Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 06.05.2015. Последняя правка: 07.05.2015.
Просмотров - 3866

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Нефёдова Елена Владимировна

Полесский государственный университет

студент

Чернорук Светлана Васильевна, старший преподаватель кафедры финансов Полесского государственного университета


Аннотация:
В данной статье рассмотрена сущность и появление Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а также его проблемы и перспективы развития в стране.


Abstract:
This article considers the essence and the appearance of the Fund of social protection of population of the Republic of Belarus, as well as its problems and prospects of development in the country.


Ключевые слова:
фонд социальной защиты населения; экономика

Keywords:
the Fund of social protection of the population; economic


УДК 336

Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь образовался в результате совершенствования системы финансирования государственного социального страхования. В настоящее время Фонд относится к государственным внебюджетным страховым фондам и является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства социальной защиты. Его денежные средства являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах в банках.

Все годы существования Фонда его бюджет был сбалансированным, расходы покрывались доходами. Вместе с тем, существует такая проблема как рост задолженности по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Государство нашло способ решения, с помощью усилий Фонда социальной защиты населения, Министерства труда и социальной защиты населения путем метода усиления штрафных санкций, которые применяются к плательщикам обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Республика Беларусь является правовым государством, в котором все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. При этом каждому гарантируется защита его прав и свободы. Своевременная уплата обязательных платежей в бюджет ФСЗН способствует выполнению государством своевременному финансированию страховых выплат, пенсий, пособий. Средства из бюджета ФСЗН используются на следующие нужды: финансирование строек и объектов, включенных в государственные инвестиционные программы, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, мероприятий по обеспечению занятости населения, финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси [1].

Экономическая ситуация, сложившаяся в стране в последнее время, не позволяла достаточно большому числу хозяйствующих субъектов уплачивать платежи в бюджет ФСЗН полностью и своевременно. Национальный банк Республики Беларусь сообщает о замедлении экономического роста и увеличении количества убыточных организаций (в январе-феврале 2014 года убыточнымибыли 1 543 организации (или 19, 3 % от общего количества) соответственно 1 057 организации (13, 2 %) за январь-февраль 2013 года).  С 01.03.2013  по 01.03.2014 увеличилась кредиторская задолженность в 1,9 раза, а дебиторская задолженность в 1,7 раза. Платежеспособность хозяйствующих субъектов сравнительно ухудшилась в 2014 году. Сама ситуация в экономике сказалась и на взносах в ФСЗН. В 2013 году просроченная кредиторская задолженность составила 288,6 млрд. руб., что в  31,7 раза больше, чем в 2011 кризисном году [2, с. 7].

Вследствие высокой задолженности государство выделило ФСЗН субвенции, а также внесло изменения и дополнения в указ по вопросам государственного страхования. В законодательстве предусмотрены определенные меры во избежание задолженности: при отсутствии денежных средств на счетах плательщиков платежей в бюджет Фонда предусмотрена их уплата за счет средств их дебиторов. Если же наблюдается отсутствие средств у дебитора, то взыскание производиться за счет обращения имущества плательщика, в установленном порядке законодательства.

В связи с увеличением задолженности по взносам в бюджет ФСЗН в 2013 было принято прибегнуть к административным мерам, установленным в законодательстве. Указаны и способы решения этой задачи. На официальном сайте ФСЗН предъявлено, что «нарушение плательщиком срока уплаты взносов либо их уплата в неполном объеме (независимо от причин, в том числе и при отсутствии на счетах плательщика денежных средств) образует состав административного правонарушения». Данные Фонда, размещенные на сайте, говорят, что количество лиц, прибегнувшим к административной ответственности, увеличилось в 2013 году в 2, 4 раза в сравнении с прошлым годом (соответственно 9 671 и 4 019 оштрафованных лиц). Сумма них штрафных санкций, увеличилась в 2013 году до 29, 4 млрд. рублей (в 2012 году – 2, 5 млрд. руб.) или в 11, 7 раза [3, с. 9].

Осуществление контрольных мероприятий по административной ответственности способствует пополнению средств бюджета Фонда, поскольку в соответствии с  принимаемыми законами о бюджете этого фонда, суммы административных штрафов за нарушение, неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование и иные правонарушения зачисляются в доходы бюджета ФСЗН в полном объеме.

Проведение мероприятий по привлечению к административной ответственности привело к увеличению оштрафованных лиц в 2013 году и достигло 4794, что в сравнении с 2012 годом в 4,7 раза больше, а также был виден значительный рост оштрафованных юридических лиц в 7,3 раза соответственно. За первый квартал 2014 года было оштрафовано 1 768 юридических лиц.

Увеличение сумм налагаемых административных штрафов не связано с улучшением показателей их взыскания. Анализ статистических данных и ежегодных отчетов об исполнении бюджета ФСЗН за 2014 год показывает, что удельный вес уплаченных (взысканных) административных штрафов за административные правонарушения, наложенных на плательщиков и должностных лиц, в 2012 году составил – 77, 8 %, в 2013 году – 51, 1 %. Мы видим, что в общем объеме штрафных санкций, уплаченных (взысканных) административных штрафов за административные правонарушения, большинство приходится на штрафы, наложенные на плательщиков и должностных лиц за совершение административных правонарушений.

По статистическим данным, в 2012 году их удельный вес составил 60, 9 %, а в 2013 году  большинство уплаченных (взысканных) штрафов (98, 9 %) приходилось на административные правонарушения и суммы штрафных санкций, налагаемых на плательщиков и должностных лиц за совершение административных правонарушений. Если в 2012 году величина наложенных штрафов составляла 1, 62 млрд. руб., то в 2013 она превысила 26, 83 млрд. руб. (рост в 16, 5 раза). При этом увеличение сумм штрафов было обратно пропорционально уровню их уплаты (взыскания). Если в 2012 году было взыскано 73, 2 % суммы наложенных штрафов, то в 2013 году лишь 55, 1 %, а в первом квартале 2014 года и того меньше – 35, 2 % .  

Так мы видим, в 2013 году в бюджет Фонда было зачислено 1, 18 млрд. руб. административных штрафов, наложенных за административные правонарушения, в 2014 году – 14, 8 млрд. руб. (в 12, 4 раза больше) [4].

В качестве одной из перспектив можно выделить создание корпоративной автоматизированной системы фонда социальной защиты населения. Организационное управление в целом и в Фонде в частности получило на каждом рабочем месте мощный инструмент обработки информации в виде персональных ЭВМ, широкого набора периферийных устройств, а также программного обеспечения. С их помощью появилась возможность оформления информации в кратчайшие сроки. Компьютерные сети создали чрезвычайно полезную физическую среду для очень быстрого перемещения информации, а также создали беспрецедентные возможности для ее тиражирования.

На всех уровнях управления появилась возможность создания и эффективного использования электронных хранилищ информации.Кроме того, в современных корпоративных хранилищах может регистрироваться и накапливаться информация не только об объекте управления и управленческих воздействиях, но и том, как функционировала сама система управления. Исследования показывают, что оптимизация технологии функционирования многих систем управления на основе новых научных методов зачастую сдерживается не отсутствием формального аппарата и программ анализа и оптимизации, а сложностью и трудоемкостью получения реальных данных о функционировании системы. Накапливаемую в электронных хранилищах технологическую информацию следует рассматривать как важнейший ресурс для повышения эффективности технологических процессов и процессов управления в ФСЗН и их оптимизации.

Таким образом, оценивая существующую систему социальной защиты в республике в целом, следует заметить, что она постоянно совершенствуется. Для дальнейшего развития и улучшения работы Фонда необходимо:  увеличить спектр социальных услуг, предоставляемых населению; своевременное финансирование расходов на выплату пенсий, пособий, мероприятий по обеспечению занятости населения, а также иных расходов, предусмотренных законодательством; обеспечение своевременности и полноты применения органами Фонда административной ответственности к плательщикам и должностным лицам, допускающим случаи несвоевременной, неполной уплаты обязательных страховых взносов, взносов на ППС в бюджет фонда. Важно полностью перейти от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов.

Библиографический список:

1. Отчет Национального банка Республики Беларусь за 2012 год, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.04.2013 № 210 // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/report/report2012.pdf. Дата доступа: 08.04.2015.
2. Отчет Национального банка Республики Беларусь за 2013 год, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 № 221 // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/report/report2013.pdf. Дата доступа: 08.04.2015.
3. Официальный сайт Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/statesocialinsurance/audit/responsibility/. Дата доступа: 08.04.2015.
4. Пять месяцев в год белорусы работают на государство // Электронный ресурс. Режим доступа: http://finance.tut.by/news402271.html. Дата доступа: 06.04.2015.




Рецензии:

6.05.2015, 10:56 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Материал статьи не отражает заявленную тему. Автору необходимо более конкретно определиться с тем, о чем он пишет. Что такое социальная защита населения? Пополнение бюджета государства – это не означает проблему формирования доходов фонда социальной защиты населения. Какие формы социальной защиты имеет население в государстве в целом? Какова же основная проблема формирования доходов фонда социальной защиты населения? Конкретные пути решения этой проблемы. Абсолютно не раскрыто социальное положение населения государства, его материальное положение и т.д. Говорить об убыточности предприятий, раскрывать экономическую ситуацию в государстве в целом, и нет ни одного слова о благосостоянии населения, о его социальном благополучии. Необходимо кардинально доработать статью и повторное рецензирование. докт. геогр. н. Яковенко Н.В.

06.05.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Нефёдова Елена Владимировна:
спасибо за рецензию, замечания учтены и исправлены ошибки.

6.05.2015, 19:20 Федотова Татьяна Анатольевна
Рецензия: Аннотация не соответствует тексту. В частности не выделены проблемы формирования доходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, не выделен перечень контрольных мероприятий по административной ответственности, способствующих пополнению средств бюджета Фонда, и не дан их полный анализ, чтобы их ставить в аннотацию. И изначально не дано их понятие, т.к. данный термин не является общепринятым. Нет конкретных предложений по решению вопроса. О процессе формирования как таковом речи не идет (а это название статьи). Необходима доработка.
07.05.2015 21:21 Ответ на рецензию автора Нефёдова Елена Владимировна:
спасибо,исправлено.

7.05.2015, 21:53 Федотова Татьяна Анатольевна
Рецензия: Все-таки желательно в теоретическом русле выделить перечень контрольных мероприятий, раз мы акцентируем на нем внимание, перед их анализом. И описать их терминологию.



Комментарии пользователей:

6.05.2015, 20:51 Нефёдова Елена Владимировна
Отзыв: Уважаемая Наталия Владимировна! Спасибо за рецензию, замечания учтены и исправлены ошибки.


Оставить комментарий


 
 

Вверх