СТГАУ
студент
Научный руководитель: Глотова Ирина Ивановна, Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы, кредит и страховое дело» ФГБОУ ВПО Ставропольский Государственный Аграрный Университет
УДК 336
Развитие и совершенствование системы государственного финансового контроля, является важным условием повышения эффективности социальных функций государства в процессе реализации своей финансовой деятельности.
В задачи Федерального казначейства, основанного для воплощения в жизнь государственной бюджетной политики, входит кассовое исполнение бюджетов различных уровней, а также организация контроля на различных стадиях бюджетного процесса.
Структура органов Федерального казначейства состоит из центрального аппарата, в который входит 13 управлений по основным направлениям деятельности и 84 территориальных органа (Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства и 83 управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации) [1].
Обратимся к статистическим показателям, характеризующим текущий уровень развития казначейских органов в России. Так, по данным Федерального казначейства, на 01.01.2013 открыто 338 376 лицевых счетов, среди которых:
Не смотря на многолетний опыт существования контрольной деятельности органов федерального казначейства, методологическая база в данной области исследования остается недостаточно разработанной, что влияет на дальнейшее развитие этой сферы.
Как известно, контрольную деятельность системы органов Федерального казначейства можно в целом разделить на два крупных направления:
При этом полномочия в части контроля за исполнением доходной составляющей государственного бюджета существенно выше, чем полномочия при контроле за расходной частью [3. c. 15].
Особое внимание необходимо уделить рассмотрению разделения контрольных функций казначейских органов по временному признаку реализации проверяемых операций, разделяющий контроль на:
Предварительный контроль, осуществляемый казначейскими органами, предшествует фактическому исполнению бюджета или поступлению налоговых и прочих платежей в государственный бюджет, расходованию государственных финансов и принятию каких-либо решений по вопросам финансового и прочего характера.
Текущий контроль представляет собой контроль за оперативной деятельностью на стадии осуществления финансовых операций с бюджетными средствами, который состоит в том числе в постоянной проверке соблюдения главными распорядителями бюджетных средств финансовой дисциплины, проявляющейся в соблюдении установленных правил и норм [2. c. 31].
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика текущего и предварительного контроля в рамках полномочий органов Федерального казначейства.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика текущего и предварительного контроля Федерального казначейства
Критерий |
Предварительный контроль |
Текущий контроль |
Принципы реализации |
Прозрачность, адресность, целевой характер использования государственных средств |
Прозрачность, адресность, целевой характер использования государственных средств |
Методы реализации |
Проведение документальных проверок |
Проведение документальных проверок |
Объекты контроля |
Расходные списания, Сведения о принятых обязательствах, Документы, которые являются основанием осуществления доходной деятельности и предоставляющие право распоряжаться полученными средствами |
Заявки на кассовый расход (на получение наличности). Документы, которые подтверждают принятие бюджетных обязательств |
Технология реализации |
Осуществление процедур, предшествующих санкционированию расходов, в том числе: принятие бюджетных обязательств, подтверждение финансовых обязательств |
Осуществление процедур по разрешению на проведение платежа, в том числе: санкционирование оплаты финансовых обязательств, исполнения финансовых обязательств |
Правовое обеспечение |
БК РФ, лимиты бюджетных обязательств, приказы Минфина России |
БК РФ, приказы Минфина России, приказы ФК и пр. |
В 2011 году завершились мероприятия по реализации Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 – 2011 гг. В соответствии с этим программным документом для повышения эффективности финансового контроля в области предоставления бюджетных услуг посредством смещения акцентов от последующего контроля к использованию преимуществ предварительного и текущего контроля были поставлены следующие задачи по обеспечению:
На современном этапе органами исполнительной власти России осуществляется активное внедрение информационно-технических средств в обеспечение процессов управления качеством оказания бюджетных услуг. Действенное функционирование этих технологий имеет непосредственную связь с мероприятиями по внутреннему контролю.
Совершенствование системы контроля должно осуществляться в рамках трех аспектов:
Организационный аспект. Реализация этого аспекта должна предполагать расширение сотрудничества системы органов Федерального казначейства с другими органами власти. Частично вопрос взаимодействия с прочими органами исполнительной власти был решен в рамках Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 – 2011 годах. Так, в 2006 году было подписано Соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации [2. c. 33].
Мотивационный аспект. В рамках данного направления необходимо продолжить разработку и реализацию мероприятий по мотивации персонала и общественных структур по совершенствованию контрольной деятельности системы органов федерального казначейства. Так, в рамках этого мероприятия уже реализованы конкурсы на лучшее освещение контрольных мероприятий в средствах массовой информации, о лучшем контрольно-аудиторском подразделении Федерального казначейства России.
Информационно-технический аспект. Реализация этого направления имеет особое значение и должна быть направлена на автоматизацию процессов контроля, создание условий для эффективного осуществления дистанционных форм контроля.
Совершенствование системы государственного казначейского контроля позволит обеспечить условия для гибкого управления доходно-расходной частью государственного бюджета, увеличить скорость финансирования государственных программ, минимизировать негативные последствия нецелевого использования бюджетных средств.
Рецензии:
19.03.2014, 21:21 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Логично и конструктивно, рекомендуется к печати
20.03.2014, 15:09 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПЕЧАТИ
20.03.2014, 17:40 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий