Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр»
педагог дополнительного образования
УДК 37.374
Социально-экономические преобразования современного общества вызывают потребность в активных, неординарно мыслящих, творческих людях, способных нестандартно решать поставленные задачи, в связи с чем, ведущее место в формировании и развитии ребенка отводится выявлению его одаренности, ведь каждый ребенок от рождения наделен потенциалом, эффективно развивающимся при благоприятных условиях, который дает ему возможность достижения высот в определенной сфере деятельности.
Так, на сегодняшний день отмечается высокий интерес к вопросам выявления и раскрытия детских дарований.
Развивающееся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения ребенком высоких, незаурядных результатов в интересующих его видах деятельности, является одаренностью. Одаренности присущи своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности ребенка.
Предпосылками одаренности служат общие способности или моменты способностей, обусловливающие широту возможностей ребенка, уровень и своеобразие его деятельности, учитывается умственный потенциал, интеллект, характеристика познавательных возможностей ребенка и его способностей к обучению, а также совокупность природных данных и выраженность природных предпосылок одаренности ребенка.
Одаренным ребенком является ребенок, который выделяется яркими достижениями, он имеет внутренние предпосылки для высоких результатов своей деятельности. Одаренность ребенка значительна, если его интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для конкретного ребенка в его возрасте, если ребенок обладает неординарными способностями в какой-либо области человеческой деятельности.
Индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения, есть способность, талант же характеризуется как высокий уровень развития способностей и прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.
Так, выделяется несколько видов одаренности в зависимости от интересов деятельности ребенка в учреждении дополнительного образования и каждый вид одаренности предполагает работу всех уровней психической организации с преобладанием наиболее значимого, конкретного вида деятельности.
Работа с ребенком, имеющим предпосылки к наличию актерского таланта, должна заключаться в создании для него условий, предполагающих развитие сенсомоторных качеств (уникальность исполнения, обучение театральной игре, ритмопластика), коммуникации (контакт со зрителем), духовно-эстетических качеств (осмысление деятельности), творческой фантазии, культуры и техники речи.
Практическое следствие для педагога учреждения дополнительного образования детей выражается в первостепенном создании условий формирования внутренней мотивации деятельности одаренного ребенка.
Несомненно, только благоприятные условия обеспечивают положительное влияние на возможности ребенка, и педагогу принадлежит ведущая роль в организации творческой образовательной сферы для развития одаренности детей.
Так, при работе с одаренными детьми необходимо рассмотрение степени одаренности и разделении на актуальную и потенциальную. Актуальной одаренностью является оценка ребенка (психологическая) с достигнутыми показателями развития, которая проявляется ярче по сравнению со сверстниками, потенциальной степенью служит характеристика ребенка (психологическая), который обладает определенными возможностями, потенциалом, для более высоких достижений.
Исследования, проводимые в рамках развития детской одаренности, показали, что внедрение в образовательную среду передовых педагогических технологий, несомненно, способствует качественному и продуктивному процессу педагогической работы по обучению одарённых детей.
Однако, на сегодняшний день в системе образования одаренных детей существуют некоторые нерешенные вопросы, в частности, вопрос о том, каким должно быть образование, позволяющее полноценно развивать личность одарённого ребёнка.
Как показывает практика, работа с детьми в учреждениях дополнительного образования детей, должна быть ориентирована не только на среднестатистического ребенка, но и на одаренных детей. В системе работы с одаренными детьми, на сегодняшний день, существует необходимость целенаправленной и систематической работы по их выявлению, поддержанию и развитию, с привлечением в эту работу родителей, социальных институтов и общественных организаций.
В основу системы работы с одаренными детьми должны быть положены условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в учреждениях дополнительного образования, которые включают в себя работу по развитию способностей детей, а также, в указанной системе работы должны присутствовать определенные задачи, такие как: научно-исследовательская деятельность, творческая деятельность.
Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, так как одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом, развивающим систему дополнительного образования.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей является одним из главных направлений работы учреждений дополнительного образования.
При работе с одаренными детьми во главу ставится индивидуализация как совместная деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в ребенке от природы.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ, в которые должны включаться разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.
Каждый одаренный ребенок является индивидуальностью, требующей особого подхода, а содействие в реализации одаренности требует создания особой среды. На вопрос о том, какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности ребенка могут указать педагогу на одаренность ребенка, не существует однозначного ответа.
Так, следует отметить, что выявление потенциальной одаренности детей, в рамках обучения в учреждениях дополнительного образования, продиктовано, прежде всего, желанием привлечь внимание детей к участию в развитии врожденных талантов и при формировании системы работы с одаренными детьми, важным является стремление к оказанию помощи в развитии творческих качеств каждого ребенка требующего внимания педагога.
При вероятной разработке программы педагогической работы с детьми одаренными актерским талантом в учреждении дополнительного образования, основными составляющими данной программы должны являться:
использование планирования для организации систематического интеллектуального и творческого развития одаренных детей;
использование принципа творческой нагрузки занятий (с целью оптимизации занятий применяется использование разделов дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия, а также сложных вариантов развивающих упражнений, творческих игр);
использование в работе с одаренными детьми комплексных, комбинированных занятий, тренингов, способствующих развитию творческого потенциала по принципу интеллектуального «восприятие – мышление – воображение».
Таким образом, в работе по развитию одарённости детей, в учреждениях дополнительного образования, должен быть применен принцип максимальной реализации их потенциальных возможностей и развития творческих способностей, а от педагогов работа с одаренными детьми, на сегодняшний день, требует особых усилий, и главным в системе работы с детьми в условиях учреждений дополнительного образования является поддержка одаренности детей, обучающихся в данных учреждениях, которые сформируют будущее общества.
Рецензии:
25.05.2015, 12:58 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации. Одаренные дети, несомненно требуют особого внимания и особых педагогических технологий. Вывод, конечно, неоднозначный, поскольку в нем говорится только об одаренных детях. Одаренность определяется интеллектуальными и прочими способностями, выходящими за пределы нормы со знаком плюс.
Полагаю, что вывод может быть распространен и на нормальных детей, которых гораздо больше, чем детей, обладающих интеллектуальными и прочими способностями, выходящими за пределы нормы со знаком плюс, то есть в трактовке автора - одаренными. Особенно дискриминационной по отношению к детям, интеллектуальные и прочие способности которых лежат в пределах нормы, является фраза в выводе "главным в системе работы с одаренными детьми в условиях учреждений дополнительного образования является поддержка одаренных детей, которые в сформируют будущее общества". Думается мне, что будущее общество не следует отождествлять с будущим "золотого миллиарда". И дети, обладающие интеллектуальными и прочими способностями, лежащими в пределах нормы, в будущем составят основной костяк общества и станут основными производителями материальных благ. Проще говоря - каждый ребенок имеет право на " максимальную реализацию их потенциальных возможностей, развитие творческих способностей" и "работа с любыми, а не только одаренными детьми, на сегодняшний день, требует от педагогов особых усилий".
И еще - каждый ребенок является яркой индивидуальностью, а не только одаренные дети. И основные положения программы "работы с детьми одаренными актерским талантом"
"использование планирования для организации систематического интеллектуального и творческого развития одаренных детей;
использование принципа творческой нагрузки занятий (с целью оптимизации занятий применяется использование разделов дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия, а также сложных вариантов развивающих упражнений, творческих игр);
использование в работе с одаренными детьми комплексных, комбинированных занятий, тренингов, способствующих развитию творческого потенциала по принципу интеллектуального «восприятие – мышление – воображение»" характерны для всех детей, на не только для избранных, даже если они избраны самим Богом.