Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №23 (июль) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 30.06.2015. Последняя правка: 14.08.2015.

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Вархолик Галина Владимировна

Ужгородский национальный университет, Львовский научно-учебный центр

директор Львовского научно-учебного центра

Аннотация:
В статье изучается проблема становления и развития экологической культуры будущего экономиста в процессе профессионального образования в высшем учебном заведении. Выявлены противоречия между необходимостью экологической подготовки к решению эколого-экономических задач и недостаточным уровнем исследования исторического опыта формирования экологической культуры, а также целесообразностью использования исторического подхода к экологической подготовке экономистов и недостаточным уровнем изучения и обобщения исторического опыта по данной проблеме. Обосновано особенности формирования и требования к экологической культуре будущих экономистов. Показано, что в течение конца ХХ - начала XXI века реализовывался целый ряд принципов формирования экологической культуры будущих экономистов (аксиологизации, индивидуализации, гуманизации, интерпредметности, оптимизации, прогнозируемости и др.). Определены основные задачи формирования экологической культуры будущих экономистов и выделены, на основе обоб


Abstract:
This article studies the problem of the future economists' environmental culture formation and development in the course of vocational training in higher educational establishment. The contradictions between the need of environmental training to the ecological and economic problems solution and the lack of the research studies of the historical experience of the environmental culture formation are revealed. Some peculiarities of the environmental culture formation and the requirements for the the future economists’ environmental culture are substantiated. The main principles of the future economists environmental culture formation are sat out. They are the principles of axiology, individualization, humanization intersubjection, optimization, predictability, and others. On the basis of the historical experience’ generalization the leading directions of the future economists’ environmental culture development are allocated.


Ключевые слова:
экологическая культура; эколого-экономическое образование; аксиологизация; индивидуализация; гуманизация; интерпредметность; прогнозируемость

Keywords:
ecological culture; ecological and economic education; axiology; individualization; humanization; intersubjection; predictability


УДК 378.017-057.875:502/504

Современные подходы к формированию экологической культуры будущих специалистов осуществляются с учётом требований гуманизации, прогностичности, глобализации, непрерывности, интегративности и самоорганизации образования. Они направлены на воспитание личности с рациональным и ценностным отношением к природе. В связи с этим уровнем развития экологической культуры будущего специалиста определяется рациональное взаимодействие человека и природы. Экономически направленный прагматизм и стремление получения экономической прибыли, недостаточный уровень экологической культуры становятся главными факторами обострения экологической ситуации. Поэтому вопросы экологизации экономики и реализации эколого-экономического подхода в образовании будущих экономистов являются актуальными на современном этапе развития общества.

Экологическая культура будущего экономиста формируется в процессе профессионального образования в высшем учебном заведении и основывается на экологических знаниях и умениях, экологическом сознании, экологическом стиле мышления и деятельности, которые находят отражение в его профессиональной деятельности. Существует ряд противоречий:  между необходимостью экологической подготовки в решении эколого-экономических задач и недостаточным уровнем исследования исторического опыта формирования экологической культуры; целесообразностью использования исторического подхода к экологической подготовке экономистов и недостаточным уровнем исследования и обобщения исторического опыта путей решения данной проблемы; постоянным ростом требований к экологической подготовке экономистов и низким уровнем использования современных методик; необходимостью интеграции эколого-экономических знаний и реальной их разобщенностью в подготовке будущих экономистов. Эти противоречия определяют проблему изучения исторического опыта формирования экологической культуры будущих экономистов.

Взаимодействие с природой ‑ необходимое условие и предпосылка становления, функционирования и развития общества, цивилизации – в конечном итоге определяет ведущую роль экологического воспитания как одного из важных условий проявления этой взаимосвязи, что влияет на изменения экологической обстановки в мире. Концепция экологического воспитания, его содержание и методы основываются на методологическом положении о коэволюции системы «природа и общество» ‑ их согласованном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Именно такой подход плодотворен, как теоретическое основание наполнения экологического воспитательного процесса [6, с.47]. Поэтому определяющим для решения экологических проблем современности является формирование экологического сознания. Эта педагогическая сверхзадача может быть реализована только посредством образовательно-воспитательной системы на основе принципиально новых идей, методов, подходов, учитывающих структуру экологических знаний; социальные функции современной экологии; традиции и обычаи; исторический опыт человечества в понимании себя, своего места в природе, своих взаимосвязей с природой и вселенной.

Влияние экологических реалий «на все без исключения аспекты политического, экономического, социогуманитарного и духовно-нравственного развития нашего государства сегодня является настолько очевидным и масштабным, что пренебрежение ими выглядит, в лучшем случае, недальновидным и безответственным» [5, с.15]. Проблема постоянного экологически безопасного развития, физического и нравственного здоровья общества – это, прежде всего, проблема индивидуального и коллективного экологического сознания, формирование которого является прерогативой системы образования.

В рамках нашего исследования экологическая культура рассматривается как система органично взаимосвязанных элементов природопреобразующей деятельности человека и ее теоретико-нравственной оценки с учётом социально-экологических принципов и требований [4, с.4].

Экологическую культуру мы исследуем как систему наиболее важных компонентов, таких как: экологическая грамотность; экологическое сознание; экологическая ответственность, экологическое мышление, экологическое поведение; черты характера, обеспечивающие грамотные экологические поступки и т. д.

Рассмотрим особенности каждого из компонентов экологической культуры. Экологическая грамотность (система представлений о законах и механизмах функционирования экономики; умение работать с экологической информацией и т.д.) формируется в процессе экологического образования, однако экологическое образование не сводится только к экологическим знаниям, так как должно способствовать развитию личности, ее способностей и умений, необходимых для адаптации в условиях рыночной экономики. Проблему формирования мировоззрения целесообразно сместить в реальную плоскость экологического воспитания, выяснения праксеологического содержания поведения человека в естественной среде и стратегии его выживания, поскольку именно так формулируется актуальная проблема современности – стратегия выживания человечества. А эта задача является прерогативой современной экологии, обладающей, в сравнении с другими дисциплинами, наиболее подходящей для этого методологией, концептуальными основами и системой рабочих методов [2].

Следующим важным компонентом экологической культуры является экологическое сознание как совокупность экологических знаний, идей, взглядов, суждений, интересов. Оно включает и рациональную составляющую (знания), и эмоциональную (чувства), и внешнее воздействие, экологические взгляды других людей, значимые для личности. Экологическое сознание является следствием познания, непосредственного отображения личностью экологических связей и его отношения к различным явлениям экологической жизни семьи, школы, общества в конкретный период.

Экологическая ответственность, состоящая из ценностного, информационно-познавательного (интеллектуального) и поведенческого (действенного) компонентов, как культуротворческая характеристика проявляется в ориентации на положительную, экологически целесообразную, безопасную и компетентную деятельность в системе «человек - общество - природа», цель которой - самосохранение и самореализация человека; достижение стратегической установки, связанной со стойкой коэволюцией процессов развития человека и  биосферы Земли.

Экологическое мышление и сознание выступают как мотив и установка соответствующего экологического поведения. В своих действиях и поступках люди опираются на знания, анализ экологической деятельности, опыт ведения хозяйства, передовую экологическую практику. Органическое слияние экологического образования и воспитания обеспечивает переход экологического мышления и сознания в соответствующие социально-психологические качества, в практические навыки экологической деятельности, в повышение культуры экологического поведения, а следовательно, в обогащение экологической культуры в целом.

Анализ сущности структурных элементов экологической культуры (экологическая грамотность, экологическое сознание, экологическая ответственность, экологическое мышление, экологическое поведение, убеждения и качества личности, экологическая деятельность) позволил выявить особенности их взаимодействия в процессе формирования экологической культуры. Основу экологической грамотности составляют экологические знания, но, в свою очередь, они являются базисным элементом экологических взглядов и мышления. Без знаний и умений невозможно сформировать адекватное отношение к деятельности, нравственные ориентиры, а далее, при положительном отношении, сформированные знания и умения становятся причиной продуктивной деятельности. В то же время можно найти и обратные связи, поскольку, например, на процесс усвоения знаний влияют мотивы познавательной деятельности, и только в реальной практической деятельности формируется система знаний и умений, выражается отношение к ней.

Студенты высших учебных заведений  должны понимать, что, прежде всего, человек должен исцелиться сам, а потом исцелять природу. Именно поэтому сегодня экологическая парадигма  приобретает черты мировоззренческой и нравственной ценности. Поэтому экологизация морали и формирование экологического императива являются мощными факторами нормирования и гармонизации взаимоотношений человека  с окружающей средой.

Путь к утверждению обновленной нравственности лежит через восстановление духовности  человеческой жизни, утверждение онтологического статуса высших ценностей, что подразумевает существенные изменения  сознания человека, его мировоззренческих принципов и приоритетов. Эти изменения связаны с утверждением нового экоцентрического типа экологического сознания. При этом чисто экоцентрический подход к экологическому сознанию, который первоочередной задачей ставит сохранение природы, на практике реализовать сложно. Экоцентрическое сознание должно дополняться современными морально-этическими принципами, отвечая мышлению, в основе которого заложено отношение к природе как к Божьему дару, уникальной ценности, основе существования человеческого общества. В таких обстоятельствах экологическая парадигма действительно  приобретает культуротворческие признаки [7, с.96]. Культуротворческая природа экологической парадигмы основывается на экологизации морали, утверждении экологического императива как главенствующего этического идеала человечества, построенного на основе экологических ценностей i норм, которые, в свою очередь, формируют «безграничную ответственность человека за все живое».

Процесс формирования экологической культуры как целостное системное явление, включает процессы обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения направляться на формирование экологической грамотности и экологического мышления будущих экономистов, экологизацию учебных дисциплин и программ подготовки специалистов, а также на профессиональную экологическую подготовку и переподготовку кадров, которые будут привлечены к решению стратегических, тактических и текущих задач внедрения и развития экологически чистого производства. Экологическое воспитание можно определить как процесс, направленный на формирование экологического сознания, составляющими которого являются такие ключевые категории, как мировоззрение, отношения, ценности, поведение. Экологическое развитие – это социокультурный феномен, педагогическая интерпретация которого способствует свободному развитию интеллектуальной и духовной сферы студентов в микро- и макросреде их существования, формированию у них научного мировоззрения, опыта социальных отношений и системы ценностей во взаимоотношениях с природой, окружающей средой и людьми, ориентирует студентов на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящего и будущих поколений. Целью и конечным результатом процесса развития экологической культуры является сформированная эколого-мировоззренческая позиция выпускника.

На основании обобщения задач формирования экологической культуры в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов мы выделили основные: изучать природу, воспитывать бережное отношение к природным богатствам; воспитывать нетерпимое отношение к поступкам, наносящим вред природе; обеспечивать будущих специалистов знаниями для формирования у них практических умений и навыков рационального природопользования, побуждать их к конкретным действиям по улучшению состояния окружающей среды, не допускать отрицательных воздействий на природу в процессе своей трудовой деятельности; формирование ответственности за природу как общечеловеческую ценность; формирование у будущих специалистов осознание того, что человек - часть природы, а история человеческого общества – часть истории природы, которая является первоосновой существования человека и общества.

Нами выявлены основные направления развития экологической культуры будущих экономистов в конце ХХ - начале XXI века, в частности: разработка и постоянное совершенствование государственных стандартов профессионального экологического и экономического образования и преобразование действующих стандартов всех уровней и направлений подготовки и воспитания с учетом требований  формирования экологической культуры и чистого производства; подготовка, повышение квалификации и переподготовка преподавателей экономических и экологических дисциплин с учетом новых подходов, организация экологических семинаров и курсов, создание центров переподготовки и тому подобное; разработка и издание качественной учебной литературы по экологической экономике; привлечение общественных экологических организаций, просветительских обществ к распространению экологических знаний, элементов экологической культуры, основ чистого производства в широких слоях населения; утверждение широкой программы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, руководящего состава предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей, имеющих право и возможность принимать экологически значимые решения в сфере чистого производства.

В рамках исследуемого периода (конца ХХ - начала XXI века) реализовался целый ряд принципов формирования экологической культуры, а именно: аксиологизация  ‑ приоритет ценностей в профессиональной деятельности, в частности ценности природы, и акцентирующая ценностный аспект в будущей профессиональной деятельности студентов; индивидуализация ‑ учет личных интересов студентов при выборе содержания и форм внеаудиторной экокультурной деятельности; гуманизация ‑ право человека жить в экологически чистой среде и направляющая человека к экологически целесообразной деятельности и предотвращению экологических бедствий; интеграцииединство общечеловеческих, национальных и краеведческих аспектов в формировании экокультурной воспитанности; интерпредметность ‑ максимальное использование средств всех учебных дисциплин и самостоятельной работы,связь учебного процесса и внеаудиторной деятельности в процессе воспитания экологической культуры; оптимизация – соблюдение целесообразности и оптимального объема содержания; прогностичность – предвидение возможных путей развития экокультурной деятельности в последующей профессиональной деятельности.

Таким образом, на основе обобщения исторического опыта, можно выделить такие ведущие направления развития экологической культуры будущих экономистов: усиление экологической направленности возможностей учебных дисциплин на основе интегративного подхода; активизация внеаудиторной работы экологической направленности; использование потенциала экологической подготовки будущих экономистов на основе интеграции учебных, воспитательных, развивающих целей.

 

Библиографический список:

1. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики/ Н.С. Дежникова // Педагогика. – 2002. – №10. – С.51-56.
2. Дробноход М.І. Філософія екологічної освіти: концептуальні основи/ М.І. Дробноход // Педагогіка і психологія. – 1996. – № 3. – С. 43-49
3. Кукушкин В.С.Общие основы педагогики: учеб. пособие/ В.С. Кукушкин - Ростов н/Дону: Издательский центр "Март", 2006. – 224 с.
4. Ліпич І. І. Екологічна діяльність як складова соціокультурного процесу: автореф. дис. на здобуття ступ. канд. філос. наук: 09.00.03 / І. І. Ліпич – К., 2008. – 18 с.
5. Магура Н. Л. Формування екологічних знань учнів професійно-технічних закладів освіти у процесі вивчення біології: дис. … кандидата пед. наук: 13.00.04 / Н. Л. Магура – К., 2002. – 249 с.
6. Теплов Д.Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования/ Д.Л. Теплов // Педагогика. – 2003. – № 10. – С.46-50.
7. Ярчук Г. Екологічне виховання: сутність та основні напрями/ Г. Ярчук // Вища освіта України. – 2008. – №2. – С.91-97.




Рецензии:

30.06.2015, 9:25 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Тема экологической безопасности и формирования экологической культуры актуальна и обращение к ней автора правомочно. На наш взгляд, статья перегружена декларативными утверждениями, не находящими подтверждения в тексте. Отдельные тезисы откровенно спорны. Считаем, что фактологическая сторона работы нуждается в более глубоком обосновании для раскрытия заявленной новизны и оригинальности. После исправления замечаний статья может быть рекомендована к печати.

03.07.2015 17:17 Ответ на рецензию автора Вархолик Галина Владимировна:
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА. Вархолык Галина Экологическое образование и воспитание опираются на новую экологическую этику, с учетом требований гуманитаризации, прогностичности, глобализации, непрерывности, интегрированостi и самоорганизации образования. Они направлены на формирование личности с рациональным и ценностным отношением к природе. В связи с этим экологическая культура и экологическая ответственность являются основой рационального взаимодействия человека и природы. Экологизация экономики и реализация эколого-экономического принципа природопользования являются неотложными потребностями общества. Экономически направленный прагматизм и стремление получения экономической прибыли, недостаточный уровень экологической культуры являются главными факторами обострения экологической ситуации. Экологическая культура будущего экономиста формируется в процессе профессионального образования в высшем учебном заведении и основывается на экологических знаниях и умениях, экологическом сознании, экологическом стиле мышления и деятельности, которые проецируются на его профессиональную деятельность. В то же время, малоисследованной остается проблема изучения исторического опыта формирования экологической культуры, в частности при подготовке будущих экономистов. Нами обнаружен ряд противоречий между • признанием необходимости экологической подготовки в разрешении эколого-экономических задач и недостаточным уровнем исследования исторического опыта формирования экологической культуры; • целесообразностью использования исторического подхода к экологической подготовке экономистов и недостаточным уровнем исследования и обобщения исторического опыта по данной проблеме; • постоянным ростом требований к экологической подготовке экономистов и низким уровнем использования исторически оправданных методик; • необходимостью интеграции эколого-экономических знаний и реальной их разобщенностью в учебно-воспитательном процессе. Эти противоречия определяют проблему исследования развития экологической культуры будущих экономистов. Нами выявлены особенности формирования экологической культуры будущих экономистов, в частности: совершенствование государственных стандартов экологического и экономического образования в их взаимодействии; усовершенствование действующих стандартов обучения и воспитания с учетом требований формирования экологической культуры и чистого производства; подготовка, повышение квалификации и переподготовка преподавателей экономических и экологических дисциплин с учетом новых подходов; разработка и издание качественной учебной литературы по экологической экономике; привлечение общественных экологических организаций, просветительских обществ к распространению экологических знаний, элементов экологической культуры, основ чистого производства среди широких слоев населения. Концепция экологического воспитания, его содержания и методов основывается на методологическом положении о коэволюции системы "природа и общество", то есть о согласованном их развитии, о взаимосвязи и взаимозависимости. Взаимодействие с природой - необходимое условие и предпосылка становления, функционирования и развития общества, цивилизации, что в итоге определяет ведущую роль экологического воспитания как одного из важных условий проявления этой взаимосвязи, что влияет на изменения экологической обстановки в мире. Именно такой подход плодотворен как теоретическая основа, определяющая наполнение экологического воспитательного процесса [6, с.47]. Поэтому определяющим для решения экологических проблем современности является формирование экологического сознания общества. Эта педагогическая сверхзадача может быть реализована только посредством образовательно-воспитательной системы на основе принципиально новых идей, методов, подходов, учитывающих структуру экологических знаний, социальные функции современной экологии, традиции, обычаи, исторический опыт народа в постижении себя, своего места в природе, своих взаимосвязей с природой и вселенной. Влияние экологических реалий "на все без исключения аспекты политического, экономического, социогуманитарного и духовно-нравственного развития нашего государства сегодня является настолько очевидным и масштабным, что пренебрежение им выглядит, в лучшем случае, недальновидным и безответственным" [5, с.15]. Проблема постоянного экологически безопасного развития, физического и нравственного здоровья общества - это, прежде всего, проблема индивидуального и коллективного сознания, формирование которого является прерогативой системы образования. Экологическая культура – это система органично взаимосвязанных элементов природопреобразующей деятельности человека и ее теоретико-нравственной оценки, обязательно учитывающая социально-экологические принципы и требования [4, с.4]. В основном содержание термина «экологическая культура» раскрывают по совокупности наиболее важных его компонентов, таких как: экологическая грамотность, система представлений о за

30.06.2015, 13:58 Якимович Татьяна Дмитриевна
Рецензия: Экологическое образование будущих специалистов остаётся актуальной проблемой нашего времени и требует учета предыдущего опыта. Важным в статье является изучение проблемы через призму воспитания качеств личности будущих экономистов. Особого внимания заслуживают принципы формирования экологической культуры. Статья рекомендуется к печати.
18.08.2015 16:16 Ответ на рецензию автора Вархолик Галина Владимировна:
Искренне благодарны Вам за рецензию!

1.07.2015, 8:22 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Данная статья носит научный характер. Тема интересна и актуальна. Работа рекомендована к печати.
18.08.2015 16:16 Ответ на рецензию автора Вархолик Галина Владимировна:
Искренне благодарны Вам за рецензию!

5.07.2015, 20:30 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Отдельные замечания автором так и не устранены. После исправления грамматических ошибок статья может быть рекомендована к печати.
18.08.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Вархолик Галина Владимировна:
Искренне благодарны Вам за рецензию! Замечания и предложения приняты во внимание и исправлены.Новая редакция статьи отправлена.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх