Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №10 (июнь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 12.03.2014. Последняя правка: 19.05.2014.

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ

Дука Олег Анатольевич

Институт уголовно-исполнительной службы (Украина,г. Киев)

главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории научно-исследовательского центра

Аннотация:
Статья посвящена вопросам внедрения передового педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс при подготовке будущих офицеров Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Особое внимание уделено применению информационных технологий при подготовке будущих специалистов пенитенциарной системы Украины.


Abstract:
The article focuses on incarnation of advanced pedagogical experience in teaching and educational process at training future officers of the State Penitentiary Service of Ukraine. Particular attention is given to demonstrate the information technology in the process by professional training of future specialists of the penitentiary system in Ukraine.


Ключевые слова:
инновационные методы обучения, информационные технологии, курсанты, Государственная уголовно-исполнительная служба Украины.

Keywords:
innovative teaching methods, information technology, the cadets, the State Penitentiary Service of Ukraine.


УДК 378.1 

Эффективность выполнения задач, поставленных перед Государственной уголовно-исполнительной службой Украины (ГУИС), напрямую зависит от результативности и качества работы органов и учреждений исполнения наказаний. [ 1 , с. 7 ].

Сегодняпенитенциарная система Украины, как никогда, нуждается в высокопрофессиональных, добросовестных, честных, дисциплинированных сотрудниках, которые способны выполнять возложенные на них социально значимые функции на основе самых современных подходов и методов работы. Данную задачу невозможно решить без надлежащей профессиональной подготовки будущих специалистов-пенитенциаристов в ведомственных учебных заведениях Государственной пенитенциарной службы Украины (ГПтС) [ 2 ].

Одним из приоритетных направлений деятельности ГПтС Украины является создание эффективной системы отбора и подготовки квалифицированного персонала ГУИС Украины, введение специализированной системы образования, которая бы охватывала все виды обучения: от начальной профессиональной подготовки до полного высшего образования и дальнейшего последипломного образования, а также обеспечение системы непрерывного образования, которая направлена на удовлетворение потребностей ГУИС Украины в случае необходимости переподготовки и повышения квалификации персонала.

Большое значение для становления и развития ведомственного пенитенциарного образования в Украине имеют научные исследования таких ученых, как И. Богатырев, А. Беца, А. Караман, В. Костенко, Н. Климов, В. Кривуша, Т. Кушнирова, А. Олийнык, Г. Радов, В. Синев, Н. Супрун А. Третьяк, И. Яковец (история пенитенциарной педагогики, социально-воспитательная и психологическая работа с осужденными, проблема ресоциализации осужденных и профессиональные качества пенитенциарного персонала).

Целью статьи является установить основные направления внедрения в учебно-воспитательный процесс передового педагогического опыта при подготовке будущих офицеров ГУИС Украины, а также определить инновационные методы работы при подготовке будущих специалистов пенитенциарной системы Украины.

Важным шагом в реформировании ведомственного образования ГУИС Украины стало образование высшего учебного заведения III-IV уровня аккредитации – Института уголовно-исполнительной службы (ИУИС), который начал свою историю по распоряжению Кабинета Министров Украины «О создании Института уголовно-исполнительной службы» от 17 марта 2011 г. № 201. Институт создан в составе Академии Министерства внутренних дел Украины с предоставлением отдельных признаков юридического лица[4, с. 32].

Основание нового высшего учебного заведенияпродиктовано требованиями реалий в которых функционирует и развивается пенитенциарная система Украины. Современная пенитенциарная система Украины представляет собой совокупность органов и учреждений исполнения наказаний, которая составляет комплекс государственно-правовых, социально-экономических и психолого-педагогических институтов. Сейчас она находится на очередном этапе своего реформирования. Вехой в развитии уголовно-исполнительной системы Украины стало принятие Указа Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 9 декабря 2010 № 1085/2010, согласно которому Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний был реорганизован в ГПтС Украины, ставшей составной частью ГУИС Украины как центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний [5]. Главная идея такой реорганизации – формирование новой философии деятельности по исполнению уголовных наказаний с целью создания реальных и необходимых условий для исправления и ресоциализации осужденных. Поэтому сегодня, как никогда, пенитенциарная служба нуждается в высокопрофессиональном, высоконравственном, духовно и физически подготовленномсотруднике, способном выполнять возложенные на него непростые функции воспитания и ресоциализации преступника на основе современных подходов и методов работы. Данную задачу невозможно решить без надлежащей профессиональной подготовки персонала службы, качество которой можно обеспечить лишь путем организации адекватного современным требованиям непрерывного обучения в специализированных учебных заведениях по соответствующим образовательно-профессиональным программам [2]. В таких условиях работа ИУИС в направлении надлежащей подготовки будущих специалистов пенитенциарной системы – нынешних курсантов, приобретает особое значение.

В основу внедрения образовательных инноваций в ИУИС положены следующие основные идеи: развитие теоретического мышления, гуманитаризация и интеграционные процессы в области образования, развитие внутренних резервов и творческих способностей слушателей, курсантов.

Для предоставления содержания образования инновационного характера важное значение имеет информационная его составляющая. Особенно важными в инновационной деятельности являются проблемы, связанные с разработкой и использованием информационно-коммуникативной среды электронного обучения. В связи с этим актуализируется проблема информационных ресурсов (библиотечный фонд, интернет-ресурсы, доступ к методическому обеспечению учебных дисциплин).

Сегодня среди основных направлений развития Института по использованию современных инновационных технологий, являются: внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность образовательного учреждения, организация эффективного взаимодействия с интернет-ресурсами, предоставление сервиса для дистанционного обучения (электронные версии учебных курсов и семинаров, телеконференции, телемосты, дистанционное сопровождение учебных дисциплин и спецкурсов и т.п.), обеспечение специализированных курсов, семинаров с использованием информационных технологий, обучение и сопровождение работы пользователей в телекоммуникационных сетях. Следует отметить, что возможности использования интернет-ресурсов и других информационных сред, подключенных к сети Интернет позволяют обеспечивать предоставление качественных информационно-коммуникативных образовательных услуг в деятельности Института.

С момента образования ИУИС значительная работа проведена по созданию и использованию в учебном процессе и организации самостоятельной работы курсантов и слушателей мультимедийных технологий обучения.

Курсанты и слушатели в процессе обучения активно используют возможности общения с преподавателями как через сайт Института, так и через индивидуальные аккаунты преподавателей: консультации в режиме онлайн; передачи выполненных учебных задач; рецензирования контрольных и курсовых работ и т.п.

Инновации предполагают формирование и выработку у курсантов и слушателей навыков алгоритмического мышления, работы с литературой и самообразования, самостоятельной постановки задач, выбора эффективных инструментов, средств достижения поставленной цели; работы в коллективе и коллективного решения задач, самооценки результатов деятельности .

Значительное внимание уделяется методическому обеспечению инновационного характера –электронные образовательные ресурсы: электронные учебники и пособия, электронные копии печатных учебно-методических работ, электронные интерактивные учебные материалы (программы, учебно-методические пособия, методические рекомендации и т.п.).

Важной составляющей инновационной деятельности Института является методика преподавания. Для достижения результативности по основным направлениям деятельности в отношении качественной профессиональной подготовки курсантов и слушателей при проведении занятий отдается приоритет интерактивным инновационным и информационным формам и методам обучения: мультимедийным лекциям, использованию учебных фильмов и видеоматериалов, а также проведению тренингов, брейн-рингов, круглых столов, учебно-тренировочных сборов деловых и ролевых игр [3]. Бесспорно, что все выше перечисленное способствует более качественному усвоению практических умений и выработки навыков профессиональной деятельности будущих специалистов пенитенциарной системы.

Следующей составляющей инновационной деятельности Института является контроль знаний, доминирующей формой которого на сегодня стало тестирование. К его достоинствам относят, в первую очередь, объективность оценки. Следует отметить , что тестирование не может быть единственным универсальным средством оценки знаний , хотя и достаточно продуктивным.

Особое внимание использованию указанных инновационных методик в учебном процессе приделяется преподавателями кафедр Института на занятиях по иностранному языку, тактико-специальной подготовке, а также предметов: «История Украины» и «История украинской культуры», «Философия» и «Философия права», «История государства и права зарубежных стран», «История государства и права Украины», «Теория государства и права».

Таким образом приоритетными направлениями деятельности Института по обеспечению научно-методического, учебно-методического и технологического внедрения инновационных образовательных технологий должны стать:

- распространение передового опыта использования инновационных технологий в учебном процессе ИУИС;

- изучение, обобщение и внедрение в учебный процесс инновационных достижений отечественных и зарубежных вузов, правоохранительных органов, создание тематических каталогов научно-образовательных инновационных разработок (в т.ч. базы электронных учебников и учебно-методических пособий, разработанных учеными вузов; банка тестовых заданий по учебным дисциплинам); формирование и размещение на сайте Института учебных видеоматериалов и видеофильмов; организация семинаров для научно-педагогических сотрудников по разработке и использованию электронных образовательных ресурсов и современных инновационных технологий в образовательной деятельности.

Поскольку сегодня Институт является единственным высшим учебным заведением III-IV уровня аккредитации – это накладывает особую ответственность на его научно-преподавательский состав в подготовке квалифицированных пенитенциарных кадров. Учитывая современные тенденции развития образования именно внедрение инновационных методов обучения в учебно-воспитательный процесс будет способствовать надлежащей подготовке будущих офицеров Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.

Библиографический список:

1. Дука О. А. Порядок та умови проходження служби в Державній кримінально-виконавчій службі України (на допомогу молодому фахівцю) : навч. посіб. / [ О. А. Дука, Л. В. Заславська, С. А. Зінченко, І. М. Копотун ] ; за заг. ред. О. В. Лісіцкова. – К. : Державна пенітенціарна служба України, 2013. – 213 с.
2. Зінченко С. А. Формування повноцінної системи підготовки пенітенціарного персоналу – головна умова практичних змін у Державній пенітенціарній службі України (створення повноцінної системи підготовки кадрів Державної пенітенціарної служби України) Травень 2012/ С. А. Зінченко/Міністерство юстиції України
[Електронний ресурс]. – Режим доступу :
http://www.minjust.gov.ua/40797
3. Методика викладання психології у вищій школі : [навч. посіб.] / Ю. Ю. Бойко-Бузиль, С. Л. Горбенко, Супрун М.О. та ін. – К. : Атіка, 2012. – 272 с.
4. Пенітенціарна система України: історія та сучасність : видання до 15 річниці утворення центрального органу виконавчої влади з питань виконання покарань / [Богатирьов І. Г., Богунов С. О., Дука О. А. та ін.] ; за заг. ред. канд. юрид. наук О. В. Лісіцкова. – К. : Державна пенітенціарна служба України, 2013. – 270 с.
5. Про оптимізацію системи центральних органів виконавчої влади : Указ Президента України від 9 груд. 2010 р. № 1085/2010 [Електронний ресурс]. – Режим доступу :
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1085/2010.




Рецензии:

12.03.2014, 20:18 Ланин Борис Александрович
Рецензия: Не выделены инновации. Все перечисленные технологии инновациями уже давно не являются. МОжно предложить сменить название: Новые информационные технологии в обучении... После доработки следует представить на повторное рецензирование

19.05.2014 18:18 Ответ на рецензию автора Дука Олег Анатольевич:
Уважаемый Борис Александрович! Благодарю за рекомендации относительно усовершенствования статьи. Высылаю статью с учетом указанных рекомендаций. С уважением Дука О. А. Институт уголовно-исполнительной службы (г. Киев).

12.03.2014, 21:44 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Объем статьи не дает мне нужные информационные, ретроспективные, педагогические и методологические основания дать нужное заключение по поводу ее значимости.У тематики статьи очень много контекстуальных проблем...внедрение...чего..где..каким способом?Инновационные методы приложимые по отношению педагогического опыта и вдруг понятие УВП?В тематике стьтьи нет единной, генерализированной стратегий анализа.Я думаю что тематика интересная и актуальная на основе произходящего на данном етапе в Украины и основный акцент нужно направить по отношению нормативно-методического обезпечения специализированного обучение в ГУИС Украины.
19.05.2014 18:18 Ответ на рецензию автора Дука Олег Анатольевич:
Уважаемый Георгий Тодоров! Благодарю за рекомендации относительно усовершенствования статьи. Высылаю статью с учетом указанных рекомендаций. С уважением Дука О. А. Институт уголовно-исполнительной службы (г. Киев).

12.03.2014, 23:19 Жерновникова Оксана Анатольевна
Рецензия: К статье: Внедрение инновационных методов работы и передового педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс при подготовке будущих офицеров Государственной уголовно-исполнительной службы Украины Рецензия: Хорошая, профессионально написанная статья. Выводы отвечают поставленным задачам. Рекомендую к публикации!
19.05.2014 18:18 Ответ на рецензию автора Дука Олег Анатольевич:
Уважаемая Оксана Анатольевна! Благодарю за хороший отзыв. Внес некоторые изменения учитывая рекомендации других рецензентов. С уважением Дука О. А. Институт уголовно-исполнительной службы (г. Киев).

13.03.2014, 11:25 Тумаш Гелена Юрьевна
Рецензия: Рецензия на статью главного научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории научно-исследовательского центра Института УИС (Украина, г. Киев) Олега Анатольевича Дука Внедрение инновационных методов работы и передового педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс при подготовке будущих офицеров Государственной уголовно-исполнительной службы Украины Статья О.А. Дука представляет собой обобщение способов внедрения передового педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс подготовки офицеров Государственной уголовно-исполнительной службы Украины в высшем учебном заведении III-IV уровня аккредитации – Институте уголовно-исполнительной службы (ИУИС). Данная работа отражает назревшую в обществе проблему зависимости результативности и качества работы органов и учреждений исполнения наказаний от уровня педагогической компетентности офицеров ГУИС. Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества педагогической подготовки офицеров ГУИС Украины на всех уровнях образования: от начальной профессиональной подготовки до полного высшего образования и дальнейшего последипломного образования. Автором исследования рассмотрены значимые работы украинских ученых в области истории пенитенциарной педагогики, социально-воспитательной и психологической работы с осужденными, проблем ресоциализации осужденных и профессиональных качеств пенитенциарного персонала, судя по статье, изучены направления реформирования государственно-правовых, социально-экономических и психолого-педагогических институтов пенитенциарной системы Украины. На основе проделанной работы, исследователем выделены основные направления внедрения в учебно-воспитательный процесс передового педагогического опыта. Ученым обозначена идеология подготовки высокопрофессиональных, высоконравственных, духовно и физически подготовленных сотрудников, способных создать реальные и необходимые условия для исправления и ресоциализации осужденных. В её основе следующие идеи: развитие теоретического мышления, гуманитаризация, интеграция и информатизация образования, развитие внутренних резервов и творческих способностей слушателей, курсантов. Центральная часть статьи посвящена совершенствованию информационно-коммуникативной среды электронного обучения ИУИС. В представленном педагогическом опыте используются как синхронные, так и асинхронные (посредством сайта учебного заведения и аккаунтов педагогов) методы взаимодействия преподавателей с курсантами и слушателями. Этот опыт актуален и заслуживает особого внимания, но, к сожалению, автором не анализируется. В работе обозначены основные направления деятельности по повышению качества профессиональной подготовки курсантов и слушателей в учебном процессе. Приоритетными указаны следующие методы обучения: мультимедийные лекции, использование учебных фильмов и видеоматериалов, проведение тренингов, брейн-рингов, круглых столов, учебно-тренировочных сборов деловых и ролевых игр, компьютерное тестирование. Но в статье отсутствует информация о критериях и показателях, позволяющих оценить эффективность применения данных методов в процессе освоения курсантами и слушателями указываемых автором учебных дисциплин. Статья О.А. Дука ставит проблему психолого-педагогического профессионализма персонала пенитенциарной системы и этим вносит существенный вклад в развитие данного актуального направления педагогической науки. К недочетам работы следует отнести отсутствие систематизации основных направлений внедрения в учебно-воспитательный процесс передового педагогического опыта и соответствующих им методов работы всех субъектов обучения. Указанные замечания не влияют на конечный результат работы – постановку актуальной педагогической проблемы, но хочется обратиться к автору с пожеланиями дальнейшего более детального исследования выдвинутой проблемы с определением уровня и эффективности внедряемых в учебно-воспитательный процесс инноваций. Данная статья рекомендуется к публикации. канд. пед. наук, доцент каф. «О И ЕД» ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)» филиала в г. Ейске Краснодарского края / Тумаш Г.Ю.
19.05.2014 18:18 Ответ на рецензию автора Дука Олег Анатольевич:
Уважаемая Гелена Юрьевна! Благодарю Вас за столь детальный анализ статьи. Размещаю редактированный вариант с учетом рекомендаций других рецензентов. С уважением Дука О. А. Институт уголовно-исполнительной службы (г. Киев).

13.03.2014, 17:50 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Статья, несомненно, посвящена актуальной проблеме. Автор представляет продуктивный опыт обеспечения инновационной направленности развития учебно-воспитательного процесса в соответствующем учебном заведении. Позитивным является тот факт, что реформирование системы профессиональной подготовки специалиста касается не только технологической составляющей, оно обусловлено формированием новой философии деятельности по исполнению уголовных наказаний с ориентацией на доминирование функции ресоциализации осужденных. В то же время, основные акценты в статье поставлены не на установлении основных направлений внедрения в учебно-воспитательный процесс передового педагогического опыта, определении инновационных методов (заявленная цель статьи), а на информационных технологиях и на представлении реального опыта их использования в конкретной образовательной системе. В связи с этим, считаю целесообразным совершенствовать структурную организацию изложения, внеся коррективы в название статьи, цель, выводы. После соответствующих поправок статья может быть рекомендована к печати.
19.05.2014 18:18 Ответ на рецензию автора Дука Олег Анатольевич:
Уважаемая Татьяна Иосифовна! Благодарю за рекомендации относительно усовершенствования статьи. Высылаю статью с учетом рекомендаций. С уважением Дука О. А. Институт уголовно-исполнительной службы (г. Киев).

14.03.2014, 14:18 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Считаю, что в пенитенциарной педагогике появился ещё один серьёзный ученый,который владеет собственным видением истории, теории и практики подготовки кадров для пенитенциарной системы. Мне импонируют подходы уважаемого Автора к вопросам будущего развития подготовки кадров в ИКИС. Статья построена в контексте развития идей выдающихся ученных-пенитенциаристов В.Н.Синёва, А.П.Северова, Г.А.Радова, котрые вместе со своими единомышленниками заложили основы современного видения отечественной пенитенциарной кадровой политики. Ститаю, что Олег Анатолиевич внимательно проанализирует мысли Уважаемых рецензентов и будет их учитывать в своей будущей деятельности. Учитывая социально-теоретическую и практическую актувальность рецензируемой работы и способы раскрытия поставленных вопросов, рекомендую статью Уважаемого О.А.Дуки к печати. С уважением, доктор педагогических наук, профессор Н.А.Супрун.
19.05.2014 18:18 Ответ на рецензию автора Дука Олег Анатольевич:
Уважаемый Николай Алексеевич! Благодарю Вас за хорший отзыв на статью. Высылаю статью с учетом рекомендаций других рецензентов. С уважением Дука О. А. Институт уголовно-исполнительной службы (г. Киев).

16.03.2014, 14:04 Пишун Сергей Григорьевич
Рецензия: Безусловно, декларируется актуальная проблема. Могу согласиться предыдущим рецензентом (Ланин)касаемо того, что представленные инновации это уже давно внедренные и апробированные системы.Технологии-ближе.Реализация педагогического опыта в недостаточной степени подвергнута анализу и главное- какой результат получен.После внесения соответствующих коррективов может быть рекомендована к печати.
19.05.2014 18:18 Ответ на рецензию автора Дука Олег Анатольевич:
Уважаемый Сергей Григорьевич! Благодарю за рекомендации относительно усовершенствования статьи. Высылаю статью с учетом указанных рекомендаций. С уважением Дука О. А. Институт уголовно-исполнительной службы (г. Киев).

1.07.2014, 16:13 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: К положительным характеристикам самой статьи и автора необходимо отнести то, что, судя по рецензиям и отзывам, она нашла уже свох читателей. Автор очень коректно реагирует на все конструктивные замечания Уважаемых рецензентов. Считаю, что все существенные замечания уважаемым Олегом Анатолиевичем уже устранены. Учитывая всё изложенное, думаю вполне возможным рекомендовать рецензированную статью к печати. С уважением, проф.Н.А.Супрун.



Комментарии пользователей:

29.03.2014, 13:15 Белашов Сергей Ильич
Отзыв: "Статья посвящена вопросам внедрения передового педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс Одним из приоритетных направлений деятельности ГПтС Украины является создание эффективной системы отбора и подготовки квалифицированного персонала В основу внедрения образовательных инноваций в ИУИС положены следующие основные идеи: - развитие теоретического мышления, - гуманитаризация и интеграционные процессы в области образования, развитие внутренних резервов и творческих способностей слушателей, курсантов. Важной составляющей инновационной деятельности Института является методика преподавания. Для предоставления содержания образования инновационного характера важное значение имеет информационная его составляющая. Таким образом приоритетными направлениями деятельности Института по обеспечению научно-методического, учебно-методического и технологического внедрения инновационных образовательных технологий должны стать: - распространение передового опыта использования инновационных технологий в учебном процессе ИУИС; - изучение, обобщение и внедрение в учебный процесс инновационных достижений отечественных и зарубежных вузов". - Как видим, о воспитании и перевоспитании, являющихся основным видом работы с осужденными, речь не идет. Главное это содержание заключенных до срока окончания заключения. Утверждение сущ9ествования учебно-воспитательного процесса полностью противоречит теории и практике А.С. Макаренко, утверждавшего «Проблемы школьного воспитания» А.С. Макаренко т. 5 из-во Академии пед.наук 1958 г. 1.«…я и теперь остаюсь при убеждении, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной. 2.…Главной формой воспитательной работы считаю коллектив. 3.…Я считаю, что дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания и как средство воспитания должна отличаться от режима".


19.05.2014, 18:23 Редакция журнала SCI-ARTICLE.RU
Отзыв: Олег Анатольевич, чтобы коллеги, написавшие рецензии на Вашу статью, смогли ознакомиться с новым вариантом статьи, необходимо написать ответ каждому рецензенту.


Оставить комментарий


 
 

Вверх