Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 28.05.2014. Последняя правка: 28.05.2014.

Дистанционный надзор и инспектирование банков

Иванец Ирина Александровна

ПолесГУ

студент

Научный руководитель: Бондарь Алеся Геннадьевна, ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, УО «Полесский государственный университет»


Аннотация:
Актуальность темы исследования обусловлена проблемой укрепления и развития банковской системы, которая должна всегда находиться в центре внимания государства и общества, так как от их эффективного решения зависит не только состояние банковского сектора, его способность выполнять присущие ему уникальные функции, но и устойчивость, и безопасность финансовой системы страны в целом. Важным условием успешного функционирования банковской системы рыночного типа является ее государственное регулирование.


Abstract:
Background research problem due to the strengthening and development of the banking system, which should always be the focus of state and society, as from their effective solution depends not only on the state of the banking sector, its ability to perform its inherent unique features, but also the stability and security of the financial system of the country as a whole. An important condition for the successful functioning of the banking system is its market-type state regulation.


Ключевые слова:
дистанционный надзор; инспекционный надзор; Национальный банк

Keywords:
remote supervision; inspection supervision; National Bank


УДК 33

В Республике Беларусь сложилась система банковского надзора, которая в целом соответствует мировым стандартам. Она включает регистрацию и лицензирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществление дистанционного надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применение соответствующих мер надзорного реагирования к банкам в случае нарушения ими банковского законодательства или ухудшения их финансового состояния, реорганизации и ликвидации банков, а также макропруденциальный надзор, предусматривающий мониторинг состояния всего банковского [1].

Актуальность темы исследования связана с проблемами упрочнения и усовершенствования банковской системы, которая должна всегда быть в центре внимания общества и государства. Это связано прежде всего с тем, что от их результативного решения зависит не только положение всего банковского сектора, его способность выполнять присущие ему исключительные функции, но и устойчивость, и безопасность финансовой системы страны в целом. Важным условием успешной работы банковской системы рыночного типа является ее управление со стороны государства.

В новом состоянии хозяйствования возникает необходимость в регулировании деятельности банковского контроля на международном уровне для того чтобы обеспечить постоянность банковской системы на международном уровне, ее финансовой независимости, безопасности действий. Исходя из указанной цели для надзора банков присущи следующие принципы:

– оперативная и финансовая независимость банковского контроля от других функций государственного регулирования и управления, включая и осуществляемые Национальным Банком Республики Беларусь. Цели и функции банковского контроля могут отклоняться от целей и функций других органов государственного регулирования;

– обильность средств и полномочий органов банковского надзора для получения и контроля данных о деятельности банков, а также связанных с банками лиц и учредителей банков, включая надзорный контроль на местах, а также по обязательному исполнению принятых решений в рамках надзорных функций. Надзорный орган имеет доступ к любым сведениям о деятельности банка для определения их сущности и составления обоснованного суждения о рисках, принятых на себя банком при их осуществлении;

– невмешательство в оперативную работу банков. Орган по надзору за банками, если обладает большими полномочиями общих пруденциальных требований и ограничений, а также по использованию корректировочных мер влияния к банкам, не обязан вмешиваться в оперативную работу банков, давать инструкции о выполнении или невыполнении тех или иных видов операций с тем или иным клиентом;

– стимулирование и гарантировании рыночной дисциплины в банковской системе, стимулирование результативного корпоративного регулирования в банках, содействие в гарантировании прозрачности банковских действий для участников рыночных отношений.

Контроль за банковской деятельностью исполняется различными органами: Национальным банком Республики Беларусь, центральными банками других государств, международными организациями [2].

Дистанционный надзор- это составная часть текущего надзора за банком, которая базируется на анализе передачи банками балансовой и пруденциальной отчетности, материалов инспекций и прочих сведений, которые имеют отношение к их работе. В структуре Главного управления банковского надзора Национального банка функции дистанционного надзора фиксируются за Управлением организации надзора.

Главной целью дистанционного контроля является утверждение всей совокупности мер надзорного реагирования, которые содействуют снабжению банком надежного и ликвидного функционирования, защита потребностей кредиторов банков, минимизация риска банкротств  и издержек, связанных с ними [5].

В течение 2012 года сотрудниками Национального банка, осуществляющими дистанционный надзор, на постоянной основе проводился мониторинг выполнения банками нормативов безопасного функционирования и иных пруденциальных норм и ограничений в отличие от 2011 года, когда органами надзора осуществлялся мониторинг негативных тенденций и повышенных рисков деятельности банков в связи с кризисной ситуацией в экономике [4]. Для выявления причин и обстоятельств несоблюдения банками пруденциальных требований Национальным банком проводились рабочие встречи с исполнительными органами банков, принимались меры надзорного реагирования, направлялись рекомендации высшим органам управления банков [3].

Инспекционный надзор в отличие от дистанционного надзора позволяет приобрести более точное представление о профиле риска банка, основываясь на количественные и качественные сведения, полученные в результате проверки. Все-таки он имеет некоторую ограниченность, так как необходимо вовлечение немалых надзорных ресурсов, часто является затратным для банков и может осуществляться только на периодической основе. Содержащиеся в инспекционных оценках сведения в течение полугода утрачивают свою значимость. Что касается дистанционного надзора, то он осуществляется непрерывно,  следовательно, полученная в ходе него оценка всегда актуальна [5].

Дистанционный контроль применяется как система раннего предостережения, которая разрешает контрольным органам принимать решения о применении к банкам корректировочных мер к ухудшению ситуации или к проведению ревизионной проверки на месте.

Основными задачами дистанционного надзора в Республике Беларусь на современном этапе являются:

— изучение характеристик деятельности, профиля рисков и качества работы банков и их мониторинг на постоянной основе;

— контроль за выполнением банками пруденциальных нормативов безопасного функционирования и других юридических требований;

— определение и изучение потенциальных проблем банка на ранней стадии;

— определение оценки перспективы развития банков;

— обеспечение руководства банковского надзора текущими надзорными сведениями;

— принятие при необходимости надзорных мер [2].

Повышенное внимание дистанционного надзора привлекает быстрое развитие отдельных банков, характеризующееся значительным увеличением валюты баланса за определенный период в связи с ростом объемов банковских операций, существенными институциональными изменениями, выражающимися в бурном возрастании численности персонала, количества подразделений банка.

В границах осуществления задач продолжается работа по формированию и автоматизации целостной системы анализа финансовой позиции банков, итоговым результатом которой должна быть общая система обработки, сбора и представления информации, необходимой для формулирования реального финансового состояния каждого зарегистрированного на территории Республики Беларусь банка, идентификации и оценки уровня имеющихся рисков [4].

Таким образом, оптимальный вариант банковского надзора предусматривает координацию усилий дистанционного надзора и инспектирования, так как эти методы являются взаимодополняемыми.

Библиографический список:

1. Организация банковского надзора // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2000. –Режим доступа : http://www.nbrb.by
2. Банковский надзор и аудит: Практикум. – Учеб. пособие / М.С. Шидловская. – Минск: Выш. шк., 2003. – 318 с.
3. Указ Президента РБ от 18.05.12 № 234 «Об утверждении годового отчета НБРБ за 2011».
4. Указ Президента РБ от 29.04.13 № 210 «Об утверждении годового отчета НБРБ за 2012».
5. Банковский аудит: учебное пособие / под ред. Ефремовой Л.С. – Минск: БГЭУ, 2007. - 389 с.




Рецензии:

28.05.2014, 23:30 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Информативно, сдержано, актуально, не хватает научной новизны и предложений, доработать. После доработки рекомендуется к печати

29.05.2014, 15:11 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

3.06.2014, 12:09 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх