Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 02.12.2014. Последняя правка: 31.01.2015.
Просмотров - 4240

СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ

Беспалова Кристина Александровна

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

Студентка

Гутковская Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва


Аннотация:
В статье анализируются основные источники финансирования проектов энергосбережения: государственно-частное партнерство, государственные программы по энергосбережению в производственной и непроизводственной сферах. Рассматриваются основные проблемы, связанные с данными мероприятиями.


Abstract:
In article the main sources of financing of projects of energy saving are analyzed: public-private partnership, state programs on energy saving in production and non-productive spheres. The main problems connected with these actions are considered.


Ключевые слова:
государственные (муниципальные) учреждения; энергосбережение; энергоэффективность; государственно-частное партнерство; государственная программа; энергосберегающие проекты; источники финансирования

Keywords:
public (municipal) institutions; energy saving; energy efficiency; public-private partnership; state program; energy saving projects; sources of financing


УДК 334.021

Энергосбережение и энергоэффективность не так давно стали относиться к приоритетным направлениям развития экономики Российской Федерации. Поставленные в соответствии с этим задачи будут выполнены, а показатели энергоэффективности повысятся исключительно в тех обстоятельствах, когда будут обеспечены значительные притоки финансового капитала и инвестиций в данную сферу. Кроме того, в условиях перманентного роста тарифов на энергетические ресурсы, повышается роль внедрения энергосберегающих технологий, главным образом, нацеленных на сбережение тепловой и электрической энергии. Задача энергосбережения, бесспорно, актуальна в государственном секторе экономики, так как доля затрат на энергетические ресурсы и коммунальные услуги составляют львиную долю расходов государственных (муниципальных) учреждений (ГМУ).

Энергосбережениереализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на сокращение доли используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) [1].

На сегодняшний день главными ресурсами финансирования энергосберегающих мероприятий в коммерческих структурах являются их собственные средства (амортизация и прибыль), а для учреждений непроизводственной сферы – бюджетные средства, а также внебюджетные источники (доходы от предпринимательской деятельности, целевые средства).

Дополнительными источниками финансирования энергосберегающих мероприятий могут выступать:

  •  Программы коммерческих банков (например, Ооткрытое Акционерное Общество Сбербанк, Внешэкономбанк);
  •  финансовый лизинг;
  •  государственно-частное партнерство (ГЧП);
  •  государственные программы Российской Федерации.

Так, государственная «Программа энергосбережения - 2020» предусматривает следующую структуру финансирования энергосберегающих мероприятий в 2012-2015 гг. (таблица 1) [1].

Таблица 1 – Объем финансирования Программы энергосбережения (млн. р. в ценах соответствующих лет)

Показатель

2010-2020 гг. - всего

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Всего по Программе

10458623

643581

791699

865427

873723

В том числе:

федеральный бюджет

854555

43702

52050

61375

74627

из него: межбюджетные трансферты

632741

28872

34567

40884

53183

бюджеты субъектов Российской Федерации

956946

66688

79902

93266

79723

внебюджетные источники

8647123

533190

659747

710786

719373

Проанализируем представленную информацию в динамике за 2012 – 2015 годы. По данным таблицы 1 можно наблюдать, что объем финансирования стабильно увеличивается из года в год. Проведя простые математические вычисления, можно сделать вывод, что по сравнению с 2012 г. в 2013 г. общий объем финансирования по Программе увеличился на 23,01%; в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 9,31%; в 2015г. на 0,96%. Таким образом, основные мероприятия по энергосбережению будут реализованы в 2013-2014 гг. Общее процентное увеличение доли денежных средств в 2015 г. в сравнении с 2012 г. составляет 35,76% (с 643581 млн. руб. до 873723 млн. руб.).

Наибольший удельный вес в структуре финансирования занимают внебюджетные источники. Так, возьмем для расчетов 2013 г. и определим удельный вес каждого структурного элемента (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, внебюджетные источники) в общем объеме финансирования. Внебюджетные источники составляли 83,33 %;   бюджеты субъектов РФ – 10,09 %; федеральный бюджет – 6,58 %.

Основными внебюджетными источниками формирования средств, необходимых для реализации проектов энергосбережения являются:

1) средства, аккумулируемые за счет стоимости сэкономленных энергетических ресурсов коммерческими предприятиями в результате реализации ими программных инвестиционных энергосберегающих проектов;

2) средства, полученные в результате регулирования тарифов для потребителей на электрическую и тепловую энергию;

3) средства, сформированные у предприятий за счет кредитных ресурсов и проведения лизинговых операций при реализации разнообразных инвестиционных энергосберегающих проектов;

4) иные внебюджетные источники, разрешенные федеральным законодательством.

На рис. 1 представлены данные по распределению плановой суммы финансирования Программы энергосбережения по источникам на 2016 г. в млн. р.

 

Рисунок 1 – Распределение плановой суммы финансирования Программы

 

Основные программные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности учитывают систему энергосберегающих работ, предусмотренных в прорабатываемых в настоящее время мероприятиях под руководством Минэкономразвития России, а также Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия:

–  «Считай, экономь и плати» (бережливая модель потребления энергоресурсов, установка приборов учета);

– «Новый свет» (поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства);

– «Энергоэффективный квартал» (реализация в нескольких городах тиражируемых программ повышения энергоэффективности) [1].

В 2011 году в Республике Мордовия утверждена республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011 – 2020 годы. На начальной стадии ее реализации (2011-2013 г.г.) большая часть мероприятий носила предынвестиционный характер. К таким мероприятиям относятся обязательные энергетические обследования, образовательные программы, разработка технико-экономических обоснований. Всего на реализацию энергосберегающих мероприятий и проектов на 2011–2020 гг. предусматривается 11 037,9 млн. руб.

Стандартные технические мероприятия, реализуемые в ГМУ Мордовии, включают в себя:

  • обеспечение приборами учета тепловой энергии, природного газа и электрической энергии всех объектов непроизводственной сферы;
  • проведение энергетического аудита 1 раз в 5 лет в ГМУ;
  • увеличение доли зданий, находящихся в оперативном управлении ГМУ, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту;
  •  утепление зданий, находящихся в оперативном управлении ГМУ;
  • замену старых отопительных котлов в индивидуальных системах отопления зданий учреждений;
  • увеличение эффективности систем освещения зданий, находящихся в оперативном управлении ГМУ и зданий предприятий сферы услуг;
  • закупку энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности для учреждений непроизводственной сферы за счет введения соответствующих требований в законодательство о закупке товаров для государственных и муниципальных нужд [2].

Кроме того, необходимо разрабатывать и реализовывать проекты в области альтернативной энергетики, например, создавать ветровые и солнечные электростанции.

Другим немало важным критерием является то, что без полноценного ГЧП политика в области энергоэффективности не будет реализована соответствующим образом, так как ГЧП является важным инструментом в данной сфере. Для бесперебойного функционирования системы ГЧП необходимо предусмотреть следующие моменты:

  • наличие профессионально подготовленных кадров в институтах ГЧП, способных проанализировать и оценить специфические проекты в сфере энергосбережения и повышения эффективности;
  • диверсификация источников финансирования энергосберегающих проектов;
  • разработка не обременительной для бизнеса, но эффективной системы регулирования соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Действующие институты ГЧП не полностью отвечают требованиям по поддержке проектов в направлении повышения энергоэффективности. Однако законодательство предусматривает ряд сфер, являющихся перспективными для развития ГЧП: содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность; содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности и многих других.

Наглядным примером может служить практика, получившая распространение в республике Татарстан, как в одном из наиболее успешно развивающихся российских субъектов, как в сфере повышения энергоэффективности, так и использования механизмов ГЧП. Именно на его площадке можно реализовать пилотные проекты по применению механизмов ГЧП в сфере энергосбережения [5].

Наряду с инструментами поддержки энергосбережения со стороны государства и вышеуказанными внебюджетными источниками все большее значение при реализации программ энергосбережения будут иметь нетрадиционные внебюджетные рыночные механизмы: целевые облигационные займы, паевые инвестиционные фонды и финансовый лизинг.

Подводя итог некоторых проанализированных аспектов государственной поддержки энергоэффективных технологий, можно отметить, что Российская Федерация любыми способами пытается разрешить назревший вопрос, связанный с энергосбережением. Правительство РФ поддерживает программы энергоэффективного производства,  подтверждением этого могут выступать размеры бюджетных средств, выделяемые на поддержку таких программ. В частности,  была разработана энергетическая Стратегия на период до 2020 года, что является значительным толчком в разрешении проблемы энергоффективности. В Республике Мордовия также была утверждена республиканская целевая программа развития приоритетных направлений экономики: энергосбережение и энергоэффективность.

Однако, государство не в силах самостоятельно реформировать сферу  энергопроизводства. Для полноценного перехода на энергосбережение как в ГМУ, так и в учреждениях производственной сферы требуются довольно серьезные финансовые вложения, поэтому, России просто необходима поддержка этой отрасли со стороны  крупных  предпринимателей, инвесторов, банков. Нужно укреплять ГЧП, предлагать инвесторам и предпринимателям различные методы стимулирования и привилегии для того, чтобы они развивали сферу энергосбережения как на федеральном уровне, так и на уровне ее регионов. Необходимо создать предпосылки для выгодного внедрения энергоэффективных технологий. Предполагаем, что пока строить энергоэффективный дом дороже, чем обычный, пока не создана массовая культура энергосбережения как национальная черта характера россиян, рассуждать об эффективном энергосбережении архисложно.

Библиографический список:

1. Государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 № 2446-р г. Москва // Российская газета. – 2011. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/01/25/energosberejenie-site-dok.html.
2. Республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011 – 2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства РМ от 6.06.2011 № 195. – Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&url=http%3A%2F%2Fwww.e-mordovia.ru.
3. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ (п.1-9) // Российская газета. – Федеральный выпуск № 5050. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/11/27/energo-dok.html.
4. Михайлов С.А. О деятельности Минпромэнерго России в сфере энергоэффективности / М. М. Соловьев, С. А. Михайлов // Энергетическая политика. – №4-5. – 2011. – С. 14–22.
5. Целевое финансирование проектов энергоэффективности и энергосбережения [Электронный ресурс] : сайт Внешэкономбанка. – Режим доступа: http://www.veb.ru/strategy/pmfi/vebmbrd1/




Рецензии:

27.12.2014, 15:57 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему. Рекомендации автору: 1. В названии статьи не должно быть аббревиатур; в тексте - сначала при первом упоминании термина в скобках следует привести сокращенное наименование, а потом уже его использовать. 2. Хотелось бы увидеть оценку автора эффективности программ энергосбережения, их результативность (на основе конкретных статистических данных). После доработки статья может быть рекомендована к публикации.

02.01.2015 19:19 Ответ на рецензию автора Беспалова Кристина Александровна:
Спасибо!

30.01.2015, 21:16 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Я бы еще в заголовке убрала "приоритетное направление развития". Как-то не согласуется "направление развития или способы финансирования". Еще раз отмечаю, что сама статья интересна, выполнена на достаточно высоком уровне и может быть рекомендована к публикации.
31.01.2015 13:13 Ответ на рецензию автора Беспалова Кристина Александровна:
Ольга Анатольевна, огромное Вам спасибо за внимание к нашему "научному детищу"! Название подкорректировала. Насчет эффективности внедрения программ энергосбережения - адекватных статистических данных,к сожалению, не подыскала.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх