Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №17 (январь) 2015
Разделы: Образование
Размещена 19.01.2015.
Просмотров - 2709

Опыт разработки и применения модульной программы подготовки токарей в условиях корпоративного обучения

Мирошин Дмитрий Григорьевич

кандидат педагогических наук, доцент

ФГАОУ ВПО РГППУ, УрИ ГПС МЧС России

профессор

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетенции работников в условиях корпоративной подготовки. Предлагается модульная технология обучения для подготовки рабочих по профессии «Токарь». Описывается опыт применения инструментария модульной технологии – учебных элементов для формирования профессиональной компетенции рабочих по профессии «Токарь».


Abstract:
Тhe article considers the questions of forming of professional competence of employees in corporate training. Features modular technology education to prepare workers in the profession, "Turner". Describes the experience of using the Toolkit module technology - training elements for the formation of professional competence of workers in the profession, "Turner".


Ключевые слова:
персонал предприятия; профессиональная компетенция; корпоративная подготовка; модульная технология; учебный элемент

Keywords:
personnel; professional competence; corporate training; modular technology; an educational element


УДК 377.018.48

В условиях кризисных явлений в экономике особое внимание уделяется развитию кадрового потенциала промышленных предприятий. Одним из перспективных направлений развития кадрового потенциала является организация корпоративной подготовки сотрудников предприятия.

 Под корпоративной подготовкой в нашем исследовании понимается  процесс профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации потенциального и существующего персонала предприятий (организаций) в условиях взаимодействия образовательных структур предприятий (организаций), образовательных организаций основного и дополнительного профессионального образования (любого уровня), а также научных учреждений единой отраслевой направленности. 

В рамках проведенного научного исследования Корчагин Е.А., и  Сафин Р.С. выделяют признаки корпоративного образования такие как: содержание образования определяется текущими задачами производства, отсутствие выбора содержания, форм, методов и средств обучения, директивная образовательная траектория специалистов, отмечая при этом, что в настоящее время корпоративное образование, в большинстве случаем, управляется распоряжениями сверху, и направлено на разрешение актуальных задач производства, вследствие чего не обеспечиваются условия для самообразования, саморазвития и самореализации человека [2].

Одним из направлений организации корпоративной подготовки специалистов является разработка адекватного методического инструментария, соответствующего той образовательной технологии, которая взята за основу для формирования системы корпоративной подготовки.

В нашем исследования системообразующим фактором корпоративной подготовки является модульная технология обучения в рамках которой содержание учебного материала структурировано на ряд отдельных логически завершенных единиц, адекватных операциям профессиональной деятельности подготавливаемого сотрудника предприятия. В европейской концепции «Модули трудовых навыков» (МТН-концепция) такие логически завершенные элементы содержания получили название модульных блоков [3].

Каждый модульный блок подразделяется на ряд шагов, адекватных действиям по выполнению отдельной операции профессиональной деятельности, а каждому шагу приводится в соответствие строго определенный спектр навыков формирование которых ведется средствами модульного обучения. Основным средство обучения в МТН-концепции является учебный элемент, который представляет собой брошюру, состоящую из трех разделов:

- координирующий (приводятся цели учебного элемент, необходимое оборудование и перечень предшествующих учебных элементов);

- информационный (приводится учебная информация, структурированная следующим образом: слева приводятся  текстовые абзацы, справа – иллюстрация, поясняющая текстовый абзац);

- контролирующий (приводится контрольный тест по учебному элементу или перечень контрольных заданий, который обучаемый должен выполнить в присутствии инструктора) [2].

В нашем исследовании использована идея компоновки учебного элемента, раскрытая в МТН-концепции. Формирующий эксперимент проводится  в учебном центре ОАО «Металлургический холдинг» и включал в себя подготовку рабочих по профессии «Токарь». В рамках эксперимента с использованием разработанного методического обеспечения подготовка велась на примере обучения будущих токарей обработке деталей типа «Вал».

Следует отметить, что в рамках ОАО «Металлургический холдинг» токарная обработка деталей типа «Вал» занимает до 40 % времени токарных работ. В процессе токарной обработке ступенчатых валов у обучаемых формируются умения и навыки обработки наружных цилиндрических и торцовых поверхностей, а также умения и навыки наладки и настройки станка. Поэтому можно предполагать, что этот курс интегрирует в себе основные знания, умения и навыки в области токарных работ, что позволяет говорить о формировании в рамках этого курса профессиональной компетентности станочника.

С точки зрения формирования профессиональной компетентности рабочего – токаря в условиях корпоративной подготовки, целесообразно  изучение курса  токарной обработки валов вести по модульной программе, состоящей из двух модульных блоков: «Токарная обработка ступенчатых валов с применением операционных технологических карт» и «Токарная обработка ступенчатых валов с разработкой операционной технологии их изготовления».

Каждый модульный блок состоит из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть включает в себя  пакет учебных элементов всех категорий, содержащих необходимые теоретические положения и руководства к действию обучаемых по подготовке к процессу обработки. Инвариантная часть ориентирована на формирование знаний по теоретическим основам обработки валов, умений и навыков по наладке и настройке станка. Вариативная часть включает в себя пакет из учебных элементов категории 02 – деятельность, содержащих руководства к действию обучаемых по реализации процесса обработки. Вариативная часть ориентирована на формирование практических умений по обработке валов.

После усвоения каждого учебного элемента производится текущий контроль в виде тестового задания. После усвоения каждого модульного блока производится промежуточный контроль. Результаты контроля заносятся в документ «Спецификация обучаемых».

Каждому обучаемому предоставляется индивидуальное рабочее место для теоретического и практического обучения.

Экспериментальная апробация разработанной модульной программы подготовки токарей – универсалов показала 100 % результативность (сформированность соответствующих знаний, умений и навыков), что вполне подтверждает эффективность разработанной технологии и разработанных учебных элементов – основного инструментария разработанной технологии, что вполне соответствует возможностям модульного обучения. 

Библиографический список:

1. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Взаимосвязь институционального и корпоративного профессионального образования: Научно-образовательный курс (при поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы в рамках реализации мероприятия № 1.2.1. Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук, грант 2012-1.2.1-12-000-3005-011) Казань. – 2013. – 57 с.
2. Мирошин Д.Г. Применение модульных технологий для формирования творческого потенциала рабочих в условиях учебных центров предприятий // Право и образование, 2008. - №6. – С. 52 – 55
3. Мирошин Д.Г. Костина О.В. Модульный подход к организации корпоративной подготовки рабочих кадров // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 86 - 92




Рецензии:

20.01.2015, 0:58 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Хорошо продуманная технология и оттого полезная в практике. Рекомендуется к печати.

21.01.2015, 14:27 Сычикова Яна Александровна
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ на статью кандидата педагогических наук, доцента ФГАОУ ВПО РГППУ, УрИ ГПС МЧС России Мирошина Дмитрия Григорьевича «Опыт разработки и применения модульной программы подготовки токарей в условиях корпоративного обучения» Статья Мирошина Д.Г. «Опыт разработки и применения модульной программы подготовки токарей в условиях корпоративного обучения» посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной компетенции работников в условиях корпоративной подготовки. Авором предлагается модульная технология обучения для подготовки рабочих по профессии «Токарь». Описывается опыт применения инструментария модульной технологии – учебных элементов для формирования профессиональной компетенции рабочих по профессии «Токарь». Особое внимание автор концентрирует на организацию корпоративной подготовки сотрудников предприятия. Под корпоративной подготовкой автор подразумевает процесс профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации потенциального и существующего персонала предприятий (организаций) в условиях взаимодействия образовательных структур предприятий (организаций), образовательных организаций основного и дополнительного профессионального образования (любого уровня), а также научных учреждений единой отраслевой направленности. Организацию подготовки сотрудников предлагается проводить на основе концепции «Модули трудовых навыков», которую можно отнести к инновационным технологиям образования. Статья написана на высоком научном уровне с использованием соответствующего тематике терминологического аппарата. Можно выразить пожелание к автору – представить результаты эксперимента для более глубокого понимания эффективности заявленной методики. Таким образом, статья написана научным языком, доказательна, приведенная аргументация и эмпирические данные не вызывают сомнений. В ней четко обозначен личный вклад автора в решение заявленной научной проблемы. Статья рекомендуется к публикации в журнале «SCI-ARTICLE.RU». Рецензент: кандидат физико-математических наук, доцент кафедры методики преподавания физико-математических дисциплин и информационных технологий в обучении Бердянского государственного педагогического университета Сычикова Я. А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх