Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Студентка
Гутковская Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
УДК 334.021
Энергосбережение и энергоэффективность не так давно стали относиться к приоритетным направлениям развития экономики Российской Федерации. Поставленные в соответствии с этим задачи будут выполнены, а показатели энергоэффективности повысятся исключительно в тех обстоятельствах, когда будут обеспечены значительные притоки финансового капитала и инвестиций в данную сферу. Кроме того, в условиях перманентного роста тарифов на энергетические ресурсы, повышается роль внедрения энергосберегающих технологий, главным образом, нацеленных на сбережение тепловой и электрической энергии. Задача энергосбережения, бесспорно, актуальна в государственном секторе экономики, так как доля затрат на энергетические ресурсы и коммунальные услуги составляют львиную долю расходов государственных (муниципальных) учреждений (ГМУ).
Энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на сокращение доли используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) [1].
На сегодняшний день главными ресурсами финансирования энергосберегающих мероприятий в коммерческих структурах являются их собственные средства (амортизация и прибыль), а для учреждений непроизводственной сферы – бюджетные средства, а также внебюджетные источники (доходы от предпринимательской деятельности, целевые средства).
Дополнительными источниками финансирования энергосберегающих мероприятий могут выступать:
Так, государственная «Программа энергосбережения - 2020» предусматривает следующую структуру финансирования энергосберегающих мероприятий в 2012-2015 гг. (таблица 1) [1].
Показатель |
2010-2020 гг. - всего |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Всего по Программе |
10458623 |
643581 |
791699 |
865427 |
873723 |
В том числе: |
|||||
федеральный бюджет |
854555 |
43702 |
52050 |
61375 |
74627 |
из него: межбюджетные трансферты |
632741 |
28872 |
34567 |
40884 |
53183 |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
956946 |
66688 |
79902 |
93266 |
79723 |
внебюджетные источники |
8647123 |
533190 |
659747 |
710786 |
719373 |
Проанализируем представленную информацию в динамике за 2012 – 2015 годы. По данным таблицы 1 можно наблюдать, что объем финансирования стабильно увеличивается из года в год. Проведя простые математические вычисления, можно сделать вывод, что по сравнению с 2012 г. в 2013 г. общий объем финансирования по Программе увеличился на 23,01%; в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 9,31%; в 2015г. на 0,96%. Таким образом, основные мероприятия по энергосбережению будут реализованы в 2013-2014 гг. Общее процентное увеличение доли денежных средств в 2015 г. в сравнении с 2012 г. составляет 35,76% (с 643581 млн. руб. до 873723 млн. руб.).
Наибольший удельный вес в структуре финансирования занимают внебюджетные источники. Так, возьмем для расчетов 2013 г. и определим удельный вес каждого структурного элемента (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, внебюджетные источники) в общем объеме финансирования. Внебюджетные источники составляли 83,33 %; бюджеты субъектов РФ – 10,09 %; федеральный бюджет – 6,58 %.
Основными внебюджетными источниками формирования средств, необходимых для реализации проектов энергосбережения являются:
1) средства, аккумулируемые за счет стоимости сэкономленных энергетических ресурсов коммерческими предприятиями в результате реализации ими программных инвестиционных энергосберегающих проектов;
2) средства, полученные в результате регулирования тарифов для потребителей на электрическую и тепловую энергию;
3) средства, сформированные у предприятий за счет кредитных ресурсов и проведения лизинговых операций при реализации разнообразных инвестиционных энергосберегающих проектов;
4) иные внебюджетные источники, разрешенные федеральным законодательством.
На рис. 1 представлены данные по распределению плановой суммы финансирования Программы энергосбережения по источникам на 2016 г. в млн. р.
Рисунок 1 – Распределение плановой суммы финансирования Программы
Основные программные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности учитывают систему энергосберегающих работ, предусмотренных в прорабатываемых в настоящее время мероприятиях под руководством Минэкономразвития России, а также Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия:
– «Считай, экономь и плати» (бережливая модель потребления энергоресурсов, установка приборов учета);
– «Новый свет» (поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства);
– «Энергоэффективный квартал» (реализация в нескольких городах тиражируемых программ повышения энергоэффективности) [1].
В 2011 году в Республике Мордовия утверждена республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011 – 2020 годы. На начальной стадии ее реализации (2011-2013 г.г.) большая часть мероприятий носила предынвестиционный характер. К таким мероприятиям относятся обязательные энергетические обследования, образовательные программы, разработка технико-экономических обоснований. Всего на реализацию энергосберегающих мероприятий и проектов на 2011–2020 гг. предусматривается 11 037,9 млн. руб.
Стандартные технические мероприятия, реализуемые в ГМУ Мордовии, включают в себя:
Кроме того, необходимо разрабатывать и реализовывать проекты в области альтернативной энергетики, например, создавать ветровые и солнечные электростанции.
Другим немало важным критерием является то, что без полноценного ГЧП политика в области энергоэффективности не будет реализована соответствующим образом, так как ГЧП является важным инструментом в данной сфере. Для бесперебойного функционирования системы ГЧП необходимо предусмотреть следующие моменты:
Действующие институты ГЧП не полностью отвечают требованиям по поддержке проектов в направлении повышения энергоэффективности. Однако законодательство предусматривает ряд сфер, являющихся перспективными для развития ГЧП: содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность; содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности и многих других.
Наглядным примером может служить практика, получившая распространение в республике Татарстан, как в одном из наиболее успешно развивающихся российских субъектов, как в сфере повышения энергоэффективности, так и использования механизмов ГЧП. Именно на его площадке можно реализовать пилотные проекты по применению механизмов ГЧП в сфере энергосбережения [5].
Наряду с инструментами поддержки энергосбережения со стороны государства и вышеуказанными внебюджетными источниками все большее значение при реализации программ энергосбережения будут иметь нетрадиционные внебюджетные рыночные механизмы: целевые облигационные займы, паевые инвестиционные фонды и финансовый лизинг.
Подводя итог некоторых проанализированных аспектов государственной поддержки энергоэффективных технологий, можно отметить, что Российская Федерация любыми способами пытается разрешить назревший вопрос, связанный с энергосбережением. Правительство РФ поддерживает программы энергоэффективного производства, подтверждением этого могут выступать размеры бюджетных средств, выделяемые на поддержку таких программ. В частности, была разработана энергетическая Стратегия на период до 2020 года, что является значительным толчком в разрешении проблемы энергоффективности. В Республике Мордовия также была утверждена республиканская целевая программа развития приоритетных направлений экономики: энергосбережение и энергоэффективность.
Однако, государство не в силах самостоятельно реформировать сферу энергопроизводства. Для полноценного перехода на энергосбережение как в ГМУ, так и в учреждениях производственной сферы требуются довольно серьезные финансовые вложения, поэтому, России просто необходима поддержка этой отрасли со стороны крупных предпринимателей, инвесторов, банков. Нужно укреплять ГЧП, предлагать инвесторам и предпринимателям различные методы стимулирования и привилегии для того, чтобы они развивали сферу энергосбережения как на федеральном уровне, так и на уровне ее регионов. Необходимо создать предпосылки для выгодного внедрения энергоэффективных технологий. Предполагаем, что пока строить энергоэффективный дом дороже, чем обычный, пока не создана массовая культура энергосбережения как национальная черта характера россиян, рассуждать об эффективном энергосбережении архисложно.
Рецензии:
27.12.2014, 15:57 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему. Рекомендации автору: 1. В названии статьи не должно быть аббревиатур; в тексте - сначала при первом упоминании термина в скобках следует привести сокращенное наименование, а потом уже его использовать. 2. Хотелось бы увидеть оценку автора эффективности программ энергосбережения, их результативность (на основе конкретных статистических данных). После доработки статья может быть рекомендована к публикации.