Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология, Социология
Размещена 12.01.2015. Последняя правка: 15.01.2015.
Просмотров - 5754

Институты социализации личности в современном информационном поле

Середа Мария Игоревна

Государственное Бюджетное образовательное учреждение "Крымский Инженерно-Педагогический Университет"

студентка

Научный руководитель: Лучинкина А.И., доктор психологических наук, зав.кафедры психологии КИПУ


Аннотация:
Предложены различные источники информация и установлена иерархия, а также степень их значимости для людей различных возрастных групп. Приведено исследование 45 человек возрастом от 12 до 54 посредством методов опроса и свободных ассоциаций. Опросник «Институты и механизмы социализации» Лучинкиной А.И. позволил определить иерархию распределения институтов социализации современного человека по степени его значимости, что позволило сделать вывод о значении для общества того или иного информационного источника. Кроме того, механизм социализации наиболее значимых источников также указывает на метод воздействия его на личность. В свою очередь метод свободных ассоциаций дал более конкретное представление о таких институтах социализации, как неформальные объединения, школа, семья, что также создало полную восприятия информации обществом.


Abstract:
Offered a variety of sources of information and established a hierarchy, as well as their relative importance for people of different age groups. Powered study of 45 people aged 12 to 54 years by methods of inquiry and free association. Questionnaire "Institutions and mechanisms of socialization" Luchinkin AI possible to determine the distribution hierarchy of institutions of socialization of modern man in the degree of its importance, that led to the conclusion about the importance to society of a particular information source. In addition, the mechanism of socialization of the most significant sources also indicates the method of influence on his personality. In turn, the method of free association gave a more concrete idea of such institutions of socialization as informal associations, school, family, which also created a complete picture of the perception of the information society.


Ключевые слова:
социализация; механизм; институт; личность; информация

Keywords:
socialization; mechanisms; institutions; identity; information


УДК 316.61:004.946

Постановка проблемы.  На современном этапе развития общества возрастают информационные потоки, актуализируются новые способы переработки информации. Общество постомодерна включено в знаково-символьную систему взаимодействия: человек есть информация, которую он о себе представляет. Информационное поле, в котором развивается личность, включает в себя не только СМИ, Интернет, но и те информационно-семантические структуры, которые формируются внутри каждого института социализации личности. Многофункциональность информационных источников позволяет не только поглощать поток интересующей информации, но и двояко её интерпретировать, что не всегда благоприятно сказывается на восприятие личностью картины мира в целом. Искажение картины мира личностью может привести к возникновению поведенческих девиаций и асоциальности как следствию. 

С самого рождения личность является частью общества, она окружена людьми и включена во взаимодействие с ними. В процессе общения и обмена информацией человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью человеческой жизни. В.Г.Крысько утверждает, что «социализация личности - это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается - с другой».
Человек не только усваивает социальный опыт, но и интерпретирует его, воспринимая выборочно только наиболее значимые его составляющие. При этом личность многократно вступает в различные социальные связи, становясь при этом одной из составляющих общества и социального мира в целом [2].
Научная проблема заключается в выявлении института социализации, который оказывает на личность наибольшее влияние в процессе жизни.

 Цель статьи: выявить ведущие институты социализации личности в современном информационном поле 

 Основная часть.  Социализация личности начинается с момента её адаптации в обществе. Исторически сложилось так, что первым информационным источников для человека стала его национальная принадлежность: именно она давала возможность получение основ морали, нравственности и поведения, необходимых для социализации личности в обществе. В современных условиях существует множество различных средств получения информации: это как коммуникативные, так и технические средства.

Во все времена неизменно актуальными остались такие информационные источники, как школа, семья и неформальные объединения. Эти институты социализации всегда были значимыми и актуальными для общества, именно они закладывали в личности фундаментальные основы понимания норм и требований к ней от общества.

 В последние годы широкое применение получил Интернет, который оказал большое влияние на развитие личности. Именно в интернет-пространстве стало возможным создание личностью нескольких образов «Я-виртуального», вследствие чего возникает сложность в перенесении виртуального образа на действительность. Проблематика состоит в том, что в интернет-пространстве у личности увеличивается количество её возможностей: это и создание себе новой псевдоличности, которая может не иметь ничего общего с реальным образом. Данный фактор будет оказывать влияние на построение взаимоотношений в реальной жизни и будет создавать барьеры для реальной коммуникации с людьми в социальном мире, в отличие от виртуальных отношений. Стоит отметить, что в настоящее время проблема социализации личности в интернет-пространстве становится всё более актуальной. Впервые термин «интернет-социализация» появляется в работах Лучинкиной А.И., что дает почву для рассмотрения виртуального пространства как отдельного и вполне самостоятельного источника, несущего в себе функции института социализации современной личности.

Увеличение количества институтов социализации ставит вопрос как об их вкладе в процесс социализации личности в целом, так и о механизмах, которые инициируют и делают возможным указанный процесс.

Ход исследования. Для исследования ведущих институтов  и механизмов социализации нами использовались опросник                 А.И.Лучинкиной «Институты социализации» и метод свободных ассоциаций. Выборка была представлена   357  респондентами возрастом от 12 до 54 лет, из них 211 женщин и 146мужчин.  Исследование проводилось в режиме онлайн и реального времени.

Опросник «Институты социализации» представлял собой 35 утверждений, которые скомбинированы в 5 блоков по институтам социализации: семья, школа, неформальные объединения, СМИ, интернет-пространство. В пределах каждого из пяти блоков рассматривались семь механизмов социализации, в частности, копирование, идентификация, внушение, социальная фасилитация, конформность, включение, самовыражение. 

Опросник показал, что наибольшим приоритетом пользуется социальный институт «Семья». Он составил 65 % от общего количества выборки. Стоит отметить, что механизмом социализации у большинства опрошенных является копирование, то есть подражание и полное принятие образов, сформированных в данном институте социализации.

Вторым выбранным институтом являются «Неформальные объединения». Он составил 25 % от общего числа опрошенных. Механизмом социализации здесь преобладала идентификация – стремление к подражанию, принятию на себя чужих образов. Остальные 10 % распределились между интернет-пространством, СМИ и школой.

Проведенный статистический анализ распределения ответов по методике «Метод свободных ассоциаций»  по критерию χ2 обнаружил достоверные различия между воздействиями по шкалам оценка и активность упорядоченность, сложность, комфортность (χ2 кр = 11,07 при р = 0,05 и χ2 кр = 15,086 при р = 0,01). Следует отметить, что по позитивности влияния  и силе влияния семья  занимает устойчивую первую позицию среди институтов социализации семьи и неформальных объединений (по оценкам респондентов).

Следует отметить, что в ходе исследования не было выявлено значимых различий по гендерным и возрастным группам.

 Вывод. Современные информационные источники позволяют личности свободно взаимодействовать с информацией, принимать её, обрабатывать, адаптировать к условиям своей индивидуальности. Наиболее предпочитаемым институтом социализации была выявлена семья, что говорит о важности правильного выбора стратегии воспитания. Стоит отметить, что в семье формируется не только личность ребенка, но и его родителей. Определяющая роль семьи состоит в её влиянии как на физическое, так и на духовное развитие личности. Семья является первым социальным институтом, в который вступает человек: именно здесь он знакомится с нравственными нормами, формирует своё мировоззрение. В семье личность получает первый жизненный опыт, и поэтому данный институт всегда будет значимым для личности, даже по смене приоритетов. Мы считаем, что огромное значение для социализации личности имеет тактика обмена информацией между членами семьи: либо это будет тоталитарное «навязывание» мнения родителей или одного из них, либо демократическое право на собственную мысль каждого, вне зависимости от возраста и социального статуса личности.

Отношение в семье будут влиять не только на дальнейшую социализацию личности в других социальных институтах, но и на построение карьеры, выбор друзей, своего жизненного пути. Поэтому очень важным является предоставление ребенку наиболее достоверной информации, а также возможность самостоятельно анализировать и обрабатывать её, исходя из личного опыта. 

 

Библиографический список:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Спб.: Питер, 2006
2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах Мн.: Харвест –1999.- 321 с.
3. Лучинкина А. И. Психология интернет-социализации личности: монография– Симферополь: ВД «АРІАЛ», 2013.- 200 с.
4. Реан А.А. Социализация личности. Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. – Спб.: Питер, 2000 – 456 с.




Рецензии:

12.01.2015, 10:44 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Есть авторское видение проблемы.Данный материал представляет несомненный интерес.Однако,более верная формулировка-на наш взгляд... Рекомендуется к публикации.Назмутдинов Р.А.

12.01.2015, 14:29 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья не дает ответ в основном авторском контексте-как социализируется современная личность в информационном конструкте.Основания: 1.Институциональность процесса социализации личности не указан в границах возможного анализа и типологизации. 2.Термин "информационное поле" имеет очень широкие интерпретационные границы, в том числе сугубо семантические, терминологические, методологические, диагностические. 3.Опросник "Институты и механизмы социализации" нужно в первую очередь верифицировать по отношению традиционнй социометрической диагностической парадигмой, а потом апробиромать. 4.Исследование в указанном виде не дает основания для провеждения кореляционных выводов по отношению исследуемых лиц?

12.01.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Середа Мария Игоревна:
Уважаемый Георгий Тодоров! Спасибо за внимание к нашей работе. По сути замечания: методика "Институты и механизмы социализации" апробирована и стандартизирована. Нашей задачей являлось выявление ведущего института социализации личности в современном информационном поле. Сегодня выборку составили 357 человек - результаты не изменились. Замечание учтем в последующих исследованиях.

12.01.2015, 17:09 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: 12.01.2015. Адибекян Оганес Александрович, д.ф.н Ценность статьи в изложении результатов осуществленного социологического опроса по выяснению наивлиятельного средства воздействия на мировоззрение личности, вариантов истолкования заданных понятий. Выигрыш показан по семье. Статью стоит опубликовать с такими добавлениями: 1) Влияние семьи сопоставимо с влиянием на личность школы. Но бывает также влияние вуза, трудового коллектива, где люди объединены не только неформально, но и формально. 2) Семья в своем влиянии на собственных членов не конкурентна со СМИ, а действует избирательно в их пользу. 3) Дети оказываются носителями мировоззрения, идеологии, морали родителей не всегда.
12.01.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Середа Мария Игоревна:
Спасибо большое за интерес,проявленный к нашей работе по сути замечаний: Семья не конкурирует ни с одним институтом социализации. Она занимает устойчивое первое место в иерархии институтов. С учетом основных механизмов социализации в семье - подражания и идентификации - семья оказывает огромное влияние на формирование личности. С уважением. М. Середа

12.01.2015, 20:05 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья актуальна. Логична. Содержит бесспорный момент новизны, который, однако, заключается не столько в выводах автора, сколько в методике научного руководителя, которую он применял в процессе исследования. Однако необходимо: 1, дать определения операциональным понятиям; 2, описать исследовательский инструментарий; 3,"почистить" текст". После выполнения рекомендаций статья может быть опубликована.
13.01.2015 13:13 Ответ на рецензию автора Середа Мария Игоревна:
Спасибо за конструктивные замечания.Текст откорректирован.

12.01.2015, 21:23 Юдеева Татьяна Васильевна
Рецензия: Проблема, рассматриваемая в представленной статье, несомненно, является актуальной, не достаточно изученной и может привести к интересному дальнейшему диссертационному исследованию. Статья соответствует квалификационным требованиям и может быть рекомендована к печати.

15.01.2015, 13:15 Петрунина Любовь Яковлевна
Рецензия: Петрунина Любовь Яковлевна, к.ф.н. Статья интересна и актуальна. Однако название статьи стоит скорректировать: об информационном поле в статье говориться весьма обще, институт семьи контекстно привязан к информационному полю, однако эта точка зрения требует аргументации. Мало уделено внимания описанию исследования, которое представляет самое ценное в статье. Солидарна с мнением Клинкова Г.Т., статья нуждается в доработке.
15.01.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Середа Мария Игоревна:
большое спасибо Вам за рецензию. Ваши замечания учла и внесла коррекции в статью.

15.01.2015, 14:26 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Статья актуальна. Заслуживает на рекомендацию к печати, при условии учёта пожеланий Уважаемых рецензентов. С уважением, Н.А.Супрун.

2.02.2015, 23:19 Оганян Карина Каджиковна
Рецензия: Статья безусловно актуальная. Но требуется некоторая доработка: в теоретической части необходимо расширить теоретико-методологическую базу исследования, проанализировав проблему социализации личности в социологической литературы, иначе статья больше подходит для рубрики Психология. также, стоит расширить список литературы с этим учетом. И исходя из названия статьи, необходимо теоретически рассмотреть все основные институты социализации личности. После доработки, статья может быть опубликована. С уважением Оганян К.К.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх