Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 31.05.2015.
Просмотров - 3330

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В РОССИИ

Матвеева Александра Алексеевна

ВлГУ

студент

Белозерова Алина Александровна. Студент экономического факультета, группа БИ(Бизнес-Информатика)-113. Родионова Наталья Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.


Аннотация:
В статье ставится проблема креативности менеджера, с какими барьерами сталкивается проявление креативности, а также проблема развития креативности у российских специалистов.


Abstract:
The article raises the problem of creativity manager, what barriers faced manifestation of the creativity and the problem of the development of creativity among Russian specialists.


Ключевые слова:
креативность; креативный менеджер; инновационные решения; развитие креативности.

Keywords:
creativity; creative manager; innovative solutions; the development of creativity.


УДК 331

Термин «креативность» произошел от латинского слова «creatura», означающего создание, творение. При упоминании этого слова мы сразу же представляем себе творческого человека с неординарным складом ума и оригинальным мышлением, человека, способного генерировать новые идеи. В это понятие входят такие качества личности, как обучаемость, приспособляемость, гибкость, а также пытливый ум, способный искать выход даже в самой, казалось бы, безвыходной ситуации и т. д. [1]. Проблема креативности с каждым годом становится все актуальнее не только для работников творческих профессий, но и для менеджеров. Это обусловлено многоплановостью и быстрым темпом современной жизни, которые требуют умения не только быстро, но и творчески реагировать на происходящие во внешней среде изменения. Именно поэтому работодатели весьма заинтересованы в людях, способных нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению.

Ранее креативность менеджеров связывалась со сферой их профессиональной деятельности. К примеру, считалось, что менеджеры в частных компаниях более креативны, чем управленцы в государственных организациях, а рекламщики креативнее, чем финансисты. Однако западными учеными были проведены исследования, доказавшие, что сфера деятельности человека не связана с его креативностью, потому что креативность, это внутреннее качество человека, зависящее от характеристик личности.

В  чем  особенность креативного менеджера?  В  работе  каждого  менеджера  проявляются  черты  индивидуальности.  Но  всегда  существует  что-то  общее,  определяемое  особенностью  деятельности  и  условиями,  в  которых  она  осуществляется.  Современное  условие  управления – потребность  в  генерации  новых  идей,  исследованиях,  принятии  стратегических  решений  [2,  с.  17]. Так же важной особенностью креативного менеджера является отсутствием страха перед стереотипами. Он не боится внедрять инновационные решения и «рушить» застоявшиеся традиции.

Такой подход к деятельности позволяет компании обходить своих конкурентов. Ведь менеджер, обладающий креативным мышлением, понимает, что любой новый продукт, технология или услуга останутся новыми очень не долго и, в конечном счете, быстро устареют. Поэтому такой менеджер не борется с переменами, а предвидит, и даже способствует изменениям, принимая инновационные решения.

При приеме нового сотрудника работодатель должен оценить не только профессиональные навыки, но и личностные качества кандидата, которые возможно оценить во время собеседования. Проверить креативность специалиста творческой профессии довольно просто: достаточно посмотреть его портфолио. Это относится к дизайнерам, журналистам,  менеджерам по рекламе и т.д. А как же быть с менеджерами по продажам, финансистами и другими профессионалами, казалось бы, далекими от творчества? Здесь есть другой вариант. Нужно предложить кандидату какую-нибудь типичную ситуацию, стандартную для организации, и требующую оперативного решения, и посмотреть какими путями кандидат станет решить эту проблему. Если менеджер действует по стандартной схеме, схожей со схемой деятельности вашей фирмы, это означает, что он действительно хорошо подготовленный профессионал, однако, если вы в результате данного теста получили неожиданную схему действий, которая позволяет решить заданную ситуацию наиболее оперативно или с наименьшими затратами, то перед вами креативный профессионал.

Поэтому можно сказать, что креативность должна основываться на профессиональных знаниях и опыте, но к ним должны прилагаться гибкость ума и творческое мышление. Креативный менеджер может взглянуть на задачу с разных точек зрения, и предложить ее нестандартные решения. Креативный менеджер – это человек, который постоянно держит в голове две противоположные альтернативы, но при этом сохраняет способность к действию и быстрому принятию решений, т.е. достигает результатов быстрее, чем другие, либо меньшими ресурсами. Кроме того, креативные люди, как правило, чрезвычайно харизматичны, и могут «зажечь» своими идеями коллектив – весьма важное качество для менеджера.

Неважно насколько человек креативен, он все равно сталкивается с некоторыми барьерами, на пути проявления своей креативности. Это может быть, к примеру, совершенно не располагающая к творчеству окружающая обстановка. Если в коллективе нет благоприятного психологического климата, а наоборот складывается конфликтная ситуация, и стрессовая обстановка это никак не способствует проявлению креативности. Также менеджер должен быть уверен в стабильности компании, никто не может креативно мыслить, под давлением неизвестности и страха перед завтрашним днем. Еще один барьер – это неправильная система вознаграждения за работу, т.е. ситуация, когда менеджер боится совершить какую-либо ошибку и лишиться вознаграждения. Нельзя оплачивать каждый шаг работника, это автоматически перекрывает всякую возможность добиться от специалиста креативности, поскольку по-настоящему инновационные решения требуют риска, а в ситуации, когда человек боится за свои деньги, на риск он не способен.

Блокирует креативность и недостаток времени, человек в таких условиях не может сконцентрироваться на поставленной задаче. Однако и слишком большое количество времени также сказывается на креативности негативно, поскольку вызывает скуку, и как следствие отвлечение на другие, не связанные с работой занятия. Здесь важно находить «золотую середину», и устранять все отвлекающие от задачи факторы.

Также негативно влияет на креативность атмосфера соревнования, потому что для получения наиболее эффективного результата необходимо сотрудничать и работать в команде, ведь если каждый будет за себя, решение проблемы вряд ли будет столь же эффективным. Поэтому если, к примеру, в команде, два креативных сотрудника, лучше направлять их деятельность в разные направления.

Креативность проявляется у человека с самого детства, развить его возможно в любой момент жизни. Но, к сожалению, не каждому это дано. Креативность присутствует в основном у людей с гуманитарным складом ума, это связано с тем, что у них больше развито правое полушарие, отвечающее за творческий потенциал человека. Людям с преимущественно  развитым левым полушарием, сложно производить какие-либо действия вне четко поставленного алгоритма решения. Например, если у менеджера случилась внештатная ситуация, требующая немедленного нестандартного решения, то у человека с гуманитарным складом ума будет больше шансов найти наиболее удачный вариант, для сферы инноваций это особенно важно, потому что там велика вероятность непредвиденных ситуаций. В то же время, следует также учесть и то, что существуют люди, у которых развито и левое, и правое полушарие. Из такого человека может выйти прекрасный менеджер, так как при развитии обоих полушарий он берет самые лучшие качества: творческий потенциал и склонность к анализу действий.

Для успешного развития такого потенциала требуется, чтобы государство на всех этапах развития личности (школа, колледж, ВУЗ) стимулировало становление у человека креативного мышления. Это же требуется и со стороны организации в отношении к работникам.  Пока что в России существует проблема поддержки креативных людей. Развитие творческого мышления не возбраняется, но проявлять его зачастую некуда. В организациях при приеме на работу не требуется человек, который сможет проявить креативность в данной профессии,  а только рядовой работник, который в основном выполняет вполне обыденные функции. И это, к сожалению, приводит к стагнации. Следует же давать возможность высказывать людям свое мнение, а также свободу мыслить творчески.

Креативный менеджер способен принимать неожиданные решения, грамотно и быстро решать нестандартные задачи. Именно под руководством креативного менеджера появляются блестящие идеи по усовершенствованию управления организации, что способствует наибольшей эффективности работы и дальнейшему прогрессу. Поэтому работодателям при приеме не работу менеджера необходимо обращать особое внимание на такое качество, как креативность.

Библиографический список:

1. Кузьмина А.Н. Тренинги креативности – эффективная форма работы с персоналом: журнал «Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств», том 195, Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2013 – 278 с.
2. Макаренко О.Г. Креативный менеджмент: учебное пособие / О.Г. Макаренко, В.Н. Лазарев. Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 154 с.




Рецензии:

31.05.2015, 18:31 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Интересная статья. Рекомендуется к опубликованию.

1.06.2015, 10:57 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Аннотацию прошу составить внимательнее, как вариант: В статье рассматривается проблема необходимости креативних качеств менеджера, барьеры, связанные с проявлением креативности в организации при отборе персонала.Второе замечание - ссылки на использованые источники. После исправлений рекомендуется к публикованию.

6.04.2016, 3:07 Чуднова Ольга Владимировна
Рецензия: Статья интересна, как пожелание: хотелось бы увидеть в ней несколько конкретных методов диагностики уровня креативности менеджера на этапе отбора претендентов на вакантную должность. Следует также расширить список литературы. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх