Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №22 (июнь) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 26.05.2015. Последняя правка: 25.07.2015.
Просмотров - 2974

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Савка Ирина Владимировна

ЛНУ им.Ивана Франка

ассистент

Аннотация:
В статье отражены проблемы интеграции профессиональных знаний и умений будущих специалистов международного права в контексте принципа профессиональной направленности обучения. Выявлен ряд противоречий в практике между необходимостью обеспечения интегрированной системы знаний и умений в профессиональной подготовке специалистов международного права и недостаточным уровнем подготовки специалистов. Определены педагогические условия, которые эффективно влияют на процесс обеспечения профессиональной направленности и профессиональной подготовки будущих специалистов международного права на основе интегративного подхода. Выявлены особенности интеграции знаний и умений для будущих специалистов международного права. Разработаны концептуальные основы реализации интегративного подхода к формированию системных знаний и умений будущих специалистов международников.


Abstract:
The integration of professional knowledge and skills of future specialists in International law in the context of the principle of professional orientation training. In the article the problem of integration of professional knowledge and skills of future specialists of International law in the context of the principle of professional orientation training are revealed. A series of contradictions are shown in practice between the need to provide an integrated system of knowledge and skills in the training of professionals of International law and an insufficient training. There are stated the pedagogical conditions that affect the process of effectively ensuring professional orientation training of future specialists of international law on the principles of the integrative approach. The features integration of knowledge and skills for future specialists of international law are revealed.


Ключевые слова:
интеграция профессиональных знаний и умений будущих специалистов международного права; интегративный поход; профессиональная направленность; педагогические условия; будущие специалисты международного права.

Keywords:
the integration of professional knowledge; professional orientation; integrative approach; pedagogical conditions; future specialists of international law.


УДК 378.4.016:341]-044.247

Введение. Одним из важнейших аспектов высшего образования является профессиональная направленность и взаимосвязь знаний основ наук и профессиональных знаний. Вся система знаний должна представлена с позиций важности для специалистов определенной отрасли. Основным результатом обучения в высшем учебном заведении является интегрированная система знаний и умений будущего специалиста. поскольку она позволяет ему успешно участвовать в работе и выполнять различные виды профессиональной деятельности.

Цель статьи – обосновать методы интеграции профессиональных знаний и умений будущих специалистов международного права при профессиональной направленности обучения.

Материалы и методы. Профессиональная деятельность выпускников направления подготовки «Международное право» направлена на изучение особенностей международного права, международного частного права и частного права иностранных государств, международно-правового регулирования межгосударственных отношений, механизмов сотрудничества государств, государственных учреждений, юридических и физических лиц в рамках международных отношений. Студенты получают теоретические знания и практические навыки, необходимые для участия в деятельности государственных органов, общественных организаций в области международных отношений и внешнеэкономической деятельности. Будущий специалист международного права должен обладать необходимым фондом актуальных научных и прикладных знаний, специальных умений и навыков, руководствоваться в своем профессиональном поведении гуманистическими ценностями, утверждать и защищать идеи правового государства, законности и справедливости, постоянно стремиться к творческому поиску и саморазвитию и тому подобное. Это обусловливает необходимость научных исследований проблемы формирования и обновления содержания обучения, в частности фундаментальных знаний и многофункциональных умений и навыков.

В то же время, практика действующего образования полностью удовлетворяет в современных условиях потребности обновления и интеграции содержания профессиональной подготовки будущих специалистов международного права. Существует ряд противоречий между необходимостью обеспечения интегрированной системы знаний и умений в профессиональной подготовке специалистов международного права и недостаточным уровнем подготовки специалистов к этому аспекту профессиональной деятельности; постоянно растущим объемом профессионально значимой информации и неспособность обеспечить овладение профессиональными знаниями и умениями в пределах предметной системы обучения; потребностью общества и государства в специалистах международного права, способных к творческому решению профессиональных задач и разобщенностью разнопредметних знаний и умений будущих специалистов; изменениями в статусах и рейтингах отдельных учебных дисциплин и недостаточным  отражением этих изменений в содержании профессиональной подготовки.

Профессиональное образование в контексте решения названных противоречий предусматривает качественное обновление системы подготовки будущих специалистов международного права. Профессиональные интересы специалиста международного права выражаются в намерении глубже познать свою профессию, в добросовестном отношении к овладению профессиональными умениями и навыками, в психологической и практической готовности работать по профессии. Это прежде всего интересы к будущей профессии, к объектам профессиональной деятельности, к себе как будущему специалисту, к профессионально-ориентированным знаниям и тому подобное.

Сущность принципа профессиональной направленности имеет субъектное и объектное понимание. Профессиональная направленость рассматривается как формирование определенных качеств личности и как профелирование содержания учебных дисциплин. Субъектная трактовка профессиональной направленности предполагает ориентацию личности на на профессиональную деятельность. Объектная трактовка принципа профессиональной направленности касается содержания подготовки будущих специалистов международного права. Профессиональная направленность содержания обучения рассматривается как форма специфической междупредметной связи.

Одним из средств реализации профессиональной направленности является профилирование как целенаправленная реализация межпредметных связей общеобразовательных и специальных дисциплин. Рассматривают теоретический, практический и мировоззренческий уровни профилирования содержания обучения [1].

Нами выделены следующие педагогические условия, что, по нашему мнению, наиболее эффективно влияют на процесс обеспечения профессиональной направленности профессиональной подготовки будущих специалистов международного права на основе интегративного подхода, а именно: обеспечение внутренней профессионально направленной интеграции знаний и умений с лингвистических дисциплин (общая иноязычная подсистема профессиональной подготовки будущего юриста); обеспечение внешней профессионально направленной интеграции знаний и умений профессиональной и иноязычной подготовки (иноязычная подсистема профессиональной подготовки будущих специалистов по международному праву); формирование интегрированной системы профессионально направленной подготовки будущих специалистов по международному праву (на примере специальности \\\"Юрист-международник, переводчик").

Профессиональная направленность подготовки будущих специалистов международного права обеспечивает формирование профессиональной компетентности специалиста на основе сформированых интегрированных знаний, практических умений, навыков, профессиональных ценностей и личностных качеств, которые оцениваются как уровень. Профессиональная компетентность синтезирует в себе широкую гамму знаний и практического действия, отражает степень сформированности и выраженности профессиональной культуры и определяет результаты не только приоритетной деятельности, но и всего труда [6, с.74]. Одной из характерных черт профессиональной компетентности человека является повышение роли субъекта в социальных преобразованиях, способного не только действовать внутри существующей социальной структуры, но и изменять ее, усовершенствовать, понимать динамику процессов развития и воздействия на их ход.

Для продуктивного усвоения студентом знаний и для его интеллектуального развития важное значение имеет установление широких связей как между различными разделами курса, который изучается, так и между различными дисциплинами в целом. Опыт показывает, что интегрированное обучение, при котором материал дополняется и повторяется другим направлениям, дает гораздо лучший результат по сравнению с традиционным изучением дисциплин. Интегративный подход к преподаванию способствует выработке системы знаний, развивает способности к их переноса в другие отрасли. В формировании научного мировоззрения, прикладных умений ведущая роль связей между родственными  учебными предметами являются общепризнанной [2]. Интеграция учебных дисциплин, несомненно, раскрывает общие методы познания, создает в учебном процессе единство содержательной, операционной и мотивационной сторон познавательной деятельности, активизирует и объединяет, систематизирует знания, полученные студентами из разных источников. Объектами познавательной деятельности на интегративной основе становятся вопросы смежного характера, общие для предметов идеи, теории, факты, правила. При этом возникают познавательные противоречия, не свойственные чисто предметном учебном познанию и обусловленные определенной разобщенностью учебных программ, что, в свою очередь, приводит к дискуссиям, активизирует познавательную самостоятельность студентов.

Общая методика формирования знаний эффективна, если обеспечивает прежде всего глубину усвоения знаний [4]. Методика эффективна, если обеспечивает усвоение отношений знаний, их взаимосвязей, то есть создание в сознании взаимосвязанного «клубка», что учится, их, умственного комплекса, который усвоен целостно. Усвоения знаний должно сочетаться с активизацией и развитием мышления студента. Теоретическое обоснование интеграции знаний базируется на анализе интегративного потенциала параметров знаний (величин, свойста характеризующие знания) [3] в контексте интегративного подхода к формированию содержания образования.

Особенностями интеграции знаний и умений для будущих специалистов международного права определены: необходимо учета особой роли и места иностранного языка в профессиональной подготовке будущих специалистов международного права; определение и обеспечение уровней компетенции владения иностранными языками для специалистов различных специализаций и образовательно квалификацийних уровней; обеспечение выбора основного и дополнительных языков, исходя из конкретных потребностей и целевого назначения в профессиональной деятельности специалиста; обеспечение готовности переводческой деятельности специалистов с учетом особенностей правовой и международной отраслей; интеграция знаний и умений в процессе изучения иностранных языков способствует оптимизации теоретического и практического компонентов профессиональной подготовки будущих специалистов международного права; постоянная интеграция знаний и умений способствует обновлению содержания профессиональной подготовки; предсказания постоянного обновления знаний и умений по иностранным языкам специалистами международного права.

Реализация интегративного подхода к формированию системных знаний и умений будущих специалистов международного права базируется на следующих концептуальных принципах: философии образования, методологии педагогической науки; использовании системного, деятельностного, когнитивного и личностно ориентированного подходов; повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов международного права и ее соответствия современным требованиям общества; углубление процессов интеграции содержания обучения; определение теоретических уровней интеграции содержания обучения; формирование соответствующей образовательной среды; соответствие принципам преемственности и идеям непрерывности профессионального образования; разработка учебно-методического обеспечения системы интегрированных знаний и умений будущих специалистов международного права, предусматривает применение новейших средств получения, передачи и хранения информации; доступность изложения содержания учебного материала, разработку самых разнообразных методов, форм и средств обучения; реализация при изучении отдельных учебных дисциплин, внеурочной деятельности, дипломного проектирования, производственной практики, специально разработанных курсов, а также в процессе самообразования и тому подобное.

Важной функцией профессиональной деятельности юриста является коммуникативная, которая предусматривает обмен информацией, координацию действий партнеров юридической деятельности и получения полноценной обратной связи. Разноуровневые коммуникативные ситуации требуют высокой психолого-педагогической компетентности. Поэтому всесторонняя коммуникативная осведомленность рассматривается как интегральное качество, объединяющая личностные и профессиональные характеристики.

Коммуникативные качества специалиста в области юриспруденции, который владеет иностранным языком, включают следующие компоненты: коммуникативный - способность участвовать в иноязычной профессиональной общения, осуществлять речевую активность в конкретных ситуациях профессионального общения; лингвистический - знание правил речевого и неречевого поведения в определении правил стандартных ситуаций профессионального общения, знания национально-культурных особенностей страны изучаемого, и умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаний; методический как способность студента организовывать свою работу по изучению иностранного языка осмысленно, творчески и целенаправленно.

Иноязычная профессиональная коммуникативная деятельность выступает средством передачи форм культуры профессиональной роли и профессионального опыта. Как вид познавательной деятельности, коммуникативная деятельность может идентифицироваться с коммуникативной компетентностью, что позволяет создавать дидактические условия, стимулирующие развитие определенных видов способностей средствами иностранного языка [5]. Юристу необходимо на высоком уровне владеть профессиональной терминологией, ведь ее совершенное знание, целесообразное  применение в области юриспруденции является залогом успешной профессиональной деятельности. Формированию терминологической компетенции следует уделять внимание не только в процессе изучения специальных дисциплин, но и с помощью средств иностранного языка.

Объектная трактовка принципа профессиональной направленности касается содержания подготовки будущих специалистов международного права. Профессиональная направленность содержания обучения рассматривается как форма специфической междупредметной связи. Одним из средств реализации профессиональной направленности является профилирование как целенаправленная реализация межпредметных связей общеобразовательных и специальных дисциплин. Рассматривают теоретический, практический и мировоззренческий уровни профилирования содержания обучения [1].

Структура готовности будущих специалистов международного права в профессиональной деятельности предполагает наличие взаимосвязанных компонентов: мотивационно-личностного, когнитивно-интегративного и ситуативно-деятельностного.

Мотивационно-ориентационной компонент готовности будущих специалистов международного права в профессиональной деятельности. Мотивационная составляющая стимулирует и укрепляет устойчивое положительное отношение будущих специалистов международного права в профессиональной деятельности предусматривает формирование личностной мотивационной настроенности на такую деятельность, в которой отражаются потребности, интересы, желания совершенствовать свои знания и умения, стремиться к самореализации и самосовершенствования.

Когнитивно-интегративный компонент готовности будущих специалистов международного права в профессиональной деятельности. Когнитивная составляющая направляет подготовку специалистов международного права на овладение системой необходимых для осуществления профессиональной деятельности теоретических и практических знаний, а также формирование у него профессионально значимых понятий, представлений, качеств. Этот компонент обеспечивает способность специалистов международного права эффективно действовать в международном окружении.

Интегративная составляющая обусловлена близостью специалистов по международному праву к другим специалистам в области знаний «Международные отношения» (международные экономические отношения, международная информация, международный бизнес и страноведение). Вместе с тем, подготовку специалистов международного права невозможно обеспечить простым добавлением отдельных дисциплин из сферы международных отношений к плану подготовки специалистов по направлению «Право». Так же нельзя сделать это простым добавлением некоторых международно-правовых дисциплин к плану подготовки специалистов по направлению «Международные отношения».

Ситуативно-деятельностный компонент готовности будущих специалистов международного права в профессиональной деятельности. Деятельностная составляющая обеспечивает владение будущими специалистами международного права методами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми для достижения ее промежуточных и конечных целей. Важнейшая роль отводится именно деятельностному компоненту, поскольку он обеспечивает овладение умениями и навыками осуществления профессиональной деятельности.

Ситуативная составляющая обеспечивает способность будущих специалистов международного права понимать и правильно ориентироваться в различных ситуациях. В этой способности можно выделить два условных аспекта: «технический», то есть набор практических навыков и умений, без которых личность не в состоянии самостоятельно выступать агентом международного взаимодействия (например владения иностранным языком, правилами этикета, понимания культурных специфик и т.п.), и «сущностный», есть глубокое понимание характеристик и важнейших процессов современных международных отношений.

Готовность будущих специалистов международного права к профессиональной деятельности мы рассматриваем как взаимосвязь и взаимозависимость мотивационно-личностного, когнитивно-интегративного, ситуативно-деятельностного компонентов. Процесс формирования готовности к профессиональной деятельности мы исследуем как систему последовательных педагогических воздействий на мотивационно-волевую, интеллектуально-содержательную и процессуально-деятельностною сферы студента, которая обеспечивается профессиональной направленностью подготовки будущих специалистов международного права на основе интегративного подхода.

Выводы. Мы определили такие показатели критериев сформированности компонентов готовности будущих специалистов международного права к профессиональной деятельности: отношение к профессиональной деятельности; потребности профессиональной деятельности; интересы профессиональной деятельности; мотивы профессиональной деятельности; уровень осознанности профессионального выбора; желание совершенствовать свои знания и умения; стремление к самореализации и саморазвитию; ориентация в сфере межгосударственной и транснациональной взаимодействия; осознание общественных отношений; взаимодействие с представителями других культур; международное общение; профессиональная компетентность; интеграция профессиональных знаний; сформированность профессиональных представлений; развитость профессиональных качеств; способность эффективно действовать в международном окружении; владение методами и приемами профессиональной деятельности; способность оценивать и решать профессиональные ситуации; самостоятельность; профессиональное поведение; сформированность профессиональных навыков и умений; готовность к применению правовых знаний в подобных и вариантных ситуациях; использование профессиональных знаний, умений и навыков в ситуативной деятельности.

Библиографический список:

1. Ахмерова Р.У. Реализация принципа профессиональной направленности обучения в вузе средствами профилизациы общенаучных дисциплин. - Автореф. дисс., к.анд. пед. наук., Казань, 1988. - 16с
2. Евтушенко Н. Интеграция иностранных языков профессиональной направленности с дисциплинами гуманитарного цикла / Наталья Евтушенко // Педагогика высшей и средней школы. - 2013. - Вып. 38. - С.205-208
3. Козловская И.М. Теоретико-методологические аспекты интеграции знаний учащихся профессионально-технической школы (дидактические основы): Монография. - Львов: Мир, 1999. - 302с
4. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с, с.309-334.
5. Тимощук Н.М. Формирование профессиональных качеств будущих юристов в процессе изучения иностранных языков / Н.М. Тимощук, Л.И. Довгань // Научные записки [Винницкого национального аграрного университета]. Сер. Социально-гуманитарные науки. - 2013. - Вып. 2. - С. 190-196.
6. Фомин Н.В. Теоретическая модель конкурентоспособных специалиста // Инновации в образовании. - 2004. - № 3. - С.74-80.




Рецензии:

26.05.2015, 19:06 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации. Действительно, международное право это интегративный курс, причем интеграцию можно осуществлять в нескольких направлениях и даже не нескольких уровнях - интеграция с российскими правовыми нормами, интеграция и интеграция между правовыми нормами различных стран, интеграция содержательная и междисциплинарная и т.д. Структура готовности специалистов по международному праву, состоящая из трех компонентов: мотивационно-личностного, когнитивно-интегративного и ситуативно-деятельностного не вызывает сомнений.Особенно ситуативно-деятельностный структурный компонент, который напрямую направлен на формирование компетенций специалистов в их (компетенций) классическом понимании. Процесс формирования готовности как система педагогических воздействий, наверное, не вполне адекватно отражает суть формирования интегративной готовности, которая представлеятся сформированной личностной характеристикой, но это полное право автора через призму педагогического процесса рассматривать методологию формирования готовности. Тем более, что этот момент в целом тоже не вызывает сомнений. Рекомендую к публикации.

27.05.2015, 8:50 Калашник Любовь Сергеевна
Рецензия: В целом, статья рекомендуется к публикации при условии устранения некоторых (полагаем, механических) описок. Так, в Аннотации первое предложение полностью повторяет название статьи и далее в Аннотации параллельно употребляются 2 термина: "специалист международного права" и "специалист по международному праву". При формулировании цели статьи не скоординированы падежные окончания. Далее, по нашему мнению, не вполне коррелируются Вступление и основной текст статьи (во Вступлении речь идёт о профессиональной компетентности указанной категории студентов, а в основном тексте статьи - о принципе обучения профессиональной направленности). С нашей точки зрения следует также более чётко сформулировать определение данного принципа и определить его место в профессиональной компетентности или же иным образом "связать" текст статьи и Вступление. Удачи Вам.

25.07.2015 0:00 Ответ на рецензию автора Савка Ирина Владимировна:
Описки устранены.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх