят со списком литературы на лето и оставляют в кассе одну-две тысячи рублей, не всегда находя все необходимые книги. Вариант взять бесплатно книгу в библиотеке, даже не приходит им в голову.

Однако обе возрастные категории объединяет мотив удовольствия. И молодежь, и люди более старшего возраста, приобретая книгу, предвкушают последующие приятные впечатления и эмоции. Все читающие люди, то есть 58 человек из опрошенных 60, находят книгу величайшим изобретением человечества, без которого невозможны внутренняя гармония и личное удовлетворение.

Таким образом, в ходе анализа изменения мотивации современного потребителя было выявлено, что коренным образом мотивация изменилась в начале 90-х годов прошлого века. На сегодняшний день главным мотивом для потребителей является получение удовольствия от прочитанного, а не информационный голод.

Библиографический список:

1. Коваленко А.В. Психологические основы менеджмента: Учебное пособие - Томск: Изд. ТПУ, 2000, - с.40
2. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 3–е изд., перераб. и доп. — М.: Информационно–внедренческий центр «Маркетинг», 2001. — с.60, 61




Рецензии:

20.02.2014, 17:33 Гайдученко Юрий Сергеевич
Рецензия: Работа выполнена на актуальную тему, содержит результаты собственных исследований. Рекомендуется к опубликованию в журнале.

22.02.2014, 22:27 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья актуальна, однако просмотрите стиль изложения: тоже является, ...тоже присутствовал, Также потребители,..Также можно было,.. Доработать.

23.02.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Артеменкова Ксения Викторовна:
Исправила.

24.02.2014, 22:22 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Так ответили почти все... Так ответили 25 человек...
27.02.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Артеменкова Ксения Викторовна:
Доработала.

28.02.2014, 20:07 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: "Чтить наших предков","редко ищут " - режет слух
02.03.2014 21:21 Ответ на рецензию автора Артеменкова Ксения Викторовна:
Исправила

3.03.2014, 21:02 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Почитать наших "предков". После исправления рекомендуется к печати. Молодец!
04.03.2014 23:23 Ответ на рецензию автора Артеменкова Ксения Викторовна:
Спасибо!

5.03.2014, 9:03 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

2.07.2014, 9:59 Короткова Татьяна Леонидовна
Рецензия: Статья посвящена социальной проблеме образования и воспитания граждан страны на основе анализа мотивации покупки книг и чтения. Но в начале надо бы поставить цели и задачи исследования, а в конце дать рекомендации относительно коррекции поведения покупателей в соответствии с миссией и целями государственной политики воспитания молодого поколения. Если немного доработать, статью можно рекомендовать к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх