Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №19 (марта) 2015
Разделы: Социология
Размещена 31.03.2015. Последняя правка: 02.04.2015.

ПРАКТИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Проходская Маргарита Александровна

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М.Ф. Решетнева

старший преподаватель

Аннотация:
Исследовательская оптика теории практик выявляет еще один подход к потреблению образовательных услуг. На анализе рутинизированных практик поведения студентов и преподавателей в учебной среде выявляются основные формы их взаимодействия. На основании теоретического подхода одной из социологических школ дается вывод о закономерном процессе ухудшения качества получаемого образования.


Abstract:
Research optics of practices theory reveals another approach to the consumption of educational services. The analysis of routinized practices of students and teachers’ behavior in the learning environment identifies the main forms of interaction. Conclusion based on the theoretical approach of one of the sociological schools makes clear that deterioration in the quality of education is a regular process.


Ключевые слова:
практики; социальные институты; практики потребления; технический университет

Keywords:
practices; social institutions; consumption practices; Technical University.


УДК 37.013.78 

Введение

Современный подход к предназначению высшего образования все чаще определяет его через категории «практики», «полезности», «потребления», «технологии», «рынка». Это задает характерный, принципиально иной тон в реализации основных функций образования. Большое число исследователей (Н.Е. Покровский, Д.Л. Константиновский, Л.Н. Банникова[2; 149] и др.) неоднократно это подчеркивали. Майкл Стронг в своей недавней лекции в Москве высказался о «смерти университетов» и привел ряд аргументированных доводов: университеты больше не являются единственным источником получения специальных знаний, существующая система преподавания дискредитировала себя, практики преподавания в университете являются ущербными, многие успешные бизнесмены состоялись не получив степени бакалавра и магистра.

Актуальность

Рассматривая  профессиональное высшее образование как услугу, потребляющие его субъекты используют различные критерии оценки форм и качества его получения. Нередко смысл получения услуги сводится к понятию «польза», как в частном аспекте: «какую пользу мне принесет данный предмет», так и в общем: «польза университета, польза диплома данного университета». Оценка услуги часто становится субъективна. Поведение студента - потребителя образовательной услуги сводится к требованиям обеспечить удовлетворение его потребностей.

Цели, задачи, методы

Теория практик один из подходов, который может объяснить представленное поведение/ действие как традиционное или, как объясняет Андреас Реквиц, сложившееся в результате длительной привычки [1; 245]. Единичная практика понимается им как «рутинизированный тип поведения» состоящий из форм телесных действий, форм ментальных действий,  вещей и их использования, а также фонового знания в форме понимания, эмоций и мотиваций [1; 249].

Образование является важнейшим социальным институтом. Его функциональность возможно рассматривать через оптику теории практик, т.е. образование как практику институционализации. Учебные ситуации, в этом случае, рассматриваются ни как ресурс, а как тема изучения, что означает описать «не обыденно понимаемый социальный порядок, а скорее способы, посредством которых члены организуют конкретные сцены деятельности таким образом, чтобы предоставлять друг другу свидетельства обыденно-понимаемого-социального-порядка»[6; 83].

Как замечает А.М. Корбут, «участники учебных ситуаций будут в этом случае их компетентными «производителями», компетентность которых будет воплощаться в их действиях как здесь и теперь предпринимаемых локальных способах осуществления текущего взаимодействия. «Учебность» таких ситуаций — это одновременно и инструмент, и условие, и продукт их свидетельствуемого социального производства всеми участниками. В этом смысле, мы не можем сказать, каковы институциональные характеристики учебных ситуаций, до того, как начнем их анализировать в конкретных деталях» [5; 38].

Как же в современном вузе формальная рациональность, выраженная в форме рациональных норм, инструкций, запретов, предписаний и императивов, отличается от практической рациональности потребления образовательных услуг? Теория практик может наглядно продемонстрировать разницу между тем, как студенты должны получать образование и что они делают в действительности для получения диплома о высшем образовании в привычных нерефлексивных действиях. В.С. Вахштайн в монографии «Реальность образования» определяет разницу между нормативным и практическим определением изучаемого объекта. «Прежде всего, возможность порвать с предсконструированными определениями, которые существуют скорее в документах, чем в действительности. Практическое же определение предмета — от наблюдаемых действий. С того момента, как социология осознала себя «наукой о действительном», ее арсенал непрерывно пополнялся способами определения «действительного». И чаще всего «действительность» предмета социологических описаний связывалась именно с понятием «действия» (в значении «задействованное, разворачивающееся в череде актов, подлежащее свершению»). Так реальность многообразных человеческих действий стала специфической реальностью мира социологии» [4, 95].

Нормативным выражением деятельности студента является соблюдение формальных предписаний сдачи зачетов и экзаменов. Нормативный порядок начала и окончания занятий обязывает к своевременному их посещению. Регламент зачисления и отчисления студентов также является предсконструированным, т.е. задокументированным, но не всегда соблюдающимся. 

Практическое определение должного в повседневных практиках обретает характер практического (пользовательского) отношения. Требования, предъявляемые преподавателями к студентам различны, но могут быть типологизированы в общих категориях. Требования к форме занятия: студент обязан вести рабочую тетрадь, готовиться к практическим занятиям, внимательно слушать преподавателя, не отвлекаться на постороннее. Требования к содержанию занятий: студент должен владеть материалом, дискутировать по заданной теме и отвечать на соответствующие вопросы, читать литературу, анализировать, делать выводы, иметь личное мнение. Вышеперечисленные требования оцениваются в каждом конкретном случае ситуативно, в которых главным арбитром становится не столько даже преподаватель, а условная договоренность со студентами: «сегодня мы закончим пораньше», «давайте позанимаемся без перемены», «данную лекцию вы можете не конспектировать», «невыполненная домашняя работа остается на следующий семинар» и т.д.

В контексте практик потребления образования, постоянно повторяющиеся действия студентов наделяют процесс образования неформализованными, стихийными нормами, которые в свою очередь, рутинизируются и становятся негласным сводом правил образования, как социального института. Например, студент, приходящий на первое вводное занятие по предмету, выявляет для себя механизмы успешной сдачи дисциплины, а не ее освоения. Он определяет для себя периодичность посещения занятий, которая не синхронизируется с формальным расписанием занятий, оценивает степень сложности с которой он сможет или не сможет получить аттестацию по предмету, ориентируясь на мнение старших курсов, а не на требования преподавателя. Стремление получить знания часто отсутствует, уступая место стремлению, как можно быстрее, получить зачет. Потребление образовательной услуги вызывает желание первостепенно получить комфортные бытовые условия (красивую, теплую аудиторию с удобными сиденьями и столами, оснащенную современным оборудованием) и лишь вторично - качественные знания. Возникают инициативы студентов отпроситься/сбежать с занятий под различными предлогами, включая формализованные (репетиция университетского праздника, день донора, военные  сборы), так и не формализованные (недомогание, семейные обязанности, усталость, запланированный на время занятий визит к врачу, другому преподавателю, в деканат). Часто студенты вовлекаются в активную работу по восприятию материала только лишь при включении в лекции развлекательного компонента в виде примеров, шуток, отвлечений от основной темы, что вызывает отклоняющиеся от основной темы оживленные дискуссии, которые требуют прерывания преподавателем.  Развитая инфраструктура готовых реферативных работ в открытом доступе демотивирует добросовестную подготовку к занятиям. Преподаватель, воспринимаемый как обслуживающий персонал, оказывающий образовательную, услугу теряет свой авторитет  и рычаги легитимного управления дисциплиной на занятие. Студенты начинают воспринимать содержательные, аргументированные замечания как претензию и выражение плохого настроения преподавателя, т.е. в качестве субъективного, а не объективного (как на самом деле) действия, направленного на поддержание порядка в аудитории.

Результаты

На фоне этого внеформальные и внеинституциональные практики получения образования получают все большее распространение, в которых университет становится далеко не единственным носителем профессиональных знаний. В интернете получили распространение различные образовательные проекты как российского, так и международного уровня, свободный доступ к которым сейчас может получить каждый (Постнаука, Лекториум, Полит.ру и т.д.) Ставится вопрос о значении и роли университета в современном обществе, а также в системе общего, профессионального знания. 

Выводы

Таким образом, социальный порядок, стихийно складывающийся в телесных и ментальных действиях студентов, формирует естественное понимание ими процесса получения образования, как практики потребления образовательной услуги, результатом которой становится получение диплома о высшем образовании. Получения диплома, но не знаний. С точки зрения социологической школы Бурдье задача наблюдения за данным феноменом состоит не в облечении, а в объяснении этого социального феномена [3; 157]. Переход от описания практик к выявлению закономерностей. 

В данном случае, теория практик не объясняет, а интерпретирует описываемый социальный факт, не дает нам знание причинно-следственных связей, а лишь новое понимание ситуации, которое в свою очередь, можно использовать для разработки новых методик преподавания в университете.

Библиографический список:

1. Andreas Reckwitz, «Toward a Theory of Social Practices», European Journal of Social Theory, 2002, vol.5:2, P.245.
2. Банникова Л.Н. Студенты как потребители образовательных услуг: компромисс стремлений и реальных практик // Российское образование в условиях социальных трансформаций: социологические очерки. Екатеринбург, 2009.C. 149.
3. Волков В., Хархордин О. Теория практик. Спб., 2008. С. 157.
4. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологические исследования: от метафоры к интерпретации. М., ЦСП и М, 2013. С. 95.
5. Корбут А.М. Институционализация учебных ситуаций в образовательной практике // Анализ образовательных ситуаций: сб. научн.; под ред. А.М. Корбута и А.А. Полонникова. – Минск: БГУ, 2008. С. 38.
6. Pollner, M. Theeverydayworldasphenomenon / M. Pollner, D. H. Zimmerman // Un-derstandingeverydaylife: towardreconstructionofsociologicalknowledge; ed. by J. D. Douglas. Chicago, 1970. P. 80–103.




Рецензии:

31.03.2015, 20:02 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации. Основания: 1. Оригинальность применения социологической теории практики к образовательному процессу в вузах. 2. Констатация десоциализации образовательных услуг, как феномена имплицитного расширения образовательного пространства в текущих социально-экономических условиях. 3. Четкое структурирование статьи. 4. Практикоориентированное понимание компетентностного подхода в проектированию содержания образования в вузе. Пожелания к автору статьи - рассмотреть проблему организации образовательной деятельности с позиций формирования профессиональных компетенций в рамках практикоориентированных учебных ситуаций и контроля уровня сформированности указанных компетенций.

01.04.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Проходская Маргарита Александровна:
Здравствуйте, Дмитрий Григорьевич. Большое спасибо за рецензию и пожелания. Обязательно их учту. С уважением, Маргарита Проходская.

31.03.2015, 21:05 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статью рекомендуется к публикации.Основания: 1.Актуальность проблематики на основе изменениях в социальном поле Университета. 2.Стиль автора дает ооснования принять все его научные доводы и аргументы. 3.Статья и контекстуальность проблематики создают интерпретационные условия для верификации подобных квазипроблемах на основе применения социометрической методологией.
01.04.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Проходская Маргарита Александровна:
Здравствуйте, Георгий Тодоров! Спасибо за отзыв и время, которое Вы смогли уделить. С уважением, Маргарита Проходская.

31.03.2015, 21:26 Свечников Владимир Серафимович
Рецензия: Статья посвящена рассмотрению изменившихся практик поведения студентов и преподавателей в результате представления высшего образования не как права, а как возможности получения определенной услуги. Автор совершенно справедливо приходит к выводу о перманентном ухудшении качества получаемого образования, когда целью студента становится не получение знаний, а формальное получения диплома о высшем образовании. Статья представляет несомненный интерес и может быть принята к публикации после некоторых орфографических и лексических доработок. Необходимо внимательно просмотреть все места статьи, в которых отсутствует необходимая пунктуация (нет запятых). Необходимо тщательнее отнестись к использованию нужных падежей, чтобы не появлялись подобные предложения: «…Являясь одним из основных социальных институтов рассматривать функциональность образования возможно …» После необходимых доработок статья может быть принята к публикации.
01.04.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Проходская Маргарита Александровна:
Уважаемый Владимир Серафимович. Спасибо большое за столь содержательный отзыв. Обязательно доработаю и постараюсь впредь быть внимательнее с текстами. С уважением к Вам, Маргарита Проходская.

31.03.2015, 21:49 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Тема статьи актуальна, озабочена тем, что не все студенты учатся в режиме максимизации знаний, бывает желание получить лишь диплом без его сопутствия нужными профессиональными знаниями. Но, если кто остается недовольным работой вуза, обращается к самообучению с использований сведений Internet-а, то стоит подумать, а не причастна ли к этому слабая квалификация преподавателя. Ведь у преподавателя может пропадать рабочее настроение, если не все его студенты учатся корректно. Не исключен вариант, где он, будучи студентом, копировал действия своих будущих невнимательных студентов. Вопрос сложный. но еще нужно учесть раздвоенность вузов на федеральные и частные. Какие из них учат лучше? Будет ли студент учиться, как следовало бы, если нет уверенности в том, что работать придется по специальности, указанному в дипломе. Хотя автор ссылается на многих специалистов, цитирует их, но ответов на эти важные вопросы он находит, сам не дает. но стоило бы. Статья рекомендуется к печати, но пусть автор учтет побольше претензий, которые предъявляются к сложившейся системе подготовки кадров в России.
01.04.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Проходская Маргарита Александровна:
Здравствуйте, Оганес Александрович. Спасибо за отзыв и за предложения. Совсем скоро в Красноярске состоится международная конференция в области образования "Практики развития", доработаю статью с учетом Ваших пожеланий и выступлю с докладом. С уважением, Маргарита Проходская.

2.04.2015, 12:01 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: 1) Хотелось бы, вслед за предыдущими рецензентами, обратить внимание автора на стиль статьи, предлагаемый в раздел Образование. "Практики", "оптика", "телесные и ментальные" действия, "потребление услуг" - термины, не принятые в педагогике, требуют пояснения и ссылок на соответствующие классические НАУЧНЫЕ словари. 2) Исследование мотивации без опоры на теории мотивации довольно странно для научной статьи - автор собирается выдвинуть собственную? 3) Если автор выдвигает свое суждение об образовании как о сфере "потребления", необходима НАУЧНАЯ аргументация или ссылки на научные источники с толкованием этого понимания, поскольку сами понятия "потребление" и "образование" не могут быть идентифицированы по своему психологическому контексту. 4) В современной классификации научных специальностей "Образование" выделено в самостоятельную специальность 13.00.08, пока к этой специальности относятся только ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ науки. К сожалению, в представленном виде (даже стилистически) статья не может быть рекомендована к публикации для размещения в разделе "Образование".
02.04.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Проходская Маргарита Александровна:
Добрый день, Галина Валентиновна. Спасибо за отзыв. 1) Термины соответствуют социологической школы и успешно там применяются. Социология образования - это не педагогика. Потому считаю их употребление допустимыми, более того, в данной статье необходимыми. 2) В статье рассматриваются практики потребления образования, а не исследование мотивации. Потому считаю данный аргумент необоснованным. 3) Последний Ваш довод позволяет мне предполагать, что статью Вы не читали. Подробно и неоднократно тему практик рассматривали О. Хархордин, В. Вахштайн; о проблеме потребления образования существует ряд научных статей Н. Покровского, есть две монографии Д.Л. Константиновского. На них я ссылаюсь в тексте статьи. А так же на методологию П. Бурдье. С уважением, Маргарита Проходская.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх