Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №19 (марта) 2015
Разделы: Психология, Физическая культура
Размещена 07.03.2015. Последняя правка: 07.03.2015.
Просмотров - 4837

Культура репродуктивного здоровья студенческой молодежи

Майко Александр Васильевич

Прикарпатский национальный университет имени В. Стефаника

аспирант

Фотуйма Александр Ярославович, кандидат психологических наук, доцент, Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта.


Аннотация:
В исследовании обращается внимание именно на половом воспитании и репродуктивном здоровье молодого поколения, а так же предоставлена авторская тренинговая программа "Культура репродуктивного здоровья студенческой молодежи".


Abstract:
The study calls attention on sexual and reproductive health education of the younger generation. The author provides a training program "Culture reproductive health of students."


Ключевые слова:
репродуктивное здоровье; половое воспитание; гендерные отношения

Keywords:
reproductive health; sex education; gender relations


УДК 378.17

Развитие системы воспитания в условиях обучения в вузе выдвигает перед наукой задачи, связанные с методическим обоснованием целей и модернизацией содержания, средств и методов организации образовательной деятельности студентов. Решение данных задач видится лишь на основе вовлечения в исследовательскую сферу проблем, обусловленных реальными потребностями общественного развития, среди которых особый интерес представляет проблема организации содержательного социального взаимодействия студенческой молодежи, преподавателей, семьи в формировании культуры репродуктивного здоровья молодых людей. 

Наибольшая нагрузка на репродуктивное здоровье приходится на молодежь. Именно в этот период происходит активное развитие репродуктивной сферы и формируются основы репродуктивного поведения. Только решив проблему здоровья молодежи, вступающей в репродуктивный возраст, можно ожидать рождения здорового поколения.
Цель исследования – теоретически обосновать ценность развития  репродуктивного здоровья и экспериментально изучить влияние психологического тренинга на изменение уровня репродуктивного здоровья у студенческой молодежи.

Авторская тренинговая программа "Культура репродуктивного здоровья студенческой молодежи"

Цель реализации программы - развитие репродуктивного здоровья у студенческой молодежи. Тренинговые занятия предназначены для групповой работы с молодежью. Основной целевой группой являются представители возрастной категории 18 лет, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах и практикуют различные формы рискованного репродуктивного поведения.

Задачи:

  1. Ознакомить участников с основными понятиями программы.
  2. Способствовать осознанию участниками ценности репродуктивного здоровья, важности ответственного поведения.
  3. Модифицировать поведение студенческой молодежи.
  4. Моделировать образ жизни молодых людей, приводящий их к благополучию, и выработать у участников навыки сознательного принятия принципиальных жизненных решений.
  5. Повысить уровень знаний молодежи по вопросам:

- гигиены и правильного ухода за телом, соблюдения гигиенических норм;

- сексуального поведения мужчины и женщины;

- строения и функционирования мужской и женской половых систем;

- ИППП и навыков их профилактики;

- ВИЧ/СПИД, методов профилактики инфицирования ВИЧ, тестирования на ВИЧ, а также жизни с положительным ВИЧ-статусом; 

- методов  использования контрацепции.

Организация занятийПри организации занятий была создана группа из 11 человек в возрасте 17-19 лет. Средний возраст респондентов – 18 лет. Тренинговые занятия проводились один раз в неделю и длились 1 час 30 минут. Всего было проведено 10 тренинговых занятий. Занятия проводил психолог.  

Тренинговая программа состояла из семи групповых занятий на разные темы (таблица 1). Три из них предусматривали большее количество часов.

Таблица 1

Тематическая характеристика занятий тренинга

№ п.п.

Тема занятий

К-во часов

1

Особенности межличностных отношений.

 

1,5

2

Психология мужчины и женщины.

3

3

Сексуальное поведение мужчины и женщины.

 

1,5

4

Инфекции, которые передаются половым путем

3

5

ВИЧ/СПИД: социально-медицинский  концепт проблемы

1,5

6

Мысли о ребенке

1,5

7

Готовность стать родителем

1,5

8

Духовные ценности семьи

 

3

9

Беременность, рождение, аборт

1,5

10

Воспитание ребенка

1,5

 

 

Общее количество часов

20,5

Для проведения занятий использовались печатные и видеоматериалы, которые доступны из различных источников и подходят к теме занятий, каждое занятие проходило с использованием мультимедийного проктора, что способствовало лучшему усвоению материала занятия.

Материалы можно варьировать в зависимости от возможностей организации, изобретательности и творчества ведущих, а также от желаний участников.

Приведем примеры проведенных занятий.

Занятие 1

Тема 1. Особенности межличностных отношений.

Цель: ознакомить участников с информацией о межличностных отношениях мужчины и женщины.

План занятия:

1. Открытие

2. Упражнение для знакомства "Фотоальбом"

3. Психология интимных межличностных отношений.

4. Правила успешного общения.

5. Секреты общения между мужчиной и женщиной.

Занятие 2

Тема 2. Психология мужчины и женщины.

Цель: ознакомить участников с особенностями психологического поведения мужчины и женщины, выявить основные различия.

План занятия:

1. Психология мужского пола.

2. Психология женского пола.

3. Различия между мужской и женской психологией.

4. Упражнение: "Образ идеального мужчины и женщины".

5. Обсуждение результатов упражнения.

Занятие 3

Тема 3. Сексуальное поведение мужчины и женщины 

Цель: ознакомить молодежь с особенностями сексуального поведения мужчины и женщины, а также причинами сексуального неудовлетворенности.
         План занятия:

1. Сексуальное поведение мужчины.

2. Сексуальное поведение женщины.

3. Причины сексуальной неудовлетворенности.

4. Обсуждение результатов занятия

Занятие 4

Тема 4. Инфекции, которые передаются половым путем

Цель: Исследовать уровень знаний молодежи относительно ИППП и углубить эти знания.

План занятия:

  1. Информационное сообщение "Инфекции, передающиеся половым путем. Контрацепция".
  2. Упражнение "Мифы и факты".
  3. Методы контрацепции
  4. Упражнение "Мифы и реальность".
  5. Обсуждение результатов занятия

Занятие 5

Тема 5. ВИЧ/СПИД: социально-медицинский  концепт проблемы

Цель: повысить уровень знаний участников группы о ВИЧ / СПИДе, методах профилактики инфицирования ВИЧ, тестирование на ВИЧ, а также жизнь с положительным ВИЧ-статусом.

План занятия:

1. Викторина «Что вы знаете о ВИЧ / СПИДе?»

2. Информационное сообщение  «Что такое ВИЧ»?

3. Упражнение «Как избежать инфицирования»?

4. Подведение итогов «Два вопроса».

5. Обсуждение результатов занятия

Занятие 6

Тема 6. Мысли о ребенке

Цель: ознакомить представителей группы с духовными ценностями, связанными с рождением ребенка.

Обсуждение психологических ситуаций, которые были представлены в занятии. Высказывание собственного мнения о поведении отдельных персонажей группы.

После внедрения экспериментальной программы был проведен контрольный срез данных для определения показателя культуры репродуктивного здоровья среди представителей экспериментальной и контрольной группы (таблица 2).

Таблица 1

Показатели культуры репродуктивного здоровья студентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента

Показатель

Этап иссл.

Контрольная группа (11)

Экспериментальная группа (11)

Мх ± mх

Разница

Р

Мх ± mх

Разница

Р

Культура репродуктивного здоровья (усл.ед.)

До

После

71,40±1,23

71,65±1,23

0,25

>0,05

71,2±1,14

90,00±1,11

18,8

<0,05

 

По   результатам экспериментальной работы, у участников экспериментальной группы формирующего этапа  возрос  уровень  культуры репродуктивного здоровья больше чем на 18%. Важным фактом является наличие эмпатийного отношения у мужчин к женщинам, чего не было отмечено до формирующего этапа эксперимента. В мировоззрении молодых людей, прошедших тренинги, доминирует аспект духовного развития семьи.

Заключение

Резюмируя, следует отметить, что выявлен ряд проблем формирования личности будущего мужа и жены, отца и матери ребенка.  Женщины являются более взвешенными и досконально подходят к важным вопросам полового воспитания. Наблюдается серьезность намерений по созданию будущей семьи.

Мужчины оказались легкомысленными по сравнению с женщинами и проявили низкий уровень знаний по сексуальному воспитанию и половым отношениям. Лишь четвертая часть всех опрошенных студентов интересуется литературой по вопросам культуры отношения к женщине, а другие респонденты получают свои знания по телевидению, Интернету и из других источников.

После экспериментального курса у респондентов экспериментальной группы наблюдается улучшение показателей культуры репродуктивного здоровья. Этот факт подчеркивает важность организации психологического тренинга “Культура репродуктивного здоровья студенческой молодежи".

Библиографический список:

1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Барнаул, 2000. - 45 с.
2. Психология здоровья: Учеб. для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
3. Fisher, J. D., & Fisher, W. A. Theoretical approaches to individual level change in HIV-risk behavior // HIV Prevention Handbook / J. Peterson & R. J. Di Clemente (Eds.). - New York: Kluwer Academic, Plenum Press, 2000. – P. 201-203




Рецензии:

9.03.2015, 12:16 Кучер Ирина Владимировна
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ на статью «Культура репродуктивного здоровья студенческой молодежи» аспиранта Прикарпатского национального университета имени В. Стефаника Майко Александра Васильевича. Статья А.В. Майко посвящена половому воспитании и репродуктивному здоровью молодого поколения. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем лиц фертильного возраста. Современные подростки имеют низкий, не соответствующий требованиям современности и их стиля жизни, уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья и безопасности сексуальных отношений. Изложенные факты, литературного обзора подтверждают, своевременность и. необходимость внедрения для. Молодежи репродуктивных образовательных программ, направленных на повышение уровня, информированности, по вопросам, репродуктивного здоровья, и. навыкам, его сохранения. Автором проведена серьезная работа по разработке тренинговой программа «Культура репродуктивного здоровья студенческой молодежи». Представленные результаты исследования А.В. Майко свидетельствуют об эффективности реализованной авторской программы. Грамотное квалифицированное половое воспитание и сексуальное образование студенческой молодежи является одним из путей решения проблемы сохранения репродуктивного здоровья, что несомненно скажется на перспективе создания будущих семей, рождаемости детей и улучшении демографической ситуации в стране. Научная статья А.В. Майко «Культура репродуктивного здоровья студенческой молодежи» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации. Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВПО СГПИ И.В. Кучер

9.03.2015, 16:07 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья актуальна. Отличается выраженной практической направленностью. Интересен авторский подход. Алгоритм занятий выверен в соответствии с поставленной целью. Предоставленный данные достаточно подкреплены.Рекомендуется к печати

10.03.2015, 6:44 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Конечно,есть определенные погрешности.Имело бы смысл теоретическую часть статьи представить в более развернутом виде.Список литературы пополнить свежими источниками.Но тем не менее работу можно рекомендовать к публикации.



Комментарии пользователей:

6.04.2015, 14:48 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Указанный свободный по выбору спецкурс ценен, если учесть важность для молодых родителей собственного здоровья, ответственности, моральных позиций. Лишь бы студенты откликались и ходили бы на такие занятия. Следует учесть, что курс преобладающие медицинский, в то же время имеет сведения по социологии пола, семьи, если не добавлять психологию. Следует учесть, что термин "культура" имеет множество разных содержаний, его нужно употреблять с указанием потребного смысла.


Оставить комментарий


 
 

Вверх