Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №7 (март) 2014
Разделы: Педагогика, Образование
Размещена 31.03.2014. Последняя правка: 14.12.2014.
Просмотров - 2991

Образование для эко-социо-экономического устойчивого прогресса

Степнова Лариса Васильевна

кандидат исторических наук, доцент

МИТХТ им. М.В. Ломоносова

доцент

Степнова Светлана Игоревна, кандидат экономических наук


Аннотация:
Рассматриваются необходимость совершенствования образовательной деятельности, содержание и методы образования для эко-социо-экономического устойчивого прогресса


Abstract:
The need to improve educational activities, content and methods of education for eco-socio-economic sustainable progress are considered


Ключевые слова:
образование, эко-социо-экономический устойчивый прогресс, гармонизация, содержание, инструмент

Keywords:
education, eco-socio-economic sustainable progress, harmonization, content, tool


УДК 37.01

В конце XX в. наш соотечественник, выдающийся ученый, Б.В. Раушенбах с горечью отмечал: «Далеко не уверен, что человечество сохранится еще сто лет» [17]. В настоящее время перед мировым сообществом стоит ряд проблем, от результатов решения которых зависит не только качество его жизни, но и сам факт его существования. Важнейшая роль в решении данных проблем принадлежит образованию.

Основываясь на нормативной базе, научных и публицистических трудах, отчетности предприятий, а также используя методы анализа, синтеза, абстрагирования, исторический, наблюдения, классификации, сравнения, оценим вклад образования в гармонизацию отношений между экологической, социальной и экономической сферами и предложим рекомендации по его увеличению.

Основными актуальными мировыми проблемами в настоящее время являются: увеличение на планете числа и площади территорий, не являющихся жизнепригодными, превращение биосферы в техносферу и социосферу со всеми локальными и, в силу единства мира, глобальными негативными последствиями, активное загрязнение гео-, гидро-, атмо- и биосферы, потеря биологического разнообразия, более частые и более разрушительные стихийные бедствия, отрыв все большего числа людей от жизни в гармонии с природой, рост числа экогенных заболеваний, снижение уровня осмысленности жизни, разрушение института семьи, рост социальной, психологической напряженности, трудности с реализацией базовых прав человека («на жизнь, свободу и личную неприкосновенность»; равенство перед законом; «социальный и международный порядок» и др.), кризисные экономические явления [1, 2, 7, с. 3, 10].

Очевидно, что именно «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.., должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами.., содействовать деятельности … по поддержанию мира» [2].

Принимая во внимание вышеобозначенное, можно заключить, что потенциал образования как фактора гармонизации в системе «человек - общество - мир» реализовывался и реализуется не в полной мере. Необходимо совершенствование образовательной деятельности в направлении увеличения ее вклада в эко-социо-экономическое прогрессивное, гармонизирующее, устойчивое развитие.

Отметим, что в принятом в 2012 г. федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в соответствующей сфере провозглашаются, в том числе: гуманистический характер образования, приоритет жизни, здоровья, прав и свобод человека, «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования», обеспечение права на образование в течение всей жизни [14].

Рассмотрим приоритетные, на наш взгляд, направления работы по совершенствованию образовательной деятельности.

В первую очередь, отметим необходимость повышения качества и объема гуманитарного просвещения. Уместно привести слова нашего выдающегося соотечественника, исследователя русской культуры, академика Д.С. Лихачева: «Главное, формирующее человека, его нравственный мир и … отношение к окружающему, - дается гуманитарными науками, гуманитарной культурой в целом, искусством» [13, с. 168]. Он также отмечал, что: гармония человека с самим собой, гармония взаимоотношенй с природой, гармония взаимоотношений людей планеты - путь решения глобальных проблем; следование путем добра для человека и общества - самый приемлемый, единственный способ обретения этой гармонии; согласие между людьми, народами – самое драгоценное и самое необходимое для человечества [12, 13]. Понимание этих простых истин, к сожалению, не всегда дает современное образование.

В области гуманитарного образования особую роль играют историческое и философское образование. Представляется, что приоритетной целью гуманитарного, в частности, философского, образования должно быть формирование духовной культуры, правосознания, что подразумевает постановку перед обучающимися важнейших вопросов в сфере человеческого бытия и помощь в поиске ответов на них (в эту область входят добро и зло, видимость и сущность, свобода и вседозволенность, правда и ложь, цель и средства ее достижения, активность и пассивность, человек и общество, познание и самопознание, разум, любовь, совесть, нравственность, сочувствие, достоинство, благородство, истина, ответственность и др.) [8, с. 290].

Важнейшим результатом изучения истории, на наш взгляд, должно являться формирование представлений об эволюции всего общества в целом, со всеми его институтами, в его основных противоречиях; формирование гражданственности и патриотизма, исторического сознания, обеспечивающего преемственность поколений, сохранение и развитие культуры. Как отмечал русский историк В.О. Ключевский, «без знания истории, мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться» [11, с. 15].

В современных условиях представляется необходимым активизировать работу по формированию системного, критического и позитивного мышления, его культуры.

Важно также больше внимания уделять методам индивидуального и группового развития, обеспечения комфортного психологического климата в коллективах, а также эффективного использования информационных технологий, телекоммуникаций.

В сфере экологического образования представляется необходимым больше внимания уделять передаче накопленных знаний и генерации новых по следующим направлениям: экологическая культура, здоровый образ жизни; технологии реабилитации окружающей среды, создание веществ, уничтожающих искусственно синтезируемые химические вещества; обеспечение восполняемыми источниками сырья, альтернативными источниками энергии (гелио-, ветро-, био-, геоэнергетика); разработка замкнутых хозяйственных циклов при добыче и переработке сырья; осуществление малоотходных и безотходных технологических процессов; производство экологически безопасных материалов (например, биоразлагаемых полимеров, композитов на их основе); экологически ориентированная межотраслевая кооперация; общественный контроль за соблюдением требований экологической безопасности на производственных объектах; экологический мониторинг.

В области экономического образования отметим важность знакомства обучающихся со следующими методами: системного, ситуационного анализа, STEEPLE-анализа (анализ политических, правовых, природных, экономических, социально-демографических, этнических, технологических факторов работы организации), SWOT-анализа (анализ сильных и слабых сторон объекта исследования, возможностей и угроз во внешней среде), функционально-стоимостного анализа, сравнения (бенчмаркинга), анализа организационных патологий, «разрывов», методами математического, имитационного моделирования, прогнозирования (методы экспертных оценок, экстраполяционные, нормативные и др.), планирования (балансовые, экспериментальные, нормативные, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и др.), методами снижения материало-, энерго-, трудо- и капиталоемкости производств, методами рефункионализации и реструктуризации, процессного консультирования, фасилитации (например, развивающая, динамическая фасилитации, «Выход за рамки», «Саммит позитивных перемен», «Стратегические изменения в реальном времени», «Конференция «Поиск»), методами наставничества, управления качеством, рисками, знаниями. Представляется необходимым знакомить обучающихся с такими инструментами, как оценка кадров «360 градусов», методы Дельфи, конференции идей, мозгового штурма, деловой игры, построения деревьев целей / решений / работ и др.

Представляется весьма актуальным в современных условиях обеспечивать передачу обучающимся знаний о наиболее эффективных, в т.ч. передовых, методах организационного развития предприятий, а также о подходах к управлению их организационным развитием (системным, процессным, проектным, эколого-экономическим, целевым, структурным, динамическим, историческим, поведенческим, интеграционным, ситуационным и др.).

Особо важно, на наш взгляд, предоставлять возможность обучающимся работать над решением реальных задач предприятий-партнеров образовательных организаций; участвовать в реализации внутренних и внешних социальных проектов.

Итак, рассмотрены направления совершенствования образования, соотносящиеся с тремя важнейшими и взаимосвязанными сферами: экологической, социальной и экономической. Отметим теперь некоторые инструменты максимизации результатов образовательной деятельности.

Успешному овладению знаниями и навыками в областях регламентированного и творческого труда, на наш взгляд, будет способствовать использование:

- активных и интерактивных методов обучения (лекции: визуализация, пресс-конференция, диалог, с ошибками, вдвоем, проблемная и др.; семинары: дискуссия, конференция, исследование, учебно-ролевая игра, взаимообучение, деловая игра, разбор ситуаций, тренинг и др.);

- полного системного классификатора методов образования В.В. Гузеева и А.А. Остапенко (имеются в виду комбинации базовых (репродуктивный, программированный, эвристический, проблемный) и игровых, контекстных и модельных методов; классификационный признак - открытость / закрытость элементов образовательного процесса (начальные условия, предполагаемые результаты, промежуточные задачи, пути их решения));  

- различных инструментов оценивания (личностные, профессиональные, ситуационные тесты, тесты способностей, учебных достижений, стандартные, структурированные, неструктурированные, поведенческие интервью, кейс-методики, центры оценивания, различные портфолио и др.) [5, 6].

В обществах, основанных на знаниях, обучение на протяжении всей жизни - необходимость. Ценности гармонии, устойчивого развития, наиболее полной самореализации, здорового образа жизни сотрудников находят в настоящее время отражение в миссии и ценностях предприятий, в повседневной работе по развитию персонала подразделений.

Выделим на основе анализа ряда нормативных и отчетных материалов приоритетные направления в сфере «образование взрослых», способствующие гармонизации отношений во взаимосвязанных экологической, социальной и экономической сферах:

- реализация программ развития талантов (цель - максимальное развитие способностей технических экспертов, экспертов в развитии отношений с клиентами, лидеров бизнес-подразделений, лидеров обмена знаниями);

- информирование о возможностях развития и стимулировании на предприятии, в т.ч. знакомство с системами «грейдов», с механизмами обратной связи, инструментами управления эффективностью деятельности (сбалансированная система показателей (ССП) Р. Каплана и Д. Нортона, трехзвенная модель ССП А. Федосеева и И. Котельникова, «Панель управления», универсальная система показателей Р. Хьюберта, призма эффективности, модели Л. Мейсела, Европейского фонда управления качеством, «Заинтересованная сторона», ключевые показатели эффективности, бюджетирование и др.);

- разработка планов индивидуального развития и контроль за их выполнением;

- сочетание развития на рабочем месте и обучения на опыте других;

- организация стажировок на вышестоящие должности;

- привлечение персонала к работе в межфункциональных проектных командах, к участию в специальных развивающих бизнес-проектах;

- повышение информированности и мобилизация усилий в области охраны здоровья, окружающей среды, знакомство с практиками в сфере бережливого производства, социальной ответственности предпринимательства;

- разработка и реализация программ повышения качества рабочей жизни;

- привлечение работников к созданию тематических форумов в интранет по проблемам эко-социо-экономического развития;

- совершенствование взаимодействия, в т.ч. кластерного, с заинтересованными сторонами;

- знакомство с методами развития организационной культуры, командообразования, медиации, повышения уровня эмоционального интеллекта;

- организация тренингов и посттренинговых консультационных сессий;

- формирование компетенций, позволяющих воспользоваться технологиями дистанционного образования;

- гармонизация взаимоотношений в коллективах через процедуру самовыдвижения в резерв, реализацию идей «двух скоростей» развития, «внедолжностной карьеры» [3, 4, 9, 15, 16, 18, 19].

 

Таким образом,

- в настоящее время необходимо активное совершенствование образовательной деятельности в направлении увеличения ее вклада в гармонизацию эко-социо-экономической системы, в том числе с учетом направлений и методов, приведенных в данной статье;

- гармонизация предполагает согласование целей развития, выработку критериев и оптимальных путей их достижения в экологической, социальной и экономической сферах;

- гармоничное эко-социо-экономическое развитие требует более активного привлечения к процессу выработки и реализации решений всех заинтересованных в этом сторон: представителей центральных, региональных и местных органов государственного управления, представителей предпринимательства, инвестиционно-финансового, научного и образовательного сообщества, общественных организаций; особо важным представляется расширение интеграции, укрепление связей в системе «образование - наука - производство».

Библиографический список:

1. Вернадский В.И. Письмо к Н.Н. Лузину 14.07.1940 // Архив АН. Ф. 518. Оп. 2. Д. 92. Л. 6.
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] // ООН: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 24.03.2014).
3. Гамбургская декларация об обучении взрослых [Электронный ресурс] // ООН: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/hamburg_decl.pdf (дата обращения: 27.03.2014).
4. Годовой отчет 2012 ОАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс] // Проект «Эксперт РА»: [сайт]: [2013]. URL: http://www.annual-report.ru/conference/materials2013/report/sberbank_go2012.pdf (дата обращения: 30.03.2014).
5. Гузеев В.В., Остапенко А.А. Полный системный классификатор методов образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 4. URL: http://www.gouzeev.ru (дата обращения: 10.12.2013).
6. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. 2012. № 2. С. 1-18.
7. Жуков В.И. Мировой кризис: экономика и социология глобальных процессов // Социологические исследования. 2010. № 2 (310). С. 3-10.
8. Ильин И.А. Путь духовного обновления М.: АСТ, 2003. 365 с.
9. Интерактивный годовой отчет 2012 ОАО «РусГидро» [Электронный ресурс]. URL: http://ar2012.rushydro.ru/#/ru (дата обращения: 30.03.2014).
10. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию [Электронный ресурс] // ООН: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/decl_wssd.pdf (дата обращения: 26.03.2014).
11. Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории. М.: Эксмо, 2007. 479 с.
12. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ModernLib.ru: [сайт]. URL: http://modernlib.ru/books/lihachev_dmitriy/pisma_o_dobrom_i_prekrasnom (дата обращения: 29.03.2014).
13. Лихачев Д.С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991. 256 с.
14. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. федерации 26 декабря 2012 г. // Рос. газ. - 2012. - 31 декабря.
15. Печковская Л. Лидерство как талант [Электронный ресурс] // HRM [сайт]. [2009]. URL: http://www.hrm.ru/liderstvo-kak-talant (дата обращения: 10.09.2012).
16. Преподаватели и инструкторы для будущего: профессионально-техническое обучение и подготовка в меняющемся мире. М.: издательство МОТ, 2011. 78 с.
17. Раушенбах Б.В. Праздные мысли [Электронный ресурс] // Журнальный зал в РЖ, «Русский журнал»: [сайт]. [2014]. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2001/5/raushen.html (дата обращения: 24.03.2014).
18. Социально-экологический отчет 2012 ОАО АК «АЛРОСА» [Электронный ресурс] // ОАО АК «АЛРОСА» [сайт]. URL: http:// http://www.alrosa.ru/wp-content/uploads/2013/09/al_a4_full_17_PRINT.pdf (дата обращения: 30.03.2014).
19. Социальный отчет за 2011 год ОАО «Сибур Холдинг» [Электронный ресурс] // ОАО «Сибур Холдинг» [сайт]. URL: http://www.sibur.ru/upload/content_files/SR_SIBUR_2011.pdf (дата обращения: 30.03.2014).




Рецензии:

31.03.2014, 11:21 Кузьмина Виолетта МИхайловна
Рецензия: Анализа нормативной базы я не увидела, годовых и социальных отчетов предприятий - таковых даже в списке литературы нет, соответственно методы наблюдения -не знаю, где вы использовали, поэтому откорректируйте свое начало

01.04.2014 19:19 Ответ на рецензию автора Степнова Лариса Васильевна:
Виолетта Михайловна, статья усовершенствована с учетом Ваших замечаний. Спасибо.

31.03.2014, 15:17 Ланин Борис Александрович
Рецензия: Статья посвящена важной проблеме, однако нуждается в доработке. Следует сформулировать цель написания этой статьи. Тогда станет ясно, какие цитаты оставлять, а какие убирать. Цитирование в статье избыточное, сквозь него не разглядеть авторские идеи. В статье не видно, чего же добивается автор. Приводимые тезисы выглядят настолько естественными, что и доказывать их не нужно, тем более не нужно подкреплять длинными и никак не прокомментированными цитатами. Некоторые из цитат заслуживают как раз критического осмысления. Словом, нужно сформулировать цель, задачи, основные идеи статьи, и тогда станет ясно, для чего она написана и какие позиции отстаивает автор
01.04.2014 19:19 Ответ на рецензию автора Степнова Лариса Васильевна:
Борис Александрович, спасибо за внимание. Статья доработана, Ваши замечания учтены.

31.03.2014, 15:36 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Образование релация общественного развития...Она еманация человеческого стремления к хуманизациий жизни,собственного социума, деятельности,отношений...Тематика не точно формулирована...она имеет очень большие контекстуальные границы интерпретации....Не выведены коректно основные понятия анализационного сравнения...Все поставлено на основе декларативного по своем характере описания...
01.04.2014 20:20 Ответ на рецензию автора Степнова Лариса Васильевна:
Георгий Тодоров, в статью внесены изменения, дополнения. Спасибо.

3.04.2014, 5:08 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема статьи актуальна. Автором предложены интересные направления осмысления данной тематики, проведена историографическая работа. Однако недостаточно собственных выводов.
03.04.2014 12:12 Ответ на рецензию автора Степнова Лариса Васильевна:
Елена Геннадьевна, спасибо за рецензию. Ваше замечание учтено в новой редакции статьи.

3.04.2014, 20:59 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Учитывая, что каждый автор имеет право отстаивать свою позицию, а также соблюдение основных квалификационных требований к оформлению статьи, она может быть рекомендована к публикации.
03.04.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Степнова Лариса Васильевна:
Галина Ивановна, спасибо за рецензию.

7.04.2014, 13:59 Моторина Валентина Григорьевна
Рецензия: Рекомендовать к печати.
07.04.2014 18:18 Ответ на рецензию автора Степнова Лариса Васильевна:
Валентина Григорьевна, спасибо.

8.04.2014, 17:15 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Рекомендовать к печати.
09.04.2014 13:13 Ответ на рецензию автора Степнова Лариса Васильевна:
Николай Алексеевич, спасибо.

30.05.2014, 11:19 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: На наш взгляд - статья представляет одну из работ ОЧЕНЬ СПОРНОГО, с научной точки зрения, взгляда. Именно поэтому рекомендуется к публикации - после дополнения ее авторским предложением "как это сделать" (или акцентировать его в Заключении статьи) в условиях периода беспрецедентного (исторически, для России) финансового дефицита научной деятельности, во-первых, и уж точно не обоснованной научно традиции многочисленных научных изданий взимания платы за "труд" - в компенсацию расходов на издание, с авторов (собственно, уже выполненной деятельности по извлечению научного знания). Успехов!

20.09.2014, 10:24 Быкова Анна Викторовна
Рецензия: Тема статьи актуальна. Использование предлагаемого подхода в процессе вузовской подготовки позволит задуматься над основными вопросами устойчивого развития, а также рассмотреть, где и когда изучаемые теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности.



Комментарии пользователей:

17.04.2014, 9:13 Агакишиева Тахмина Сулейман
Отзыв: Рекомендовать к печати.


Оставить комментарий


 
 

Вверх