Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №16 (декабрь) 2014
Разделы: Юриспруденция
Размещена 30.09.2014. Последняя правка: 30.09.2014.
Просмотров - 6917

«ГРАФФИТИ» КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Соколова Людмила Сергеевна

магистр

Некоммерческое партнерство "Северо-Западный Центр по защите авторских прав"

юрисконсульт

Аннотация:
В статье проведен правовой анализ – «граффити» как объекта гражданско-правового регулирования


Abstract:
The author analyzed in the article the legal analysis - «graffiti» as an object of civil regulation.


Ключевые слова:
«граффити»; правовое регулирование; право; гражданское право

Keywords:
«graffiti»; legal regulation; law; civil law


УДК 347

Пройдитесь по улицам Костромы, любого другого города Российской Федерации, и обратите внимание на стены. И что мы увидим? Рисунки! Изрисованную частную и государственную собственность, которые сейчас называют «граффити». С ним можно столкнуться везде: изрисованы и фасады домов, кинотеатров, стены, гаражи, крыши.

Для того, что бы  можно было говорить о «граффити» как о правовом явлении необходимо отметить его законодательную закрепленность.

В первую очередь хотелось бы обратиться к вопросу о понятии «граффити» в российском законодательстве. Существует в Российском Федерации на региональном уровне два нормативно-правовых акта, которые в своих нормах содержат его понятие.

В Санкт-Петербурге в статья 19 Закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» дается понятие «граффити» [5]. «Граффити» в данном нормативно-правовом акте упоминается, и понимается как самовольное нанесение надписей и графических изображений.

Такое же определение «граффити» дается и в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 16 ноября 2007 года № 1334 «Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга» [8].

Не смотря, на то, что понятие «граффити» встречается всего лишь в одном нормативно-правовом акте, можно отметить его распространенность в постановлениях, определениях, распоряжениях как на местном уровне, так и на государственном. «Граффити» встречается и в судебных определениях. Что позволяет нам сделать вывод о его распространенность в правовой сфере. Притом, что все чаще его выделяют как отдельный вид произведения искусства отличия от сделанной картины.

Согласно статье 1259 ГК РФ объектами авторского права являются произведения искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Объектами авторских прав являются существующие в объективной форме произведения, независимо от их достоинств и назначения, а также от способа их выражения.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора, такой срок по нашему мнению будет распространяться и на «граффити».

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод что «граффити», которое не нарушает права собственника недвижимости (а в некоторых случаях и движимого имущества), можно считать объектом авторского права и именно разновидностью произведения изобразительного искусства.

Следовательно, граффист будет автором произведения, само «граффити» будет объектом авторского права. Как и в отношении любого объекта авторского права могут выступать и соавторы. Но, хотелось обратить внимание, что «граффити» будет защищаться законодательством об интеллектуальной собственности, только в том случае, когда автор работы будет известен, так как народное творчество не регулируется данными нормами.

Автор «граффити» могут обладать, как и любой автор произведения, разнообразными правами, предусмотренными ГК РФ.

Таким образом, «граффити» будет являться объектом произведения  изобразительного искусства, и защищаться частью четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации.

С одной стороны «граффити» призвано украсить город как произведение искусства, по мнению граффистов. Но как такое явление может существовать в рамках закона «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» (по тексту – Закон о чистоте) действующем на территории Костромской области [4].

Многие авторы относят «граффити» к уличному искусству. Обнародование, которого происходит при его создании, из этого получается, что «граффити» можно считать объектом авторского права. Давайте подробнее рассмотрим это.

Итак, на основании пп. 2 п. 2 ст. 4 к лицам, обязанным организовывать и производить работы по содержанию объектов, расположенных на территории области относятся собственники, владельцы и пользователи зданий на которых нанесено «граффити». «Граффити» можно рассматривать как объект, регулируемый Законом о чистоте. При толковании данного закона можно считать возможным указания властей об удалении «граффити», например, с фасада здания.

При такой же формулировки в Законе об административных правонарушения в Костромской области как в ранее указанном Законе Санкт-Петербурга,  круг лиц, которые подпадали бы под действие Закона о чистоте было легче определить. Так не возникал вопрос, о том, что относится к «граффити» за которое собственник, владелец или пользователь здания  несет ответственность.

Давайте рассмотрим, может ли «граффити» выступать предметом обязательственных отношений. По нашему мнению «граффити» может выступать предмет договора выполнения работ. С одной стороны будет подрядчик – граффисты, с другой стороны – заказчик. Подрядчик обязуется нанести «граффити» на поверхности (стена гаража, забор и т.д.) тем самым выполнить предусмотренную договором работу.

В Москве в 2009 году такой договор был заключен между представителем гаражного товарищества и граффистами. В свою очередь, власти города Москвы посчитали эти действия нарушением законодательства и обязали удалить «граффити» со стен гаражей. Это решение было обжаловано в суде, который определил, что волнение «Граффити» по договору с собственником не является нарушением прав сособственников и решение властей Москвы было признано не действительным. «граффити» было восстановлено за счет Администрации города Москвы.

«Граффити» может выступать предметом в договоре об оказании услуг, так же в договорах купли-продажи, возмездного оказания услуг (в таком обязательстве будет происходить обмен «граффити», такое возможно в случае нанесения рисунка в разных стилях, но возможно, что лицо за «граффити» может совершить и иную услугу) и другие.

Некоторые расценивают «граффити» как рекламу. Широкое распространение «граффити» - рекламы объясняется тем, что в России фактически не работает механизм наказания за незаконную разрисовку стен. В отличие от США и стран Западной Европы, в которых действуют суровые законы против граффитчиков (вплоть до пожизненного лишения свободы), в нашем законодательстве специальных пунктов по этим нарушениям не предусмотрено. Попавшегося с поличным райтера в худшем случае ждет административное наказание в виде незначительного штрафа. «Дело в том, что под статью о так называемом вандализме подпадают лишь надписи и рисунки, носящие циничный и оскорбительный характер, — пояснил «НИ» адвокат Александр Артюнов. — Они квалифицируются как уголовные преступления и могут наказываться не только штрафом, скажем, от 40 тыс. рублей, но и арестом сроком до трех месяцев».

Юристы заявляют, что теоретически к ответственности можно привлечь не только выполняющего чей-то заказ художника, но и непосредственного заказчика. Правда, на практике это почти нереально. Сами граффисты отмечают, что сотрудники правопорядка вполне лояльно относятся к их художествам. В определенных рамках, конечно: какова бы ни была художественная ценность рисунка, появись он, скажем, на стенах Кремля, наказание будет серьезным.

Нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов

Нарушение правил благоустройства территорий города и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах влекут за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан от одного до трех необлагаемых налогом минимумов доходов граждан и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц — от трех до семи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Федеральное законодательство наделяет органы местного самоуправления компетенцией самостоятельно решать некоторые вопросы, связанные с распространением наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также вопросы градостроительства в части, касающейся требований к средствам наружной рекламы (объектов архитектуры малых форм), влияющих на внешний облик городов и сельских поселений [3].

Проводился социологический опрос в городе Кострома и шестеро костромичей отметили, что реклама в стиле «граффити» вполне красивая, оригинальная и доступная, но в нашем городе такой качественной рекламной информации нет [8].

Но так, же было отмечено, что уличная наружная (которой является «граффити») реклама содержит непонятные термины и слова считают: по 6,9% - женский и мужской пол до 18 лет и до 30 лет студенты женщины; по 3,4% - мужчины и женщины до 45 лет; 24,1% - до 30 лет студенты мужчины; 10,3% - до 30 лет работающие женщины; 6,9% - до 30 лет работающие мужчины; 17,2% - женщины до 60 лет; 13,8% - мужчины до 60 лет о чем говорилось в Информации Министерства по антимонопольной политике и поддержке правительства от  1 ноября 2005 года «Наружная реклама глазами Костромичей».

Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации. Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

Некоторые авторы, изучают рекламу на асфальте, так можно ли считать такую рекламу «граффити».

Из определения «рекламы» данного нами ранее следует, что рисунки на асфальте можно считать рекламой при наличии в них всех перечисленных в определении признаков. Если же признать рекламой индивидуализирующее творческое представление, то можно сделать вывод о том, что изображения, представляющие собой самостоятельный результат творческой деятельности, можно назвать рекламой. При этом такое изображение будет одновременно являться объектом авторского права (произведением изобразительного искусства). Простую надпись, не отличающуюся новизной и оригинальностью (например, «Стоматолог, тел.: 000-00-00»), следует рассматривать как указатель, не содержащий сведений рекламного характера, на который, согласно пп. 5 п. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе», закон не распространяется. При этом не должно иметь значения, расположена ли данная надпись непосредственно в месте нахождения указанного в ней субъекта предпринимательской деятельности или нет.

Так отмечается, что Street Painting - одно из направлений стрит-арта (street art), когда рисунки сделаны на асфальте (тротуаре), в отличие от «граффити» (graffiti), где изображения наносятся на стены зданий, заборы и прочие вертикальные поверхности [10, С. 27].

По нашему мнению, для более эффективно регулирования данной проблемы необходимо одним словом заменить все направления уличного искусства на примере «граффити».

Нами было отмечено, что реклама на асфальте будет являться объектом авторского права, следовательно (на основании того, что рекламу на асфальте можно считать и «граффити») и «граффити» будет объектом авторского права со своими специфическими особенностями.

Возникает  большая вероятность судебных споров на предмет «граффити». В большинстве случаев такие дела могут рассматривать у мировых судей, по общему правилу, то есть по месту жительства ответчика.

По нашему мнению основа доказательств свидетельские показания. Но что делать в том случае, если оно было совершено в ночное время или в нелюдном месте. В таком случае, большое значение будут иметь видеозаписи, сделанные собственниками близлежащих зданий с видимость места нанесения «граффити» или камерой на самом здании.

Так же в делах о нанесении «граффити» большое значение имеет характер нанесенного рисунка. Нами ранее приводился пример о созданном архиве граффистов, с их работами, что уменьшало район поиска. Каждое «граффити» имеет свой подчерк, это как подпись, она индивидуальна у каждого, так и само исполнение разное.

Когда происходит идентификация подчерка по правилам криминалистической техники, можно определить время его создания, условия, способом, методы, орудие и так далее. При создании баз можно учитывать характер, подчерк, исполнение «граффити», в результате этого уменьшает круг подозреваемых. Так большое положительное значение будет иметь созданная база граффистов.

Конечно же, во время рассмотрения дело о «граффити» можно определить по подписи кто его нанес. Более опытные и известные граффисты в одном из углов рисунка ставят свой «тэг» (подпись), который может указать на конкретное лицо.

Если рассматривать вопрос о распространителях сведений в сети интернет, то вызывает сомнения сформулированная Федеральным Арбитражным Судом точка зрения [7, С. 43], в соответствии с которой администратор сайта, на котором размещена соответствующая информация, должен быть признан распространителем порочащих сведений при условии, что он лишен возможности каким-то образом обрабатывать, редактировать и осуществлять цензуру поступающей на сайт информации. Мы не считаем себя компетентными обсуждать вопрос о технической возможности такого рода вмешательства или цензуры. Как минимум это в высшей степени затруднительно, а то и вовсе невозможно. С тем же успехом в качестве «распространителя сведений», вероятно, можно рассматривать собственника забора или здания, на стенах которого нанесены надписи или рисунки «граффити».

Если Интернет просторы, наблюдение за неформалами не дают нам объективных ответов на вопросы мировоззренческого уровня, то стены города в войне идеологий, показывают динамику развития молодёжных неформальных движений, показывают их мышление. Это даёт много пищи для размышлений и можно говорить, что при должном описании, можно составит определенную методику, которая будет показывать уровень популярности музыкальных групп, уровень развития субкультур и их динамику развития. Самый оптимальный вариант, это применение шкалы от 0 до 10 по заявленным направлениям. Но, это для специального исследования.

«Граффити» это проекция мировоззрений участников субкультур и верное истолкование их настенного творчества, открывает новые границы для понимания различных субкультур.

На дела о «граффити» будет распространяться общий срок исковой давности, выделение специального срока, по нашему мнению, не целесообразно.

При рассмотрении «граффити» как объект гражданско-правового регулирования можно отметить, что оно выступает объект многих правоотношений. Так, «граффити» выступает предметом обязательственных отношений, отношений в сфере интеллектуальной собственности и других.

В каждом случае «граффити» может регулироваться законодательством с определенной спецификой. Одна из самых главных проблем выступает отсутствие понятия «граффити». Например, можно ли считать рисунок, нарисованный на асфальте «граффити», и если да, то кто несет за него ответственность. «Граффити» может выступать самостоятельной рекламой существующей в рамках действующего законодательства и не противоречащей ему. «Граффити» это явление, которое требует нормативного урегулирования, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Библиографический список:

1. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая)»: закон Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – 25 декабря.
2. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая)»: закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Российская газета. – 1996. – 10 февраля.
3. «О рекламе»: закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ // Российская газета. – 2006. – 15 марта.
4. «Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга»: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 ноября 2007 г., № 1334 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс.
5. «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»: закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010г. № 273-70 // Петербургский дневник. – 2010. – 14 июня.
6. «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области»: закон Костромской области от 24 апреля 2008 г. № 304-4-ЗКО // Деловое обозрение. – 2008. – 15 мая.
7. Боннер А.Т. Доказательственное значение информации, полученной из Интернета // Закон. – 2007. - № 12. – С. 43.
8. «Наружная реклама глазами Костромичей»: информация Министерства по антимонопольной политике и поддержке правительства от 1 ноября 2005 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс.
9. Сальвадор Дали – цитаты [Электронный ресурс] / http://krasivyefrazy.ru/d/salvador-dali/423-krasivye-frazy-salvador-dali-17.
10. Свиридова Е.А. Реклама на асфальте: правовой аспект // Образование и право. – 2011. - № 10. – С. 27.




Комментарии пользователей:

13.01.2015, 11:38 Шопина Ирина Николаевна
Отзыв: Статья написана на несомненно актуальную тему, имеет высокий уровень научной новизны. Вместе с тем автору стоило бы сформулировать свое видение понятия "граффити" и конкретизировать свои предложения по поводу изменений в законодательстве. В целом статья вызывает интерес и может быть рекомендована к опубликованию.


15.01.2015, 12:10 Петрунина Любовь Яковлевна
Отзыв: Статья касается очень актуальной темы. Проработав много лет в Третьяковской галерее, в том числе и с авторами граффити, вижу насколько тема, поднятая в статье, важна и для искусствоведов, и для авторов работ, и для хозяйствующих субъектов, ответственных за внешний вид строений. Работа может быть рекомендована к публикации. Вместе с тем автора можно было бы просить яснее и четче излагать свои мысли и привлечь корректора к работе над текстом.


Оставить комментарий


 
 

Вверх