Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №9 (май) 2014
Разделы: Образование, Экономика
Размещена 05.04.2014. Последняя правка: 27.05.2014.

Трудоустройство выпускников средних специальных учебных заведений: принимаемые меры и их перспективы

Жалменов Исламбек Улыкбек улы

Каракалпакский Государственный Университет им. Бердаха

Студент

Научный руководитель: Шамшетова Дильяра Сарсенбаевна, КГУ им. Бердаха, кафедра финансов, ассистент. Уралбаева Мадина Уралмирзаевна, НГПИ им. Ажинияза, студент


Аннотация:
В статье рассмотрены проводимые меры в Узбекистане в обеспечении занятости молодежи и сегодняшние результаты.


Abstract:
The article describes implemented reforms in Uzbekistan in the youth employment and current results of them.


Ключевые слова:
образование, молодежь, колледж, выпускники, трудоустройство

Keywords:
education, youth, College, graduates, job placement


УДК: 37.0


В развитии любого общества, с перспективой на будущее, ключевое место принадлежит молодежи. Это такая социальная группа в обществе, которая со временем начнет занимать ведущие позиции в экономике, политике, социальной и духовной сферах и от нее, в полном смысле слова, будут зависеть благополучие в обществе и благосостояние народа.

В наши дни роль образования высока, как никогда в истории человечества. После того как мы оставили позади век промышленности и вступили в век информации, ценность образования стала расти непрерывно.[1]

Всем известно, что уровень развития общества определяется его отношением и вниманием к подрастающему поколению – молодежи. В Республике Узбекистан этому вопросу уделяется огромное внимание. Воспитание духовно и физически развитого поколения является задачей общенационального, общегосударственного масштаба и находится в центре внимания нынешней политики государства. Как отмечал Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов: «Великое будущее нашей страны и наш завтрашний день, свободная жизнь и благополучие, и то, какое место займет Узбекистан в мировом сообществе в XXI веке, - все это зависит прежде всего от нового поколения, от того какими вырастут наши дети».

Это все находят свои отражения в реформах, проводимых в нашей стране. Доказательством этого является то, что половина средств направляемых на социальную сферу, приходится на образование.

 

Таблица 1. Структура государственных расходов на образование в Узбекистане за 2010г.

Наименование

Показатель (%)

1

Дошкольное образование

9.0

2

Общее среднее образование

55.3

3

ССПО

18.6

4

Высшее образование

4.3

5

Другие виды образования

12.8

Всего:

100

* Источник: Аналитическая записка 2012/02 Центра экономических исследований. «Повышение качества человеческого капитала в контексте модернизации экономики и общества».  Ташкент - 2012

 

В рамках реализации Национальной программы по подготовке кадров Узбекистан стал одной из немногих постсоветских стран, который смог не только сохранить, но и создать во многом новую систему среднего специального, профессионального образования, пойдя по пути сбалансированного развития среднего, среднего специального, профессиональ­ного и высшего образования.

В настоящее время в Узбекистане действует система 12-летнего всеобщего обязательного образования – общее среднее образование и средне специальное профессиональное образование. Сформированная система профессиональных колледжей является ба­зой для подготовки квалифицированных кадров, которые призваны стать важным фактором модернизации экономики в рамках стратегии индустриально-инновационного развития страны.

Несомненно, что попытка формирования системы учреждений ССПО, обеспечивающих полный охват учащихся 9-х классов, была ориентиро­вана (явно и неявно) на решение двух задач:

1. Снятие демографического прессинга, повышение возрастной планки для входа на рынок труда для молодежи.

2. Обеспечение лучших условий для трудоустройства для молодежи че­рез получение определенной специальности.[2]

Безусловно, эти задачи очень важны. В частности, задачи получения специальности, быть активными и инициативными личностями, находящие свои места в стремительно меняющихся современных политико-экономических условиях являются актуальными для молодежи, как у нас, так и в других странах мира. А дальнейшее содействие в их трудоустройстве каждым представителем молодежи принимается как поддержка и внимание со стороны государства на пороге первых достижении и успехов в жизненном пути.

 

Диаграмма 1. Количество созданных по Узбекистану новых рабочих мест за первое полугодие 2013 г. в разрезе регионов.

 

 

В Республике Узбекистан проведено ряд мер, предусматривающее достижение вышеупомянутых целей. Созданы механизмы трудоустройства выпускников колледжей:

– Создание новых рабочих мест для молодежи;

­­– Система «предприятие-колледж»;

– Организация трудовых ярмарок;

– Содействие в осуществлении предпринимательской деятельности выпускников;

– Мониторинг трудоустройства и т.д.

Если за первую половину 2013 года по Узбекистану создано 554 398 новых рабочих мест, то 309 463 из них  для молодежи. За 2012-2013 учебный год по всей республике проведено 1052 трудовых ярмарок, а количество «прикрепленных» предприятии составило 194076.

 

Таблица 2. Сведения о занятости выпускников учреждений ССПО 2011-2012 учебного года Республики Каракалпакстан.

Название региона

Занятость обеспечено

в том числе:

Занятость не обеспечено

Трудоустроены

Поступили в ВУЗы

Республика Каракалпакстан

95,4%

96,9%

3,1%

4,6%

 

1

Амударья

99,6%

98,0%

2,0%

0,4%

2

Беруний

97,6%

98,7%

1,3%

2,4%

3

Караузяк

91,9%

95,0%

5,0%

8,1%

4

Кегейли

96,2%

95,8%

4,2%

3,8%

5

Кунград

92,2%

96,7%

3,3%

7,8%

6

Канликул

98,9%

96,3%

3,7%

1,1%

7

Муйнак

93,2%

97,8%

2,2%

6,8%

8

Нукусский район

98,1%

96,3%

3,7%

1,9%

9

Тахтакупыр

90,5%

94,0%

6,0%

9,5%

10

Турткуль

97,7%

98,5%

1,5%

2,3%

11

Ходжейли

90,3%

97,2%

2,8%

9,7%

12

Чимбай

97,6%

97,4%

2,6%

2,4%

13

Шуманай

95,7%

95,4%

4,6%

4,3%

14

Элликкала

99,6%

98,4%

1,6%

0,4%

15

г. Нукус

92,3%

94,8%

5,2%

7,7%

16

г. Тахиаташ

95,1%

97,6%

2,4%

4,9%

* Источник: Рассчитано автором на основе данных Центра ССПО Республики Каракалпакстан за 2011-2012 учебный год.

 

Но в то время, когда количество созданных рабочих мест для молодежи растет, количество трудоустроенных выпускников по своим специальностям все еще остается низким. Если в Республике Каракалпакстан трудоустроены 92,4% выпускников колледжей, то только 39,5% из них трудоустроены по своим специальностям. Здесь внимание привлекает то, что по некоторым специальностям нет трудоустроенных, в то время, когда количество выпускников этих специальностей составляет несколько десятков. Учитывая то, что учреждения ССПО готовят младших специалистов, можно отметить, что такое положение дел, в конечном счете, может привести к дефициту кадров.

Диаграмма 2. Нетрудоустроенные выпускники учреждений ССПО 2011-2012 учебного года Республики Каракалпакстан.

 

* Источник: Рассчитано автором на основе данных Центра ССПО Республики Каракалпакстан за 2011-2012 учебный год.

 

Одной из причин возникшей проблемы является низкое качество образования в учреждениях ССПО, в результате чего многие выпускники колледжей имеют не достаточную теоретическую и практическую основу для профессиональной деятельности, что делает их не конкурентоспособными на рынке труда. Вследствие этого выпускники будут вынуждены работать по другой специальности, в частности в тех сферах, где не требуется профессиональных навыков и знаний.

Для решения этих проблем и дальнейшего содействия в трудоустройстве молодежи в Республике Узбекистан совершенствуется законодательная база, в частности внесены изменения в Трудовой кодекс и в Закон «О занятости населения» Республики Узбекистан.

Безусловно, это является результатом тех реформ и  мер, которые предусматривают достижение благосостояния народа и великого будущего для последующего поколения. 

Библиографический список:

1. Роберт Т. Киосаки, Шарон Л. Лечтер. «Богатый ребенок, умный ребенок». Попурри - 2008
2. Центр экономических исследований. «Основные направления совершенствования системы профессионального образования в Узбекистане». Аналитическая записка 2009/03. Ташкент – 2009




Рецензии:

5.04.2014, 17:36 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Актуально. Рекомендуется к печати

5.04.2014, 17:51 Мельниченко Александр Анатольевич
Рецензия: Имеет место несоответствие названия статьи и ее содержание. Автор доволь неплохо описал состояние с трудоустройством выпусником; при этом крайне скудно описал применяемые меры для улучнения ситуации и практически не определил перспективы развития исследуемой проблемы (не говоря уже о выделении мероприятий, направленных на решение имеющейся проблемы). Доработать.

6.04.2014, 5:29 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Трудоустройство является важнейшим итогом обучения выпускников любого учебного заведения и перспеткивой их личностного и профессионального роста. В этом смысле статья имеет научный интерес. Однако она носит информативный характер, в работе отсутствут выводы автора, имеют место стилистические недочеты и опечатки, например: "Это все находят свое отражение...", "каждой молодежью" и т.д. Также необходимо расширить библиографический список.

6.04.2014, 10:08 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема исследования классифицируется как одна из самых актуальных в развитии образовательных систем не только Узбекистана. Можно искренне порадоваться, что в решении этой проблемы молодежь, в частности студенты, выступают не только объектом, но и субъектом оптимизации процесса трудоустройства молодежи. К тому же, автор не ограничивается констатацией явных достижений страны в этом аспекте, но и выделяет проблемы на основе собственных исследований: систематизации и анализа информации, полученной из официальных источников. Желаю энтузиазма и успехов в дальнейшем научном поиске в этом направлении. Есть некоторые ошибки в тексте и его структурной организации. В целом, считаю, что статья представляет ценность и может быть опубликована в научном журнале.

7.04.2014, 1:12 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья соответствует всем требованиям и может быть рекомендована к публикации

8.04.2014, 17:12 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Рекомендую к печати. Импонирует подход к обоснованию актуальности вопроса исследования.

10.04.2014, 11:42 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати

3.05.2014, 20:42 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Обратите внимание на рецензию Александровой Е.Г. и перед публикацией статьи все же исправите свои ошибки (их гораздо больше, чем указано в рецензии). Например: "В частности, задачи получения специальности, быть активными и инициативными личностями, находящие свои места в стремительно меняющихся современных политико-экономических условиях является актуальным для молодежи, как у нас, так и в других странах мира." - и это одно предложение.



Комментарии пользователей:

27.05.2014, 21:53 Жалменов Исламбек Улыкбек улы
Отзыв: Выражаю свою благодарность всем рецензентам. Статья отредактирована


28.05.2014, 7:06 Редакция журнала SCI-ARTICLE.RU
Отзыв: Необходимо ответить каждому рецензенту оставившему рецензию с замечаниями и рекомендацией доработки. Сделать это нужно через ссылку ответить рецензенту, расположенную после каждой рецензии. В этом случае рецензентам придет оповещение об оставленном Вами ответе на рецензию.


Оставить комментарий


 
 

Вверх