Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №9 (май) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 27.05.2014. Последняя правка: 28.05.2014.

Государственный бюджет: понятие, сущность и его роль в формировании финансовых ресурсов государства

Мосевич Наталья Викторовна

Полесский государственный университет

студент

Научный руководитель: Бокша Надежда Владимировна, магистр экономических наук, старший преподаватель, Полесский государственный университет, nbocsha@mail.ru


Аннотация:
В данной статье рассмотрены вопросы о государственном бюджете страны, его понятии и сущности. Также были представлены классификация доходов и расходов бюджета. Описана роль государственного бюджета в экономике. Особое внимание было уделено анализу процесса бюджетного планирования с 2009 по 2013 гг., а также прогнозу на 2014 год.


Abstract:
Questions about the State budget were discussed in this article, also its concept and essence. Classification of revenues and expenditures were also represented. The role of the state budget in the economy is described. Particular attention was paid to the analysis of the process of budget planning from 2009 to 2013., and the forecast for 2014.


Ключевые слова:
государственный бюджет; доходы и расходы государственного бюджета; консолидированный бюджет; дефицит и профицит консолидированного бюджета

Keywords:
state budget; revenues and expenditures of the state budget; consolidated budget; deficit and the consolidated budget surplus


УДК 336.14

Одним из наиболее важных составляющих, которые позволяют государству осуществлять социальное и экономическое регулирование, является финансовый механизм. А так как государственный бюджет является главным звеном финансовой системы общества и определяется актуальность данной темы.

Государственный бюджет – централизованный денежный фонд государства, образование которого необходимо для материального обеспечения государственных функций и состоит из двух частей – доходной и расходной. В доходной части отражаются источники поступления средств в бюджет, а в расходной – направление их использования [3, с. 111-112].

Бюджетная систему Республики Беларусь можно представить в следующем виде.

Государственный бюджет Республики Беларусь:

  • республиканский бюджет;
  • бюджет г. Минска;
  • бюджеты областей:
    • областной бюджет;
    • бюджеты городов областного подчинения;
    • бюджеты районов:
      • районный сельские и поселковые;
      • бюджеты городов;
      • бюджеты районного подчинения.

В процессе мобилизации и расходования финансовых ресурсов возникают отношения по поводу образования и использования средств бюджетов, которые материализуются в таких категориях, как доходы и расходы бюджетов [4, с. 26].

Бюджетная классификация в системе  государственных  финансов обеспечивает  учет  и  систематизацию  информации о состоянии бюджета. В соответствии с постановлением Министерства финансов РБ «О бюджетной классификации РБ» доходы бюджета включают: налоговые и неналоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование и безвозмездные поступления.

Расходы госбюджета классифицируются по направлениям расходования финансовых ресурсов государства, так выделяют расходы: на правоохранительную деятельность,  на судебную власть и на обеспечение безопасности; на национальную оборону и экономику; на охрану окружающей среды; на общегосударственную деятельность; на жилищно-коммунальные услуги; на образование; на здравоохранение; на образование; на физкультуру, культуру, СМИ; в области социальной политики [2].

Роль  госбюджета в экономике заключается в следующем:

1. Бюджет является основой воздействия на развитие экономики.

2. Бюджет играет значимую роль в решении социальных проблем.

3. Государственный бюджет становится на современном этапе развития экономики одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики.

4. Государственный бюджет играет важную роль в сглаживания экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.

5. Основная   роль   бюджета   заключается   в   том,   что   он   каждый год мобилизует    и    концентрирует    денежные    накопления    организаций, предприятий и населения в централизованном государственном фонде.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на отчетный год и имеет силу закона. Он утверждается законодательными органами власти. Сделав анализ процесса бюджетного планирования с 2009 по 2013 гг., можно наблюдать динамику, а также выявить тенденции соответствия плановых показателей показателям исполнения бюджета [2].

Таблица 1 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2009 – 2013 гг.

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

(прогноз)

Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб

62 808

48 754

85 608

157 956

192 633

214 240

в процентах к ВВП

45,7

29,6

28,8

29,9

30,9

30,0

Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 

63 766

52 980

79 428

155 169

193 915

203 560

в процентах к ВВП 

46,4

32,2

26,7

29,4

31,1

30,1

Дефицит(-), профицит(+) 
консолидированного бюджета, млрд. руб.

-958

-4 226

6 180

2 787

-1282

-10 680

в процентах к ВВП 

-0,7

-2,6

2,1

0,5

0,2

0,1

Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу, млрд. руб.

32 155

21 504

34 288

64 517

69 122

87 100

в процентах к ВВП 

23,4

13,1

11,5

12,2

13,0

11,1

 

В 2009 по сравнению с 2010 годом доходы консолидированного бюджета снизились,  а с 2009 по 2012 наблюдалось их стремительное ежегодное повышение, и в 2013 г. составили 192 633 млрд. руб. (таблица 1). Доходы консолидированного бюджета в 2013 г. оцениваются на уровне 30.9% от ВВП, что превышает уровень 2012 г. на 0.9% от ВВП. Положительный эффект связан с ростом доходов от НДС и акцизов, а также поступлений от подоходного налога. Данные группы налогов должны обеспечить рост доходов бюджета от ВВП и в будущем. Это позволит компенсировать потери в доходах от налога на прибыль и налогов на внешнеэкономическую деятельность, снижение которых связано с сокращением импорта в странах таможенного союза [1].

Что касается расходов государственного бюджета, то наибольший удельный вес в процентах к ВВП наблюдался в 2009 г. (46,4 %), наименьший - в 2011 г. (26,7%) [5, c. 18]. Рост в 2013 г. (на 1.7% от ВВП) связан с увеличением расходов на оплату труда, активным финансированием инвестиций, увеличением поступлений от налогов на товары и услуги. Во-первых, поступления от НДС выросли за счет отмены льгот по уплаты налога с услуг связи и увеличения доли импорта в ВВП. Во-вторых, дополнительный доход бюджета от ВВП был обеспечен увеличением ставок акцизов [1].

Относительно дефицита и профицита консолидированного бюджета с 2009 по 2013 гг., максимальный дефицит консолидированного бюджета был в 2010 году (- 2,6% ВВП), но в 2011 г. с помощью девальвационно-инфляционной спирали уже был зафиксирован профицит в 2,1% ВВП. В остальные годы баланс варьировался в пределах от дефицита -0,7% ВВП в  2009 г. до профицита в 0,5% ВВП в 2012 г. По мнению МВФ «одной из основных проблем являются квазифискальные операции, т.к. рост зарплаты и объемы директивного кредитования остаются слишком высокими» [1].

Значительную часть в бюджете составляют расходы на социальную сферу (оплата труда, пособия, стипендии, пенсии, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов) [5, c.17].

Основными целями для сектора государственных финансов будут являться: гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внутренними и внешними кредиторами, повышение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита уязвимых слоев населения.

В 2014 г. рост доходов возможен только за счет акцизов, в то время как плохие финансовые показатели реального сектора будут благоприятствовать сокращению поступлений в бюджет от налога на прибыль и неналоговых доходов. Введение транспортного налога существенно не отразится на уровне доходов бюджета. В результате доходы консолидированного бюджета в 2014 г. прогнозируются на уровне 30% от ВВП [1].  

В 2014 г. планируется, что правительство будет вынуждено несколько снизить финансирование инвестиционной программы и текущих трансфертов. Кроме того, для сбережения  сбалансированности бюджета потребуется существенное сокращение темпов роста реальной заработной платы в бюджетном секторе.

 Расходы консолидированного бюджета на социальную политику, образование, культуру, здравоохранение, средства массовой информации и спорт в будущем будут увеличиваться и в совокупности составят 87 100 млрд. руб.   

Являясь основным финансовым планом государства, бюджет дает политической власти возможность осуществлять властные полномочия, а также дает государству реальную политическую и экономическую власть. Показывая величину имеющихся резервов, бюджет измеряет налоговый состояние страны. Концентрируя направления расходования средств и  процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, бюджет является отражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.

Таким образом, бюджет, соединяя в себе основные финансовые составляющие (государственный кредит, налоги, государственные расходы), является ведущим элементом финансовой системы любого государства, а также  играет как значимую экономическую, так и политическую роль в любом обществе.

Библиографический список:

1. Беларусь: макроэкономический прогноз. N 2, декабрь 2013 г. [Электронный ресурс] // Исследовательский центр ИПМ. : [сайт]. [2013]. URL: http://www.research.by/webroot/delivery/files/BMF2013r02.pdf (дата обращения 20.05.2014).
2. Бюджетная классификация Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Сайт «Юрист» : [сайт]. [2013]. URL: Yurist..by (дата обращения: 12.05.2014)
3. Зубко Н. М. Экономическая теория. Минск : «ТетраСистемс», 2010. 350 с.
4. Сагайдачная Н. К. Социальные аспекты бюджетной классификации доходов. Проблемы учёта и финансов. № 3. Минск : 2011. 396 с.
5. Статистический сборник. Социальное положение и уровень жизни населения республики Беларусь. Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2013. 326 с.




Рецензии:

28.05.2014, 2:03 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Нет концовки (вывод).Доработать.

28.05.2014 19:19 Ответ на рецензию автора Мосевич Наталья Викторовна:
Статью отредактировала - добавила вывод.

3.06.2014, 15:45 Дубынина Анна Валерьевна
Рецензия: В новых условиях организации и развития инновационной экономики необходимо усиление роли финансовых отношений, особенно в сфере формирования и использования денежных фондов государственных и региональных бюджетов. Роль государственного бюджета в воспроизводственном процессе, в расширении инновационной деятельности предопределила актуальность данной статьи. С автором данной статьи следует согласиться в части использования типовых и локальных методик анализа процесса бюджетного планирования, что свидетельствует о наличии практических навыков обобщения фактического материала и определения возможных тенденций развития бюджетного планирования в современных условиях хозяйствования. Вместе с тем, представляется необходимым при анализе процесса бюджетного планирования использование особенностей проявления функций государственного бюджета, в которых реализуется его роль в социально-экономическом развитии страны. Изучение практики использования бюджетных средств в разрезе расходных статей бюджета расширяет практическую направленность исследования, поскольку позволяет выявить приоритеты расходования имеющихся государственных финансовых ресурсов. Данные положения (замечания) следует рассматривать в качестве рекомендательных дальнейшей научно-исследовательской работы. В целом статья может быть принята к опубликованию.

23.10.2015, 13:30 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Следует добавить основные "атрибуты" научной статьи: цель исследования, объект и предмет, методы и методология. Соответственно сделать выводы по целям.Статья рекомендуется к доработке.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх