Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №19 (марта) 2015
Разделы: Социология
Размещена 20.03.2015. Последняя правка: 19.03.2015.

Социальная защита инвалидов в Волгоградской области

Фантров Павел Петрович

Отсутствует

Волгоградский государственный университет

Ассистент кафедры социальной работы и педагогики

Аннотация:
В статье автор дает оценку социальной защите инвалидов на территории Волгоградской области, а также в контексте данной проблематики выявляет основные социальные проблемы данной категории населения. Анализируется проблема создания комплекса мероприятий, способствующих решению социально значимых проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья. Научная новизна исследования заключается в анализе опыта социальной защиты инвалидов в Волгоградской области, разработке рекомендаций по совершенствованию социальной работы с инвалидами. Сделан вывод о том, что решение проблем социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно путем поэтапного совершенствования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, социальной защиты, а также формирования эффективной системы социальной поддержки инвалидов.


Abstract:
In the article the author gives an assessment of the social protection of disabled persons in the territory of the Volgograd region, and also in the context of this problem reveals the main social problems of this category of the population. Examines the problem of creating a set of activities that contribute to solving social problems of persons with disabilities. Scientific novelty of research consists in the analysis of the experience of social protection of invalids in the Volgograd region, the development of recommendations on improvement of social work with disabled people. It concludes that the solution of problems of social protection of persons with disabilities is possible through gradual improvement of the system of medical-social expertise and rehabilitation of disabled persons, social protection and the formation of an effective system of social support of the disabled.


Ключевые слова:
социальная защита; инвалид; Волгоградская область; региональная программа; доступная среда; социальная инфраструктура; занятость; органы власти

Keywords:
social security; disability; Volgograd region; regional program; accessible environment; social infrastructure; employment; government.


УДК 364.07

Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют гораздо меньше возможностей для жизни и осуществления своих прав, чем трудоспособные граждане [3, с. 118]. Поэтому помощь в решении актуальных проблем инвалидов входит в сферу деятельности общественных и государственных организаций [2, с. 23].

В Волгоградской области проживает более 200 тысяч инвалидов. Основной заботой органов власти в Волгоградском регионе по отношению к данной категории населения является их материальная поддержка: льготы, пенсии, пособия. Тем не менее, инвалиды нуждаются не только в материальной помощи, а также в действенной психологической, физической, организационной помощи и формировании для них доступной среды. Поэтому в Волгоградской области должно уделяться значительное внимание совершенствованию государственной системы социальной защиты и реабилитации лиц с ограниченными возможностями,  внедрению новых социальных технологий, направленных на повышение качества жизни инвалидов.

В Волгоградском регионе принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих положение инвалидов. Например, Закон Волгоградской области № 1418-ОД «О государственной  социальной помощи населению в Волгоградской области». Он определяет организационные, правовые и экономические основы оказания государственной социальной помощи нетрудоспособным гражданам. Данный Закон дает инвалидам на территории субъекта РФ при приеме на работу дополнительные гарантии, такие как правовые, экономические и организационные.

Федеральный закон Российской Федерации № 183 «О внесении изменений в статью 21 ФЗ «О социальной защите  инвалидов в РФ», устанавливает законодательством субъекта РФ квоты для приема инвалидов на работу. Квотирование рабочих мест обеспечивает данной категории населения обязательное заключение трудового договора с работодателем. Работодатель обязан заключить трудовые договора с определенным количеством граждан. Несомненно, это обеспечивает защиту от безработицы лицам с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда.

 Службами занятости в Волгоградской области по трудоустройству незанятых инвалидов принимаются такие меры как:
- обеспечение дополнительных гарантий проблем занятости инвалидов и  их трудоустройство на территории Волгоградской области в связи с принятием Закона от 05.12.2005 г. № 1127-ОД «О квотировании рабочих мест для приема инвалидов на работу»;
- организация временного трудоустройства инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы;
- содействие в трудоустройстве не занятых инвалидов на территории Волгоградской области и принятием дополнительных программ по снижению напряженности на рынке труда.

Стоит отметить, что программа, целью которой, является снижение напряженности на рынке труда в Волгоградской области, принимается ежегодно с 2009 года и финансируется за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета региону. В течение пяти лет существования этой программы наметилось сокращение числа обращений инвалидов в службу занятости.
На территории региона действует Закон № 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других мобильных групп населения в Волгоградской области», где предусмотрен перечень объектов транспортной, социальной  и инженерной инфраструктуры, для свободного доступа и передвижения инвалидов и других мобильных групп. Все эти сооружения подлежат оснащению специальными приспособлениями и оборудованием, в результате реконструкции, ремонта, благоустройства, и при возведении новых объектов.

По данным Управления социальной зашиты населения в Администрации Волгоградской области, функционирует комиссия по обследованию социально-значимых объектов. В состав комиссии входят: органы архитектуры, здравоохранения, исполнительных органов местного управления, культуры, образования, а также представители общественных организаций инвалидов.  Основными задачами комиссии являются обследование объектов на предмет доступности для этой категории граждан и выработка соответствующих рекомендаций по реконструкции.
 Ежегодно проводятся проверки действующих объектов социальной сферы межведомственными комиссиями. Например, с 2010 г. по 2013 г. произведена проверка 4448 объектов, по 905 объектам проведены повторные проверки, их целью были устранение ранее выявленных недостатков и несоответствий.

Для формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, в г. Волгограде реализуется долгосрочная  областная программа «Формирование доступной среды жизнедеятельности в Волгоградской области» на 2011-2015г. Главной целью программы является доступность этой группы населения к социально-значимым объектам и государственным учреждениям таким как: службы социальной защиты, образования, здравоохранения, службы занятости объектам культуры и другим. Для повышения качества предоставляемых услуг, объекты социальной сферы нуждаются в оснащении современным оборудованием, компьютерной техникой, медицинским и реабилитационным оборудованием. На реализацию этих проблем в финансирование программы было заложено 330 712,18 тысяч рублей. Согласно данной программе, проводится комплекс мероприятий по оборудованию 152 социальных учреждений области.

Региональная программа «Доступная среда» призвана создать такие условия для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноправными членами общества, а окружающая их действительность была  максимально комфортной. Все это необходимо для обеспечения доступа к информации, повышению качества и доступности услуг для инвалидов и других различных категорий, а также для толерантного отношения общества к инвалидам.

В настоящее время в Волгоградском регионе ведется работа по обеспечению беспрепятственного доступа объектов социальной инфраструктуры для инвалидов. Создаются «Межведомственные комиссии по проведению обследования доступности для инвалидов социально-значимых объектов». В регионе устанавливаются пандусы, информационное табло для глухих, подъемники для инвалидов-колясочников. Для обеспечения ориентации и информирования людей с инвалидностью по зрению были изготовлены рельефные план-схемы библиотеки и микрорайона в котором она находится с подписями шрифтом Брайля. Библиотека – лишь один из примеров социальной доступности для инвалидов. Подобная инфраструктура должна быть создана везде, где это необходимо.

На сегодняшний день в Волгограде и области существует 33  комплексных центров социального обслуживания. В этих центрах сложились самые различные формы социальной защиты, способные учитывать конкретные особенности и запросы инвалидов. Это оказание социальной помощи на дому, получении бытовых услуг, содействие в обеспечении продуктами питания, организация клубов и центров досуга, медико-социальной, психолого-педогогической реабилитации, производство необходимой продукции для инвалидов и иные услуги. В составе комплексных центров имеются отделения реабилитации детей-инвалидов и отделения социальной реабилитации для граждан пенсионного возраста и инвалидов.

Несмотря на немалые усилия и большие финансовые ресурсы, затрачиваемые государственными и общественными организациями в Волгоградской области на помощь инвалидам, основная масса проблем, с которыми сталкиваются инвалиды, до сих пор не решена [5, с. 32].

Большинство медицинских учреждений не приспособлены под нужды этой категории людей. Госпитализация в стационар вызывает немало проблем для инвалидов, таких, например, как отсутствие специальных поручней в палатах и коридорах, невозможность воспользоваться душем, неработающие лифты или нахождение отделения на высоком этаже, что ограничивает  инвалидов в передвижении. Трудности в сфере образования у инвалидов связаны с неприспособленностью образовательных учреждений и общественного транспорта, те же проблемы возникают и с посещением инвалидов театров, музеев  и других учреждений.

В Волгоградском регионе маленький процент общественного транспорта приспособленного для инвалидов колясочников. На балансе г. Волгограда по информации Муниципального унитарного предприятия «Метроэлектротранс» находится и эксплуатируется:
- 9 новых трамвайных вагонов, оснащенных пандусами  для инвалидов колясочников, используемых только на линии скоростного трамвая,
- 17 низкопольных троллейбусов, в  средней части салона оснащенный пандусом,
- 1 троллейбус со специальным подъемником в задней части салона.

Отсутствие доступного транспорта в Волгоградской области является проблемой, с которой ежедневно сталкиваются люди, имеющие сложности в передвижении. Очень медленно решается проблема перемещения инвалидов-колясочников в пределах города. По Волгограду курсируют несколько троллейбусов, специально оборудованных для перевозки инвалидов, но для того чтобы добраться до того же троллейбуса, инвалиду на коляске сначала надо преодолеть несколько  более серьезных препятствий – это, прежде всего, путь из квартиры во двор. Говорить о пандусах от квартиры до первого этажа, если нет лифта, не приходится, а если и есть лифт, то он не всегда доступен для размещения инвалидного кресла.

Инвалиды в Волгоградском регионе относятся к одной из наиболее социально незащищенных категорий населения. Их доход низкий, а потребности в медицинском и социальном обслуживании остаются не удовлетворенными. Не все инвалиды имеют возможность получить достойное образование и медицинскую помощь, не могут заниматься трудовой деятельностью. Все это говорит о том, что инвалиды в Волгоградском регионе являются дискриминированным  меньшинством. Полноценной интеграции инвалидов в общество препятствует неподготовленность к ней социально-средовой инфраструктуры.

Для эффективного решения проблем инвалидов в Волгоградской области необходимо выполнить комплекс следующих мероприятий:
- улучшение условий и качества их жизни, что является одной из приоритетных социальных задач региона;
- совершенствовать имеющиеся и создать новые инновационные реабилитационные технологии для различных категорий инвалидов;
- обеспечить экономическое стимулирование работодателей в виде дотирования предприятий, субсидирования, льготных условий налоговых выплат, премирования, чтобы они осуществляли прием на работу инвалидов;
- развивать реабилитационную индустрию с расширением номенклатуры и улучшением качества реабилитационных изделий;
- разработать и последовательно реализовать стратегию информационного обеспечения социальной политики в отношении инвалидов;
- применить радикальные меры по созданию инфраструктуры, позволяющей осуществить интеграцию инвалидов в общество.
- создать специальные информационные ресурсы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей;
- при строительстве зданий их проекты необходимо согласовывать не только с местными органами социальной защиты, но также с представителями общественных организаций инвалидов.

Решение проблем инвалидов носит системный характер. Устранить их можно путем поэтапного совершенствования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, социальной защиты, а также формирования эффективной системы социальной поддержки инвалидов. Органы власти Волгоградской области должны оказывать всестороннюю поддержку тем учреждениям и организациям, независимо от форм собственности, которые прямо либо косвенно создают возможности для жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, решение значимых проблем инвалидов входит в обязанности органов социальной защиты населения [4, с. 46]. От скоординированности и эффективности деятельности учреждений социальной защиты, органов власти и общественных организаций зависит, насколько успешно инвалид сможет вернуться к полноценному социальному функционированию в обществе [1, с. 397].

Библиографический список:

1. Гуслякова Л. Г. Основы теории социальной работы / Л. Г. Гуслякова, Е. И. Холостова. – М., 1997. – 480 с.
2. Мелихов В. В. Формирование государственной политики инвалидности // Точки над Ё. 2012. № 4. С. 23-28.
3. Сергиенко Л. Социально-экономическое положение инвалидов в России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. С. 113-119.
4. Сидорова А. Ю. Социальная защита и интеграция инвалидов в России: проблемы и пути их решения // Социология и право. 2012. № 1. С. 44-49.
5. Яковлев А. Ю. Современные проблемы государственной социальной защиты инвалидов в России // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2013. № 9. С. 29-33.




Рецензии:

22.03.2015, 21:58 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья полезна в плане информации об опыте, достижениях региона, которые могут быть заимствованы. Она достойна публикации. В последующем автору стоит указать: учитывают ли ответственные лица области опыт других регионов? Доходит ли он до Федерального уровня власти, чтобы распространить по всей стране?



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх