Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №18 (февраль) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 07.02.2015. Последняя правка: 29.03.2015.

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Измайлова Мария Александровна

ООО Аудиторская компания "Ника"

Главный бухгалтер

Аннотация:
Статья посвящена вопросам государственного регулирования экономики России через величину налоговой нагрузки. Особое внимание уделено вопросам проводимой в настоящее время налоговой политики государства.


Abstract:
The article deals with the state regulation of the Russian economy in terms of the tax burden. Particular attention is paid to the issues of the current tax policy.


Ключевые слова:
налоговая нагрузка; налоговая политика; льготы по налогообложению; налоговое администрирование.

Keywords:
tax burden; tax policy; tax relief; tax administration.


УДК 338

В современной России важно учитывать, насколько величина налоговой нагрузки оказывает влияние на принимаемые инвестиционные решения в экономике в целом, в регионе, в отдельной отрасли, в конкретной организации. Налоговая нагрузка выступает одним из главных критериев инвестиционной привлекательности страны. Вместе с тем, установившаяся налоговая нагрузка на экономику, ее структура не позволяет выйти на траекторию стабильного экономического роста. 

Несмотря на то, что не существует идеального уровня налогообложения, на первый план выступает адекватность оценки налоговой нагрузки: чем справедливее оценен уровень налоговой нагрузки и ее распределение в территориальном и отраслевом разрезах, тем эффективнее будут меры воздействия со стороны государства, осуществляемые через механизмы налогового регулирования. Таким образом, налоговая нагрузка является одним из индикаторов развития налоговой системы и регулирования экономики. Причем, низкий уровень налоговых доходов в ВВП может отражать слабость администрирования и крупные масштабы уклонения от уплаты налогов, т.е. параллельного развития теневой экономики. 

В настоящее время, экономическая мысль выделяет несколько форм налоговой политики, а именно: политика разумных налогов, адаптивная политика и политика максимальных налогов. 

Политика разумных налогов характерна для периода экономического роста и призвана решать фискальные, экономические и социальные задачи. 

Адаптивная налоговая политика направлена на повышение экономической стабильности в период экономических спадов и кризисов. Изменение налоговой нагрузки в данном случае зависит от конкретных социально – экономических условий. Однако в качестве одной из приоритетных задач выступает максимизация бюджетных доходов. 

Для политики максимальных налогов характерно сокращение налоговых льгот, увеличение ставок и так далее. Это, несомненно, приводит к увеличению налоговой нагрузки на бизнес. Такая политика часто используется во время экономических кризисов. Она направлена, главным образом, на фискальные цели и привлечение финансовых ресурсов в бюджет для финансирования социальных гарантий государства на прежнем, достигнутом уровне. 

Для России в настоящее время характерна политика максимальных налогов. Этот вывод позволяют сделать сформулированные Правительством РФ основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, предусматривающие увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Источниками роста налоговых поступлений может стать повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, а также принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения. [1] 

Средний уровень налоговой нагрузки на экономику в странах-членах ОЭСР в 2012 году составил 34,91 % к ВВП, что на 0,8 процентных пункта ниже значения в России – 34,99 % к ВВП. При этом уровень налоговой нагрузки в России без учета нефтегазовых доходов в 2012 году составил – 23,8 % к ВВП, что на 11,1 п. п. ниже среднего значения по ОЭСР. 

Кроме того, уровень налоговой нагрузки без учета в ВВП доходов от организаций, осуществляющих деятельность в области добычи сырой нефти и природного газа и предоставления услуг в этих областях, составил 23,5 % к ВВП в 2012 году, что также на 11,5 п. п. ниже среднего значения по ОЭСР. Корректность такого сопоставления обеспечивается двойственным характером платежей от нефтегазового сектора – с одной стороны, НДПИ и вывозные пошлины на нефть имеют явно выраженный фискальный характер, с другой стороны, они могут рассматриваться как форма платежей недропользователя их собственнику – государству. [4] 

На сегодняшний день в российской налоговой системе функционирует около 200 различных льгот и преференций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Несмотря на то, что предоставление льгот не предполагает прямого расходования бюджетных средств, по мнению Минфина, их следует относить к «налоговым расходам» бюджетной системы Российской Федерации. [3]  

Проект «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусматривает в рамках реализации налоговой политики установить правило, в соответствии с которым принятие новой льготы, налогового освобождения или иного стимулирующего механизма в рамках налоговой политики должно сопровождаться определением «источника» для такого решения, в качестве которого может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот (возможно, с заменой на аналогичный объем налоговых расходов). Также планируется закрепить правило, в соответствии с которым любая налоговая льгота должна первоначально приниматься на временной основе с требованием об обязательном анализе эффективности по итогам ее применения. 

Рассматривая вопросы воплощения в жизнь налоговой политики Р.А. Масгрейв и П.Б. Масгрейв выделяют два аспекта: создание налогового законодательства и налоговое администрирование. [2] 

В нормативно – правовом аспекте понятие налогового законодательства раскрывается в статье 1 Налогового кодекса РФ. И понимается как комплекс правовых, регламентирующих виды налогов и элементов, порядок их введения, изменения и прекращения, а также осуществление налогового контроля. 

Качественная налоговая система должна обеспечивать постоянное пополнение бюджета без разработки дополнительных нормативных актов. При этом в свете меняющейся экономической ситуации возможно совершение каких – либо действий, направленных на совершенствование налоговых доходов. 

Предложения по рационализации налоговой политики разрабатываются как на исполнительном, так и на законодательном уровнях власти. 

Эффективное же налоговое администрирование должно обеспечивать оптимальный баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, а с другой – сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю над соблюдением законодательства.

Библиографический список:

1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
2. Масгрейв Ричард А., Масгрейв Пегги Б. Государственные финансы: теория и практика: пер. с англ. – М.: Бизнес Атлас. 2009.-716с.
3. Интернет источник. http://minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/ONBP_2015-2017_1.pdf Дата обращения 24.11.2014г.
4. Интернет источник. Сайт Министерства Финансов РФ [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.minfin.ru/ru/ Дата обращения 23.11.2014г.




Рецензии:

6.03.2015, 17:13 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: материал носит скорее повествовательный нежели научный характер, необходимо подытожить изложенное, некоторые фразы не закончены (ее цели включают фискальные, экономические и социальные.??????) Рекомендуется доработать

09.03.2015 12:12 Ответ на рецензию автора Измайлова Мария Александровна:
Наталья Ивановна, в статье я постаралась выявить основные проблемы в данном направлении, указанную фразу переработала, спасибо за замечание.

28.03.2015, 20:24 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Статья интересная и может быть рекомендована к публикации, но после внимательной вычитки автором текста статьи, поскольку я лично заметила следующие несоответствия в тексте (а их может оказаться и больше): 1) Как все-таки называется данная политика? "...и политика максимальных налогов". "Для политики максимальных доходов характерно сокращение налоговых льгот, увеличение ставок и так далее. Для России, в настоящее время, характерна политика максимальных доходов". 2) зачем в последнем процитированном предложении проставлены запятые? 3)по всей видимости, в связи с изменением порядка расстановки библиографических источников, проставлены некорректные ссылки. "с одной стороны, НДПИ и вывозные пошлины на нефть имеют явно выраженный фискальный характер, с другой стороны, они могут рассматриваться как форма платежей недропользователя их собственнику – государству". [2] "Рассматривая вопросы воплощения в жизнь налоговой политики Р.А. Масгрейв и П.Б. Масгрейв выделяют два аспекта: создание налогового законодательства и налоговое администрирование". [4] Библиографический список: 1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов 2. Масгрейв Ричард А., Масгрейв Пегги Б. Государственные финансы: теория и практика: пер. с англ. – М.: Бизнес Атлас. 2009.-716с. 3. Интернет источник. http://minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/ONBP_2015-2017_1.pdf Дата обращения 24.11.2014г. 4. Интернет источник. Сайт Министерства Финансов РФ [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.minfin.ru/ru/ Дата обращения 23.11.2014г.
30.03.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Измайлова Мария Александровна:
Елена Петровна, спасибо за замечания. Исправления внесла.

30.03.2015, 1:51 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья грамотно изложена,рекомендуется к печати.

30.03.2015, 22:46 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: После доработки статья рекомендуется к публикации.

6.04.2015, 0:13 Исаева Джамиля Гамзатовна
Рецензия: Рецензия на статью Измайловой М.А. "Налоговая нагрузка как элемент государственного регулирования экономики" В статье только констатация фактов. Можно было бы рассмотреть вопросы влияния налогов на экономику, привести расчеты, показать зависимость. После доработки статья может быть опубликована. Рецензент к.э.н., доц. Исаева Д.Г.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх