ПолесГУ
студент
Малевский Эдуард Збигневич, кандидат экономических наук, доцент кафедры Бухгалтерского учёта, анализа и аудита ПолесГУ
УДК 35.078.3
Формирование сильной и процветающей экономики, повышение уровня социально-экономического развития, стабильность политической ситуации – всё это и много другое являются приоритетными направлениями развития любого государства. Однако, для достижения той или иной цели необходима чёткая организация процесса, с момента выработки идей до получения экономических и иных выгод. Важное место в структуре данного процесса отводится проведению контрольно-ревизионной работы, которая способствует предотвращению, предупреждению и исправлению ошибок, которые могут повлечь за собой непоправимые последствия, приносящие угрозу функционирования не только какому-либо конкретному предприятию, но и населению страны в целом.
Ревизия представляет собой способ контроля, предусматривающий полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учёта во всех направлениях деятельности субъекта предпринимательской деятельности [1, с. 19].
В Республике Беларусь на различных уровнях управления уделяется огромное влияние организации и проведению контрольно-ревизионной работы, что является следствием многочисленных проверок и выявления нарушений.
За 2014 год центральным аппаратом Министерства Финансов, его территориальными органами, а также местными финансовыми органами республики проведено 2313 проверок, в ходе которых установлено нарушений на общую сумму 139,8 млрд. руб., из них нарушений бюджетного законодательства – на 99,8 млрд. руб. (или 71,4 % от совокупной суммы). По сравнению с 2013 годом эти показатели увеличились в 1,48 и 1,56 раза соответственно [2, с. 28].
Если рассмотреть данные показатели в динамике, то можно проследить закономерность, что из года в год количество проведённых контрольно-ревизионных работ увеличивается, так же как и сумма выявленных нарушений.
Исходя из приведённых данных, можно прийти к выводу о нарастающей значимости и необходимости осуществления проверок, эффективность проведения которых также постоянно увеличивается.
Если рассматривать данный вопрос более детально, то следует отметить, что контрольно-ревизионным аппаратом Министерства финансов проведена 1541 проверка, выявлено нарушений на 131,5 млрд. руб., в том числе бюджетного законодательства – на 92,3 млрд. руб.
Местными финансовыми органами проведена 681 проверка, в результате установлено нарушений на 7,7 млрд. руб., из них нарушений бюджетного законодательства – на 7,5 млрд. руб. [2, с. 28].
Выявлено, что наиболее часто встречаемыми нарушениями с использованием бюджетных средств являются оплата завышенных по различным причинам объёмов и стоимости ремонтно-строительных работ, нарушения при расчётах за коммунальные и другие услуги, нарушения в оплате труда по причине содержания сверхштатной и сверхлимитной численности работников, необоснованного установления надбавок и доплат, выплаты премий сверх планового фонда.
В отношении нарушений финансовой дисциплины, наиболее значительные из них выявлены на предприятиях и в организациях отраслей жилищно-коммунального хозяйства, где их сумма составила 34,6 млрд. руб., сельского хозяйства – 11,8 млрд. руб., образования – 10,1 млрд. руб., строительства – 9,1 млрд. руб.
Неоценимое значение проводимой контрольно-ревизионной работы заключается также и в том, что она нацелена не только на выявление несоответствий, но и на их возмещение, что является весомым источником дохода для государственного бюджета.
Так, в целом по результатам проведённой в 2014 году Министерством финансов и финансовыми органами республики работы по взысканию бюджетных средств, причинённого вреда и штрафов, устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины по состоянию на 1 января 2015 года возмещено в бюджет 76,1 млрд. руб. (54,5 % от суммы выявленных нарушений). За допущенные нарушения к административной ответственности привлечено 228 юридических лиц на общую сумму штрафа 4,3 млрд. руб. и 732 физических лица – на 618,1 млн. руб. к дисциплинарной и материальной ответственности руководителями проверенных организаций привлечено 1795 работников, из них 8 освобождены от занимаемых должностей [2, с. 29].
Исходя из выше приведённых данных, можно прийти к выводу, что основными мерами, принимаемыми по результатам проверок, являются возмещение средств в бюджет, причинённого ущерба или вреда, взыскание административных штрафов, а также передача материалов в правоохранительные органы и суды, предотвращение незаконного получения, использования не по целевому назначению или с нарушением законодательства государственных средств.
Однако, очевидно, что, несмотря на всю пользу, которую принесла контрольно-ревизионная деятельность за 2014 год, говорить о ней лишь с положительной стороны является нецелесообразным. Во-первых, с увеличением числа проводимых проверок увеличивается и сумма средств, расходуемых на их проведение. Во-вторых, увеличение числа нарушений говорит лишь о том, что граждане нашей страны всячески пытаются противостоять нормам, правилам и законам, принятым в обществе, а это в свою очередь является предпосылкой его расслоения. В-третьих, ни для кого не секрет, что перед органами, осуществляющими ревизию, ставится непосредственная задача обязательного выявления ошибок, если же по результатам ревизия таковых не найдено, вышестоящие органы позволяют себе усомниться в компетентности ревизора, что заставляет их даже самые незначительные ошибки без согласования с подконтрольными органами заносить в акт ревизии.
К прочим проблемам, связанным с осуществлением контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь, можно отнести следующие:
На сегодняшний день в нашей стране органами государственного управления уделяется огромное внимание совершенствованию контрольно-ревизионной деятельности, так как последняя является обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы государства.
На основании выделенных проблем, можно выделить следующие главные направления улучшения работы контрольно-ревизионных органов в Республике Беларусь:
Таким образом, многочисленность осуществляемых проверок, а также всё многообразие выявленных нарушений, мер, применяемых по результатам их проведения, служат подтверждением неоценимой значимости и высокой степени эффективности деятельности центрального аппарата Министерства Финансов, его территориальных органов, а также местных финансовых органов республики, осуществляющие контрольно-ревизионную деятельность. Однако, любая деятельность сопровождается многочисленными проблемами, от оперативности и качества решения которых зависит функционирование экономики в целом. Что касается контрольно-ревизионной деятельности, то для неё этот вопрос стоит наиболее остро. В связи с чем, успешное решение вышеуказанных и многих других проблем должно способствовать организации современной и эффективной контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь.
Рецензии:
20.04.2015, 1:24 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: В целом статья написана грамотно и может быть рекомендована к опубликованию. Однако, вывод "В связи с чем, успешная реализация вышеуказанных и многих других проблем должна способствовать организации современной и эффективной контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь" - не соответствует логике (как успешная реализация проблем может чему-либо способствовать?)
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий