Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика, Образование
Размещена 15.05.2014. Последняя правка: 15.05.2014.
Просмотров - 3477

Организация проектной деятельности на занятиях «Информатики»

Оралбаева Карлыгаш Вахитовна

Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова

студентка специальности 5В060200 - Информатика

Жамбаева Анара Куанышбековна, магистр естественных наук, преподаватель кафедры информатики и математики Костанайского государственного университета имени А. Байтурсынова, г. Костанай, Республика Казахстан


Аннотация:
В данной статье описывается применение проектного метода обучения на уроках Информатики с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.


Abstract:
This article describes the use of project method of learning at computer science lessons with means of modern information and communication technologies.


Ключевые слова:
метод проектов, учебный проект, информатика, правила дорожного движения

Keywords:
project method, training project, computer science, the rules of the road


УДК 371.388.6

Школьный курс ориентирован на овладение учениками методами и средствами ИКТ для решения задач и формирование навыков осознанного и рационального использования компьютерной техники в своей учебной, а в дальнейшем возможно и в профессиональной деятельности. Вместе с тем при обучении курса информатики возникает ряд проблем, таких как недостаточность и неравномерность подготовки обучающихся, низкий уровень мотивирования обучения; динамичность обновления содержания курса информатики [1]. 
В связи с этим, перед современным учителем возникает необходимость выбора форм, метода и приемов обучения, которые позволили бы решить данные проблемы, а многообразие современных педагогических технологий обучения помогают повысить эффективность процесса обучения. К примеру, проектный метод обучения обладает рядом преимуществ: 
- рационализация учебного процесса при вариативности и альтернативности способов обучения, 
- личностно-ориентированный подход, позволяющий активизировать творческие и познавательные способности, 
- активное использование современных информационных технологий, 
- ориентированность обучения на решение "жизненных" проблем.

Однако при всех достоинств метода проекта, все же не стоит забывать о том, что учитывать только интересы обучающихся не стоит, поскольку это лишает учебный процесс систематичности и последовательности обучения, а также снижает общий уровень подготовки школьников [2].

Примером организации проектного метода обучения на занятиях «Информатики» можно привести школьный проект «Перекресток».

Проект «Перекресток»

Тип проекта: творческий, общий.

Пояснения: Данный проект носит творческий характер, что позволяет в наибольшей степени учитывать индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Творческие проекты, как правило, не обладают детально проработанной структурой, она только обозначается и в дальнейшем развивается, подчиняясь законам логики и интересам обучающихся. Однако вы можете договориться с участниками проекта о предполагаемых результатах, а также форме представления проекта. 
Предположительный контингент – 8-11 классы. 

Планируемый результат: создание школьниками видеофильма о правилах дорожного движения.

Цели: провести профилактическую воспитательную работу, и вызвать интерес к изучению ПДД и дорожных знаков. Научить использовать знания по ПДД на практике, способствовать сознательному выполнению ПДД, воспитывать у учащихся культуру поведения на дорогах. Закрепить навыки управления информационными процессами и самостоятельного выполнения задания.

Учебно-педагогическая задача: на основе материала «Правила дорожного движения Республики Казахстан» или Интернет-ресурсов собрать, проанализировать, написать сценарий, видео фильма о соблюдении ПДД, по возможности добавить собственные комментария или примеры. Представить учебный проект, обосновав важность темы, так как у детей, особенно младшего школьного возраста, отсутствует защитная психологическая реакция на предотвращения опасных ситуаций на дороге, которая характерна взрослым. Статистика подтверждает, что большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Особенно часто в беду попадают дети.

Предметно-содержательная область: информатика, ОБЖ, ПДД.

Длительность: 2-3 недели

Вопросы, направляющие проект: для выполнения учебного проекта, учитель обязан разработать, так называемую, триаду вопросов, которые помогут участникам проекта решить поставленую задачу или проблему.

Основополагающий вопрос: Дороги здесь встречаются и снова разбегаются…

Проблемные вопросы: 
1) Как избежать опасности на перекрестках?
2) Внимателен ли ребенок на улице?
3) Для чего нужно знать правила дорожного движения? 

Вопросы учебной темы:
1) Какую «зебру» можно увидеть на улицах города?
2) Что такое островок безопасности?
3) Где можно играть в различные игры?

В ходе выполнения проекта должны быть выполнены следующие задачи:
- закрепить навыки поиска и использования источников информации, а также Интернет ресурсов, систематизации полученной информации;
- актуализировать знания правил дорожного движения и дорожных знаков;
- научить способам создания видеофильма и сформировать навыки работы с монтажом видео;
- развить творческие способности обучающихся;
- научить объективно оценивать опасность при не соблюдении детьми правил дорожного движения.

Гипотеза: данный проект позволяет познакомить обучающихся не только с навыками поиска, сбора и систематизации информации, но и навыками создания и монтажа видеофильмов.

В ходе работы над проектом следует отметить следующие пункты, необходимые для рассмотрения данной темы:
- знание правил дорожного движения
- навыки создания и монтажа видеофильма.

Предположительные результаты выполнения проекта:
1.Формируются и отрабатываются: знания правил безопасного поведения на улицах и дорогах; умение предусматривать возможную опасность и находить возможности их избежания; умения представить информацию в доступном и интересном виде; умение выражать свои мысли, увлечь аудиторию; умение работать в группе, в команде; навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; навыки выступления на видеокамеру (ораторское искусство); 
2. Активации осознанного отношения учащихся к вопросам личной безопасности, и демонстрирование дисциплинированности и самостоятельности в соблюдении ПДД. 
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с мультимедийными возможностями представления информации. 
4. Обучающийся изучает теоретический материал и соответствующее программное обеспечение, необходимое для выполнения проекта. 
5. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы. 
6. Отношения с преподавателем переходят на уровень сотрудничества. 
7. Повышается самооценка обучающихся.

Вывод: данный проект предполагает творческий подход, реализуемый с помощью любых информационных технологий, именно большое разнообразие данных технологий позволяет усилить мотивацию работы над проектом. При этом проект носит еще и воспитательный характер, что особенно важно при нынешнем увеличении количества автомашин, так как участие школьников в работе над данным проектом станет средством воспитания активной жизненной позиции по отношению к негативным социальным явлениям, на примере нарушения ПДД.

Полученные результаты: результатом учебного проекта явился обучающий видеофильм, расказвающий о правилах поведения на дорогах. Данный видеофильм показывает примеры, того как школьник может безопасно добраться до школы пешком или на общественном транспорте. В дальнейшем видеофильм можно показывать в младших классах. Ребятам будет интереснее узнать о важных правилах дорожного движения не от учителя или полицейского, а от таких же школьников, как и они. 
Данный проект был выполнен учениками 9 класса КГУ «Юбилейная средняя школа отдела образования акимата Тарановского района».

Во время работы над проектом возникли затруднения со знаниями и навыками создания видеофильма и монтажа.

Выполненный видеофильм были оценен экспертами Юнусовой О.В., Смотровой Л.И., Трефиловой Т.И. по всем критериям со средним баллом 5, и был представлен на конкурс слета юных инспекторов движения, который проходил в Тарановском районе, Костанайской области, Республика Казахстан и занял первое призовое место.

Библиографический список:

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2008 – 360 c.




Рецензии:

15.05.2014, 19:26 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья очень актуальна по отношения проблематики и сфера приложения.Очень часто приложение интеракционной методики как в Вашем случае класифицируется как проявление проектно ориентированного обучения.Слова для опоры: -проект, проектная деятельност, сравнение между образовательном проекте и проективная методика(с приложение в психологий личности).Проекты бывают разного порядка, типа и вида.Нужно конкретизировать методические постулаты ваших примеров.Иначе оти не лишены региональной логики применетия.После доработки статья можеть быть публикована.Удачи Вам.

15.05.2014, 21:54 Пишун Сергей Григорьевич
Рецензия: Проект, описанный в статье, имеет правильно обозначенную цель, ключевые вопросы, ориентирован на определенный возраст учеников, автор представляет конечный результат и сферу применения результатов данного проекта. Однако в описании проекта следовало бы обратить внимание на этапы его реализации именно в условиях проведения уроков информатики, четко обозначить источники информации для создания видеофильма (встречи с полицейскими, режиссерами, мастерами монтажа и т.д.), учесть трудности, которые могли возникнуть в процессе реализации проекта и предусмотреть возможные варианты их решения. Информацию следовало бы дополнить количеством часов, отведенных на изучение. Непонятными остались критерии оценки проекта.При создании проекта стоит обратить внимание на их классификацию, соответственно которой создается данный проект, что облегчит понимание его структуры и особенностей реализации. После доработки статья может быть рекомендована для публикации.

16.05.2014, 4:35 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема интересна и актуальна, однако недостаточно раскрыта. Автору необходимо либо конкретизировать название работы, либо расширить ее содержание. Стоит также обратить внимание на стилистическое оформление работы, пересмотреть ее структуру.

16.05.2014, 8:48 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Не вызывает сомнения актуальность проблемы, ее значение для оптимизации системы учебной деятельности школьников на занятиях по информатике, формирования их компетентности в использовании компьютерной техники. Отдельные поздравления по поводу такой высокой продуктивности апробированного проекта, что, несомненно, вызывает особый к нему интерес. Замечания касаются формы представления опыта как информации, которая имеет статус научной статьи. Проект - это метод (или технология), который предусматривает не только цель, задачи и предполагаемый результат, но и логику работы (методику, технологию, правила). Они реально представляют ценность. Гипотеза - это не утверждение, а предположение. В статье есть стилистические и грамматические ошибки. После внесения корректив статья может быть рекомендована к печати.

18.05.2014, 23:29 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Совершенно согласна с коллегами и в отношении актуальности и необходимых доработок. После внесения изменений статьи может быть рекомендована к пуликации.

1.06.2014, 21:03 Ермакова Елена Владимировна
Рецензия: согласна с коллегами в отношении доработок статьи. После сделанных изменений статья может быть напечатана.

4.08.2014, 15:26 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Теоретическая и практическая значимость предложенной статьи весьма высока. Автором была проделана работа по устранению недочетов, на которые указали рецензенты. И несмотря на то, что стилистические ошибки устранены не полностью (практико-ориентированный характер работы "сбивает" автора с научного стиля), в настоящем виде данная работа может быть рекомендована для публикации в качестве научно-методической разработки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх