специалист
Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет
студент
Потылицына Евгения Александровна, кандидат экономических наук, ассистент кафедры управленческого и финансового учета и отчетности Санкт-Петербургского государственного экономического университета
УДК 657
Введение
Любая предпринимательская деятельность сведена к налоговым рискам. Особое внимание к такому виду риска компаний объясняется тем, что если с инвестиционными, валютными и банковскими рисками имеет дело лишь часть отдельных предприятий, то с налоговыми рисками сталкивается каждый хозяйствующий субъект, так как налогообложение преследует все виды деятельности.
С точки зрения предприятия налоговый риск следует рассматривать, как вероятность понести финансовые и иные потери вследствие различных факторов, связанных с процессом уплаты и оптимизации налогов. (Калашникова Э. Л. Налоговые риски: их финансовые последствия. М: Циндеман, 2009, — 506 с.).
Факторы проявления налогового риска
В современных условиях нестабильной экономики, правительство держит бизнес в страхе, обсуждая тектонические изменения в налоговой системе.
Исходя из вышеуказанного определения налогового риска, предполагаемыми факторами, которые могут привести к налоговым рискам, являются изменения в налоговом законодательстве. А именно:
Предлагаемый порядок учета резерва налоговых рисков.
Существуют различные мероприятия по снижению налогового риска непосредственно на предприятии: повышение квалификации специалистов, мониторинг налоговых ошибок, регулярное отслеживание налогового и бухгалтерского законодательств и пр. Но я бы хотела обратить внимание на таком способе как создание резерва под налоговые риски.
Как показывает практика, одним из результативных способов предотвращения рисков является наличие системы резервов. Однако, как ни отечественные, так и ни международные стандарты по бухгалтерскому учету не предусматривают резервирование средств под влияние налоговых рисков.
На основании вышеизложенного, и объясняется актуальность выбранной темы исследования: обеспечить предприятие резервами в виде сумм денежных средств при наступлении налоговых рисков и быть готовыми к проявлению их последствий.
Для предотвращения негативных воздействий налоговых рисков необходимо закрепление в нормативных документах возможности формирования резерва под налоговые риски. Таким образом, для компенсации последствий налоговых рисков разумно использовать подходящее понятие —«Резервы под налоговые риски».
Чтобы обеспечить систему бухгалтерской информации о наличии и движении средств резервов будет обоснованно дополнить VIII раздел «Финансовые результаты» действующего Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций пассивным счетом 100 «Резерв под налоговые риски».
Информацию о резерве под налоговые риски правомерно будет представить в бухгалтерском балансе, для этого V раздел «Краткосрочные обязательства» целесообразно дополнить отдельной статьей «резерв под налоговые риски».
Учитывая, что одной из целей собственников является максимально снизить финансовые потери, даже если при этом уменьшится их прибыль, сведения о резерве раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Формирование резерва под налоговые риски
Источником резерва под налоговые риски может стать сумма отчислений из нераспределенной прибыли (сумма и период ее формирования будет зависеть от размера налогового риска).
В таблице представлена предлагаемая корреспонденция счетов по созданию резерва под налоговые риски, а также по его использованию для покрытия штрафов, пени, неустоек.
Таблица 1
Дебет |
Кредит |
Содержание хозяйственной операции |
99 |
84 |
списана чистая (нераспределенная прибыль) отчетного года. |
84 |
100 |
за счет нераспределенной прибыли сформирован резерв под налоговые риски |
100
|
68
|
за счет резерва начислены пени, штрафы, недоимка. |
99 |
68
|
при недостаточности сумм резерва доначислены пени, штрафы, недоимка. |
Оценка и методы определения ущерба от налоговых рисков
Одним из элементов метода бухгалтерского учета является — оценка. При оценке налогового риска, которая также является неотъемлемым компонентом, анализируют две его составляющие: вероятность наступления и характер ущерба. Вероятность наступления можно определить объективным или субъективным методом.
Объективный метод основывается на расчете частоты, происходящего рискового события.
В качестве субъективных методов, применяются такие качественные методы, как: аналогии, «Due Diligence» и «дерева решений».
Метод аналогии предполагает сопоставление вида, размера и причин возникновения конкретного анализируемого риска с подобной ситуацией.
Метод «Due Diligence» (должное внимание) основан на сборе и анализе изменений во внешней среде.
Метод построения «дерева решений» подразумевает выделение определенного количества анализируемых вариантов ситуации и установление вероятности их реализации и нахождения количественных и качественных параметров риска, которые затем дают прогноз ключевых событий, которые служат базой для выбора оптимального варианта развития риска.
Вышеизложенные методы имеют место в применении, если отсутствует необходимая статистическая информация, которая позволит определить вероятность наступления неблагоприятного налогового события.
На мой взгляд, более подходящий и надежный способ — «Due Diligence». В современном мире многое зависит от информации. Особым достоинством этого метода является более всестороннее изучение данных, которые позволяют получить объективную оценку. Это более твердая гарантия безопасности.
Следует отметить, что данный метод предусматривает сбор информации независимо от ее источников происхождения, рассматривается более детально каждый внешний и внутренний фактор.
Примечание
Алгоритм проведения метода Due Diligence
1.Анализ первичных документов хозяйствующего субъекта (бухгалтерская, управленческая или налоговая отчетность, учредительные документы и пр. – что дает понять: есть ли возможность у предприятия создать резерв или же наращивать его постепенно).
2. Изучение открытых источников информации (СМИ, законодательные документы, поправки и пр.).
3.Составление отчета или меморандума, где суммируются все уязвимые места предприятия, подверженные налоговым рискам.
4. Предоставление отчета руководству, которое и выносит вердикт о создании резерва или отказ.
Определение характера ущерба предполагает основанное на допущениях стоимостное выражение.
Соответственно, в качестве стоимостного выражения служит налоговая база, в зависимости от фактора проявления налогового риска (выручка, прибыль до налогообложения, затраты и проч.).
Примеры
Рассмотрим на упрощенных примерах создание и использование резерва под налоговые риски.
Пример 1. (расчет величины резерва и его формирование)
В 2016 году предполагается увеличение страховых взносов на 1,5-2%.
Эксперты оценили вероятность наступления такого события методом DDG. Вероятность составила 75%. Собственниками принято решение о создании резерва под налоговые риски.
Уплаченная сумма страховых взносов предыдущего года составила– 800 000 руб.
Расчет. Так как ставка страховых взносов точно не установлена, в таком случае: сумма резерва составит: (800000* 0,015 + 800000*0,02)/2= 14000.
Бухгалтер сделает следующие бухгалтерские записи:
Д 84 К 100 14 000(за счет нераспределенной прибыли сформирован резерв под налоговые риски) – справка расчет.
Пример 2. (расчет, создание и использование средств резерва).
В 2016 году предполагается увеличение налога на прибыль до 25%.
По оценке экспертов методом DDG вероятность наступления такого события составляет 60%. В связи с чем, руководством принято решение создать резерв в конце 2015 г.
Показатель прибыли до налогообложения предыдущего года за январь-декабрь 2015 г. составил – 13 000 000 руб.
Расчет. Если ставка не изменится, то предприятию нужно уплатить налог на прибыль в размере 13 000 000* 0,2= 2 600 000. При наступлении рискового события 13 000 000*0,25= 3 250 000. Соответственно предприятию нужна сумма резерва в размере 3 250 000-2 600 000= 650 000.
Бухгалтер сделает следующие бухгалтерские записи:
Д 84 К 100 650 000(за счет нераспределенной прибыли сформирован резерв под налоговые риски) – справка расчет.
Д 99 К 68 2 600 000 (начислен налог на прибыль) – налоговая декларация, бух. справка.
Д 100 К 68 650 000 (за счет резерва доначислен налог на прибыль) – налоговая декларация, бух. справка.
Д 68 К 51 3 250 000 (уплачен налог на прибыль) – платежное поручение, выписка банка по р/с.
Заключение
Предприятию не подвластно изменить налоговое, бухгалтерское или иное законодательство. Поэтому, у него нет возможности управлять налоговыми рисками непосредственно через внешние факторы.
Создание резерва, поможет быть готовым к появлению налоговых рисков и исключить претензии со стороны налоговых органов.
Рецензии:
3.06.2015, 22:08 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Добрый день. Спасибо за статью. Но позвольте сделать некоторые замечания.Налоговые риски сегодня планируются достаточно легко и существует 3-х летний мораторий на изменение налоговых ставок и льгот, объявленный Президентом в декабре 2014г. Для такого рода резервирования, как предложено в статье, существует резервный фонд, формируемый из прибыли. Кроме того, не вижу практического смысла в формировании различного рода новых резервов, так как перегрузка бухгалтеров работой несет в себе более существенные риски ошибок, нежели описываемые налоговые риски. Резервируя таким образом прибыль,предприятие тормозит свое развитие, страхуясь по субъективной оценке от возможного увеличения налога на прибыль.Прибыль еще надо получить. А средства будут заморожены некоторым образом. По-моему субъективному мнению лучше рассмотреть мотивацию персонала на добросовестный труд,чем создавать предлагаемые резервы. Статья не имеет под собой ни научных, ни практических оснований. То, что автор не оформил ссылки как требуется в журнале, это уже не столь существенно. Единственное предложение - выбрать другую тему. Но если автор все же хочет исследовать эту тему, то надо изучить ее более детально и и в том числе с учетом планируемых реально изменений в Налоговом Кодексе РФ. Извините, за столь резкую оценку. Надеюсь автор примет это как мнение специалиста по экономической безопасности, одним из элементов обеспечения которой является и налоговое планирование. С уважением, к.э.н. Безуглая Н.С.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий