Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №7 (март) 2014
Разделы: Социология
Размещена 22.02.2014. Последняя правка: 12.04.2014.
Просмотров - 6299

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ ДАГЕСТАНА К БРАКУ И СЕМЬЕ

Курбанова Зайнаб Абулмуслимовна

нет

Волгоградский государственный университет, кафедра гражданского и арбитражного процесса, кафедра конституционного, муниципального права

ассистент, магистрант

Любовь Николаевна Кудрина, магистрант кафедры конституционного права и муниципального права Институт права, Волгоградский государственный университет


Аннотация:
Семья является важнейшим социальным институтом, обеспечивающим полноценное воспитание и социализацию личности. Мать и отец – это образец, пример для подражания подрастающего поколения, так как в будущем, им предстоит выполнить те же функции и роли в обществе. То, каким образом происходит подготовка молодежи к заключению брака и созданию семьи, попробуем проанализировать в данной статье.


Abstract:
A family is the most important social institution full-fledged upbringing and socialization of personality. Mother and father is a sample example for the younger generation, because in the future, they will have to perform the same functions and roles in society. The way in which prepare young people for marriage and family, let us examine in this article.


Ключевые слова:
брак, молодежь Дагестана, молодая семья, ипотека, кредит, социализация личности, государственные программы

Keywords:
marriage, the youth of Dagestan, a young family, mortgage, loan, socialization, and state programs


УДК 316.3

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного и экономического развития того общества, в котором она проживает. Естественно, чем выше культура и благосостояние общества, тем выше культура и  финансовая обеспеченность семьи.

В дагестанских семьях, в течение долгого периода времени, сложились свои, народные, обычаи и традиции, имеющие большое воспитательное значение, основанные на взаимоуважении, любви, верности, соблюдении традиций индивидуальной культуры и религиозных предписаний.

Брак – надлежаще оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи [1].

Семья – это воспитательная среда, вне зависимости от заключения брака между представителями одной народности или разных, в рамках которой формируются и закрепляются на бытовом уровне мировоззренческие, культурологические и нравственные основы жизнедеятельности общества [2]. Она связана кровными и родственными отношениями и способствует, прежде всего, деторождению.

Семья, школа, вуз, все эти социальные институты также, только в разной степени, имеют возможность подготовить молодое поколение, к созданию семьи и социальному развитию, способствующие в будущем, заключению прочного семейно-брачного союза. Готовность молодежи к созданию семьи, прежде всего, должно формироваться в условиях семьи с участием родителей, родственников и педагогов. Семья, традиционно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально-значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. В семейных парах, где наблюдаются постоянные скандалы и допускается грубость, насилие, создаются условия для безнравственного и асоциального поведения родителей и их детей. Что, впоследствии, отрицательно сказывается на поведении детей и молодежи, а также на создание и благополучие в своей собственной семье.

Социологическое исследование «Готовность молодежи к семейно-брачным отношениям», проведенное в 2009 году РЦ ПСиР, охватило 450 школьников старших классов городов и районов Республики Дагестан. Опросы проводились в 30 школах городов и сел республики Дагестан. В их проведении активное участие принимала и молодежь. К исследованию были привлечены студенты – волонтеры (добровольцы) социального факультета Дагестанского государственного университета (ДГУ). Данное исследование показало, что большинство учащихся (80%) высказалось за введение в школах курса «Этика и психология семейной жизни». Как показало ранжирование ответов школьников на вопрос «К кому Вы в основном обращаетесь за информацией по вопросам контрацепции?», приоритеты были распределены следующим образом: друзья, одноклассники, родители, радио и телевидение, интернет, научно-популярная литература, врачи и др. Это подтверждается также и ответами подростков, о том, что информацию о половой жизни подростки получают в большинстве случаев от друзей (41%), из газет, журналов (7.8%), ТВ и радио (22.6%), от матери (31%), других источники (11%), а иногда от врачей(7.4%). Данные результаты показывают необходимость повышения эффективности работы медицинских работников – представителей ЦПСиР с учащимися на местах – по городам, районам и селам Республики. В Дагестане на вопрос «Сколько детей лучше иметь в семье?» 44% опрошенных ответили 3, 29% – 2; около 15% – 4 ребенка; 4% – одного ребенка, 8% – от 5-9детей (по Дагестану в целом). В данном случае, большинство опрошенных считают, что лучше всего иметь троих детей, но на втором месте стоят те, кто считает, что оптимальный вариант это два ребенка. Учащиеся городов больше ориентированы на одного ребенка (около 6%), чем учащиеся районов и сел (1,5%). 32,2% учащихся городов считают, что в семье должно быть двое детей, по районам эта цифра составляет 26,5%. Ориентация на рождение троих детей у жителей районов и сел  превышает (48,5%), чем у жителей городов (41,2%). На вопрос же «Сколько детей Вы собираетесь иметь?», картина немного меняется. При ранжировании ответов респондентов на этот вопрос, большинство отвечают, что собираются обзавестись двумя детьми (37.6%), на втором месте 3 ребенка – 35,5%; 4 – 10,2%; 5 – 2,1% [3]. Полученные данные подтверждают, что в Республике репродуктивные ожидания респондентов могут обеспечить небольшой прирост населения, но то, что большинство девочек, будущие мамы ориентируются и отдают предпочтение двоим детям в семье, это может так же привести к простому воспроизводству населения.

Но для представления более подробной и целостной картины, приведем еще аргументы  на тему нашего исследования, отношения к браку у современных и не совсем «современных» дагестанцев.

На самом деле дагестанский брак имеет крепкие корни, разводы крайне не приветствуются, родственники сразу же начинают примирять мужа и жену, дабы не страдали дети, да и чтобы женщина не оставалась одна – «На разведенных у нас стараются не жениться» - сказал один из наших собеседников, с которым довелось говорить в ходе подготовки этого материала. Писать о браке в Дагестане нелегко – уж слишком много противоречий и столкновений, но они всё же есть. Есть и разводы, о которых так не любят говорить в Дагестане. Но статистика неумолима. По словам начальника отдела статистики населения и здравоохранения Территориального органа Федеральной государственной статистики по Республике Дагестан Нанав Оздеаджиевой, за последние годы количество разводов в республике увеличилось, как правило, в процентном отношении намечается рост таких случаев: «Несмотря на то, что по сравнению с 2012 годом в 2013-ом мы выявили некий спад в количестве разводов, само их число вызывает тревогу – раньше такого не было. Каждый пятый брак в республике распадается, и это хоть и кажется небольшим показателем, но весьма не характерно для Дагестана. К примеру, в 2013 году было зарегистрировано 19471 браков, тогда как разводов было 4471, получается, практически 1 к 4. И это только данные текущей регистрации».На самом деле разводов было бы гораздо больше, просто разводиться в Дагестане как-то не принято. «Сыграть свадьбу и обзавестись семьей в Дагестане – это главное событие в жизни человека, к нему подходят крайне серьезно: начиная от выбора будущей жены (а выбирают именно парни), заканчивая свадебных приготовлений и планирования будущего нового социальной ячейки,  - рассказывает социолог Магомед Гасанов, - Свадеб у нас всегда много, что говорить, если банкетные залы и музыкантов бронируют чуть ли ни за год до свадебного торжества. И как бы кто не отрицал, в Дагестане были, остаются желательными браки между представителями одной нации – так уж «запрограммированы» историческим прошлым наши люди. Действительно, если брать отдельно тему «Брак» и классифицировать ее по различным аспектам и проблемам, то в Дагестане на первый план выйдет именно вопрос о межнациональном браке. Даже при том, что традиции так сильны, позиции свои они всё же сдают. Уже никого не увидишь здесь фактом, что девушка, наполовину кумычка, наполовину даргинка выходит замуж за парня, у которого отец аварец, а мать лезгинка. Ну, или наоборот. Межнациональные браки становятся нормой, и даже начинают превалировать, правда, случается такое в менее архаичных семьях, менее консервативных. Причем чем выше в горы, тем консервативнее мамы с папами. Конечно, возникает на этом фоне и немало проблем, в частности, проблема незнания детьми в таких семьях родного языка: либо родному языку ребенка вообще некогда учить, так как приходится постоянно говорить на русском, либо муж гнет свою линию и пытается научить ребенка родному для себя языку. Здесь не совсем с нами согласно психолог, специалист по семейному консультированию частной клиники Амина Казибекова: «Наши специалисты имеют не малый опыт работы с семьями, и могу с уверенностью сказать, что в большинстве случаев в межнациональных браках матерям лучше удается научить ребенка своему родному языку, чем выучить родному языку отцу. Отцам попросту некогда, а мать то всегда рядом. Мне лично известен случай, когда в семье аварца и табасаранки ребенок буквально тараторил на табасаранском языке, тогда как отец постоянно жаловался, что никак не может научить ребенка своему родному, аварскому, при том, что у них дома постоянно собирались его родственники аварцы. Из ребенка невозможно было и слова вытащить! И такое сплошь и рядом у нас».

        Стоит отметить, что в Дагестане, не смотря на то, что на дворе у нас  XXІ век, все еще женятся на близком родственнике. Ведь чаще всего родители или близкие родственники сами становятся инициаторами устройства семейной жизни молодых людей. Как правило, начинают выбирать невесту для парня среди двоюродных или троюродных родственников, в свою очередь, сторона невесты, узнав, что родственники проявляют интерес к их дочери, взвесив все «за» и «против» (имеется ввиду то, что из себя представляет семья, какое мнение о них среди других родственников или знакомых, насколько будущий муж обеспечен и способен содержать семью, ну остальные важные мелочи, вплоть до цвета диплома и финансового состояния родителей будущего жениха). Но чаще молодые люди и сами становятся кузнецами личного счастья, благо современные технические средства (официоз, зато правда) создают для этого все условия. Молодежь уже не смотрит на национальность будущего спутника жизни, а родители все чаще смиряются с выбором своих чад: «Хоть межнациональным браком сегодня и никого не убедишь и не напугаешь, все-таки сохраняются определенные стереотипы о браках между некоторыми национальностями, и вы знаете, эти стереотипы небезосновательны и лишь подтверждают сами себя. Например, считается, что брак между аварцем и лезгинкой или даргинцем и кумычкой заведомо обречен на несчастье и развод, - рассказывает Майя Муслимова, адвокат по гражданским и семейным спорам, кандидат юридических наук, - к примеру, сейчас я веду одно дело, в котором уже разведенные муж и жена, он – даргинец, она – кумычка, никак не могут поделить ребенка. Женщина хоть и нарушала свои родительские обязанности и уклонялась от их выполнения в какой-то степени, но она имеет полное право на то, чтобы ребенок остался с ней. В свою очередь, отец ребенка, с которым девочка и выросла, напрочь отказывается отдавать ребенка и судится уже два года, бегает по разным инстанциям. В итоге, личная жизнь у них у обоих как-то не сложилась, страдает ребенок, страдают ее родители. Просто видимо и в самом деле бывают такие нежелательные браки, скажем так, заведомо неудачные. Но в то же время такое могло произойти и в однонациональном браке, правда в этом случае конфликт был бы разрешен гораздо легче и быстрее, потому что его бы решали совместно, подключали бы общие тухумные (родственные) связи. Отсюда и идет приверженность большинства дагестанцев создавать однонациональные браки – любой конфликтный вопрос можно решить гораздо легче и с “наименьшими потерями”[4].

В современных условиях дагестанская семья переживает также  проблемы материального обеспечения, прежде всего, поэтому не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих социальных, семейных функций. Согласно проведенному социологическому исследованию З.А. Курбановой, 20 апреля 2009г. в городе Махачкале и городе Волгограде, посвященное совершенствованию системы социальной защиты и поддержки молодых семей, были получены следующие результаты: 97% опрошенных (15 чел. из г.Волгограда и 15чел. из г.Махачкалы ) считают, что молодая семья должна проживать отдельно от родительской семьи, лишь 3% опрошенных считают, что молодой семье лучше проживать с родительской семьей. 91% опрошенных отметили, что на продукты питания (с учетом на себя и детей) у них в среднем расходуется ежемесячно, от 10 тыс. руб. и выше денежных средств, у 9% респондентов подобного рода расходы укладываются в рамках 7 тыс руб., т.к. семья имеет не высокий уровень благосостояния. 97% респондентов признаются, что пользуются ипотекой и банковскими кредитами, для приобретения жилья, либо улучшения состояния жилья. 3% – ответили, что самостоятельно приобрели жилье, без каких-либо форм государственных помощи. Молодые люди так же отмечают, что со стороны государства было бы весьма полезным и своевременным увеличение детского пособия, а так же предоставление кредитов или ипотеки на более выгодных условиях, со сниженной процентной ставкой. Из исследования можно сделать вывод, что сдерживающими факторами для вступления в брак и планирования детей были и остаются, прежде всего, финансовое положение молодой семьи. А для исследуемой республики, формирование готовности молодежи проживающих в Дагестане к созданию семьи с учетом этических качеств партнеров, национальных обычаев и культуры проживающих в ней народов, является приоритетным направлением.

 Стоит признать, что стабильность семьи в современной ситуации в значительной мере зависит от нравственно-психологической готовности самой молодежи к созданию семьи, от её стремления к саморазвитию и самореализации. Социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие как в республике Дагестан, так и во всей стране в целом, в последние десятилетия, привели к тому, что многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным. Вместе с тем следует констатировать, что планированию семьи и проблемам подготовки молодежи к семейной жизни посвящены исследования таких дагестанских ученых-педагогов, историков, социологов: А.З. Баглиева, («Участие молодежи Дагестана в развитии экономики республики 1960-1970 гг. (опыт, проблемы)»), М.А. Бутаевой («Гендерный аспект самоопределения», «Гендерные проблемы в отношении насилия в семье», «Роль женщины в семье», «Женщина в современном обществе», «Национальные традиции  исламского мировоззрения», «Роль семьи в системе ценностный ориентаций», «Формирование ценностных ориентаций в семейной жизни» и др.), Б.Ш. Алиева («Идеал дагестанской женщины и ее роль в народном воспитании», «Ценности семейного воспитания народов Дагестана» и др.), А.А. Дшурбекова («Эволюция правового регулирования брачно-семейных отношений в Дагестане»), М.А. Ибрагимова ( «Этнодемографические аспекты развития дагестанской семьи в XXв.), Э. Ф.Кисриев («Ислам в Дагестане»), A.M. Магомедова («Традиции патриотического воспитания у горцев Северного Кавказа») и многих других авторов и исследователей, где семья и семейный быт народов, проживающих в Дагестане, рассматриваются в историческом развитии и как фактор нравственного и социально-культурного развития.

Подготовка молодёжи к семейной жизни является важной государственной задачей на современном этапе ее развития. Приоритетные национальные проекты: «Образование», «Здравоохранение», постановления «Об охране материнства и детства» и многие др., где особо подчеркивается значимость социальной поддержки молодой семьи, многодетных и малообеспеченных семей, повышения качества организации воспитательной, образовательной и лечебно-профилактической работы с населением, актуализирует проблему разработки социально-педагогических аспектов формирования готовности молодежи к созданию семьи и семейным отношениям и т.д. [5].

Таким образом, подготовка молодежи Дагестана к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, родственниками, учителями, сверстниками и другими людьми, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни. Но, готовность создания собственной семьи зависит не только от родительской семьи, психологической подготовленности молодежи, но и от экономического развития страны и реализуемой, на государственном уровне форм помощи и поддержки населению.

Библиографический список:

1. Российская юридическая энциклопедия. – М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», 1999. – 94с.
2. Ашурбекова, А.А. Эволюция правового регулирования брачно – семейных отношений в Дагестане / А.А. Ашурбекова// Право и государство: теория и практика. – 2011.№5(77). – С. 137.
3. Подготовка молодежи к семье и браку, как ключевой фактор решения демографических проблем России – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://wazler.ru/archives/545.
4. Узы дагестанских сердец: каково отношение к браку у современных и не совсем современных дагестанцев? – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:http://kavnews.ru/obshestvo/uzi-dagestanskix-serdec-kakovo-otnoshenie-k-braku-u-sovremennix-i-ne-sovsem-sovremennix-dagestancev.
5. Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.rost.ru/




Рецензии:

22.02.2014, 18:02 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Проблематика подобного характера нужно решать методами социометрического мониторинга.В основе такой концепций стоит факт, в современном социуме выделяют два главных типа семьи- традиционную, она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную).При современном образе жизни доминирует второй тип.То что произходит в Дагестане, произходит с такой же инидикаций и в любом государстве мира.Нужно использовать более четкие в методологическом отношений дескрипторов возможного, национального различия.

27.02.2014, 15:23 Оганян Карина Каджиковна
Рецензия: Статья написана на актуальную тему в контексте кризиса института семьи. Необходимо дополнить список литературы социологическими источниками по рассматриваемой проблематике. Кроме того, на мой взгляд, требуется более обстоятельный социологический анализ причин, факторов, влияющих на отношение молодежи к рассматриваемым явлениям. После доработки, статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

22.02.2014, 15:42 Копылов Алексей Филиппович
Отзыв: Чрезвычайно актуальная статья. Её бы отправить геям Европы. Может быть, авторам действительно направить эту статью или серию таких статей в зарубежные журналы на английском, французском (особенно) и других языках? А то там совсем ошалели с однополыми браками. Вот за такие работы надо присваивать ученые степени, а не за "компетенции" и прочий терминологический бред. С большим уважением к авторам статьи, Копылов А.Ф., Красноясрк, kopaph@yandex.ru


Оставить комментарий


 
 

Вверх