кандидат педагогических наук, доцент
ФГАОУ ВПО РГППУ, УрИ ГПС МЧС России
профессор
УДК 377.018.48
В условиях кризисных явлений в экономике особое внимание уделяется развитию кадрового потенциала промышленных предприятий. Одним из перспективных направлений развития кадрового потенциала является организация корпоративной подготовки сотрудников предприятия.
Под корпоративной подготовкой в нашем исследовании понимается процесс профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации потенциального и существующего персонала предприятий (организаций) в условиях взаимодействия образовательных структур предприятий (организаций), образовательных организаций основного и дополнительного профессионального образования (любого уровня), а также научных учреждений единой отраслевой направленности.
В рамках проведенного научного исследования Корчагин Е.А., и Сафин Р.С. выделяют признаки корпоративного образования такие как: содержание образования определяется текущими задачами производства, отсутствие выбора содержания, форм, методов и средств обучения, директивная образовательная траектория специалистов, отмечая при этом, что в настоящее время корпоративное образование, в большинстве случаем, управляется распоряжениями сверху, и направлено на разрешение актуальных задач производства, вследствие чего не обеспечиваются условия для самообразования, саморазвития и самореализации человека [2].
Одним из направлений организации корпоративной подготовки специалистов является разработка адекватного методического инструментария, соответствующего той образовательной технологии, которая взята за основу для формирования системы корпоративной подготовки.
В нашем исследования системообразующим фактором корпоративной подготовки является модульная технология обучения в рамках которой содержание учебного материала структурировано на ряд отдельных логически завершенных единиц, адекватных операциям профессиональной деятельности подготавливаемого сотрудника предприятия. В европейской концепции «Модули трудовых навыков» (МТН-концепция) такие логически завершенные элементы содержания получили название модульных блоков [3].
Каждый модульный блок подразделяется на ряд шагов, адекватных действиям по выполнению отдельной операции профессиональной деятельности, а каждому шагу приводится в соответствие строго определенный спектр навыков формирование которых ведется средствами модульного обучения. Основным средство обучения в МТН-концепции является учебный элемент, который представляет собой брошюру, состоящую из трех разделов:
- координирующий (приводятся цели учебного элемент, необходимое оборудование и перечень предшествующих учебных элементов);
- информационный (приводится учебная информация, структурированная следующим образом: слева приводятся текстовые абзацы, справа – иллюстрация, поясняющая текстовый абзац);
- контролирующий (приводится контрольный тест по учебному элементу или перечень контрольных заданий, который обучаемый должен выполнить в присутствии инструктора) [2].
В нашем исследовании использована идея компоновки учебного элемента, раскрытая в МТН-концепции. Формирующий эксперимент проводится в учебном центре ОАО «Металлургический холдинг» и включал в себя подготовку рабочих по профессии «Токарь». В рамках эксперимента с использованием разработанного методического обеспечения подготовка велась на примере обучения будущих токарей обработке деталей типа «Вал».
Следует отметить, что в рамках ОАО «Металлургический холдинг» токарная обработка деталей типа «Вал» занимает до 40 % времени токарных работ. В процессе токарной обработке ступенчатых валов у обучаемых формируются умения и навыки обработки наружных цилиндрических и торцовых поверхностей, а также умения и навыки наладки и настройки станка. Поэтому можно предполагать, что этот курс интегрирует в себе основные знания, умения и навыки в области токарных работ, что позволяет говорить о формировании в рамках этого курса профессиональной компетентности станочника.
С точки зрения формирования профессиональной компетентности рабочего – токаря в условиях корпоративной подготовки, целесообразно изучение курса токарной обработки валов вести по модульной программе, состоящей из двух модульных блоков: «Токарная обработка ступенчатых валов с применением операционных технологических карт» и «Токарная обработка ступенчатых валов с разработкой операционной технологии их изготовления».
Каждый модульный блок состоит из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть включает в себя пакет учебных элементов всех категорий, содержащих необходимые теоретические положения и руководства к действию обучаемых по подготовке к процессу обработки. Инвариантная часть ориентирована на формирование знаний по теоретическим основам обработки валов, умений и навыков по наладке и настройке станка. Вариативная часть включает в себя пакет из учебных элементов категории 02 – деятельность, содержащих руководства к действию обучаемых по реализации процесса обработки. Вариативная часть ориентирована на формирование практических умений по обработке валов.
После усвоения каждого учебного элемента производится текущий контроль в виде тестового задания. После усвоения каждого модульного блока производится промежуточный контроль. Результаты контроля заносятся в документ «Спецификация обучаемых».
Каждому обучаемому предоставляется индивидуальное рабочее место для теоретического и практического обучения.
Экспериментальная апробация разработанной модульной программы подготовки токарей – универсалов показала 100 % результативность (сформированность соответствующих знаний, умений и навыков), что вполне подтверждает эффективность разработанной технологии и разработанных учебных элементов – основного инструментария разработанной технологии, что вполне соответствует возможностям модульного обучения.
Рецензии:
20.01.2015, 0:58 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Хорошо продуманная технология и оттого полезная в практике. Рекомендуется к печати.
21.01.2015, 14:27 Сычикова Яна Александровна
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ
на статью кандидата педагогических наук, доцента
ФГАОУ ВПО РГППУ, УрИ ГПС МЧС России
Мирошина Дмитрия Григорьевича
«Опыт разработки и применения модульной программы подготовки токарей в условиях корпоративного обучения»
Статья Мирошина Д.Г. «Опыт разработки и применения модульной программы подготовки токарей в условиях корпоративного обучения» посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной компетенции работников в условиях корпоративной подготовки. Авором предлагается модульная технология обучения для подготовки рабочих по профессии «Токарь». Описывается опыт применения инструментария модульной технологии – учебных элементов для формирования профессиональной компетенции рабочих по профессии «Токарь».
Особое внимание автор концентрирует на организацию корпоративной подготовки сотрудников предприятия. Под корпоративной подготовкой автор подразумевает процесс профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации потенциального и существующего персонала предприятий (организаций) в условиях взаимодействия образовательных структур предприятий (организаций), образовательных организаций основного и дополнительного профессионального образования (любого уровня), а также научных учреждений единой отраслевой направленности.
Организацию подготовки сотрудников предлагается проводить на основе концепции «Модули трудовых навыков», которую можно отнести к инновационным технологиям образования.
Статья написана на высоком научном уровне с использованием соответствующего тематике терминологического аппарата.
Можно выразить пожелание к автору – представить результаты эксперимента для более глубокого понимания эффективности заявленной методики.
Таким образом, статья написана научным языком, доказательна, приведенная аргументация и эмпирические данные не вызывают сомнений. В ней четко обозначен личный вклад автора в решение заявленной научной проблемы.
Статья рекомендуется к публикации в журнале «SCI-ARTICLE.RU».
Рецензент:
кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры методики преподавания
физико-математических дисциплин
и информационных технологий в обучении
Бердянского государственного
педагогического университета Сычикова Я. А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий