Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 11.04.2014. Последняя правка: 10.04.2014.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОНДИЦИОННАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Жаворонков Сергей Викторович

НИУ "БелГУ" / МБОУ "СОШ №42" г. Белгород

аспирант/учитель физической культуры

Никулин Игорь Николаевич, НИУ «БелГУ», декан факультета физической культуры, кафедра теории и методики физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: 589260@bsu.edu.ru


Аннотация:
В статье отражены данные, характеризующие физическую подготовленность школьников, а так же выявлены ее наиболее проблемные компоненты, определено направление работы по повышению функциональных и кондиционных способностей учащихся на основе экспериментальной методики.


Abstract:
The paper presents data characterizing the physical fitness of students, as well as identified its most critical components, determined the direction of the work to improve the functional abilities of students, and air conditioning on the basis of the experimental procedure.


Ключевые слова:
атлетическая гимнастика, физическая подготовка школьников, функционально-кондиционная подготовка, здоровье школьников

Keywords:
athletic gymnastics, physical training students, conditionally functional training, health of schoolchildren


УДК 372.879.6

Основой процветания страны является здоровье ее нации. Однако, множество авторов отмечает, что показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях различного уровня, имеют негативную динамику.

По данным диспансеризации на 2012 год число детей имеющих отклонения в состоянии здоровья, в сравнение с предыдущими годами возросло, а больше половины обследованных детей имеют хронические заболевания [7].

В последнее десятилетие распространенность функциональных отклонений среди юношей в возрасте 13-17 лет увеличилась более чем на 80% , среди девушек – в два раза. Установлено, что адаптация школьников к учебным нагрузкам происходит за счет значительного напряжения функциональных систем организма.

Следует отметить, что в настоящее время под понятием «здоровье» понимают не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия.

Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (Г. Л. Апанасенко, 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций [12].

Показатели, характеризующие физическую работоспособность, которая является одним из критериев физиологического здоровья, и физическую подготовленность, у современных подростков значительно (на 20-25 %) ниже, чем у их сверстников 80-90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 % девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности [7].

Так, по данным мониторинга Управления образования администрации г. Белгорода 21,1% учащихся среднего и старшего звена имеют низкий уровень физической подготовленности по тестам, предусмотренным школьной программой, 61,2% имеют средний и 18,7% школьников данной возрастной группы относятся к учащимся с высоким уровнем физической подготовленности.

Однако, при детальном анализе данных мониторинга по основным показателям физической подготовленности (по В.И. Ляху) наблюдается дисбаланс в развитии основных физических кондиций [5].

Так по показателям скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, а так же выносливости количество учащихся имеющих низкий уровень проявления этих кондиций колеблется в диапазоне 19,4-25,9%. Результаты проверки силовых способностей (в частности силовой выносливости) показали, что неудовлетворительные показатели имеет 50,4% учащихся.

Выявленные проблемы в подготовленности школьников, а также усиливающийся дефицит здоровья требует принципиально нового подхода к физическому воспитанию в условиях школы.

Изменение вектора работы по функционально-кондиционной подготовке, как показателя физиологического здоровья, должно осуществляться с учетом принципа возрастной адекватности направлений физического воспитания, а также состояния материально-технической базы и гигиенических особенностей современных уроков физического воспитания.

Принцип возрастной адекватности предполагает учет чувствительных зон (сенситивных периодов), в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств человека. Установлено, что в подростковом возрасте возникают благоприятные условия для развития силовых способностей. Между тем можно предположить, что данное обстоятельство учитывается не всеми учителями физической культуры, что находит подтверждение в результатах проверки уровня физической подготовленности [3,6,10,11].

Свое влияние на функционально-кондиционную подготовленность школьников оказывают такие факторы как: отсутствие необходимого спортивного оборудования для организации занятий по некоторым разделам программы (в частности, во многих школах отсутствует материально-техническая база по «Лыжной подготовке» и «Плаванию»); недостаточная теоретическая и методическая подготовка учителей, а также отсутствие условий для занятий «Единоборствами», которые предусмотрены базовой частью программы физического воспитания.

Это, в свою очередь, так же вызывает ряд проблем:

  1. несоответствие количества занимающихся в условиях спортивного зала санитарно-гигиеническим нормам;
  2. резкое снижение общей и моторной плотности занятий;
  3. вовлечение в процесс физического воспитания не всех учащихся класса;
  4. сложность контроля и дозирования нагрузки;
  5. снижение интереса к занятиям физической культурой;
  6. недостаточная реализация задач и требований ФГОС;
  7. возникновение дефицита функциональной подготовки (за счет уменьшения аэробной деятельности на 31-35%).

На этом основании можно утверждать, что реализуемые программы по физическому воспитанию школьников подросткового возраста в г. Белгород не решают в полной мере задач гармоничного физического развития, а, следовательно, и не выполняются требования действующего образовательного стандарта. Возникает острая необходимость корректировки программ физического воспитания в общеобразовательных школах г. Белгорода с целью устранения выраженного функционально-кондиционного дисбаланса.

В настоящее время существует большое количество противоречивых мнений по поводу влияния силовой подготовки на организм. При этом все чаще ученые говорят о негативном влиянии последних, и в особенности на развивающийся организм. Так же предметом споров выступает возраст, с которого можно начинать занятия упражнениями силового характера [1,2,3,4].

В своей статье «Влияние занятий атлетической гимнастикой на скоростно-силовые, силовые и функциональные показатели школьников 12-17 лет» С.М. Гузь и Ш.З. Хуббиев говорят о положительном влиянии силовых упражнений, однако задачи исследования решались в ходе секционных занятий, при этом в эксперименте участвовали школьники, занимающиеся атлетической гимнастикой. Примечательно, что возможности применения средств атлетической гимнастики на уроках физической культуры до конца не разработаны [2].

Перспективным направлением для решения проблем функционально-кондиционной подготовленности, а вместе с тем и улучшения состояния здоровья школьников в условиях современной школы, нам видится разработка такой методики физической подготовки, которая будет комплексно воздействовать как на показатели физической подготовленности (в особенности на силовой компонент, как проблемный), так и физиологические показатели здоровья.

Методологическую основу методики должны составлять научные взгляды специалистов, основанные на понятии «двигательного задания». Построение уроков физического воспитания будет целесообразным если при планировании уроков двигательные задания будут выполняться в пределах оптимальной пульсовой напряженности.

Таблица 1. Примерные зоны пульсовой напряженности тренировочных нагрузок в процентном отношении от ЧССмакс

Зоны интенсивности

Интенсивность (% от ЧССмакс)

Восстановительная зона (R)

60-70

Аэробная зона 1 (А1)

70-80

Аэробная зона 2 (А2)

80-85

Развивающая зона 1 (Е1)

85-90

Развивающая зона 2 (Е2)

90-95

Анаэробная зона 1 (Аn1)

95-100

 

Такой методикой нам видится методика, основанная на использовании средств атлетической гимнастики выполняемых в развивающих (Е1, Е2) и аэробных (А1, А2) зонах интенсивности тренировочных нагрузок с применением регламентированных интервалов отдыха.

Необходимо классифицировать средства атлетической гимнастики с учетом «пульсовой стоимости упражнения» - разности между общим числом ЧСС, зарегистрированных за время выполнения упражнения и исходным ЧСС, взятой  в расчете на длительность выполнения упражнения (∑∆ЧССу = ∑ЧССу – (ЧССисх ∙ tу), а так же с учетом «пульсовой интенсивности упражнения» - ∑∆ЧССу/tу.

На основе данной классификации разработать комплексы функционально-кондиционной подготовки различной пульсовой напряженности, внедрение в образовательный процесс которых, позволит улучшить показатели физической работоспособности, как критерия физиологического здоровья, а также решить проблему выявленного дисбаланса в развитии основных физических кондиций.  

Экспериментальная апробация данного подхода к системе физического воспитания поможет расширить представления о возможностях применения силовых упражнений для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности школьников в условиях современных уроков физической культуры.

Библиографический список:

1. Андреев В.Н., Андреева Л.В. Атлетическая гимнастика [Текст]: методическое пособие. / В.Н. Андреев - М.: Физкультура и Спорт, 2005. - 128 с., ил. - (Физическая культура в школе);
2. Гузь С.М., Хуббиев Ш.З. Влияние занятий атлетической гимнастикой на скоростно-силовые, силовые способности и функциональные показатели школьников 12-17 лет [Текст] / С.М. Гузь, Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - №10(56). - С. 32-37.
3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста [Текст]: Метод. Пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 200 с;
4. Курысь, В.Н. Основы силовой подготовки юношей [Текст] : В.Н. Курысь /. - М.: Советский спорт, 2004. - 264 с.: илл.
5. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] : программы общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А .Зданевич. – М.: «Просвещение», 2010. – 127 с.;
6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учеб. для ВУЗов физической культуры / Л.П. Матвеев. - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2010. - 340 с.: илл.
7. Нагаева Т.А., Ильиных А.А., Закирова Л.М. Особенности состояния здоровья современных школьников [Электронный ресурс] // Здравоохранение: профилактика, ранняя диагностика, доступность и качество медицинских услуг: доклады – 2008. Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3989/3991/document4211.shtml;
8. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
9. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы [Текст]: проект /. - М.: Просвещение, 2010. - 64 с. - (Стандарты второго поколения).
10. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] : учеб. для вузов / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 520 с.
11. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
12. Термодинамика биологических систем [Текст]: Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / Б.С. Доброборский – С-Пб, 2012. – 47с;
13. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх