Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №14 (октябрь) 2014
Разделы: Спорт, Физическая культура
Размещена 27.10.2014. Последняя правка: 28.10.2014.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПОЛУЧЕНИЯ ТРАВМ ЮНЫМИ ФУТБОЛИСТАМИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Саскевич Алексей Петрович

Магистр педагогических наук

УСУ "ДЮСШ Ивацевичского района"

Тренер-преподаватель

Яковлев Анатолий Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, Россия


Аннотация:
Данная статья характеризует степень использования средств и методов лечебной физической культуры в профилактике травматизма в таком виде спорта, как футбол. Осуществлялся метод анализа амбулаторных карт, занимающихся в секции футбола, и на основе полученных данных была проведена их статистическая обработка. Применение, в процессе учебно-тренировочной деятельности, разработанных комплексов упражнений лечебной физической культуры, по профилактике травм, оказало положительное влияние.


Abstract:
This article describes the utilization of means and methods of medical physical training in the prevention of injuries in this sport like football. Implemented method of analysis of outpatients involved in the football section, and on the basis of the data was carried out their statistical processing. Application, in the process of training activities designed sets of exercises of medical physical training, prevention of injuries, had a positive impact.


Ключевые слова:
футбол; юные спортсмены; лечебная физическая культура; травмы; профилактика травм, игровое амплуа

Keywords:
football; young athletes; therapeutic physical training; trauma; prevention of injuries, playing position


УДК 7967012.68
 
Введение. Футбол является одним из самых массовых видов спорта, но при этом одним из самых травмоопасных. Подготовка детей в современном футболе характеризуется возрастанием физических и нервных нагрузок, а, следственно, и ростом травматизма. Основным механизмом повреждения являются контактные травмы, составляющие 38%, от общего их количества [1, с. 72]. Голкиперы получают повреждения в результате контакта в 50% случаев, защитники - в 42% случаев. У полузащитников и нападающих наиболее частые травмы случаются во время бега, при падениях и ударах по мячу, причем чаще во время официальных матчей (64% всех повреждений), чем во время тренировочных занятий (51%).

Футбол занимает одно из приоритетных мест в физическом воспитании школьников благодаря своей воспитательной, оздоровительной и образовательной направленности. Исследования показали высокую эффективность футбола как средства развития основных двигательных и координационных способностей [3, с. 198]. Так же в научно-методической литературе достаточно полно представлены методы, используемые в процессе технической, тактической и психологической подготовки юных футболистов [2, с. 228]. Тем не менее, крайне не достаточно, на наш взгляд, исследований, направленных на поиск средств и методов, обеспечивающих эффективность профилактики травм школьников занимающихся в секции футбола, что делает наше исследование своевременным и социально значимым.

Цель исследования - разработать комплекс средств лечебной физической культуры (ЛФК), направленных на снижение травматизма, и экспериментально обосновать его внедрение в систему спортивной тренировки футболистов 12-13 лет.

Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:
1. Провести анализ показателей травматизма у юных футболистов 12-13 лет;
2. Разработать комплексы средств ЛФК, направленных на профилактику травм юных спортсменов 12-13 лет, занимающихся футболом;
3. Оценить эффективность экспериментальных комплексов ЛФК.

Методы исследования. Для решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; анализ медицинской документации; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Педагогический эксперимент был организован и проведен в секии футбола на базе УСУ «ДЮСШ Пинского района» (г.Пинск, Беларусь) в целях проверки эффективности комплексного использования средств ЛФК, направленных на предупреждение травм, в структуре учебно-тренировочного процесса и домашних условиях. В эксперименте были задействованы дети 12-13, лет занимающиеся футболом. Для проведения эксперимента были сформированы контрольная (КГ (n=10)) и экспериментальная (ЭГ (n=10)) группы. Педагогический эксперимент длился 1 год (октябрь 2013 – октябрь 2014 гг.)

В структуру занятий ЭГ (n=10) были включены специальные разработанные комплексы ЛФК, которые также выполнялись в домашних условиях. Учебно-тренировочные занятия у футболистов, занимающихся в КГ (n=10), без использования предложенных комплексов ЛФК. Испытуемые занимались футболом 3 раза в неделю по 90 минут, из них, по 10-15 минут отводилось на профилактику травм (использование комплексов ЛФК). Всего было проведено 72 занятия.

Результаты исследования и их обсуждение. По условиям первой задачи, в результате анализа медицинских карт было выявлено, что у школьников, занимающихся в секции футбола, имелись травмы нижних конечностей различной локализации.

Следует отметить, что в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности юные футболисты, чаще всего получают травмы коленного сустава (33.3%) и пальцев стопы (33.3% от общего количества). Случаи травмирования голеностопного сустава составили 22.2%, случаи травм локтевого сустава были зафиксированы у голкиперов и составляли 11.1%. Данная ситуация обусловлена большей интенсивностью тренировочного процесса и деятельностью футболистов.

У игроков линии нападения по сравнению с игроками других игровых амплуа, чаще встречались травмы коленного сустава: нападающие - 2 травмы; защитники – 1 травма; вратари – 0 травм. Частота травм голеностопного сустава и у игроков линии защиты за исследуемый период было зафиксировано одинаковое количество (по одной травме). Травмы пальцев стопы присутствовали у испытуемых всех игровых амплуа: у вратарей, защитников и нападающих – по 1 травме. Травмы локтевого сустава встречались довольно редко и были присущи только игрокам вратарской позиции. Травмы локтевого сустава присутствуют только у голкиперов (1 травма). У игроков линии защиты и нападения данных травм не наблюдается.

Интенсивность, напряженность и эмоциональность тренировочной и соревновательной деятельности футболистов обуславливает неизмерность травмирования игроков, что указывает на необходимость разработки систематического комплексного использования средств профилактики, наиболее ифективными из которых, являются, на наш взгляд, средства ЛФК.
Опираясь на второю поставленную задачу и исходя из данных, полученных в ходе анализа  показателей травматизма юных футболистов 12-13 лет, нами были разработаны комплексы средств ЛФК, направленных на профилактику травм школьников 12-13 лет,  занимающихся футболом.

Для этого были отобраны физические упражнения, которые способствовали, на наш взгляд, профилактике травм юных футболистов в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности из которых и были составлены комплексы.

Условно в структуре каждого учебно-тренировочного занятия выделялись три взаимосвязанные части: подготовительная, основная и заключительная.  Разработанные для  профилактики травм комплексы ЛФК, выполнялись в подготовительной части занятия.

Игроки вратарской позиции во время разминки преимущественно применяли комплексы ЛФК, направленные на профилактику травм локтевого сустава, что непосредственно является необходимым  с позиции игровой деятельности. В свою очередь в процессе разминки, игроками линии защиты, полузащиты и нападения, преимущественно выполнялись комплексы ЛФК, направленные на профилактику травм коленного, голеностопного суставов, а так же травм пальцев стопы.

Возможность травмирования в некоторой степени обусловлена  объемом движения в конкретном суставе. Исходя из этого, в содержание комплексов были включены упражнения, способствующие развитию подвижности в интересующих нас суставах (активные, пассивные и статические упражнения). Эти упражнения  выполнялись в конце подготовительной части занятия, после хорошей разминки.

Основными методами развития гибкости, является повторный метод, где упражнения на растягивание выполнялись сериями. На первых занятиях число повторений составляло 8-10 раз и постепенно доводилось до 15-20 раз, (выдержка в статистических положениях 6-8 секунд). Темп при активных упражнениях составлял одно повторение в секунду, при пассивных, одно повторение в 1-2 секунды. Продолжительность пауз между упражнениями составляла 10-15 секунд.

Так как активная гибкость (подвижность в суставах) зависит не только от эластичности мышц, амплитуды движения и связочного аппарата, но и от силы мышечных групп, участвующих в движении, нами так же предлагались упражнения силового характера (упражнения, отягощенные весом собственного тела, рывково-тормозные упражнения, изометрические упражнения, силовые упражнения с набивным мячом и прыжковые упражнения). Количество повторений силовых упражнений завесило от типа упражнений. Отдых между упражнениями составлял около 1 минуты.

С целью улучшения профилактического эффекта, нами так же были разработаны комплексы средств ЛФК для применения их в домашних условиях. Они использовались в свободные от тренировок дни, во второй половине дня.

Составляя экспериментальные комплексы мы руководствовались:
- возрастными особенностями занимающихся;
- физическим состоянием юных футболистов;
- их игровым амплуа;
- профилактической направленностью используемых средств.

В ходе занятия с использованием экспериментальных комплексов  реализовывались принципы систематичности, индивидуализации, сознательности и активности. Способы  организации занимающихся - фронтальный, групповой и индивидуальный способ организации. При использовании группового метода, группы составлялись из спортсменов одинакового игрового амплуа, на этой же основе был организован и индивидуальный способ работы.

По условиям третьей задачи, на начальном этапе исследования была определена общая статистика имеющихся травм у испытуемых. При этом, количество детей исследуемого возраста составляло 20 человек, где в последующем производился подсчёт имеющихся травм (табл. 1).

Таблица 1 – Травмы футболистов 12-13 лет на начальном этапе педагогического эксперимента (октябрь 2013г.), %

Виды травм Время проведения Процентное соотношение
Коленный сустав До 33,3%
После 22,2%
Голеностопный сустав До 22,2%
 После 11,1%
Пальцы стопы До 33,3%
После 22,2:%
Локтевой сустав До 11,1%
После 0,0%


Опираясь на данные таблицы 1 можно сделать вывод о том, что среди 20 школьников исследуемого возраста наблюдается 9 травм. Травма коленного сустава на начальном этапе исследования (октябрь 2013г.) у испытуемых – 3 травмы (вратари – нет травм; у защитников одна травма; у нападающих две травмы). Травм голеностопного сустава зафиксировано два случая: у вратарей нет травм; у защитников и нападающих по одной травме. Травмы пальцев стопы встречались трижды (у вратарей, защитников и нападающих по одной травме). Травма  локтевого сустава обнаружено только одна (вратари – одна травма; у защитников и нападающих травм не обнаружено).

На итоговом этапе исследования (октябрь 2014г.) был произведён количественный анализ имеющихся травм у детей 12-13 лет занимающихся в секции футбола после применения предложенных комплексов ЛФК по профилактике травм. У игроков, по окончанию педагогического эксперимента (октябрь 2014г.) наблюдалось заметное снижение травм. Травм коленного сустава зафиксировано два случая: у вратарей нет травм; у защитников и нападающих по одной. Травма голеностопного сустава наблюдалась однажды и лишь у игрока линии защиты, а у вратарей и нападающих травм зафиксировано не было. Среди игроков вратарской линии и линии нападения зафиксировано по одной травме пальцев стопы, у защитников травм не зафиксировано. Травм локтевого сустава у вратарей, защитников и нападающих зафиксировано не было.

Рассматривая динамику имеющихся травм на начальном и итоговом этапах педагогического эксперимента в процентном соотношении, можно констатировать то факт, что произошло явное их снижение на 10%. Травмы коленного сустава и пальцев стопы снизились с 33,3% до 22,2%; травмы голеностопного сустава снизились с 22,2% до 11,1%. По окончании педагогического эксперимента травм локтевого сустава зафиксировано не было: результат снизился с 11,1% до 0,0%.  

При сравнении имеющихся травм у юных спортсменов на начальном (октябрь 2013г.) и итоговом (октябрь 2014г.) этапах исследования наблюдалось заметное снижение (табл. 2).

Таблица 2 - Характеристика травм у юных футболистов 12-14 лет на начальном и итоговом этапах педагогического исследования, количество

Виды травм Премя проведения Количество
Коленный сустав До 3
После 2
Голеностопный сустав До 2
После 1
Пальцы стопы До 3
После 2
Локтевой сустав До 1
После 0


Из данных, представленных на в таблице 2 установлено, что общее количество травм до начала педагогического исследования (октябрь 2013г.) было зафиксировано 9 травм: 3 коленного сустава, 2 голеностопного сустава, 3 пальцев стопы, 1 локтевого сустава. По окончании педагогического эксперимента была выявлена статистическая достоверность по t-критерию Стъюдента, имеющихся травм у юных футболистов 12-13 лет, при сопоставлении начальных (октябрь 2013 г.) и итоговых (октябрь 2014 г.) результатов (табл. 3).

Таблица 3 - Результаты сопоставления имеющихся травм у юных футболистов 12-13 лет в начале и в завершении педагогического эксперимента

Травмы (количество) Тестирование фных футболистов Различия по
t-критерию Стъюдента
До После
х m х m
Коленный сустав 0,2 0,09 0,41 0,1 0,07 0,31 > 0.05
(t=0.87)
Голеностопный сустав 0,3 0,11 0,47 0,0 0,0 0,0 < 0.05
(t=2.85)
Пальцы стопы 0,2 0,08 0,37 0,1 0,07 0,31 > 0.05
(t=0.47)
Локтевой сустав 0,3 0,10 0,44 0,0 0,0 0,0 <0.05
(t=2.52)
               
Травмы юных футболистов
(общее количество)
0,65 0,11 0,49 0,25 0,10 0,44 < 0,05
(t=2.71)


При сопоставлении полученных результатов, при обследовании юных футболистов на начальном (октябрь 2013г.) и итоговом (октябрь 2014г.) этапах педагогического эксперимента, наблюдается тенденция в улучшении профилактике получения травм. Из четырёх зафиксированных видов травм испытуемых данного возраста, ровно половина (два вида травм) показали явное улучшение и оказались на статистически достоверном уровне (р<0,05): голеностопный сустав (t=2,85) и локтевой сустав (t=2,52). Рассматривая такие виды травм, как травмы пальцев стопы (t=0,47) и коленный сустав (t=0,87), при их сопоставлении статистической достоверности не обнаружено (p>0,05).

Сопоставление общих данных по имеющимся травмам испытуемых (n=20) на начальном и итоговом этапах педагогического эксперимента, показало положительную динамику в их профилактике. Полученные результаты оказались на минимальном статистически достоверном уровне (р<0,05). При этом t-критерий Стъюдента базировался на невысоком уровне (t=2,71).

По окончанию педагогического эксперимента (октябрь 2014г.) тенденция роста травм заметно снизилась (7 травм) и выглядела следующим образом: обнаружено два случая травм коленного сустава, одна травма голеностопного сустава, два случая травм пальцев стопы и ни одного случая травм локтевого сустава. Общее количество травм снизилось чуть более, чем на 50%.

Выводы. Занятия футболом оказывают положительное воздействие на организм занимающихся и в дальнейшем развитии функционального состояния организма, совершенствования физической подготовленности. При разделении испытуемых на игровые амплуа, у игроков вратарской позиции чаще встречаются травмы локтевого сустава и пальцев стопы, что обусловлено их профессиональной деятельностью. У игроков линии защиты чаще встречаются травмы голеностопного сустава, коленного сустава и пальцев стопы. У нападающих чаще наблюдаются травмы коленного сустава.

В ходе исследования был отобран ряд комплексов физических упражнений, которые способствовали, эффективности их применения в профилактике травм юных футболистов в процессе учебно-тренировочной деятельности, как на тренировочном занятии, так и в домашних условиях.

Проведенные нами тестирования КГ и ЭГ юношей 12-13 лет позволяет утверждать, что при практически равных показателях имеющихся травм, применение разработанных комплексов ЛФК в процессе учебно-тренировочной деятельности испытуемых ЭГ характеризуется более высоким уровнем показанных результатов в завершающей части педагогического исследования. Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность применения разработанных комплексов ЛФК по профилактике травм в структуре учебно-тренировочных занятий в секции футбола. Что подтверждено более высоким уровнем показателей, характеризующих функциональное состояние организма испытуемых ЭГ, по сравнению с КГ. 

Библиографический список:

1. Михалевский В.И. Кадровая политика в футболе: проблемы и перспективы / В.И. Михалевский // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 9. – С. 72.
2. Саскевич А.П. Динамика антропометрических показателей футболистов 13-14 лет в годичном цикле тренировки / А.П. Саскевич // Инновации и перспективы физической культуры и спорта в современном обществе: Материалы III студенческой заочной Международной научной конференции в 2-х томах. – Иркутск: ФГБОУ НИ ИрГТУ, 2014. - С. 227- 229.
3. Саскевич А.П. Экспериментальное обоснование программы физической подготовки на этапе начальной спортивной специализации /А.П. Саскевич, Е.А. Масловский// материалы II региональной студенческой научно-практической конференции «Физическая культура в жизни студента». - Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – С. 197-200.




Рецензии:

28.10.2014, 14:58 Масловский Евгений Александрович
Рецензия: Выбранная тема статьи является актуальной не только для футбола, но и для всех видов спорта. В статье присутствуют все необходимые структурные элементы, и имеется четкое их разделение. Содержание статьи полностью отражает ее название. Исследования, представленные авторами, направлены на снижение травматизма в процессе учебно-тренировочных занятий по футболу, а так же профилактику получения травм с использованием средств лечебной физической культуры. Рекомендую статью к опубликованию.

29.10.2014 13:13 Ответ на рецензию автора Саскевич Алексей Петрович:
Спасибо за положительную рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх