Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №7 (март) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 19.03.2014. Последняя правка: 11.12.2014.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСКОГО КОНТРОЛЯ

Воробьева Елена Павловна

СТГАУ

студент

Научный руководитель: Глотова Ирина Ивановна, Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы, кредит и страховое дело» ФГБОУ ВПО Ставропольский Государственный Аграрный Университет


Аннотация:
В данной статье рассмотрено развитие и совершенствование системы государственного финансового контроля. Приведены основные этапы государственного финансового контроля Федерального Казначейства Российской Федерации, а также определены пути совершенствования системы казначейского контроля.


Abstract:
In this article development and improvement of system of the state financial control is considered. The main stages of the state financial control of Federal Treasury of the Russian Federation are given, and also ways of improvement of system of treasury control are defined.


Ключевые слова:
Федеральное Казначейство Российской Федерации, государственный финансовый контроль, предварительный контроль, текущий контроль

Keywords:
Federal Treasury of the Russian Federation, state financial control, preliminary control, current control


УДК 336

          Развитие и совершенствование системы государственного финансового контроля, является важным условием повышения эффективности социальных функций государства в процессе реализации своей финансовой деятельности.

          В задачи Федерального казначейства, основанного для воплощения в жизнь государственной бюджетной политики, входит кассовое исполнение бюджетов различных уровней, а также организация контроля на различных стадиях бюджетного процесса.

          Структура органов Федерального казначейства состоит из центрального аппарата, в который входит 13 управлений по основным направлениям деятельности и 84 территориальных органа (Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства и 83 управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации) [1].

          Обратимся к статистическим показателям, характеризующим текущий уровень развития казначейских органов в России. Так, по данным Федерального казначейства, на 01.01.2013 открыто 338 376 лицевых счетов, среди которых:

  • 33 510 лицевых счетов федерального уровня;
  • 30 430 лицевых счетов уровня субъекта Российской Федерации;
  • 180 826 лицевых счетов уровня муниципальных образований;
  • 93 404 лицевых счета, открытых бюджетным и автономным учреждениям.

          Не смотря на многолетний опыт существования контрольной деятельности органов федерального казначейства, методологическая база в данной области исследования остается недостаточно разработанной, что влияет на дальнейшее развитие этой сферы.

          Как известно, контрольную деятельность системы органов Федерального казначейства можно в целом разделить на два крупных направления:

  • Контроль за доходами бюджетных средств;
  • Контроль за расходами бюджетных средств.

          При этом полномочия в части контроля за исполнением доходной составляющей государственного бюджета существенно выше, чем полномочия при контроле за расходной частью [3. c. 15].

          Особое внимание необходимо уделить рассмотрению разделения контрольных функций казначейских органов по временному признаку реализации проверяемых операций, разделяющий контроль на:

  • Предварительный;
  • Текущий;
  • Последующий.

          Предварительный контроль, осуществляемый казначейскими органами, предшествует фактическому исполнению бюджета или поступлению налоговых и прочих платежей в государственный бюджет, расходованию государственных финансов и принятию каких-либо решений по вопросам финансового и прочего характера.

          Текущий контроль представляет собой контроль за оперативной деятельностью на стадии осуществления финансовых операций с бюджетными средствами, который состоит в том числе в постоянной проверке соблюдения главными распорядителями бюджетных средств финансовой дисциплины, проявляющейся в соблюдении установленных правил и норм [2. c. 31].

          В таблице 1 представлена сравнительная характеристика текущего и предварительного контроля в рамках полномочий органов Федерального казначейства.

          Таблица 1 – Сравнительная характеристика текущего и предварительного контроля Федерального казначейства

Критерий

Предварительный контроль

Текущий контроль

Принципы реализации

Прозрачность, адресность, целевой характер использования государственных средств

Прозрачность, адресность, целевой характер использования государственных средств

Методы реализации

Проведение документальных проверок

Проведение документальных проверок

Объекты контроля

Расходные списания,

Сведения о принятых обязательствах, Документы, которые являются основанием осуществления доходной деятельности и предоставляющие право распоряжаться полученными средствами

Заявки на кассовый расход (на получение наличности).

Документы, которые подтверждают принятие бюджетных обязательств

Технология реализации

Осуществление процедур, предшествующих санкционированию расходов, в том числе: принятие бюджетных обязательств, подтверждение финансовых обязательств

Осуществление процедур по разрешению на проведение платежа, в том числе: санкционирование оплаты финансовых обязательств, исполнения финансовых обязательств

Правовое обеспечение

БК РФ, лимиты бюджетных обязательств, приказы Минфина России

БК РФ, приказы Минфина России, приказы ФК и пр.

      

          В 2011 году завершились мероприятия по реализации Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 – 2011 гг. В соответствии с этим программным документом для повышения эффективности финансового контроля в области предоставления бюджетных услуг посредством смещения акцентов от последующего контроля к использованию преимуществ предварительного и текущего контроля были поставлены следующие задачи по обеспечению:

  • Действенного текущего контроля на каждом этапе и направлении деятельности;
  • Проведения контроля за каждым специалистом и сотрудником, подразумевающего качественное выполнение возложенных на них обязанностей;
  • Осуществление взаимоконтроля в рамках структурных подразделений [2. c. 33].

          На современном этапе органами исполнительной власти России осуществляется активное внедрение информационно-технических средств в обеспечение процессов управления качеством оказания бюджетных услуг. Действенное функционирование этих технологий имеет непосредственную связь с мероприятиями по  внутреннему контролю.

          Совершенствование системы контроля должно осуществляться в рамках трех аспектов:

  • Организационного;
  • Мотивационного;
  • Информационно-технического.

          Организационный аспект. Реализация этого аспекта должна предполагать расширение сотрудничества системы органов Федерального казначейства с другими органами власти. Частично вопрос взаимодействия с прочими органами исполнительной власти был решен в рамках Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 – 2011 годах. Так, в 2006 году было подписано Соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации [2. c. 33].

          Мотивационный аспект. В рамках данного направления необходимо продолжить разработку и реализацию мероприятий по мотивации персонала и общественных структур по совершенствованию контрольной деятельности системы органов федерального казначейства. Так, в рамках этого мероприятия уже реализованы конкурсы на лучшее освещение контрольных мероприятий  в средствах массовой информации, о лучшем контрольно-аудиторском подразделении Федерального казначейства России.

          Информационно-технический аспект. Реализация этого направления имеет особое значение и должна быть направлена на автоматизацию процессов контроля, создание условий для эффективного осуществления дистанционных форм контроля.

          Совершенствование системы государственного казначейского контроля позволит обеспечить условия для гибкого управления доходно-расходной частью государственного бюджета, увеличить скорость финансирования государственных программ, минимизировать негативные последствия нецелевого использования бюджетных средств.

Библиографический список:

1. Бюджетный кодекс РФ [электронный ресурс]. Режим доступа: url:http://www.consultant.ru/popular/budget/.
2. Будагова Н. В. Функции органов федерального казначейства при исполнении бюджетов различных уровней // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 22. С. 30 – 33.
3. Деревянченко Т. А. Казначейство – государственный контролер исполнения федерального бюджета // Финансы. 2011. № 7. С. 15 – 21.




Рецензии:

19.03.2014, 21:21 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Логично и конструктивно, рекомендуется к печати

20.03.2014, 15:09 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПЕЧАТИ

20.03.2014, 17:40 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх