Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №20 (апрель) 2015
Разделы: Психология
Размещена 02.04.2015.

Факторы формирования целостной личности студента

Гуленко Андрей Сергеевич

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

ведущий психолог

Аннотация:
В данной статье рассматривается актуальный вопрос психологических особенностей формирования целостной личности в студенческом возрасте в условиях современного общества. В статье описаны результаты анализа литературных источников по данной проблематике. В статье описаны результаты эмпирического исследования, количественного и качественного анализа, использованы методы математической статистики.


Abstract:
This paper deals with the urgent issue of Psychological features of formation of the whole person in the student's age in today's society. The paper describes an analysis of the literature on this subject. The article describes the results of empirical research integrity of the individual. Quantitative and qualitative analysis. This paper uses methods of mathematical statistics, cluster, factor and regression analysis. We describe the factors of the whole person. The greatest impact on the integrity of the individual finds fulfillment factor. Described clusters of students with different levels of integrity.


Ключевые слова:
целостная личность; жизненный путь личности; концептуализация жизненного пути; жизненные экзистенции; субъективное благополучие.

Keywords:
integrated personality; life personality conceptualization of life's journey; life existence; subjective well-being.


УДК 159.9.07

Современную ситуацию социально-общественного развития можно охарактеризовать как период постоянных изменений. Изменения происходят как общемировом уровне, так и на уровне государства. претерпел значительные изменения за последнее столетие и это также отражение на мировоззрении украинском. Общественный строй изменился от традиционного к модернистского, а затем в постмодернистского. На сегодняшний день, наше общество находится на этапе развития общества, можно назвать информационным. Изменения на уровне общества производят изменения в социальных институтах, таких как университеты, школы, семьи. Это в свою очередь создает необходимость для изменений в мировоззрении каждой отдельной личности. Такая социальная ситуация развития создает необходимость для разработки новых психолого-педагогических технологий, целью которых было бы экологическое формирования, соответствующих социальной ситуации развития, психических новообразований личности.

Целью нашей статьи является теоретическое обоснование и эмпирическое исследование психологических особенностей концептуализации жизненного пути и ее влияния на формирование целостной личности в студенческом возрасте.

В статье решались следующие задачи:

1. Провести анализ литературных источников по данной проблематике.

2. Разработать методики исследования психологических особенностей формирования целостной личности и концептуализации жизненного пути.

3. Провести эмпирическое исследование.

Вопросы развития личности исследовалось различными психологическими школами. По нашему мнению наиболее актуальной парадигмой для современной социальной ситуации развития общества является гуманистическая парадигма. Гуманистическая психология сформировалась в 50-х годах ХХ в. как противопоставление редукционистского и механистическим течениям психоанализа и бихевиоризма. Основными представителями направления можно назвать Г. Олпорта, А. Маслоу, Р. Мэя, Э. Фромма, К. Роджерса, Д. Леонтьева и других. Важным вопросом развития личности является формирование целостной личности [1, 2, 10].

Гуманистическая психология сформировалась в 50-х годах ХХ в. как противопоставление редукционистского и механистическим течениям психоанализа и бихевиоризма. В последующие десятилетия гуманистическая психология переживала бурный расцвет и заняла свое место в системе психологического знания. В гуманистической психологии человек рассматривается с точки зрения ее ценностей и возможностей, ее субъектности и осознанности. В этой парадигме движущий центр личности находится не в бессознательных мотивах, и не в стимулах окружающей среды, а в целостности человеческого существа и способности к осуществлению свободного выбора. [1,9].

Экзистенциальная психология также является частью гуманистической парадигмы, она во многом основывается на идеях экзистенциальной философии, выведенных С. Кьеркегора, М. Хайдеггером, Э. Гуссерлем, К. Ясперс, Ж.-П. Сартром, М. Бубером и другими.

Среди представителей экзистенциального подхода в психологии можно перечислить таких психологов, как Р. Мэй, Э. Фромм, В. Франкл, А. Ленгле, Р.Кочюнас, Д. Леонтьев [1, 3, 10].

Целостность является единство частей, их общая синтетическая качество, части же, взятые в отдельности представляют собой разрозненные носители элементов этого качества, выступающего как потенция. Согласно Д.В. Пивоварову [8], определения типа всякой целостности возможно на основе характера связи и степени слитности ее частей. Существует три заметно отличающихся друг от друга вариантов связи целого и его частей, их взаимного влияния свидетельствует о целесообразности выделения трех основных типов целостности: тоталитарной, партитивного и гармоничной.

Гармоничная целостность человека представляет собой подлинное единство, завершенную согласованность, сонастроенности всех природных, социальных и духовных составляющих ее сущности. Носитель гармоничной целостности вполне последовательно ведет здоровый образ жизни, проявляет душевную склонность и любовь к людям, творчески осуществляет освоение доступных фрагментов действительности. Что же касается выделения модификаций человеческой целостности, то в данном случае оно вряд ли приведет исследователя к лучшему пониманию реального положения вещей. Таким образом, целостная личность - это личность, компоненты которой согласованы, духовное, естественное и социальное находится в единстве.

Важной характеристикой гармонично целостной личности является высокий уровень субъективного благополучия. Большинство работ, посвященных психологическим вопросам качества жизни, содержат описание тех сфер жизнедеятельности, на которые обычно направлено внимание исследователей. Целостно этот конструкт предполагает физический, психологический и социальный измерения жизни человека. Соматическое измерение качества жизни включает в себя побочные эффекты поддержания здоровья путем лечения или физкультуры, занятий спортом. Психологическое измерение отображает степень благополучия человека, понятен в терминах дискомфорта и дистресса. А психосоциальный концентрируется на исследовании социальных стрессоров, к которым относятся как серьезные, драматические (потеря работы, развод, смерть близкого человека), так и повседневные стрессовые ситуации и события (они описываются как «схватки» - hassles - раздражающие, фрустрирующими требования окружающей среды, характеризующих повседневные взаимодействия с ними). Согласимся, что в такой клинической исследовательский модели качества жизни субъективное благополучие, как синоним счастья можно понимать разве что, как отсутствие в индивидуальной жизни человека перечисленных факторов, что делает этот подход достаточно дефицитарным относительно целостной наполненности предмета обсуждения.

Наиболее системно проблему человеческого благополучия с психологической точки зрения решает К. Рифф [11]. На основании интеграции различных теорий, связанных с психологическим благополучием, она предлагая обобщенную модель субъективного благополучия человека, включая шесть составляющих: 1) положительное отношение человека к себе и своей прошлой жизни (самопринятие - Self-Acceptance); 2) наличие целей и занятий, добавляют смысл жизни (цели в жизни - Purpose in Life); 3) ее способность выполнять требования повседневной жизни (компетентность - Environmental Mastery); 4) чувство важности непрерывного развития и самореализации (личностный рост - Personal Growth); 5) отношения с другими, пронизаны заботой и доверием (позитивные отношения с другими - Positive Relations with Others); 6) способность следовать собственным убеждениям (автономность - Autonomy).

Анализируя теоретические источники по вопросу формирования целостной личности студента, важным психологическим новообразованием этого возраста является осмысление жизненного пути. Жизненный путь личности является на сегодня одной из самых распространенных междисциплинарных проблем современного человекознания, которой занимаются различные науки – философия, психология, этнография, история, социология и др.

Исследование проблем жизненного пути личности происходит в основном в рамках психологических подходов, для которых характерной особенностью методологии является попытка отойти от констатации внешних проявлений психики. Термин «жизненный путь» предложила Шарлотта Бюлер в начале ХХ века, проведя аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявив жизни личности «индивидуальной историей». Наиболее полно в отечественной психологии концепция жизненного пути рассматривалась Рубинштейном С. Л. и Ананьева Б.Г. Современные отечественные исследователи этой проблемы - К.А. Абульханова-Славская, А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров, Н. А. и др. [3, 4, 5, 6].

Идеи С. Л. Рубинштейна во многом перекликаются с идеями экзистенциальных психологов. Так же как и они, он считает высшую ступень развития личности - свободу существования индивида и способность к принятию своей ответственности за свои поступки.

Б. Ананьев [7] первым в отечественной психологии использовал понятие «субъективная картина жизненного пути». Психолог подчеркивал, что жизненный путь - это история формирования и развития личности в данном обществе. Индивидуальный аспект жизненного пути человека в исследованиях Бориса Ананьева не нашел достаточного освещения проблемы.

Категория жизненного пути, считает И. А. Пидласа [6,7] является обобщающим по таким понятиям, как "жизненный цикл", "онтогенез", "время жизни" и "возрастной развитие". Она создает возможности для объяснения многочисленных тенденций в пределах одной биографии. Живой человек имеет жизненный мир - открытую систему, которая наряду с более или менее определенной линией развития имеет многочисленные "черновики", гипотезы, вариации и даже неожиданные импровизации.

Жизненная компетентность - это знание, умение, жизненный опыт личности, ее жизнетворчества способности, необходимые для решения жизненных задач и продуктивного осуществления жизни как индивидуального жизненного проекта. На наш взгляд, лучше раскрыта структура жизненной компетентности в трудах Л. Сохань.

В. А. Роменец [7] рассматривал жизнь как поступок. Поступок, за В. А. Роменцом не может быть окончательно завершенным, в нем всегда есть стремление к самосовершенствованию личностью, этот поступок делает. Жизненный путь личности по автору - серия значимых поступков, достижения цели благодаря механизму поступка. Главная жизненная задача личности может быть решена только благодаря последовательному ряду поступков, финал каждого из которых является дебютом в следующем. Такое разнообразие связанных между собой единой целью жизни поступков является жизненным путем личности. Движущие силы жизненного пути, ученый видел в переходах от центрации к децентрации мышления.

Перейдем  к вопросу эмпирического исследования целостной личности, мы оказались перед необходимостью операционализировать основные категории целостности. Это было сделано из категории, описанные А. Ленгле, а именно: самотрансценденции, самодистанционирования, свободу и ответственность и шкалы субъективного благополучия, выделенные К. Рифф: позитивные отношения с другими, автономия, управление окружением, личностный рост, наличие целей в жизни и самопринятие.

В качестве основных психодиагностических инструментов [12], которые вошли в состав операционной модели, в данном исследовании используется и опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, а также тест СЖО (смысложизненных ориентаций) Д. Леонтьева, опросник временной перспективы Ф. Зимбардо, методика семантического дифференциала времени, методика «Шкала экзистенции» А. Ленгле.

На основе количественных показателей было осуществлено их факторный и кластерный анализ. Использование факторного анализа позволило выделить четыре фактора формирования целостности, которые описывают 80% общей дисперсии данных, а именно: фактор самореализованности личности (34%), опосредованности настоящего положительным детством (15%), ориентацией на достижение результата (20%) и направленность на будущее с ориентацией на собственные ресурсы (11%).

К первому фактору, объясняет 34% дисперсии вошли показатели шкалы цели, результат, процесс, локус контроля-Я и локус контроля жизнью методики СЖО. Анализируя данный фактор мы пришли к выводу, что наибольшее влияние на развитие и формирование целостности личности в старшем юношеском возрасте имеет наличие в личности жизненных планов, целей, их соответствие собственному естеству. При этом личность испытывает способность и наличие ресурса по достижению своих целей и реализации планов. Достижение запланированного позволяет пережить сильные эмоциональные переживания, поднять самооценку, посмотреть на себя и процесс достижения целей «со стороны», то есть достичь самотрансценденции и самодистанционирования. Такая личность не останавливается на достижении определенной цели, а ставит для себя новые и новые цели, которые запускают механизмы самоорганизации и саморазвития для поддержания целостности и субъективного благополучия. Данный фактор можно назвать фактором самореализованности.

Ко второму фактору, объясняет 20% дисперсии вошли показатели шкал результат методики СЖО, шкалы настоящее, прошлое и будущее методики Семантический дифференциал времени. Анализ данного фактора показывает нам, что в нашей выборке имеется фактор направленности на результат во всех временных перспективах. Можем сделать предположение о том, что недовольство результатами своей деятельности в определенном временном отрезке приведет к потере идентичности, целостности и состояния психологического благополучия. Данный фактор можно назвать ориентацией на достижение результата.

К третьему фактору, объясняет 15% дисперсии вошли показатели по шкалам цели СЖО, положительное прошлое и фаталистическое настоящее методики Зимбардо. Таким образом данный фактор заключается в наличии в личности положительного прошлого, сформированных целей в жизни и фаталистического настоящего. То есть личность в своем прошлом, положительном для нее и субъективно благополучном сформировала определенные цели, которые обусловливают ее настоящее. При этом, можем предположить, что эти цели сформированы в семейном окружении и переодетые от родительских фигур. Даний фактор можно назвать фактором опосредованности настоящего положительным детством.

К четвертому фактору, объясняет 11% дисперсии вошли показатели по шкалам локус контроля-Я методики СЖО, негативное прошлое, гедонистическое настоящее и будущее методики Зимбардо. Таким образом, фактор заключается в сочетании негативного прошлого (событий, переживаний, воспоминаний), жизни в настоящем для развлечений и удовольствий и ориентации на будущее, при высоком уровне ощущение собственного контроля над самим собой и своей жизнью. То есть личность, которой присущ четвертый фактор развития целостности, имела отрицательное прошлое, а в настоящем живет, ориентируясь на собственные силы и ресурсы, получает удовольствие от жизни и имеет ориентацию на будущее. Данный фактор можно назвать направленностью на будущее с ориентацией на собственные ресурсы. Строительство каркасных домов profikarkas.com.ua - profikarkas.com.ua

Следующим шагом нами было проведено кластерный анализ целостности личности, в результате которого было выделено три кластера. К первому кластеру (10% выборки) вошли показатели на низком и среднем уровне шкал положительных отношений, личностного роста, целей в жизни, самопринятие, а также средние и высокие показатели по шкалам самодистанционированиея, самотрансценденции, средние по шкалам свободы и ответственности. Представителей данного кластера можем назвать «пессимистически настроенным». Характеристикой данного кластера нашей выборки является средний уровень ориентации на самореализацию и низкие уровни направленности на собственные ресурсы, средний уровень опосредованности настоящего положительным прошлым и ориентации на достижение результата.

Ко второму кластеру (53% выборки), вошли представители выборки, имеющие высокие показатели по шкалам положительные отношения, личностный рост, цели в жизни, самопринятие, самотрансценденция, и средние по шкалам самодистанционирование, свобода и ответственность. Представителей данного кластера можем назвать «Гармоничными». Характеристикой данного кластера нашей выборки является высокий уровень самореализованности личности и опосредованности настоящего положительным детством.

К третьему кластера (37% выборки), имеющие высокие и выше среднего показатели по шкалам положительные отношения, личностный рост, цели в жизни, самопринятие, автономия, и средние и ниже среднего по шкалам самотрансценденция, самодистанционирование, свобода и ответственность. Представителей данного кластера можем назвать «Оптимистично настроенными». Данный кластер характеризуется средним уровнем проявления факторов ориентации на самореализацию, опосредованности положительным детством, ориентации на результат и направленности на будущее с ориентацией на собственные ресурсы.

Выводы

Подводя итог обзору результатов нашего исследования отметим, что нами был проведен теоретический анализ литературных источников по проблеме формирования целостной личности в студенческом возрасте. В нашей работе, целостность рассматривается как гармоничная. Гармоничная целостность человека представляет собой подлинное единство, завершенную согласованность, сонастроенность всех природных, социальных и духовных составляющих ее сущности.

Сформирована концептуальная и операциональная модель эмпирического исследования. Проведено эмпирическое исследование со студентами 1 курса магистратуры (45 человек). Проведен количественный и качественный анализ результатов исследования.

Дальнейшие перспективы исследования мы видим в разработке эффективной технологии формирования целостной личности студентов, исследовании гендерных особенностей формирования целостной личности.

Библиографический список:

1. Леонтьев Д.А. Лекции по курсу «Экзистенциальная психология», 2002 г.
2. Лэнгле А.Фундаментальные мотивации человеческой экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии / In: Psichoterapija (Moskwa) 2004, 4, 41-48.
3. Підласа І. А. Життєва ситуація особистості та життєва проблема // Наукові записки Інституту психології ім. Г. С. Костюка АПН України. — К., 2002. — Випуск 22. — С. 282–289.
4. Підласа І. А. Розвиток концепції життєвого шляху особистості // Психологія. Збірник наукових праць НПУ ім. М. П. Драгоманова. — К.: Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2001. — Випуск 13. — С. 95–102.
5. Рубинштейн С.Л. Философские корни экспериментальной психологии // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С. 67-89.
6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир - М.: «Наука», 1997, - 190с.
7. Сохань Л. В. Життєвий потенцiал — iнновацiйний ресурс особистостi як суб'єкта життя // Українське суспiльство 1994—2005. Динамiка соцiальних змiн. — К.: IС НАНУ, 2005. — С. 322—331.
8. Сохань Л. В. Про життєтворчiсть, мудрiсть, про любов до життя // Життєтворчiсть: концепцiя, досвiд, проблеми. — Запорiжжя, Центрiкон, 2004. — С. 5—8.
9. Стюарт Й, Джойнс В. Жизненный сценарий: как мы пишем историю своей жизни. - Русский перевод В. Данченко. – М., 1987. – 74с.
10. Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с. (Серия "Психологическая коллекция"). - ISBN 5-04-088227-0.
11. Ryff, C.D., & Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology, 1995, 69, 719-727.
12. http://psylib.ukrweb.net/books/meyro04/index.htm.




Рецензии:

3.04.2015, 9:48 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Соответствует всем требованиям.Рекомендуется к печати.

03.04.2015 17:17 Ответ на рецензию автора Гуленко Андрей Сергеевич:
Благодарю за рецензию.

5.04.2015, 12:28 Котова Светлана Сергеевна
Рецензия: Актуальность данной работы обусловлена современной социальной ситуацией развития, которая создает необходимость для разработки новых психолого-педагогических технологий, целью которых является экологичное формирование личности, соответствующей социальной ситуации развития и психическим новообразованиям. Проблема изучения факторов формирования целостной личности студента приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. Данная проблема недостаточно изучена в психолого-педагогической науке и требует как теоретического, так и практического изучения всех ее аспектов. Автор работы попытался разрешить поставленные перед ним задачи. Данная работа выполнена с соблюдением требований, предъявляемых к научным исследованиям, и может быть рекомендована к печати.
05.04.2015 18:18 Ответ на рецензию автора Гуленко Андрей Сергеевич:
Благодарю за рецензию.

5.04.2015, 21:52 Кучер Ирина Владимировна
Рецензия: Рецензия на статью «Факторы формирования целостной личности студента» ведущего психолога Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Гуленко Андрей Сергеевич Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально- психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Астрология, теология, философия, литература и социальные науки вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть оттого, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. Таким образом, актуальность научной статьи не вызывает сомнений. Цель, поставленная автором статьи, достигнута, задачи решены. Гуленко А.С. провел анализ теоретических источников по вопросу формирования целостной личности студента. Данная проблема недостаточно изучена в психолого-педагогической науке и требует, как теоретического, так и практического изучения всех ее аспектов. Для наглядности полученные результаты исследования следовало бы представить в виде таблиц, схем и т.п. Данное обстоятельство не снижает ценности представленной статьи. Статья соответствует квалификационным требованиям и может быть рекомендована к публикации. кандидат психологических наук, И.В. Кучер старший преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВПО СГПИ
06.04.2015 10:10 Ответ на рецензию автора Гуленко Андрей Сергеевич:
Благодарю за рецензию.

5.04.2015, 22:58 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Рекомендуется к печати.Основания: 1.Актуальность проблематики, как социометрическая категория. 2.Контекстуальность балансирована и дает основания автору верифицировать в дальнейшем етапное исследование. 3.Авторовый стиль показывает убедительность доказательственной части статьи. 4.Имеются конечно исследования в связи с подобной проблематики, но они подченины другом онтологическом конструкте.
06.04.2015 10:10 Ответ на рецензию автора Гуленко Андрей Сергеевич:
Благодарю за рецензию.



Комментарии пользователей:

21.04.2015, 12:17 Абмаева Кристина Михайловна
Отзыв: Здравствуйте! скажите в чем практическая значимость Вашей работы и научная новизна?


21.04.2015, 12:26 Абмаева Кристина Михайловна
Отзыв: Скажите, какой является Ваша генеральная совокупность?


21.04.2015, 16:05 Гуленко Андрей Сергеевич
Отзыв: Здравствуйте! Благодарю за внимание к моей статье. Постараюсь ответить на поставленные Вами вопросы. Научная новизна состоит в систематизации научных данных касательно вопроса целостности личности и категории "жизненного пути"; анализе наработок школы экзистенциальной психологии; анализе места уровня субъективного благополучия в целостности личности; анализе наработок отечественных психологов в изучении вопроса жизненного пути личности. Практическая значимость представленной работы состоит в создании операциональной модели исследования целостности личности; результаты эмпирического исследования будут полезны преподавателям, и в первую очередь, кураторам студенческих групп. Генеральной совокупностью нашего эмпирического исследования является студенческий возраст. Выборка, как было указано в статье состояла из 45 студентов 1 курса магистратуры. Надеюсь я в полной мере ответил на поставленные Вами вопросы. С уважением, Андрей.


9.05.2015, 19:37 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Самоконтроль личности в ходе своего становления как члена общества весьма важен, откуда значимость научных представлений этого процесса и рекомендаций по их учету и использованию. Автор в соответствии со своей специализацией учел давшийся психологии аспект в составе чувственности, эмоций, переживаний. Но кроме психологов вопросами становления личности занимались и социологи, которые учитывали специфику семьи, воспитание родителей, окружение друзей, общение с формами искусства, проведение досуга, вклад школы, средств массовой информации и др. Если их хотя бы одним предложением оговорить, то довольных статьей читателей станет больше.


10.05.2015, 10:19 Гуленко Андрей Сергеевич
Отзыв: Благодарю за внимание к мое статье и ценный отзыв!


Оставить комментарий


 
 

Вверх