Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №21 (май) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 25.05.2015. Последняя правка: 26.05.2015.
Просмотров - 6646

Система работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Болдыш Татьяна Сергеевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр»

педагог дополнительного образования

Аннотация:
Настоящая статья посвящена рассмотрению системы работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей, ее конструктивных особенностей и принципов деятельности, а также характеристике основных проблем данной системы и способов их решения


Abstract:
This article is devoted to the system of work with gifted children in the conditions of establishment of an additional education of children , its design features and operating principles and characteristics of the main problems of the system and their solutions


Ключевые слова:
Система работы; одаренность; развитие; воспитание; талант; актерское дарование; одаренные дети;

Keywords:
System works; talent; development; education; talent; acting talent; gifted children;


УДК 37.374

Социально-экономические преобразования современного общества вызывают потребность в активных, неординарно мыслящих, творческих людях, способных нестандартно решать поставленные задачи, в связи с чем, ведущее место в формировании и развитии ребенка отводится выявлению его одаренности, ведь каждый ребенок от рождения наделен потенциалом, эффективно развивающимся при благоприятных условиях, который дает ему возможность достижения высот в определенной сфере деятельности.

Так, на сегодняшний день отмечается высокий интерес к вопросам выявления и раскрытия детских дарований.

Развивающееся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения ребенком высоких, незаурядных результатов в интересующих его видах деятельности, является одаренностью. Одаренности присущи своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности ребенка.

Предпосылками одаренности служат общие способности или моменты способностей, обусловливающие широту возможностей ребенка, уровень и своеобразие его деятельности, учитывается умственный потенциал, интеллект, характеристика познавательных возможностей ребенка и его способностей к обучению, а также совокупность природных данных и выраженность природных предпосылок одаренности ребенка.

Одаренным ребенком является ребенок, который выделяется яркими достижениями, он  имеет внутренние предпосылки для высоких результатов своей деятельности. Одаренность ребенка значительна, если его интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для конкретного ребенка в его возрасте, если ребенок обладает неординарными способностями в какой-либо области человеческой деятельности.

Индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения, есть способность, талант же характеризуется как высокий уровень развития способностей и прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.

Так, выделяется несколько видов одаренности в зависимости от интересов деятельности ребенка в учреждении дополнительного образования и каждый вид одаренности предполагает работу всех уровней психической организации с преобладанием наиболее значимого, конкретного вида деятельности.

Работа с ребенком, имеющим предпосылки к наличию актерского таланта, должна заключаться в создании для него условий, предполагающих развитие сенсомоторных качеств (уникальность исполнения, обучение театральной игре, ритмопластика), коммуникации (контакт со зрителем), духовно-эстетических качеств (осмысление деятельности), творческой фантазии, культуры и техники речи.

Практическое следствие для педагога учреждения дополнительного образования детей выражается в первостепенном создании условий формирования внутренней мотивации деятельности одаренного ребенка.

Несомненно, только благоприятные условия обеспечивают положительное влияние на возможности ребенка, и педагогу принадлежит ведущая роль в организации творческой образовательной сферы для развития одаренности детей.

Так, при работе с одаренными детьми необходимо рассмотрение степени одаренности и разделении на актуальную и потенциальную. Актуальной одаренностью является оценка ребенка (психологическая) с достигнутыми показателями развития, которая проявляется ярче по сравнению со сверстниками, потенциальной степенью служит характеристика ребенка (психологическая), который обладает определенными возможностями, потенциалом, для более высоких достижений.

Исследования, проводимые в рамках развития детской одаренности, показали, что внедрение в образовательную среду передовых педагогических технологий, несомненно, способствует качественному и продуктивному процессу педагогической работы по обучению одарённых детей.

Однако, на сегодняшний день в системе образования одаренных детей существуют некоторые нерешенные вопросы, в частности, вопрос о том, каким должно быть образование, позволяющее полноценно развивать личность одарённого ребёнка.

Как показывает практика, работа с детьми в учреждениях дополнительного образования детей, должна быть ориентирована не только на среднестатистического ребенка, но и на одаренных детей. В системе работы с одаренными детьми, на сегодняшний день, существует необходимость целенаправленной и систематической работы по их выявлению, поддержанию и развитию, с привлечением в эту работу родителей, социальных институтов и общественных организаций.

В основу системы работы с одаренными детьми должны быть положены условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в учреждениях дополнительного образования, которые включают в себя работу по развитию способностей детей, а также, в указанной системе работы должны присутствовать определенные задачи, такие как:  научно-исследовательская деятельность, творческая деятельность.

Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, так как одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом, развивающим систему дополнительного образования.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей является одним из главных направлений работы учреждений дополнительного образования.

При работе с одаренными детьми во главу ставится индивидуализация как совместная деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в ребенке от природы.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ, в которые должны включаться разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Каждый одаренный ребенок является индивидуальностью, требующей особого подхода, а содействие в реализации одаренности требует создания особой среды. На вопрос о том, какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности ребенка могут указать педагогу на одаренность ребенка, не существует однозначного ответа.

Так, следует отметить, что выявление потенциальной одаренности детей, в рамках обучения в учреждениях дополнительного образования, продиктовано, прежде всего, желанием привлечь внимание детей к участию в развитии врожденных талантов и при формировании системы работы с одаренными детьми, важным является стремление к оказанию помощи в развитии творческих качеств каждого ребенка требующего внимания педагога.

При вероятной разработке программы педагогической работы с детьми  одаренными актерским талантом в учреждении дополнительного образования, основными составляющими данной программы должны являться:

использование планирования для организации систематического интеллектуального и творческого развития одаренных детей;

использование принципа творческой нагрузки занятий (с целью оптимизации занятий применяется использование разделов дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия, а также  сложных вариантов развивающих упражнений, творческих игр);

использование в работе с одаренными детьми комплексных, комбинированных занятий, тренингов, способствующих развитию творческого потенциала по принципу интеллектуального «восприятие – мышление – воображение».

Таким образом, в работе по развитию одарённости детей, в учреждениях дополнительного образования, должен быть применен принцип максимальной реализации их потенциальных возможностей и развития творческих способностей, а от педагогов работа с одаренными детьми, на сегодняшний день, требует особых усилий, и главным в системе работы с детьми в условиях учреждений дополнительного образования является поддержка одаренности детей, обучающихся в данных учреждениях, которые сформируют будущее общества.

Библиографический список:

1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // М.: Проблемы способностей. 1962.
2. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. – М., 2003. 61-63 с.
3. Астахова Т.А., Карелина Т.А. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей // ИД «Первое сентября» [festival.1september.ru/articles/417776 – дата обращения 24.05.2015].
4. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы // Завуч. – 2004. – № 7. 83-87 с.
5. Белоненко С.А. Стратегия работы с одарёнными детьми в начальной школе // Одаренный ребёнок. – 2008. – № 1. 124-127 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. // М.: Знание. 2002. 320 с.
7. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997. 402 с.
8. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. // М.: Знание. 1991.
9. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей // Ярославль: Академия развития, 2004.304 с.
10. Иванова Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования // Завуч. – 2002. – № 8. 100-117 с.
11. Копытов А.Д. Размышления о педагогике одарённости // Одарённый ребёнок. – 2008. – № 1. 23-35 с.
12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия // М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008, 480. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства // М.: Педагогическое общество России, 1999.
13. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности // М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. 1960. 216 с.
14. Маистровая З.Г. Факторы риска нарушения психического здоровья одарённых детей: размышления психолога о родителях и для родителей // Одаренный ребёнок. – 2008. – № 2. 114- 117 с.
15. Матюшкин А.М. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: учебное пособие // М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2004. 192 с.
16. Матюшкин А.М., Матюшкина А.А. Что такое одаренность. Выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты // М.: Омега-Л. 2008. 368 с.
17. Насибуллина, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в системе дополнительного образования : учебно-методическое пособие // М. : Компания Спутник+, 2007. 96 с.
18. Петракевич Е.А. Школа, ориентированная на развитие одарённости // Одаренный ребёнок. – 2008. – № 1. 148-151 с.
19. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // «Дополнительное образование детей».- 2001.- № 24. 37-39 с.
20. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. – М.: Владос-Пресс, 2003. 336 с.
21. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Науч. ред. Л.П. Дуганова. М., 2003. 384 с.
22. Тоболкина И.Н. Значение разработок комплексных целевых программ по развитию одаренности детей для реализации концептуальных положений Федеральной целевой программы «Одарённые дети» // Одарённый ребёнок. – 2008. № 2. С. 6-14 с.
23. Савенков А.И. Психология детской одаренности // М.: Генезис, 2010, 448. 24. Синягина Н.Ю. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) // Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская; под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. - М.: Вузовская книга, 2001. 131 с.
25. Сечкарева Е.В. Педагогическое обеспечение социального становления одаренных детей дошкольного возраста. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике // Диссертация кандидата педагогических наук. Кострома. 2002.




Рецензии:

25.05.2015, 12:58 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации. Одаренные дети, несомненно требуют особого внимания и особых педагогических технологий. Вывод, конечно, неоднозначный, поскольку в нем говорится только об одаренных детях. Одаренность определяется интеллектуальными и прочими способностями, выходящими за пределы нормы со знаком плюс. Полагаю, что вывод может быть распространен и на нормальных детей, которых гораздо больше, чем детей, обладающих интеллектуальными и прочими способностями, выходящими за пределы нормы со знаком плюс, то есть в трактовке автора - одаренными. Особенно дискриминационной по отношению к детям, интеллектуальные и прочие способности которых лежат в пределах нормы, является фраза в выводе "главным в системе работы с одаренными детьми в условиях учреждений дополнительного образования является поддержка одаренных детей, которые в сформируют будущее общества". Думается мне, что будущее общество не следует отождествлять с будущим "золотого миллиарда". И дети, обладающие интеллектуальными и прочими способностями, лежащими в пределах нормы, в будущем составят основной костяк общества и станут основными производителями материальных благ. Проще говоря - каждый ребенок имеет право на " максимальную реализацию их потенциальных возможностей, развитие творческих способностей" и "работа с любыми, а не только одаренными детьми, на сегодняшний день, требует от педагогов особых усилий". И еще - каждый ребенок является яркой индивидуальностью, а не только одаренные дети. И основные положения программы "работы с детьми одаренными актерским талантом" "использование планирования для организации систематического интеллектуального и творческого развития одаренных детей; использование принципа творческой нагрузки занятий (с целью оптимизации занятий применяется использование разделов дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия, а также сложных вариантов развивающих упражнений, творческих игр); использование в работе с одаренными детьми комплексных, комбинированных занятий, тренингов, способствующих развитию творческого потенциала по принципу интеллектуального «восприятие – мышление – воображение»" характерны для всех детей, на не только для избранных, даже если они избраны самим Богом.

25.05.2015 13:13 Ответ на рецензию автора Болдыш Татьяна Сергеевна:
Уважаемый Дмитрий Григорьевич! Благодарю за рецензию. Согласна с Вашими замечаниями, хочу заметить, что у меня очень узкая педагогическая направленность - актерское мастерство, где будущее за одаренными талантом детьми, которые, пусть не все, но смогут составить основу какого-либо театрального коллектива. Дарования важны, а развитие дарований имеет первостепенную важность, особенно, если это творческие и тонко чувствующие дети. Безусловно, важно развивать всех детей, но в любом коллективе есть более и менее выраженные проявления таланта, в работе мною применяется чередование коллективных и индивидуальных занятий, но никто из детей никогда не остается без внимания, независимо от степени выраженности дара.

26.05.2015, 9:30 Калашник Любовь Сергеевна
Рецензия: Статья написана качественно, с использованием большого количества источников. Спорной и несколько нелогичной смотрится фраза "Как показывает практика, работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей должна быть ориентирована не только на среднестатистического ребенка, но и на одаренных детей. ", но это, скорее всего, можно отнести к механическим опискам и легко исправить. В следующих научных разработках автора хотелось бы увидеть более практично направленные выводы - а что же есть конечной целью работы с одаренными детьми и какую пользу эта работа приносит обществу. Пока мы концентрируемся только на процессе.Статья рекомендуется к публикации. Удачи Вам
26.05.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Болдыш Татьяна Сергеевна:
Уважаемая Любовь Сергеевна! Благодарю за отзыв! Действительно, при разработке материала произошла механическая ошибка, которая могла исказить содержание всей статьи. Благодарю Вас за замечание, в статью внесены корректировки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх