Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №20 (апрель) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 17.04.2015. Последняя правка: 22.04.2015.
Просмотров - 2589

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Закревская Надежда Александровна

ПолесГУ

студент

Малевский Эдуард Збигневич, кандидат экономических наук, доцент кафедры Бухгалтерского учёта, анализа и аудита ПолесГУ


Аннотация:
В данной статье рассмотрено понятие «ревизия» и определено её место в деятельности органов государственного управления Республики Беларусь, а также влияние контрольно-ревизионной деятельности на экономическое положение страны. Приведены наиболее распространённые и существенные нарушения и меры по их устранению. Выявлены основные проблемы при осуществлении контрольно-ревизионной деятельности и предложены пути их преодоления.


Abstract:
This article discusses the concept of "revision" and defined its place in the activities of government of the Republic of Belarus, as well as the effect of audit work on the economic situation of the country. Are the most common and significant violations and corrective measures. The main problems in the implementation of audit work and suggest ways to overcome them.


Ключевые слова:
ревизия; контрольно-ревизионная деятельность; проверка; нарушение; финансовые органы.

Keywords:
audit; control and audit activities; inspection; violation; financial authorities.


УДК 35.078.3 

Формирование сильной и процветающей экономики, повышение уровня социально-экономического развития, стабильность политической ситуации – всё это и много другое являются приоритетными направлениями развития любого государства. Однако, для достижения той или иной цели необходима чёткая организация процесса, с момента выработки идей до получения экономических и иных выгод. Важное место в структуре данного процесса отводится проведению контрольно-ревизионной работы, которая способствует предотвращению, предупреждению и исправлению ошибок, которые могут повлечь за собой непоправимые последствия, приносящие угрозу функционирования не только какому-либо конкретному предприятию, но и населению страны в целом.

Ревизия представляет собой способ контроля, предусматривающий полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учёта во всех направлениях деятельности субъекта предпринимательской деятельности [1, с. 19].

В Республике Беларусь на различных уровнях управления уделяется огромное влияние организации и проведению контрольно-ревизионной работы, что является следствием многочисленных проверок и выявления нарушений.

За 2014 год центральным аппаратом Министерства Финансов, его территориальными органами, а также местными финансовыми органами республики проведено 2313 проверок, в ходе которых установлено нарушений на общую сумму 139,8 млрд. руб., из них нарушений бюджетного законодательства – на 99,8 млрд. руб. (или 71,4 % от совокупной суммы). По сравнению с 2013 годом эти показатели увеличились в 1,48 и 1,56 раза соответственно [2, с. 28].

Если рассмотреть данные показатели в динамике, то можно проследить закономерность, что из года в год количество проведённых контрольно-ревизионных работ увеличивается, так же как и сумма выявленных нарушений. 

Исходя из приведённых данных, можно прийти к выводу о нарастающей значимости и необходимости осуществления проверок, эффективность проведения которых также постоянно увеличивается.

Если рассматривать данный вопрос более детально, то следует отметить, что контрольно-ревизионным аппаратом Министерства финансов проведена 1541 проверка, выявлено нарушений на 131,5 млрд. руб., в том числе бюджетного законодательства – на 92,3 млрд. руб.

Местными финансовыми органами проведена 681 проверка, в результате установлено нарушений на 7,7 млрд. руб., из них нарушений бюджетного законодательства – на 7,5 млрд. руб. [2, с. 28].

Выявлено, что наиболее часто встречаемыми нарушениями с использованием бюджетных средств являются оплата завышенных по различным причинам объёмов и стоимости ремонтно-строительных работ, нарушения при расчётах за коммунальные и другие услуги, нарушения в оплате труда по причине содержания сверхштатной и сверхлимитной численности работников, необоснованного установления надбавок и доплат, выплаты премий сверх планового фонда.

В отношении нарушений финансовой дисциплины, наиболее значительные из них выявлены на предприятиях и в организациях отраслей жилищно-коммунального хозяйства, где их сумма составила 34,6 млрд. руб., сельского хозяйства – 11,8 млрд. руб., образования – 10,1 млрд. руб., строительства – 9,1 млрд. руб.

Неоценимое значение проводимой контрольно-ревизионной работы заключается также и в том, что она нацелена не только на выявление несоответствий, но и на их возмещение, что является весомым источником дохода для государственного бюджета.

Так, в целом по результатам проведённой в 2014 году Министерством финансов и финансовыми органами республики работы по взысканию бюджетных средств, причинённого вреда и штрафов, устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины по состоянию на 1 января 2015 года возмещено в бюджет 76,1 млрд. руб. (54,5 % от суммы выявленных нарушений). За допущенные нарушения к административной ответственности привлечено 228 юридических лиц на общую сумму штрафа 4,3 млрд. руб. и 732 физических лица – на 618,1 млн. руб. к дисциплинарной и материальной ответственности руководителями проверенных организаций привлечено 1795 работников, из них 8 освобождены от занимаемых должностей [2, с. 29].

Исходя из выше приведённых данных, можно прийти к выводу, что основными мерами, принимаемыми по результатам проверок, являются возмещение средств в бюджет, причинённого ущерба или вреда, взыскание административных штрафов, а также передача материалов в правоохранительные органы и суды, предотвращение незаконного получения, использования не по целевому назначению или с нарушением законодательства государственных средств.

Однако, очевидно, что, несмотря на всю пользу, которую принесла контрольно-ревизионная деятельность за 2014 год, говорить о ней лишь с положительной стороны является нецелесообразным. Во-первых, с увеличением числа проводимых проверок увеличивается и сумма средств, расходуемых на их проведение. Во-вторых, увеличение числа нарушений говорит лишь о том, что граждане нашей страны всячески пытаются противостоять нормам, правилам и законам, принятым в обществе, а это в свою очередь является предпосылкой его расслоения. В-третьих, ни для кого не секрет, что перед органами, осуществляющими ревизию, ставится непосредственная задача обязательного выявления ошибок, если же по результатам ревизия таковых не найдено, вышестоящие органы позволяют себе усомниться в компетентности ревизора, что заставляет их даже самые незначительные ошибки без согласования с подконтрольными органами заносить в акт ревизии.

К прочим проблемам, связанным с осуществлением контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь, можно отнести следующие:

  • Отсутствие системного законодательства, чётко регламентирующего контрольную сферу;
  • Сложность процедуры проверки;
  • Отсутствие системного подхода при выборе объекта проверок;
  • Слабая информационная работа органов.

На сегодняшний день в нашей стране органами государственного управления уделяется огромное внимание совершенствованию контрольно-ревизионной деятельности, так как последняя является обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы государства.

На основании выделенных проблем, можно выделить следующие главные направления улучшения работы контрольно-ревизионных органов в Республике Беларусь:

  • Обеспечение тесного взаимодействия государственного контрольно-ревизионного аппарата с другими органами контроля;
  • Расширение правовой базы, регламентирующей деятельность контрольных органов;
  • В целях снижения количества нарушений контролирующим органам необходимо проводить различные мероприятия с сотрудниками предприятий и учреждений;
  • Внедрение передовых технологий осуществления контроля;
  • Обеспечение большей прозрачности процедур и результатов проверки.

Таким образом, многочисленность осуществляемых проверок, а также всё многообразие выявленных нарушений, мер, применяемых по результатам их проведения, служат подтверждением неоценимой значимости  и высокой степени эффективности деятельности центрального аппарата Министерства Финансов, его территориальных органов, а также местных финансовых органов республики, осуществляющие контрольно-ревизионную деятельность. Однако, любая деятельность сопровождается многочисленными проблемами, от оперативности и качества решения которых зависит функционирование экономики в целом. Что касается контрольно-ревизионной деятельности, то для неё этот вопрос стоит наиболее остро. В связи с чем, успешное решение вышеуказанных и многих других проблем должно способствовать организации современной и эффективной контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь.

Библиографический список:

1. Веренич, Г.Д. Ревизия и аудит: учеб.-методическое пособие / Г.Д. Веренич, Е.Н. Вербицкая, И.В. Щербакова. – Минск : БНТУ, 2013. – 162 с.
2. Синявская, Т. На страже бюджета / Т. Синявская // ФИНАНСЫ. УЧЁТ. АУДИТ : науч.-практ. журнал / под общ. ред. И. Шунько. – Минск : Минфин. Респ. Беларусь – 2015. – № 2. – С. 28–29.




Рецензии:

20.04.2015, 1:24 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: В целом статья написана грамотно и может быть рекомендована к опубликованию. Однако, вывод "В связи с чем, успешная реализация вышеуказанных и многих других проблем должна способствовать организации современной и эффективной контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь" - не соответствует логике (как успешная реализация проблем может чему-либо способствовать?)



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх