Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Спорт
Размещена 12.04.2014. Последняя правка: 11.04.2014.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИГРОКОВ В МИНИ-ЛАПТУ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ МЕЗОЦИКЛЕ

Жаворонков Сергей Викторович

НИУ "БелГУ" / МБОУ "СОШ №42" г. Белгород

аспирант/учитель физической культуры

Нестеренко Галина Леонидовна, НИУ «БелГУ», преподаватель кафедры спортивных дисциплин, кафедра спортивных дисциплин, кандидат биологических наук, доцент, E-mail: nesterenko@bsu.edu.ru


Аннотация:
В данной статье отражены результаты эксперимента по совершенствованию специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле.


Abstract:
This article presents the results of an experiment to improve special endurance for skilled players in the mini-lapta in pre competitive mesocycle.


Ключевые слова:
мини-лапта, специальная выносливость, предсоревновательный мезоцикл, квалифицированные спортсмены

Keywords:
mini-lapta, special endurance before competition mesocycle qualified athletes


УДК 372.879.6

ВВЕДЕНИЕ

Оптимизация всех видов подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта и, в частности, в мини-лапте является одной из проблемных задач теории и методики тренировки [2,3].

Изучение особенностей тренировочного процесса в командах  квалифицированных мастеров выявило отсутствие научно обоснованной системы взглядов на тренировочный процесс как явление, зависимое от особенностей соревновательной деятельности.

Анализ соревновательной деятельности сильнейших команд показал, что игра становится более интенсивной и динамичной [2]. Выполнение двигательных действий максимальной интенсивности неуклонно влечет за собой снижение уровня работоспособности и накоплению усталости. Вследствие чего нарушаются координационные способности, что влечет за собой увеличение количества ошибок в выполнении технико-тактических действий, совершаемых отдельными игроками, и, как следствие, снижение эффективности игры команды [5].

Опыт показал, что повышение уровня специальной физической подготовленности игроков значительно влияет на эффективность соревновательной деятельности [5]. Одним из резервов повышения результатов соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки игроков в мини-лапту, и в особенности специальной выносливости [4,6].

         Цель исследования состояла в выявлении эффективности экспериментальной методики совершенствования специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле. Задачи исследования предусматривали: 1) изучение и анализ теоретической и методической литературы по проблеме; 2) выявление уровня  развития специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту; 3) разработку экспериментальной методики совершенствования специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле; 4) экспериментальную проверку и оценку  эффективности разработанной методики. Высказана гипотеза, что совершенствование специальной выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту повлияет на объем выполняемых перебежек, что отразится на результате соревновательной деятельности.

Новизна исследования: подбор средств совершенствования скоростного компонента выносливости был максимально приближен к соревновательным требованиям мини-лапты. Сочетание средств влияющих на разные механизмы энергообеспечения в микро- и мезоцикле позволили повысить показатели скоростной выносливости игроков экспериментальной группы.

МЕТОДИКА

Эксперимент проводился на учебно-спортивной базе Белгородского государственного технологического университета в предсоревновательном мезоцикле в период подготовки игроков к чемпионату России по мини-лапте среди мужских и женских команд (апрель 2013 г.). В эксперименте участвовали две мужские команды численностью по 10 человек каждая. Уровень подготовленности 18 спортсменов соответствовал спортивному разряду КМС, 2 спортсменов имели звание МС.

В исследовании применен педагогический эксперимент, сущность которого состояла в том, что при проведении шестинедельного интервального тренировочного процесса в ударных микроциклах условной единицей нагрузки служило упражнение, заключающееся в максимально быстром пробегании без остановки 2 отрезков по 35 м (полная перебежка из «дома» в «кон» и обратно), а в восстановительные микроциклы включалось упражнение, заключающееся в пробегании отрезка 40 м в максимально возможном темпе.

Предсоревновательный мезоцикл включал в себя  2 серии из 2 ударных микроциклов. После завершения каждой серии применялись микроциклы восстановления.

Целью ударных микроциклов являлось максимально возможное увеличение анаэробно-гликолитических возможностей спортсменов. В восстановительные микроциклы включались упражнения, направленные на увеличение ёмкости креатинфосфатного механизма энергообеспечения мышечной деятельности.

Во время выполнения тренировочной единицы (нагрузки) в ударных микроциклах в ЭГ выполнялось 10 беговых отрезков 35+35 м без остановки  с  максимальной интенсивностью с 20 секундными минимакс интервалами отдыха, а КГ выполняла 12 беговых отрезков 35+35 м без остановки с максимальной интенсивностью с 60 секундными интервалами отдыха; в восстановительные микроциклы в ЭГ и КГ включались 10 беговых отрезков по 40 м с интервалами отдыха 2 минуты между ними.

Так же отличительной особенностью между КГ и ЭГ являлась схема построения малых циклов. В ЭГ ударные микроциклы включали в себя 3 занятия целенаправленно воздействующих на скоростной компонент выносливости. В КГ проводилось 2 вида ударных микроциклов: в-первом случае состоящего из 3 занятий, во-втором – из 2 целенаправленных занятий направленных на совершенствование специальной (скоростной) выносливости.

Тренировочная нагрузка разработанной нами методики выполнялась в конце основной части в ударных микроциклах и в начале основной части, непосредственно после разминки, в восстановительных микроциклах. 

Таблица 1

Объем выполненной работы (м) по совершенствованию специальной (скоростной) выносливости в ЭГ и КГ в ударных и восстановительных микроциклах

Группа/

микроцикл

1 м-ц (м)

2 м-ц

(м)

3 м-ц

(м)

4 м-ц (м)

5 м-ц (м)

6 м-ц (м)

Всего (м)

ЭГ

2100

2100

(1200)

2100

2100

(1200)

8400+(2400)

КГ

2520

1680

2520

1680

8400+(2400)

 

Следует отметить, что ЭГ выполняла более напряженную работу (10х70 м / 20’’) нежели КГ (12х70 м / 60’’). Суммарный объем работы по совершенствованию специальной выносливости в рассматриваемом мезоцикле был одинаков.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На начальном этапе педагогического эксперимента, для оценки начального уровня специальной выносливости, в контрольной и экспериментальной группе было проведено контрольное испытание «Бег 6х40 м через 10 секунд отдыха» (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ динамики результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп

Статистические показатели

Изменения между тестированиями

Экспериментальная

Группа

Контрольная

Группа

Начальное тестирование

Итоговое тестирование

Начальное тестирование

Итоговое тестирование

Ср. арифметическое

6,87±0,05

5,58±0,03

6,65±0,05

6,08±0,06

Прирост от начального уровня

15,5 %

8,9 %

t

20,54

13,48

P

<0,01

<0,01

Сравнительный анализ данных, полученных в результате тестирования экспериментальной и контрольной групп показывает, что результаты  двух групп практически одинаковы.

Проверка результатов с помощью t-критерия Стьюдента показала, что различия в экспериментальной и контрольной группе, в контрольном испытании, отражающем уровень специальной выносливости являются статистически достоверными (t=3,06; P<0,01).

По завершению педагогического эксперимента нами было проведено контрольное тестирование уровня специальной выносливости (см. табл. 2).

Анализ полученных данных показал, что среднегрупповое время выполнения упражнения изменилось как в экспериментальной, так и в контрольной группе. В процентном отношении в ЭГ произошел 15,5 % , а в КГ 8,9 % прирост скоростной выносливости. Статистический анализ результатов выполнения контрольного упражнения выявил достоверное (t=2,96; P<0,01) уменьшение среднегруппового времени выполнения упражнения.

Мы исходили из предположения, что совершенствование специальной выносливости повлияет на объем выполняемых перебежек (ТТД), что отразится результате соревновательной деятельности. В рамках педагогического эксперимента было проведено две товарищеские игры, в ходе которых фиксировалось количество перебежек, выполняемых командами, т.к. игра проходит с переменной интенсивностью, то в своей работе мы решили оперировать относительными данными, приведенными к минуте игрового времени (табл. 3).

Таблица 3

Количество значимых ТТД (перебежек), выполняемых ЭГ и КГ в ходе соревновательной деятельности в единицу игрового времени

Группа

Количество перебежек в минуту игрового времени (переб./мин)

До эксперимента

После эксперимента

ЭГ

1,01

1,33

КГ

1,06

1,13

Счет в матче

49:52 (в пользу КГ)

68:56 (в пользу ЭГ)

Таким образом, полученные данные позволяют нам утверждать, что изменение уровня специальной выносливости в результате применения разработанной нами экспериментальной методики повлияло на количество технико-тактических действий, имеющих наиболее значимый вклад в результативность игры команды.

Увеличение количества действий свидетельствует о более эффективной игре команды [1], что находит подтверждение в результатах товарищеских игр.

ВЫВОДЫ

  1.  Применение минимакс интервалов отдыха в ударных микроциклах более эффективно для совершенствования специальной (скоростной) выносливости у квалифицированных игроков в мини-лапту в предсоревновательном мезоцикле чем напряженные (неполные) интервалы отдыха;
  2. Изменение уровня специальной выносливости влияет на увеличение объема перебежек, выполняемых в ходе соревновательного поединка.

Библиографический список:

1. Германов Г. Н. Анализ состязательной нагрузки и структуры соревновательных действий юных и квалифицированных игроков в русскую лапту / Г. Н. Германов, Е. В. Готовцев // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 9. — С. 50-54.;
2. Костарев А. Ю. Временные характеристики технико-тактических действий в русской лапте / А. Ю. Костарев // Физическая культура: воспитание, образо­вание, тренировка. - 2004. - № 2. - С. 28-30.;
3. Костарев А. Ю. Русская лапта : техника и тактика игры : учеб.-метод. по­собие / рец. Р. М. Валиахметов, С. В. Павлов. - Уфа, 2003. - 46 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л.П. Матвеев. – 3-е изд.–СПб.: Лань, 2003.–160 с.
5. Рудов В.М. Методические рекомендации по организации и управлению учебно-тренировочным процессом в спортивной тренировке / В.М. Рудов. - Строитель, 2008. - 109 с.;
6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2008. – 480 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх