магистрант
Волгоградский государственный университет
Конституционное право
Давыдова Марина Леонидовна, профессор, доктор юридических наук, Волгоградский государственный университет
УДК 343.71
По характеру вносимых изменений исследователи определяют вектор уголовно-правовой политики. Преобладание в ней криминализационных и пенализационных процессов свидетельствует о карательной направленности, тогда как о гуманизации можно судить по частоте использования других методов уголовно-правовой политики – декриминализации или депенализации.
Поэтому каждый очередной закон, корректирующий Уголовный кодекс, становится объектом изучения ученых и практических работников. Одни из принимаемых законов носят исключительно или явно преобладающий характер криминализации и пенализации, другие – напротив, вносят коррективы смягчающего (декриминализационного и депенализационного) свойства. Однако немало и таких, чью направленность быстро и однозначно причислить к какому-то одному из полярных направлений бывает непросто. К числу последних относится и Федеральный закон РФ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 420). Нет сомнений, что этот закон станет поводом для детального обсуждения как по количественным, так и по качественным показателям. В количественном измерении это один из наиболее масштабных законов за все время действия УК РФ: его статья 1, посвященная поправкам в уголовное законодательство, включает 239 пунктов, в которых содержатся 446 указаний о внесении изменений в действующий УК. Коррекции подверглись обе его части: в Общую внесено 29, а в Особенную – 417 изменений. Однако именно в силу объемности названного законодательного акта трудно дать ему быструю и однозначную оценку – карательной ли он направленности либо, напротив, ориентирован на гуманизацию уголовного законодательства. Системный анализ показывает, что лейтмотив многих изменений связан со смягчением уголовной ответственности, в то же время немало примеров и обратного свойства.
При создании указанного законодательного акта фактически были использованы все методы уголовно-правовой политики. Однако в данной публикации ограничимся анализом двух первых методов: криминализации и декриминализации. Следует различать полную и частичную криминализацию (декриминализацию), в равной мере это относится и к пенализации (депенализации). Законодателем применяются оба варианта, но в большей мере, что вполне обоснованно и логично, используются именно частичные коррекции Уголовного кодекса.
В количественном выражении из всех методов менее всего показательны процессы полной криминализации и декриминализации. И это неудивительно. По подсчетам В.В. Лунеева, за период с 1922 г. по 2001 г. (время действия Уголовных кодексов РСФСР 1922, 1926, 1960 гг. и УК РФ 1996 г.) помимо традиционно существовавших уголовно-правовых запретов было криминализировано более 300 новых видов общественно опасных деяний. Сложившаяся преемственность криминализации в обществе, когда «в сферу преступных зачислены все сколько-нибудь значимые угрозы для человека, общества и государства» объясняет невозможность большого объема первичной криминализации даже при новой кодификации. Тем более редкими должны быть случаи обнаружения (выявления) общественно опасного поведения, требующего уголовно-правового запрета, в межкодификационный или посткодификационный периоды. Однако ученые отмечают, что практически все современные изменения Уголовного кодекса были «связаны с криминализацией и пенализацией. … Это аномальная тенденция и необходимы законодательные меры по её исправлению». Если продолжить подсчеты, проведенные В.В. Лунеевым, но в другом ключе – не в суммарном выражении за определенный период времени (1922-2001 гг.), а в конкретном Кодексе, – то Особенная часть УК РФ за все время его действия (1997-2011 гг.) пополнилась 45-ю новыми статьями. За прошедшие 15 лет лишь в 1997, 2000, 2005 и 2007 гг. в него не вносились поправки подобного рода.
В 1998 г. в Особенную часть УК была введена одна статья (2151); в 1999 г. – три статьи (1451, 1711 и 3271); в 2001 г. – две статьи (2152 и 1741); в 2002 г. – четыре статьи (1851, 2051, 2821 и 2822); в 2003 г. – одиннадцать статей (1411, 1421, 1271, 1272, 1991, 1992, 2281, 2282, 2421, 2851, 2852); в 2004 г. – одна статья (3221); в 2006 г. – две статьи (2052 и 2153); в 2008 г. – одна статья (2921); в 2009 г. – три статьи (1852, 1853 и 1854); в 2010 г. – шесть статей (1701, 1855, 2853, 2861, 2631 и 1856); в 2011 г. – одиннадцать статей (3141, 2911, 1712, 1511, 2171, 2711, 1731, 1732, 1381, 2261 и 2291).
Приведенный перечень наглядно демонстрирует неодинаковую законодательную активность в разные годы и в разные месяцы. Повышенная активность наблюдалась в 2003, 2010 и 2011 гг., когда лишь за три года в Особенную часть были введены 28 новых статей (из 45). Подобное прослеживается и по месяцам. Не комментируя эту ситуацию, ограничимся констатацией фактов. Полностью отсутствуют случаи дополнения Особенной части УК новыми статьями в январе, феврале и сентябре, низкая активность наблюдается во все другие месяцы (кроме июля и декабря): по одной статье в разные годы принято в июне, августе и ноябре, по две статьи – в марте, апреле и мае, три статьи – в октябре 2009 г. Остальные 33 статьи (из 45) были введены в Особенную часть УК в июле (17) и декабре (16). Можно лишь предположить, что оба месяца предваряют отпускное время лиц, в чью компетенцию входит принятие законов. Возможно, этот факт отчасти объясняет те недоработки, которыми нередко грешат вновь принятые законы.
Подсчет числа новых статей (с цифровыми индексами) внутри каждой главы Особенной части УК также позволит увидеть неравномерную динамику: в гл. 17 УК таких статей 2, в гл. 19 – 4, в гл. 20 – 1, в гл. 22 – 14, в гл. 24 – 7, в гл. 25 – 4, в гл. 27 – 2, в гл. 29 – 2, в гл. 30 – 6, в гл. 31 – 1, в гл. 32 – 2. Более наглядно криминализационный процесс характеризует расположение дополненных глав УК по убывающей: наиболее часто этому процессу подвергались главы 22 (14), 24 (7) и 30 (6), 19 и 25 (по 4), гл. 17, 27, 29 и 32 – дважды, гл. 20 и 31 – единожды. Приведенная статистика подтверждает прогнозы ученых относительно наибольшей вероятности возможных изменений уголовно-правового регулирования именно экономических отношений, на долю гл. 22 УК приходится (без малого) третья часть всех новых статей (14 из 45).
Однако следует иметь в виду, что само по себе число новых статей не равнозначно числу фактов полной криминализации. Можно привести примеры, когда введение новой статьи (с цифровым индексом) является лишь частичной криминализацией. Нельзя с полным основанием признать, что криминализация торговли людьми в российском уголовном законодательстве была осуществлена лишь в 2003 г. С учетом имевшейся ранее ст. 152 УК, устанавливавшей ответственность за торговлю несовершеннолетними, введение ст. 1271 УК корректнее признать частичной криминализацией (за счет расширения, в первую очередь, круга потерпевших).
Так, из трех новых статей, дополнивших Особенную часть УК Федеральным законом № 420, – ст. 1381, 2261, 2291 – примером полной криминализации можно считать лишь первую. Глава 19 УК дополнена статьей 1381, установившей уголовную ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Две же другие статьи – ст. 2261 и 2291 УК – представляют собой, по сути, противоположный процесс: системность анализа позволяет признать, что исключение из УК ст. 188 «Контрабанда» и одновременное дополнение Кодекса ст. 2261 и 2291 в целом являются очередной частичной декриминализацией контрабанды. Взамен исключенной общей нормы о контрабанде законодатель сконструировал две специальные нормы, разместив их соответственно в гл. 24 и 25 УК, скорректировав, тем самым, взгляд на объект преступного посягательства.
Равным образом можно прокомментировать и исключение из УК ст. 130 УК «Оскорбление». До тех пор, пока в перечне уголовно-наказуемых деяний сохраняются составы неуважения к суду (ст. 297 УК), оскорбления представителя власти (ст. 319 УК), оскорбления военнослужащего (ст. 336 УК), говорить о полной декриминализации оскорбления нет оснований. Более привычной представляется частичная декриминализация в таком виде, как это имеет место с коррекцией Федеральным законом № 420 статьи 165 УК «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Соответствующее деяние, совершенное в сумме, не превышающей 250 тыс. руб., утратило статус преступного и пополнило ряды административных правонарушений (ст. 7.271 КоАП РФ) (ст. 5 Федерального закона № 420). Полностью декриминализированной следует признать клевету, поскольку наряду с общей нормой (ст. 129 УК «Клевета») исключена и специальная (ст. 298 УК «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя»).
Перейдем к характеристике криминализации и декриминализации деяний в зарубежных странах. С учетом ограниченности объема выпускной квалификационной работы, а также, принимая во внимание отсутствие комплексных научных разработок в исследуемой области, очевидно, что в рамках настоящего дипломного проекта не возможно осуществить развернутый анализ поставленного вопроса. Поэтому его необходимо рассмотреть в определенном аспекте, исследование которого представляется актуальным для современной науки. В связи с этим нами будет исследована криминализация терроризма и содействия террористической деятельности в зарубежных странах, т.к. на борьбу с данными деяниями направлены многочисленные усилия как мирового сообщества, в целом, так и Российской Федерации, в частности.
Сопоставительный анализ зарубежного законодательства в сфере антитеррористической деятельности показывает, что в США, Израиле, Франции, Германии, Великобритании, Турции вектор мер по усилению ответственности за терроризм направлен в сторону ужесточения уголовной политики в отношении террористической деятельности, в том числе путем перекрытия финансовых источников, питающих терроризм, за счет усиления уголовной ответственности и увеличения объема превентивных мер уголовно-правового характера. Вместе с тем, следует констатировать, что система антитеррористического законодательства зарубежных государств (Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Германии, Испании, Израиля, Италии, США) представлена тремя основными моделями: комплексной, уголовно-правовой и криминологической.
Характерной особенностью комплексной модели является регламентация мер противодействия терроризму, как в специализированных криминологических законах, так и в уголовно-правовых нормах. Так, например, во Франции, наряду с регламентацией ответственности за терроризм в статьях уголовного кодекса приняты специальные законы о противодействии терроризму («О применении на территории Франции Европейской конвенции о наказании за терроризм» (1977 г.) и «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» (1986 г.)). Невозможно не согласиться с французскими юристами в том, что последовательное наступление на терроризм началось с момента принятия в 1986 г. законов о борьбе с терроризмом. В этом году Франция, последней в Западной Европе, принимает законы, содержащие меры, направленные на борьбу с терроризмом.
Уголовный закон Франции выделяет главу 1 «О террористических актах» в разделе 2 Книги 4. Но отдельной статьи об ответственности за содействие террористической деятельности в ней нет. Однако некоторые деяния, составляющие такое содействие включены в общее понятие террористического акта. Так, после изменений, внесенных в июле 1996 г. ст. 421-1 УК Франции к террористическим актам относит «участие в сформированной группе или объединении, созданном с целью подготовки террористических актов». Помимо этого, согласно ст. 121-6 уголовная ответственность предусмотрена и для юридического лица, предоставляющего любую помощь террористам в террористических целях. Ответственность же за финансирование терроризма в УК Франции не предусмотрена. Она регламентируется в нормах вышеназванных криминологических законов.
Законодатель Италии избрал аналогичный подход, предусмотрев уголовную ответственность за преступления террористической направленности в УК Италии, а также в «Законе против терроризма». В последнем криминализированы действия организационного и подготовительного характера, имеющие перспективу перерастания в акции терроризма, а также действия составляющие финансирование терроризма. Как и в большинстве законов других стран, в итальянском антитеррористическом законе нет четкого определения терроризма. В ст. 1 данного Закона говорится об объединениях, цель которых - совершение террористических актов и разрушение демократического порядка. Наряду с этим, в ст. 270-1 УК Италии установлена уголовная ответственность за создание организации с целью совершения акта терроризма и саботажа общественного порядка.
В США, аналогичным образом, вопросы противодействия терроризму нашли закрепление наряду с Уголовным кодексом США и в законе о борьбе с терроризмом, именуемом «Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему» или «Акт патриота США 2001 года». И, если в нормах УК США ответственность за непосредственное содействие террористической деятельности не предусмотрена, то в указанном акте в ст. 792 устанавливается ответственность за укрытие террористов.
Анализ законодательства Великобритании о борьбе с терроризмом показывает, что до конца ХХ в. оно было направлено на решение проблем, существовавших в Северной Ирландии, имело временный характер и считалось чрезвычайным. По мере того как терроризм стал принимать более глобальные формы законодательство поступательно ужесточалось, и нормы, когда-то носившие чрезвычайный характер, стали обычными. Об этом отчетливо свидетельствует содержание принятого в 2000 г. Акта о терроризме. Он был принят, чтобы впервые предоставить Великобритании постоянную законодательную базу, которая охватит все формы терроризма. В 2005 г. принят Закон о предотвращении терроризма. На смену которого, пришел Закон о терроризме 2006 года. Данный закон ввел новое определение терроризма и установил ответственность за новые правонарушения, связанные с подстрекательством к терроризму, распространением публикаций террористических организаций и подготовкой террористических актов, а также дополнительные правонарушения, связанные с обучением террористов.
В 2007 г. принят новый антитеррористический закон Турции. Наряду с преступлениями, которые во всем мире квалифицируются как терроризм, к аналогичным деяниям, согласно закону, в Турции теперь относятся: проституция, контрабанда и торговля людьми, наркотиками и оружием, подделка кредитных карт, загрязнение окружающей среды, взлом компьютерных систем, умышленное убийство и препятствование получению образования. Предусмотрено также уголовное преследование лиц, публикующих в прессе воззвания и заявления террористических организаций, а также «пропагандирующих их идеи». Закон предполагает крупные штрафы в отношении печатных изданий и приостановление выпуска газет на срок до 15 дней.
Правовые основы противодействия терроризму закрепляются в нормах специализированных законов Японии и Филиппин. В УК названных стран антитеррористические нормы не содержаться.
Таким образом, уголовно-правовая модель противодействия содействию террористической деятельности предусматривает его криминализацию только в рамках уголовного закона.
В Германии нет специального закона, консолидирующего все или хотя бы основные нормы об ответственности за терроризм. Правда, существует Закон «О борьбе с терроризмом» от 19 декабря 1986 г., но по существу он является законом о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс ФРГ и в Закон о судоустройстве ФРГ с тем, чтобы приспособить их нормы к нуждам борьбы с терроризмом. Девятью годами раньше был принят еще один закон, в печати, а нередко и в юридической литературе, неофициально тоже называемый законом о борьбе с терроризмом, - это Закон от 30 сентября 1977 г. «Об изменении Вводного закона к Закону о судоустройстве», который был призван в срочном порядке урегулировать вопрос о запрете контактов арестованного террориста с внешним миром. С учетом сказанного основным источником правовых норм по борьбе с терроризмом в Германии является Уголовный кодекс 1871 г. (в редакции 1998 г.)
В результате исследования криминализации терроризма и содействия террористической деятельности в зарубежном законодательстве можно сделать следующий вывод. Для законодательства ряда зарубежных стран: Италии, США, Испании, Турции, Японии, Великобритании, - характерна постепенная криминализация деяний, так или иначе вязанных с террористической деятельностью, особенно действий по содействию терроризма. Отличительной особенностью законодательства большинства рассмотренных зарубежных стран является криминализация указанных деяний не внесением поправок в уголовный кодекс, а изданием специального закона, устанавливающего преступность и наказуемость соответствующего деяния, что с точки зрения российского уголовного законодательства, состоящего только из УК РФ, является нетрадиционным подходом.
В заключение настоящего параграфа отметим следующее. Ставить знак равенства между исключением из Особенной части УК отдельной статьи и полной декриминализацией деяния, описанного в этой статье, таким образом, нельзя. Значимость исключения ряда статей неодинакова. За время действия УК РФ из его Особенной части исключены всего лишь 9 статей: 129, 130, 152, 173, 182, 188, 200, 265, 298. Полностью же декриминализировано и того меньше: с полным основанием можно говорить лжепредпринимательства (ст. 173 УК РФ) и заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ), поскольку у составов оскорбления (ст. 130 УК РФ) сохранились, а у состава контрабанды (ст. 188 УК РФ) появились специальные нормы, составы же торговли несовершеннолетними (ст. 152 УК РФ), обмана потребителей (ст. 200 УК РФ) и оставления места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ) сохранили возможность уголовной ответственности в общих нормах, предусмотренных соответственно ст. 1271, 159 и 125 УК РФ а уголовная ответственность за клевету вновь криминализована (ст. 128.1 УК РФ).
Рецензии:
28.02.2015, 14:16 Беляков Константин Иванович
Рецензия: Статья архиактуальна .... особенно для РФ в условиях пособничества терроризму. Выводы не глубокие, но это и понятно .... Статья заслуживает рекомендации к публикации и, надеюсь, станет материалом для анализа ...
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий