Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №7 (март) 2014
Разделы: Педагогика, Филология
Размещена 03.03.2014. Последняя правка: 03.03.2014.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА ОСНОВЕ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Антамошкина Зинаида Семеновна

МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области

учитель русского языка и литературы высшей категории

Аннотация:
Методический проект «Организация работы с текстом на уроке русского языка на основе речеведческих понятий» ориентирован на формирование коммуникативно-речевых компетенций у учащихся 5-6 классов и их развитие у учащихся 7-9 классов. Рассмотрены примеры работы с текстами на уроке на основе методики по абзацного изучения текста.


Abstract:
Methodical project "Organization of work with text in Russian language lesson based rechevedcheskih concepts" focused on the formation of communicative speech competencies in students grades 5-6 and the development of students in grades 7-9. We consider examples of work with texts at the lesson based on the methodology for the study of the paragraph text.


Ключевые слова:
коммуникативно-речевые компетенции, нормы литературного языка, речеведческие понятия, культура речи

Keywords:
communicative competence of speech, norms of the literary language, the culture of speech


УДК 811. 161


«Из всех знаний, умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке» [8, с. 521],- писал известный ученый и лингвист В.И.Чернышев. Развитие культуры речи учащихся всегда считалось одной из главных проблем в школе. Обобщая свой  педагогический опыт, великий русский писатель  Л.Н.Толстой утверждал, что задача преподавания языка в школе  состоит в руководстве учеников к пониманию содержания книг, написанных литературным языком. Чтение и анализ лучших художественных произведений необходимы в качестве важнейшего коммуникативного  умения, на базе которого развиваются и совершенствуются другие умения.

Чтобы научить учащихся излагать грамотно свои мысли, передавать и воспринимать информацию различного характера, необходимо дать  им  соответствующие знания об основных речеведческих понятиях. Затем  на основе их  сформировать коммуникативные умения: определять основную мысль текста и строить самостоятельное высказывание, собирать и систематизировать  нужный материал для создания соответствующего текста,  уметь планировать содержание высказывания; продумывать композиционное построение, придавать высказыванию определенную форму и соответствующую стилистическую окраску, при этом уметь  правильно отбирать необходимые языковые средства для оформления высказывания, а затем уже  продолжать работать над совершенствованием написанного.

Эти умения опираются на речевые навыки, которые формируются  в ходе овладения языком, - орфоэпические, грамматические, лексические. Речевая же деятельность характеризуется в свою очередь как деятельность интеллектуальная, познавательная, требующая от учащихся творческого подхода к решению коммуникативной задачи. Понятие «культуры речи» тесно связано с литературным языком. Уметь четко и правильно выражать свои мысли, говорить грамотно, уметь не только привлекать внимание слушателей своей речью, но и воздействовать на них. Владение культурой речи необходимо людям самых различных профессий. Каждый понимает под культурой речи главное - владение нормами литературного языка. Л.А.Введенская, считает, что культура речи содержит три компонента: нормативный, коммуникативный и этический. «Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка…» [1, с. 70].  
Выразительность речи учащихся зависит от ряда условий: интереса говорящего или пишущего к тому, о чем он говорит или пишет,  хорошего знания языка и его возможностей, а также  умение контролировать свою речь, замечать, что в ней  особенно выразительно. Разнообразие речи каждого из нас зависят от того, насколько мы понимаем, в чем заключается  истинное богатство родного языка. Исследователи считают, что в среднем современный человек владеет чуть больше 13 тысяч слов, а Пушкин, например, употребил  в своих произведениях 21 тысячу слов. Очень важно  каждому из нас постоянно заботиться о расширении словарного запаса.
Организация  речевой коммуникации предполагает умение находить слова, синонимичные друг другу, понимать, чем слова различаются. В каждом синонимичном ряду имеется стержневое слово, оно является наиболее употребительным. Синонимия характерна для многих частей речи. Синонимы в русском языке возникают путем словообразования и в результате усвоения иноязычных слов. Если мы сравним синонимы - бежать и мчаться – то заметим, что первый указывает на большую интенсивность движения. Синонимы, которые различаются оттенками значения, называются идеографическими. Синонимы могут выполнять и стилистическую функцию, т.е. придавать нашей речи книжный или разговорный характер.
 Существует  механизм оценки различных сторон речи – это нормированность языка, которая  является признаком развития литературного языка и реализуется посредством норм. Норма - это то, как должно быть. Наиболее весомыми нормами общения считаются этические и коммуникативные [3, с. 145-150]. Коммуникативные качества речи - это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. Основными коммуникативными качествами речи являются, по мнению   многих лингвистов, уместность и  богатство, чистота и точность, логичность и доступность, выразительность и правильность. Богатство речи -  это особое качество, свидетельствующее об определенном уровне речевого мастерства и о стремлении разнообразить свою речь при помощи использования различных языковых и выразительных речевых средств. Точной называют речь, если значение слов и словосочетаний, употребленных в ней, полностью совпадает со смысловой и предметной сторонами речи.  
Не менее важным качеством культуры речи является выразительность. Главное условие выразительности – наличие у автора речи своих чувств и мыслей, позиции и стиля. Выразительность - это оригинальность, неповторимость и неожиданность. Норма – это совокупность правил (выбора и употребления языковых единиц), которые узаконены литературой, предпочтены и признаны обществом в качестве обязательных» [2, с. 35]. По мнению П.С. Пустовалова, следует различать понятия «культура языка» и «культура речи». «Культура речи – это степень развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенность его семантики, многообразие и гибкость его интонации. Культура речи – это совокупность и система коммуникативных качеств речи» [3, с. 13].
 «Языковая норма – это наиболее предпочтительная для обслуживания носителей данного языка и наиболее целесообразная система средств выражения (произношение, словоупотребление, и т.д.)» [3, с. 14]. Языковая норма - это правила использования речевых средств устной и письменной речи.
С учетом всего выше изложенного,  рассмотрим, что же используем мы на уроках русского языка для достижения  намеченных результатов? Необходимо так организовать учебную деятельность обучающихся, чтобы результаты эти были весомыми, использовать  приемы, методы и средства, способствующие решению профессиональных задач. Методика организации работы над текстом на основе речеведческих понятий  направлена на формирование коммуникативно-речевых компетенций у учащихся 5-7  классов и их развитие - в 8-9 классах.
  Основы филологического  подхода к  комплексному анализу текста  закладываются на уроках русского языка, начиная с 5 классов,  у обучающихся формируются понятия о тексте,  о роли в нем ключевых или опорных  слов, о метафоре и метонимии, о сравнении как художественно-изобразительных средствах, они  узнают о типах текста, стилях речи. Но видеть художественное своеобразие текста можно лишь при системном овладении суммой грамматических знаний. Базой для этого является анализ текста. Для методики работы с текстом на уроке русского языка характерно, конечно же, особое внимание к процессу чтения. Знания о тексте, полученные на этих уроках, переносятся на изучение других школьных предметов, учащиеся получают навыки работы с учебно-научным текстом, а также с публицистическим и художественным.
Работа с текстом должна идти в двух направлениях. В процессе комплексного анализа текста осуществляется повторение, обобщение  и систематизация изученного  учащимися ранее.  Все это готовит их к составлению собственных текстов обучающего и творческого характера. На этапе формирования коммуникативных умений учащихся, т.е. для реализации практических целей обучения школьников культуре речи, в качестве дидактического материала  используется текст. При этом основной прием работы с текстом – анализ. Содержанием такой работы является, по моему мнению,  после внимательного прочтения - озаглавливание текста и определение темы, а также выделение основной мысли и обязательное  составление плана, затем - сопоставление плана и  текста, составление вопросов к тексту,  определение способов соединения предложений в тексте, характеристика стиля, жанра, типа речи и роли языковых средств в передаче текста.
«Необходимо направить внимание учащихся на осмысление содержания текста, его композиционного членения, стилистической окраски характеристики. С этой целью упражнения на списывание текста сопровождаются заданиями аналитического характера», - утверждает Н.А. Ипполитова [7, с. 84].
Внимание обучающихся уже с 5 классов обращается на главные признаки текста:  связность, последовательность -  это наличие  формальных и смысловых   связей предложений в смысловых частях и смысловых частей в тексте и  цельность – это смысловое внутренне  единство, которое неразрывно связано  с его связностью, - а также единство и завершенность.  Цельность и связность  создают  целостное впечатление о тексте, которое обусловлено единством темы. Тема текста определяет все его характеристики: способы выражения темы, типы речи (описание, повествование, рассуждение), стили речи (разговорный и книжный – официально-деловой, публицистический, научный и художественный),  синтаксис текста, способы и средства связи частей, а также основные виды тропов и их использование в тексте. Тема текста может быть представлена заглавием, начальным и конечным предложениями, ключевыми словами и другими средствами.
Текст  - это  сложное целое. Кроме одной главной  темы в исходном  тексте  выделяются  еще и другие темы. В текстах бывают представлены разные типы речи:  повествование, описание и рассуждение. В  рассказе о  каком-либо событии или протекании и  развитии действия  сюжета повествование может идти от первого   или  третьего лица. Изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков – это описание, которому  свойственны   выразительность и точность. При таком типе речи часто используются олицетворения, метафоры, эпитеты.   Основная цель рассуждения  – разъяснение, подтверждение какой-либо мысли Этот тип речи более сложен по своей структуре, он чаще всего состоит из трех частей: тезиса, доказательства   и вывода. Иногда в текстах встречается смешение всех типов речи.
 В 7 - 8 классах  учащиеся уже должны овладеть такими понятиями, как типы речи и средства связи между частями в тексте, цепная связь и параллельная связь предложений в отрывке. Пользуясь планом, составленным ранее, учащиеся 8- 9 классов пересказывают эпизоды исходного  текста, соблюдая при этом  условия цепной связи. Это последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д. А параллельная связь – это соподчинение второго предложения , третьего и других - первому. Оно содержит тему, дает как бы общий план картины. А все последующие предложения и по смыслу, и грамматически с ним связаны. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста. Чаще всего предложения в тексте связаны  в повествовании цепной связью, при описании – параллельной , а для сочинения-рассуждения характерны  смешанные виды связи.
Обучающиеся должны знать, что средства связи делятся на три группы. (Приложение №1). Лексические средства связи – это повтор, синонимическая замена, отношения род –вид, использование антонимов, слов одной семантической группы. Грамматические средства связи –  это местоименная  замена,  именные части речи и глаголы  одного вида и времени,  использование союзов, частиц. наречий со значением времени и пространства. Синтаксические средства связи – это использование вводных слов, односоставных и неполных предложений, различные предложения по цели высказывания, предложения-скрепы. В процессе учебной деятельности учащиеся уже с 5 классов  понимают, что   композиционное построение текста имеет свои  структурные особенности. В тексте должен быть зачин. Это может быть ключевая мысль высказывания или цитирование как особый зачин. В средней части сопоставляются понятия, приводятся аргументы, доказывающие верность вашей точки зрения. А в заключении – вывод,  он может быть в виде риторического вопроса, в виде призывной конструкции или  цитаты обобщающего характера.  
При работе с текстами  хорошо бы учителю владеть методикой КСО или для  начала  ознакомиться с этой методикой и постепенно вводить ее на уроках, включать в традиционную систему обучения элементы методик технологии КСО.  Многие учителя уже используют не только фронтальные и индивидуальные формы работы на уроке, но и парные, групповые, коллективные. Это позволяет изменить  и содержание деятельности учителя в учебном процессе, и систему взаимоотношений учителя с учащимися, организацию взаимодействия  между учащимися, направленную на формирование коммуникации и регулярной рефлексии.
На своих уроках  и при изучении нового материала, и при повторении и закреплении я  чаще использую работу в парах постоянного состава, иногда – сменного состава, а также работаем по группам, особенно при составлении таблиц обобщающего характера. В конце  успехи каждого оцениваются с разных позиций: и как он сам усвоил материал, и как помог  товарищу, и как справилась с заданием вся группа .
Умения коммуникации занимают особое место в процессе обучения: взаимодействие учеников с учителем, учащихся между собой,  общение с разными типами текстов при использовании методики «Поабзацное изучение текста». Одна из методик технологии «Коллективный способ обучения»  по В.К.Дьяченко – это методика поабзацного изучения текста в парах сменного состава. Она направлена на формирование коммуникативных умений: умение слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться с товарищем о совместной деятельности, формулировать вопросы по тексту, восстанавливать прочитанный текст, озаглавливать его, выделять в нем главную мысль, определять тему.
Одновременно  на уроке изучаются четыре текста, раскрывающие близкие по содержанию проблемы. Каждый имеет свой текст, который прорабатывает по очереди с другими. В группе 4 учащихся и 4 разных текста (Приложение № 2 ). Рекомендации по организации работы по методике «Поабзацное изучение текста» можно найти в учебно-методическом пособии Г.М.Вялковой (рецензент А.Г.Котова,к.ф.н.). а также в «Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 кл. учебное пособие под редакцией Л.М.Рыбченковой».  Работая по методикам Ривина и Дьяченко, обучающиеся учатся договариваться, понимать точку зрения собеседника,  аргументировано излагать свою точку зрения.
С самого начала перед каждым учащимся ставится конкретная цель: в совершенстве овладеть материалом так, чтобы рассказать его в развернутом или свернутом виде. Каждый абзац текста ученик обсуждает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, более тщательно и детально разобраться в теме. И в результате у каждого учащегося в тетради будет записан план, соответствующий количеству абзацев в тексте. А на последнем этапе урока рекомендуется посадить вместе учащихся, работающих над одной и той же темой. Задача на данном этапе урока – обсудить составленные планы и предложить одному участнику выступить перед классом. Далее можно, используя различные приемы компрессии, сжать текст и сформулировать  основную проблему текста. Домашнее задание может быть вариативным: или написать сжатое изложение, или написать сочинение по одной из проблем  исходного текста .
 Очень интересен в работе  прием  диалога с текстом, который развивает внимание к слову. Можно  находить ключевые слова в тексте, помогающие понять мысль автора, незнакомые слова, значение которых уточнить в толковых словарях. Необходимо найти слово-образ, сравнение с авторской оценкой  или скрытые вопросы, попытаться дать на них ответ. И на уроках русского языка, и на уроках литературы при анализе текстов обязательно определяем выразительные средства языка, учащиеся находят те или иные тропы, характеризуют их основные особенности. Все это способствует в итоге лучшему освоению приемов оптимального построения различных текстов, а также помогает учащимся подготовиться к успешной сдаче ГИА и  ЕГЭ по русскому языку.

Приложение №1.                                               

                       Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства

Пример

1

Слова-заместители: местоимения, наречия, синонимы и т.д.

Береза- она, в лесу – там, быстро- стремительно, деревья- береза

2

Лексические повторы

Золотая полка-это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом- завести золотую полку

3

Соответствие видовременных глагольных форм

Человек берет книгу, проверяет свои слова и поступки, формирует себя как личность

4

Предлоги

В силу жизненных обстоятельств мы  можем и не вернуться к любимым произведениям.

5

Анафора и эпифора

Вдали слышался шум. Вдали грохотало.

6

Параллелизм

…что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.(М.Цветаева)

7

Противопоставление

Она потянулась вперед, он попятился назад.

8

Вопросно-ответная форма

Какие же это слова? Их так много…

9

Союзы

Я тоже хотел стать доктором.

10

Порядок слов- прямой, обратный

Нахохлились оба…

11

Последовательность в изложении мыслей

Встал, умылся, позавтракал

12

Слова-организаторы логических связей

Вот, почему, из этого следует и др.

13

Вводные слова, организующие порядок высказывания

Итак, наконец, в заключение разговора

                                                                                                                        Приложение №2.

 ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ  ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ «Поабзацное изучение текста»

1.1. Люди разные. Одни видят в природе нашу колыбель и обитель, другие все пытаются захватить, переиначить, не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, присваивая это право исключительно только себе…
Нами погублено множество ни в чем не повинных существ. Возьмите самый наглядный пример- стеллерова корова. Питалась водорослями. А вес достигал трех с половиной тонн! А где она, эта корова, сейчас? Нету! Ни одного экземпляра! Но это не все. Увлекаясь достижением исключительно материальной пользы,  мы можем лишать себя пищи не менее важной. Ведь жизнь человеческая заключается не только в том, чтобы есть, одеваться. Еще несколько десятилетий назад мало кому приходило в голову, что многие из нас будут стремиться выехать на как можно более дикую природу, чтобы насладиться ее красотой…
Еще в период завоевания Америки пришельцами из Европы возникло два противоположных подхода к природе. Европейцы полагали, что с природой необходимо бороться и безжалостно истреблять в ней все бесполезное людям. Индейцы же считали, что великий дух не создал в природе ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для ежедневного пропитания. Эти два мнения бытуют среди людей и сейчас. А состояние природы сейчас таково, что все больше ученых склоняется к тому, что правы все-таки индейцы…(По Ю. Аракчееву).
1.2. Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц – никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.
Самая богатая музыка – музыка природы. Один канадский композитор ввел специальное понятие –«звуковой ландшафт». По его мнении., для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой  голос. Когда ветерок пролетает в елках- они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои «голоса», разные днем и ночью.
Природа не производит шума. Рев бури, шелестящий лист, скороговорка дождя – во всем этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек,  шелест трав, шум прибоя, рев водопада – вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность. (По В. Борейко)
1.3. Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далеким предкам дерево напоминало человека. его ствол казался туловищем, корни –ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нем шло движение живительных соков – точно так же, как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твердость.
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же ее страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, человек может избрать в своей жизни как путь добра. так и путь зла.  Об этом и думает верующий человек. когда видит изображение дерева на иконах.
            Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские поэты и художники оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом. (По А. Камкину).
1.4 Много во Вселенной удивительных планет, но одна совершенно сказочная. Когда на верхней ее половине лето, на нижней – зима.  Если справа день, то слева – ночь.  Сверху и снизу венчают планету два пятна : куда ни посмотри с одного—все будет юг, а с другого – все север. И есть океан. Где встречаются восток и запад. И в какую бы сторону ни пошел, всегда вернешься назад. А если на планету взглянуть со стороны – удивительной красоты перламутровый шар сияет над бездной.
Ученые сейчас упорно копаются в лунной пыли, пытаясь найти в ней хоть признаки жизни. Если бы так же трепетно относились мы к жизни на нашей Земле! Зачем человеку тигр? На что надеется цветок? О чем свистят дикие крылья?
Все мы на иждивении у природы – и телом, и духом. Спешим в лес непременно за чем-то: за грибами, за ягодами, подышать. Встретиться с тайной и красотой. И природа нам верно служит. Служила питекантропу, служит и современному человеку.  И вместо благодарности мы пытаемся скрутить ее в бараний рог. А зачем? Только потому что она безропотная и поддается.!
Природа много значит в нашей жизни: она нас поит, кормит, одевает и радует. Человек будущего – конечно же – станет беречь каждое живое существо. Хотя бы потому , что радости духа станет ставить выше радостей живота. Для живота мы вывели молочных коров, мясных свиней, яйценоских кур. А в диком лебеде, журавле, олене, тигре, соколе, в тысяча других удивительных и прекрасных существ проявилась творческая линия дикой природы.
Мы все создаем для чего-нибудь. Стоит взглянуть на дело человеческих рук – и сразу понятно, это затем-то и для того-то. Нами движет необходимость. А что движет природой? Какая цель и какой смысл в ее созданиях. Зачем птица? Для чего дерево? Звери, насекомые, рыбы. Сами по себе…(По Н. Сладкову.)
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ
1.Прочитай текст внимательном. 2.Прочитай первый абзац вслух своему партнеру. 3.Попытайтесь вместе ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите  ключевые слова, озаглавте абзац. 4.Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь. 5.Поменяйтесь ролями и приступайте к работе со 2 текстом в той же последовательности. 6.После окончания работы с абзацем 2 текста, найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац  в том же порядке, что и первый. 7.Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3-6. 8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом. 

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ПО ТЕКСТАМ:

            В итоге у учащихся  в тетрадях появятся  примерные планы по тексту №1:1)Люди бывают разные. 2)Погублено множество ни в чем не повинных существ. 3)Два противоположных подхода к природе   Домашнее задание может быть следующим: по этим текстам написать или сжатое изложение , или сочинение-рассуждение по исходному тексту с использованием аргументов из остальных текстов.  

Библиографический список:

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Изд-во «Феникс», 2005. – 284 с.
2. Головин Б.Н. Культура речи. М.: Просвещение, 1988. – 231 с.
3. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: М.: Проспект, 2007. – 440 с.
4. Космарская И.В. Русский язык: тесты и задания по культуре речи. М.: Аквариум, 2001. – 204 с.
5. Никитина Е.И. Уроки развития речи. М.: Дрофа, 2006. – 192 с.
6. Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи. М., 1987. – 287 с.
7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: уч. пособие. М.: Русское слово, 2004. – 336 с.




Рецензии:

31.03.2014, 19:28 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Работа З.С. Антамошкиной представляет несомненный интерес для теории и практики обучения русскому языку. Организация работы обучающихся среднего образовательного концентра с текстом является одним из важнейших приемов формирования коммуникативных ключевых компетенций и способствует формированию речевой грамотности наших детей. Предложенная для рецензирования статья написана грамотно, в последовательно выдержанном научном стиле, логична и аргументирована. Особую значимость имеют Приложения к статье, в которых содержатся практические разработки по предложенной теме. Работа выполнена на высоком научно-методическом уровне и может быть опубликована без каких-либо изменений. С уважением, к.ф.н. Середа Е.В.

03.04.2014 0:00 Ответ на рецензию автора Антамошкина Зинаида Семеновна:
Евгения Витальевна, спасибо за Вашу рецензию!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх