Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №14 (октябрь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 31.10.2014.
Просмотров - 3524

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Харченко Сергей Яковлевич

доктор педагогических наук, профессор

Государственное заведение „Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко”

заведующий кафедрой социальной педагогики

Аннотация:
В статье рассматривается профессионально-психологическая подготовка будущих работников правоохранительных органов к работе в экстремальных условиях как специально-организованный процесс обучения, направленный на формирование профессионально необходимых знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств личности работников, что способствует успешному формированию готовности к работе в экстремальных условиях и детерминирует эффективность этой работы.


Abstract:
The article considers the professional psychological training of future workers of law enforcement agencies to work in extreme conditions as specially-organized learning process aimed at forming professionally required knowledge, skills and professionally important qualities of the individual workers, which contributes to the successful formation of readiness for operation in extreme conditions and determines the effectiveness of this work.


Ключевые слова:
психологическая подготовка; психологическая стойкость; профессиональная готовность; экстремальные условия

Keywords:
psychological preparation; psychological stamina; professional preparedness; extreme conditions


УДК 378.017 : 351.74 

Деятельность правоохранительных органов всегда находится под пристальным вниманием общества, поскольку ее результаты непосредственно отражаются на безопасности личности, общества и государства, реализации прав и свобод граждан. Это предопределяет необходимость переосмысления содержания и организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях МВД Украины, совершенствования профессиональной подготовки будущих работников органов внутренних дел (ОВД) к профессиональной деятельности.

Разные аспекты функционирования системы профессиональной подготовки будущих работников правоохранительных органов стали предметом исследований ведущих ученых-юристов, педагогов, психологов, в частности: усовершенствование профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях образования (В. Aндpocюк, O. Бандурка, В. Тюpинa), общие вопросы профессиональной готовности личности (М. Иcaенкo, A. Линeнкo и др.); формирование психологической готовности к профессиональной деятельности в правоохранительных органах, профессионально психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях (Н. Aндpeев, М. Лoгaчoв, В. Плиcкo и др.).

В системе профессиональной подготовки будущих работников OВД психологическая подготовка занимает особое место. Под психологической подготовкой, как правило, понимают процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности (или группы) к определенному виду деятельности или выполнению задания [3], которая является одним из условий быстрой адаптации человека к обстоятельствам, связанным с угрозой для жизни, и факторами, которые способствуют возникновению психогенных заболеваний [1].

Основной целью в ходе профессионально-психологической подготовки является развитие профессионально важных индивидуально-психологических качеств у работника правоохранительных органов, и на их основе формирование психологической готовности к выполнению служебных заданий в разных, в том числе и в экстремальных, условиях деятельности. В системе профессионально важных качеств и особенностей личности, необходимых и психологически достаточных для эффективной профессиональной деятельности, ключевой является именно психологическая готовность к действиям в экстремальных ситуациях (максимальная мобилизованность к активным действиям по первичной, полученной в сжатом виде, информации об угрозе). К основным заданиям психологической подготовки принадлежат: воспитание чувства долга, ответственности; обеспечение личного состава системой знаний и представлений об особенностях и условиях деятельности,  требованиях, к личности; формирование у будущих работников ОВД навыков и умений профессионально исполнять служебные обязанности в напряженных и сложных ситуациях; развитие эмоционально-волевой устойчивости, способности к эффективной саморегуляции при условиях осложнения ситуации; формирование умений реально оценивать уровень своей подготовленности к выполнению профессиональных заданий, прогнозировать результаты деятельности, корректировать свои поступки.

Таким образом, профессионально-психологическая подготовка курсантов и студентов является составляющей профессиональной подготовки будущих работников ОВД, поскольку составляющей профессиональной деятельности милиции является работа с разными слоями населения, которая, кроме правового, включает еще психологический и педагогический аспекты. Профессионально-психологическую подготовку будущих работников правоохранительных органов к работе в экстремальных условиях необходимо понимать как специально-организованный процесс обучения (преподавание и учения), направленный на формирование необходимых знаний, умений, навыков, которые позволяют выполнять определенный вид работы, а также формирование, профессионально важных качеств личности работников правоохранительных органов, что детерминируют эффективность работы в экстремальных условиях и выступают необходимым внутренним условием ее успешного осуществления. Это, в свою очередь, обеспечивает формирование качественно нового уровня готовности будущих работников ОВД к осуществлению профессиональной деятельности.

Психологическая подготовка специалистов в высшем учебном заведении должна быть направлена на формирование стойкости к негативным факторам оперативно служебной деятельности: напряженности, ответственности, риска, опасности, дефицита времени, неопределенности, неожиданности, и др. то есть факторов, которые значительно влияют на психику (вид крови, труппы, телесные повреждения и др.); ситуации противоборства (умение вести психологическую борьбу с лицами, которые противодействуют предотвращению, раскрытию и расследованию преступлений, противостояния психологическому давлению, не поддаваться на провокации и др.); влияние конфликтных ситуаций в служебной деятельности (умение проанализировать внутренние причины конфликта, разобраться в закономерностях его возникновения, хода, и способах разрешения конфликтных ситуаций); обида и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю власти, вербальная и физическая агрессия и др., умение владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях. В ходе занятий по профессионально-психологической подготовке относительно формирования психологической готовности будущих работников OВД могут использоваться такие формы работы: тренинги развития профессиональной памяти, внимания и наблюдательности; психофизические тренинги преодоления препятствий (осложнение, полоса препятствий, лабиринты); идеомоторная тренировка; тренинги с использованием элементов неожиданности, дефицита времени, шумовых и огневых эффектов (морально-психологическая полоса); тренинги усвоения и преодоления ситуаций, связанных с восприятием страданий, крови, ранений, травм, убитых; обучение основам аутогенной тренировки; тренинги самоуверенности, настроения; ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, мнимое перечисление работником индивидуально ценностных качеств и ситуаций, в которых ему что-то удалось.

С практической точки зрения проблема влияния экстремальных факторов на работников органов внутренних дел имеет несколько аспектов, а именно: прогнозирование поведения людей в экстремальных условиях, определение последствий их влияния и подготовка к адекватным стратегиям поведения личности в стрессогенных условиях. Выполнение этих заданий является актуальным для психологического обеспечения деятельности работников, которые выполняют профессиональные обязанности в экстремальных условиях, а также для предоставления помощи лицам, которые стали жертвами чрезвычайных и психотравмирующих ситуаций.

По мнению М. Cупpунa, психологическая стойкость – это свойство личности работника не поддаваться неблагоприятным психологическим обстоятельствам выполняемых заданий, не снижать под их влиянием качество выполнения профессиональных действий [5]. Это сложное свойство зависит от многих других качеств личности, укрепление которых способствует повышению психологической стойкости.

Важнейшая роль в формировании и проявлении психологической стойкости принадлежит личностным и моральным качествам человека. Значимость цели деятельности, ее личностный смысл определяют выбор человеком средств для ее достижения, настойчивость, самоотдачу и психологическую стойкость.

C. Cливкa [4] и др. научные работники отмечают, что все компоненты профессионального мастерства (знание, навыки, умения, привычки) влияют на психологическую стойкость, но специфическое значение имеют некоторые: 1) твердое знание и предсказание особенностей (трудностей) выполнения профессиональных заданий; 2) психологическая стойкость человека растет, если он знает, какие события состоятся, а действительное их развитие отвечает ожиданиям; ее росту способствует повышение осведомленности работников о ходе профессиональной, психологической подготовки, об особенностях будущих заданий, ознакомление, с психогенными факторами оперативно-служебной деятельности, возможным влиянием действий на психику человека; 3) натренированность в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных психологических трудностей [4; 6].

Для профессионального мастерства особое значение имеет практическая выучка, наличие у работников прочных умений и навыков.

Профессиональные навыки – это автоматизированные способы выполнения профессиональных действий, персональная возможность каждого человека выполнять их правильно, быстро, экономно (легко), с высокими количественными и качественными показателями при минимальной концентрации внимания на технике исполнения. Навыки освобождают сознание от черновой работы – от вспоминания каждого движения и соблюдения при этом самых простых правил. Благодаря этому свойству, навыки экономят силы работников, позволяют действовать успешно в условиях дефицита времени и отвлекающих факторов. Иначе говоря, они обеспечивают работникам стойкости в тяжелой обстановке. Умение – проявляются в личной возможности работников гибко и быстро использовать знания и видоизменять доведенные до автоматизма действия в соответствии с обстоятельствами.

Эмоциональность и толерантность – проявляются в легкости и силе возникновения эмоций, переживаний, тревог, беспокойства и их устойчивости, у конкретных работников.

Выдержка, умение владеть собой – важное эмоционально-волевое качество, которое имеет существенное значение для психологической стойкости работников. Психологическая стойкость работников, как отмечают И. Киpичeнкo, М. Cупpун, зависит от психического состояния, в котором они находятся в момент возникновения конкретной ситуации. Даже хорошо подготовленные работники, захваченные врасплох, могут растеряться, наделать ошибок, сорвать выполнение задания. Поэтому для обеспечения высокоэффективных действий в психологически тяжелых условиях необходимо формировать у личного состава состояния высокой профессиональной готовности к безотлагательным высокоэффективным действиям. Для такого состояния характерными являются четкое понимание действий, которые должны состояться, условий, в которых они будут выполняться, трудностей и способов их преодоления, точный расчет действий; высокая наблюдательность, соизмеримая и предопределенная реальной угрозой, бдительность, быстрое и четкое мышление; оптимальный уровень психического напряжения, внутренний подъем, уверенность, в себе, серьезное отношение к возможности противодействия со стороны криминальных элементов; полная мобильность, собранность, владение, собой, готовность к проявлению инициативы и самостоятельности, выдержки и смелости; достаточный запас сил [2; 5].

При этом, исследователи отмечают, что психологическая стойкость у разных работников не одинакова, она имеет индивидуальный характер. Это проявляется в таких различиях: чувствительность работников к психогенным факторам, реакция на одни и те же факторы и их комплексы, степень деструктивного влияния интенсивности психического напряжения на всю психическую деятельность работников и на реальные результаты выполняемых ими оперативных служебных заданий, личная возможность притуплять неприятные психологические реакции.

Основным условием психологической стойкости является собственно-поисковая активность работников ОВД. Высокая потребность работников в поиске новых возможностей противодействия негативным факторам, творческое отношение к себе и окружающей среде, готовность к освоению приемов психологической техники (групповая терапия, социально-психологический тренинг и др.) для регуляции психолого-эмоциональных состояний позволят преодолевать деструктивное действие неблагоприятных жизненных обстоятельств и сформировать стойкость личности работников правоохранительных органов.

Таким образом, целесообразность проведения практических занятий, тренингов, оправдана существованием психологической закономерности: человек, который неоднократно попадал в экстремальные условия и справился с ними, имеет больше шансов выйти из экстремальной ситуации, чем тот, который никогда не попадал в них.

Проведенный анализ условий работы, при которых выполняются служебные задания работниками ОВД, показал необходимость усовершенствования методов формирования психологической стойкости к стрессогенному влиянию экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.

В рамках ситуации, готовность как интегральный системный параметр психики работника правоохранительных органов характеризует функциональные особенности активности, целесообразности и направленности деятельности, эффективности ее реализации, регулируемости и стойкости к раздражителям, а также восстанавливаемости системы профессионально важных качеств работника для его последующих действий.

Обобщая результаты анализа особенностей деятельности работников OВД во время выполнения заданий в экстремальных условиях, нужно отметить наличие ряда требований к ним: сформированность у работников OВД реального представления о будущих служебных действиях в экстремальных ситуациях, способность реально воспринимать будущую угрозу во время выполнения своих профессиональных обязанностей; способность к достаточно высокой степени адаптации работников OВД к служебной деятельности в экстремальных ситуациях; адаптации к служебному коллективу и адаптации к выполнению заданий – к цели, условиям, информации, способам и средствам действий; высокая степень психологической стойкости; преимущество позитивных психологических состояний у всего личного состава подразделений OВД.

Осуществление профессиональной деятельности в этих условиях требует от будущих работников предельной собранности, мобилизованности, бдительности, внимания, активной мыслительной работы, уверенности в успехе, состояния эмоционально волевой стойкости, готовности к активной деятельности, а также наличия специфических профессиональных знаний, умений и навыков.

Определены особенности профессиональной готовности к работе в экстремальных условиях у будущих работников OВД, которые предопределены функциональными обязанностями будущих работников ОВД. Таким образом, наблюдается тенденция повышения экстремальности профессиональной деятельности работников ОВД, связанной с задержанием преступников, освобождением заложников, использованием оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, то есть имеют место непосредственные контакты с гражданами, ненормированный рабочий день, необходимость полной отдачи психических и физических сил в борьбе с преступлениями.

Поэтому, важными умениями работников правоохранительных органов являются умение формировать собственную стойкость к стрессорам, а также умение оказывать разные виды помощи людям, которые попали в стрессовую ситуацию. Нужными являются совершенствования изучения особенностей проявлений стрессоустойчивости, наработки новых подходов, к ее формированию в процессе жизнедеятельности каждого человека и подготовки профессионалов. Это определяет высокие требования к психической сфере работников ОВД их стрессоустойчивости и психологической готовности к работе в экстремальных условиях.

Библиографический список:

1. Aлeкcaндpoвcкий Ю.A., Лoбacтoв O.C., Cпивaк Л.И., Щукин Б.П. Пcиxoгeнии в экcтpeмaльныx уcлoвияx [Текст] / Ю. А. Александровский, О.С. Лобастов, Л.И. Спивак, Б.П. Щукин. – М. : Медицина, 1991. – 95 с.
2. Киpичeнкo I.Г., Кoнoпльoв В.В. Пcиxoлoгiчнi тa opгaнiзaцiйнo-мeтoдичнi пpoблeми aдaптaцiї мoлoдиx працівників-випуcкникiв ВНЗ МВC Укpaїни дo cлужбoвoї дiяльнocтi: Методичні рекомендації / I.Г. Киpичeнкo, В.В. Кoнoпльoв. – К.: Національна академія внутрішніх справ України, 2000. – 36 с.
3. Пpoфeciйнa пcиxoлoгiя в opгaнax внутpiшнix cпpaв: Куpc лeкцiй / В.Г. Aндpocюк, Л.I. Кaзмipeнкo, Г.O. Юxнoвeць, В.C. Мeдвeдєв. – К.: УAВC МВC Укpaїни, 1995. – 111 c.
4. Сливка С.С. Професійна культура працівника міліції / С.С. Сливка. – Львів, 1995. – 95 с.
5. Супрун М.О. Основи професійного самовиховання майбутнього співробітника МВС України: навчальний посібник / М.О. Супрун. – К. : РВВ КІВС, 1998. – 100 с.
6. Тюріна В.О., Білоус Т.Л. Розвиток професійної надійності в екстремальних умовах у майбутніх працівників правоохоронних органів / В.О. Тюріна, Т.Л. Білоус // Актуальні проблеми сучасної психології та педагогіки вищих навчальних закладів МВС України. – Х. : ХНУВС, 2011. – С. 177–183.




Рецензии:

31.10.2014, 17:28 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия: Cтатья может быть рекомендована к публикации

31.10.2014, 23:07 Трубавина Ирина Николаевна
Рецензия: Выбранная тема статьи является актуальной. В статье присутствуют все необходимые структурные элементы, и имеется четкое их разделение. Содержание статьи полностью отражает ее название. Исследования, представленные автором, направлены на формирование силами профессиональной подготовки и процесса обучения будущих работников правоохранительных органов профессиональной готовности к работе в экстремальных условиях.представлены составляющие готовности учитывают особенности работы правоохранителей.статья может быть рекомендована к печати

3.11.2014, 2:29 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Тема актуальна, поскольку профессиональная деятельность работников органов внутренних дел очень часто осуществляется именно вэкстремальных условиях. Статья хорошо структурирована. Рассматривается формирование профессиональной готовности будущих работников правоохранительных органов к работе в экстремальных ситуациях в процессе учебной деятельности. Рассмотрена структура указанной готовности. Рекомендую статью к печати.

3.11.2014, 12:19 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Присоединяюсь к мнению Уважаемых коллег-рецензентов. Статья профессора С.Я.Харченко отвечает требованиям нашего Журнала и может быть рекомендована к печати.

3.11.2014, 21:00 Кучер Зоя Сидоровна
Рецензия: Статья актуальна и современна, материал интересен. В статье сформированы ряд психолого-педагогических требований к подготовке работников органов внутренних дел к работе в экстремальных условиях, выделены основные необходимые умения формирования стойкости к стрессам. Содержание статьи соответствует заявленной теме и может быть рекомендована к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх