Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 03.06.2015. Последняя правка: 03.06.2015.

Институт банкротства, как причина теневой экономики.

Пакина Ангелина Александровна

бакалавр

РГПУ им. А.И. Герцена

студент

Линьков Алексей Яковлевич, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедры Отраслевой экономики и финансов, заместитель директора Института экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена


Аннотация:
В статье рассмотрены причины влияния института банкротства на теневую экономику, а также способы регулирования данной проблемы.


Abstract:
The article considers the causes of the effect of the institution of bankruptcy in the shadow economy, as well as the ways to control this problem.


Ключевые слова:
банкротство; теневая экономика; должник; кредитор

Keywords:
bankruptcy; shadow economy; debtor; lender


УДК 338.1

Теневая экономика является следствием большого количества факторов. Таковыми могут быть обременительные налоговые режимы, депрессивное состояние национальной экономики, ужесточение государственного контроля над бизнесом, отраслевой спад и многое другое. Институт банкротства – одна из причин ухода компаний в теневой сектор. Долгая по времени и финансово затратная процедура банкротства вынуждает многих предпринимателей отступить от закона и уйти в тень. Вместо подачи заявления о несостоятельности в арбитражный суд, многие компании просто останавливают свою работу на рынке, прекращая деятельность и финансовые операции по счетам, сохраняя запись в ЕГРЮЛ.
Как известно, теневая экономика – бедствие для населения. Из-за сокрытия реальных доходов, государство недополучает финансовые поступления в казну, что несет за собой различные последствия.

Отсюда вытекает модель, которая показывает связь между институтом банкротства и теневой экономикой: неисполнение обязательства должника → сокращение денежной массы кредитора → сокращение оборота внутри сектора→ создание новых долговых обязательств → недостача средств в государственной казне → сокращение и задержка социальных выплат и бюджетных зарплат → низкий уровень жизни → уход граждан и бизнеса в теневой сектор. Министр финансов России А. Силуанов оценил теневой сектор экономики РФ в 15-20% от ВВП [1, с.1].

В связи с экономической ситуацией в России, введенными членами ЕС и США санкциями, эмбарго на различные виды товаров и услуг количество компаний-банкротов стремительно возрастает. Компании не в состоянии выдержать налоговое бремя государства и высокие ставки по кредитам. Согласно Единому Федеральному реестру сведений о банкротстве в РФ (ЕФРСБ), к концу 2014 года количество банкротств в стране составило 37 884 случая по сравнению с 28 972 случаев в 2013 году [2]. И это лишь одна из немногих причин несостоятельности компаний.

Создание государством институтов для регулирования общественных отношений, как правило, лишь усложняет работу коммерческих предприятий. Количество инстанций, необходимых пройти предпринимателю, чтобы создать свой бизнес сократилось за последние десятилетия (в 1998 году в России для регистрации юридического лица требовалось согласие 54 инстанций). Однако, громоздкий бюрократический механизм нарастил число административных и проверяющих органов, которые не справляются со своей работой.

Институт банкротства не исключение из данного списка. Рассмотрение заявления, анализ финансового состояния, создание конкурсной массы и торги по имуществу должника занимают годы. Санации компаний длятся десятилетиями. Каждая стадия банкротства организации проходит под контролем административных органов и бюрократических проволочек. Мировое соглашение, которое могут заключить кредитор и должник, хоть и превалирует над остальными возможными мерами банкротства, но на деле является упрощенной его версией. Должники просто отдают своё имущество главному кредитору, скрываясь от остальных в последствии.

В институте банкротства, как и во многих других, присутствует фактор коррупции. Наблюдательные органы, выносящие решение о банкротстве, не всегда честны перед государством. В России можно встретить процессы банкротства, сроки которых сжимались за счет «оплаты» услуг арбитражных управляющих сверх меры. Также вынесение о решении санации и подбор санатора нередко становятся предметом «торгов».

Банковский сектор, который является основным источником кредитования бизнеса и физических лиц, оказался в упадке. На данный момент, в стране отозваны лицензии более 100 банков и кредитных организаций. При сокращении кредиторов в стране наступает кризис. Оставшиеся участники рынка начинают вести свою политику в отношении кредитования. Повышение ставок по кредитам и снижение по депозитам, ухудшение условий их для потребителей, изменение уже имеющихся и действующих договоров – лишь малый перечень политики, проводимой банками в настоящее время. За неимением возможности взять или погасить задолженность перед кредиторами, компании подают заявления о банкротстве или же изымают имеющиеся на счетах средства и уходят «в тень». Многие предприятия за годы работы наращивают свою базу клиентов, которые остаются верны качеству производимого товара или услуги. Такие потребители продолжают пользоваться продуктом теневых компаний, тем самым поощряя их деятельность.

Политическая обстановка в стране также, как и другие факторы, в равной степени влияет на предприятия. Депрессивное состояние национальной экономики не благоприятствует развитию предпринимательства. Спад отраслей экономки заставляет предпринимателей задуматься о решении открыть дело или продолжить деятельность существующего. Для тех компаний, которые работают в добывающей промышленности и производстве, государство выделяет деньги в помощь, а сфера услуг, где находится большинство организаций малого бизнеса, являющегося основой самозанятости в стране, несет большие потери. Усиление крупного бизнеса, которое финансируется государством, ведет к изменению конъюктуры на рынке, к сложностям развития среднего бизнеса, к монополизму крупных компаний, которые в большинстве своем выводят деньги за рубеж в дочерние компании, незарегестрированные в России.

Для изменения сложившейся ситуации в государстве необходимо реформировать бюрократическую систему. Тяжелый и затянутый процесс банкротства сократить по срокам и по затратам самого должника, который, хочет сделать все законно, но не имеет такой возможности. Для этого нужно сделать вход на рынок более сложным, ужесточить его, но не с помощью количества контрольных органов, а с помощью материально-имущественных ценностей. Увеличив сумму уставного капитала для среднего бизнеса, сами предприниматели будут чувствовать больше ответственности за свою деятельность, вкладывая большие средства в антикризисные программы. Также это поможет сократить количество компаний-однодневок, которыми крупные предприятия пользуются для вывода денежных средств с балансовых счетов. 

Библиографический список:

1. Сайт www.1prime.ru Интернет-портал АИЭ «Прайм» статья «Минфин прогнозирует отрицательную динамику ВВП РФ во II квартале» 20.04. 2015г.
2. Официальный сайт Единого Федерального реестра сведений о банкротстве
www.bankrot.fedresurs.ru/




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх