Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!




Статья опубликована в №16 (декабрь) 2014
Разделы: Библиотековедение
Размещена 27.12.2014.

Инновационные методы развития интереса к чтению у младших школьников

Абиева Ажий Абиевна

кандидат филологических наук

Дагестанский государственный университет

должность

Аннотация:
Падение интереса к чтению - самая острая проблема не только российского общества, но и Дагестана. Основная задача проекта, о котором идет речь в статье – создание технологии «Инновационные методы развития интереса к чтению у младших школьников»; формирование у школьников начальных классов культуры чтения, эстетических идеалов и ценностей. Всестороннее и гармоничное развитие здоровой личности, что подразумевает воспитание, обучение социализацию, творческое саморазвитие школьников, повышение мотивации к чтению.


Abstract:
The decline of interest in reading is the most acute problem not only of Russian society, but also of Dagestan. The main objective of the project referred to in article - creation technology "Innovative methods for the development of interest in reading in primary school children"; the formation of elementary school reading culture, aesthetic ideals and values. Comprehensive and harmonious development of a healthy personality, which involves education, training, socialization, creative self-development in schools, increasing motivation to read.


Ключевые слова:
чтение; инновационные методы; интерес к чтению; младшие школьники; семейное чтение; культура чтения

Keywords:
reading; innovative methods; interest in reading; children; family reading; reading culture


УДК 373.3

На протяжении веков одним из  универсальных средств  воспитания  было и остается  искусство чтения, представляющее целостную  картину мира  в единстве  мысли и чувства, в системе  эмоциональных  образов. В процессе  исторического  развития  искусство чтения выступает и как хранитель нравственного  опыта человечества. Сегодня не только Россию, Дагестан  весь  мир  волнует  проблема падения   интереса к  чтению.

Основная задача проекта, представленного на конкурс грантов Главы РД – создание   технологии «Инновационные методы развития  интереса  к чтению  у младших   школьников»; формирование у школьников  начальных классов культуры чтения, эстетических  идеалов и ценностей

Основные цели проекта - всестороннее  и  гармоничное  развитие здоровой личности,  что  подразумевает  воспитание, обучение  социализацию,  творческое саморазвитие  школьников, повышение  мотивации  к  чтению.

Удручают  последние данные международного исследования  PISA: снижается уровень грамотности населения: свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%;российские школьники  неважно  читают, плохо отвечают на вопросы, поставленные к тексту, не способны адекватно его пересказать, с трудом объясняют  значение слов. В итоге по грамотности  чтения наши  подростки занимают 28-е место среди учащихся  из 32 стран Европы, Азии и Америки, принимавших участие в тестировании [1, с.23].

Ученые Дагестана подтверждают,  что большинство  учащихся  средней  школы с трудом  одолевают    программу по литературе, более 40%   старшеклассников  по социологическим опросам не читают  книг. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%.  Конечно, можно  объяснить  это объективными причинами, тем, что на смену «человеку  читающему»  в  нашей эволюции  пришел «человек считающий». В наши дни детей  окружает  богатый мир удовольствий: все дети любят посмотреть  телевизор,  поиграть в компьютерную  игру, просто побездельничать. Если эти удовольствия поглотят  все  духовные силы ребенка,  то он  вырастет убогим  и опустошенным, жестоким.

Обострившаяся в настоящее время проблема падения  интереса к чтению в  дагестанских школах, стимулирует поиск эффективных средств, методов выхода из сложившейся ситуации.         Соискатель предлагает обратиться к возрастным особенностям школьного возраста. К старшему  школьному возрасту  ценностные ориентации трудно поддаются воздействию. Созревает способность к самостоятельному мышлению, которое до 11-12  лет опиралось  на авторитет взрослого, также наблюдается  приоритет  материальных ценностей. В старших и средних классах сформировать мир эмоций уже намного сложнее. В младшем школьном возрасте  восприятие  идет через область чувств, а для  подростков важен   информационный  аспект,  основным  типом  мышления  младшего  школьника  еще является наглядно - образное, тесно связанное, с эмоциональной сферой, предполагающее активное  участие  правого  полушария  в обучении.      Основная гипотеза проекта - если  библиотекарь   научит школьников с  раннего  возраста  читать,  беречь,  ценить  книгу  и личным   примером   будет  демонстрировать  мотивацию к  чтению, только в этом случае можно  надеяться, что   молодое   поколение  будет   более  развито   интеллектуально и  духовно.    Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ лицей № 52 г. Махачкалы во 2-м, а затем в 3-м «1» классе. Исходя из изученного теоретического материала, с учетом особенностей класса и учебно-методического комплекса МБОУ лицей № 52 города Махачкалы, была спланирована и проведена работа, которая способствовала повышению уровня знаний, умений и навыков родителей в области организации семейного чтения и повышению интереса к чтению и книге у учащихся начальных классов. В ходе осуществления практической части исследования было произведено знакомство с характеристикой класса, которую предоставил классный руководитель.   С целью выявления у учащихся отношения к чтению и книге был проведен ряд наблюдений, бесед с классным руководителем, учениками, родителями. Исходя из этих данных был сделан вывод о том, что 25% родителей уделяют внимание своим детям, покупают книги, но совместного чтения и обсуждения книг нет, лишь 15% родителей систематически читают вместе с ребенком, отвечают на вопросы ребенка, возникшие в ходе чтения, советуются с педагогом по организации домашнего чтения.

Библиографический список:

1. Учимся для жизни: что знают и умеют учащиеся. PISA 2013. Результаты международного сравнительного исследования функциональной грамотности 15-летних учащихся // Отчет Центра оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО). – М.,2014. – 56 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх