Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №22 (июнь) 2015
Разделы: Социология
Размещена 26.06.2015. Последняя правка: 17.09.2015.

ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПРИЯТИИ МОЛОДЁЖИ Г.ВОЛГОДОНСКА

Козин Сергей Владимирович

-

Администрация Ремонтненского сельского поселения

Старший инспектор по вопросам культуры, физической культуры, спорта и работы с молодёжью

Лабунская Валентина Ивановна, доцент кафедры социологии и социальной работы, Волгодонского института (филиала) ЮФУ, кандидат социологических наук


Аннотация:
В своём развитии волонтёрская деятельность опирается не только на мировой опыт, но и на отечественные традиции добровольчества и благотворительности. В настоящее время она представляет собой один из наиболее распространенных видов общественной активности населения, которая решает при этом задачи оказания комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, становлению и самосовершенствованию личности, что позволяет человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь.


Abstract:
In its development volunteering not only builds on the global experience, but also on the domestic tradition of volunteerism and philanthropy. She currently represents one of the most common types of social activity of the population, which solves the problem of providing comprehensive care and support to people in need, the establishment and perfection of an individual, which allows a person to live a healthy, productive and eventful life.


Ключевые слова:
волонтёры; волонтёрская деятельность

Keywords:
volunteers, volunteering


УДК 31

Введение. Современная социальная среда требует повышение активности человека как субъекта общественной жизни. Особое значение приобретает проблема поиска эффективных путей развития позитивной активности молодёжи, обеспечивающую социализацию личности, способной и готовой нести ответственность за личное благополучие и благополучие общества.
Актуальность. Одним из направлений развития социальной активности молодёжи, является организация волонтёрского движения. Волонтёры – это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно. Сегодня в мире волонтёрская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого труда, однако в России, в отличие от стран Европы, уровень развития добровольчества остается недостаточно высоким.
«Волонтёры – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций…» [1,c.121]
Целью выявление мотивов волонтёрства и восприятия молодёжью г. Волгодонска волонтёрской деятельности, было проведено социологическое исследование, на тему «Волонтёрская деятельность в восприятии молодёжи».
Задачами исследования стали изучение отношения молодых жителей города Волгодонска к феномену добровольческой деятельности; изучение их мотивов и потенциальной готовности к волонтёрской работе.
Вся выборочная совокупность составила 200 респондентов в возрасте от 14 до 30 лет, из них 100 учащиеся вуза, 50 учащиеся школы и 50 работающая  молодёжь. Структура опрошенных соответствует расчётной выборочной совокупности и может быть распространена на генеральную совокупность со степенью погрешности ошибки выборки ± 4 %.
В отношении учащихся вузов использовалась выборка с применением метода случайного отбора. Основой выборки явились списки студентов ЮФУ. К учащимся школы и работающей молодёжи также применён метод случайного отбора. Выборочная совокупность школьников представлена учениками МОУ СОШ №18. Данные, собранные путём анкетирования. Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы.
В целом молодые жители города знают о развитии волонтёрства в Волгодонске. На вопрос «Известно ли Вам что-либо о волонтёрской деятельности» почти все респонденты ответили утвердительно (учащиеся школы – 95 %, студенты –94 %, работающие –95 %).

Таблица 1 – Ответы респондентов на вопрос «Известно ли Вам что-либо о волонтёрской деятельности?»

Вопрос анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

Учащиеся школы

Студенты

Работающие

Известно ли Вам что-либо о волонтёрской деятельности?

 

 

 

- да, мне известно

95

94

72

- нет, мне не известно

3

5

15

- затрудняюсь ответить

2

1

3

 

Рисунок 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Известно ли Вам что-либо о волонтёрской деятельности?»

В данном блоке текста мы наблюдаем то,что большая часть респондентов а именно (учащиеся школы –79 %, студенты –84 %, работающие – 80 %) положительно относятся к общественно-полезной деятельности на добровольной основе. Затрудняются определить своё отношение к общественно-полезной деятельности на добровольной основе 15% школьников, 6 % студентов и 12 % работающей молодёжи.Положительное отношение к добровольческой деятельности связано со спецификой понимания молодыми респондентами её конкретного содержания.
Далее, когда мы задали вопрос «Что лично для вас значит общественная волонтёрская работа?»
Респонденты отвечали что: это возможность принести пользу людям (45 %); это участие в общественной жизни (20 %); это общественная деятельность в свободное от основной деятельности (учёбы, работы) время (7 %); это добрая воля человека проявлять свою активность (11 %); это общение с интересными людьми (17 %).

Таблица 2 – Ответы респондентов на вопрос «Как вы относитесь к добровольной общественно-полезной деятельности?»

Вопрос анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

учащиеся школы

студенты

работающие

Как вы относитесь к добровольной общественно-полезной деятельности?

 

 

 

- положительно

79

84

80

- отрицательно

6

10

8

- затрудняюсь ответить

15

6

12

 

Можно сделать вывод,что волонтёрская деятельность в восприятии молодых людей главным образом выступает в качестве возможности стать активным участником общественной жизни и приносить пользу людям.
При определении мотивов, побуждающих молодых людей заниматься добровольческой деятельностью, мотивы, связанные с внутренней потребностью помогать другим людям, отметили 54 % учащиеся школы, 38 % студенты, 45 % работающие; с достаточным количеством свободного времени – 32 % учащиеся школы, 36 % студенты, 40 % работающие;важность и авторитетность самой добровольческой работы  стимулирует  13 % школьников, 17 % учащихся студентов и 10 % работающих граждани заниматься собственно самой  добровольческой деятельностью.  

Таблица 3 – Ответы респондентов на вопрос «Что, по вашему мнению, может служить основным мотивом волонтёрства?»

Вопрос анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

учащиеся школы

студенты

работающие

Что, по вашему мнению, может служить основным мотивом волонтёрства?

 

 

 

- достаточное количество свободного времени

32

36

40

- потребность помогать другим людям

54

38

45

- значимость и престиж добровольческой деятельности

13

17

10

- затрудняюсь ответить

1

9

5

 

В результате полученных данных в ходе проведённого социологического исследования, можно говорить о том, что в основе отношения молодёжи к волонтёрской работе лежат, прежде всего, альтруистические мотивы. По представлениям большинства опрошенных, волонтёрами чаще становятся молодые люди, прежде всего, школьники и студенты первых-вторых курсов. Среди старшекурсников волонтёры встречаются реже. В то же время несколько противоречивая оценка была дана суждению: «Работа волонтёра - значимость и престиж». Только 17 % студентов согласились с данным суждением, при этом 9 % затруднились ответить.
Далее, из этого мы получили следующие выводы,что по представлениям молодых жителей города Волгодонска, волонтёром можно назвать любого человека, которому небезразлична жизнь других людей и который делает что-то, чтобы изменить сложившуюся ситуацию - (45 % школьники, 62 % студенты, 53 % работающая молодёжь); определяют волонтёром человека, который периодически безвозмездно участвует в проведении каких-либо акций и мероприятий (25 % школьники, 17 % студенты, 20 % работающие); волонтер - героический человек, готовый безвозмездно помогать людям (18 % школьники, 6 % студенты, 19 % работающие); волонтёром может быть богатый человек, занимающийся благотворительностью (5 % школьники, 8 % студенты, 7 % работающие) .

Таблица 4 – Ответы респондентов на вопрос «Кого, по вашему мнению, можно назвать волонтёром?»

Вопрос анкеты и варианты ответов

Распределение ответов, %

учащиеся школы

студенты

работающие

Кого, по вашему мнению, можно назвать волонтёром?

 

 

 

- героического человека, готового безвозмездно помогать людям

18

6

19

- человека, периодически безвозмездно участвующего в проведении каких-либо акций, мероприятий

25

17

20

- богатого человека, занимающегося благотворительностью

5

8

7

- любого человека, которому не безразлична жизнь других людей и который делает что-то, чтобы изменить сложившуюся ситуацию

46

69

54

 

Таким образом, количество молодых людей, для которых волонтёрство - уже привычная и доступная для всех деятельность оказалось выше, чем доля тех, кто считает, что волонтёрством занимаются только героические или богатые люди.
Из всех опрошенных ответили, что имеют личный добровольческий опыт (32 % школьники, 36 % студенты, 25 % работающие), тогда как 68 % школьников, 64 % студентов и 75 % работающей молодёжи такого опыта не имеют. 

Таблица 5 – Ответы респондентов на вопрос «Имеете ли вы личный опыт осуществления добровольческой (волонтёрской) деятельности?»

Вопрос анкеты и варианты ответов

Распределение ответов,  %

учащиеся школы

студенты

работающие

Имеете ли вы личный опыт осуществления добровольческой (волонтёрской) деятельности?

 

 

 

- имею

32

36

25

- нет, не имею

68

64

75

 

Таблица 6 – Ответы респондентов на вопрос «Есть ли в вашем окружении люди, занимающиеся волонтёрской деятельностью?»

Вопрос анкеты и варианты ответов

Распределение ответов,  %

учащиеся школы

студенты

работающие

Есть ли в вашем окружении люди, занимающиеся волонтёрской деятельностью?

 

 

 

- да, есть

73

82

75

- таковых нет

27

18

25

 

Таблица 7 - Ответы респондентов на вопрос «Что, по вашему мнению, препятствует участию молодёжи в добровольческой (волонтёрской) деятельности?»

Вопрос анкеты и варианты ответов

Распределение ответов,  %

учащиеся школы

студенты

работающие

Что, по вашему мнению, препятствует участию молодёжи в добровольческой (волонтёрской) деятельности?

 

 

 

–          нехватка времени

44

49

65

–          нехватка опыта

11

13

9

–          нет материальных возможностей

7

9

6

–          нет информации об организациях, которые этим занимаются

13

11

9

–          равнодушие к проблемам общества

25

18

11


По результатам проведёного социологического исследования можно сделать ряд выводов:

1. Во-первых,резюмируя вышесказанное можно отметить тот факт,что волонтёрская деятельность в восприятии молодых людей, главным образом, выступает в качестве возможности стать активным участником общественной жизни. Волонтёром в глазах молодёжи является, в первую очередь, представитель учащейся молодёжи, занимающийся в свободное время добровольческой деятельностью и руководствующийся альтруистическими мотивами, связанными со служением обществу. Тем не менее, достаточно весомое место занимают и «прагматические» мотивы,которые  направленны на реализацию личных рациональных целей.
2.Во-вторых, в целом результаты исследования демонстрируют положительное отношение молодых людей к добровольчеству. Всё больше распространяется мнение о том, что добровольческая деятельность - деятельность доступная и привычная для большинства опрошенных. Однако респонденты младших возрастных категорий активнее включаются в волонтёрскую деятельность, чем старшие респонденты. Наиболее активными волонтёрами являются школьники и студенты младших курсов.

3.В третьих главной причиной, препятствующей участию молодых людей в волонтёрской деятельности, является нехватка времени (в среднем около 50 %). Среди причин респонденты отметили следующее: это отсутствие информации об организациях, занимающихся такой деятельностью, а также равнодушие к проблемам общества.

4.Нами был раскрыт содержательно-мотивационный и деятельностный аспект волонтёрской деятельности. Волонтёрство выполняет в обществе социально значимые функции, которые носят явный и латентный характер. Волонтёрство способствует улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности людей. Сегодня в мире волонтёрская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого труда. 

5.По мнению участников многих волонтёрских мероприятий, молодёжное волонтёрство является важным способом формирования здорового образа жизни и укрепления духовно-нравственного потенциала российской молодёжи. Через добровольное участие молодёжь формирует духовно-нравственные ценности. Волонтёрство способствует социальной адаптации молодёжи, выбору будущей профессии и подготовке к продуктивной взрослой жизни. К сожалению, в России добровольческий труд, помощь людям не норма, но, тем не менее, стоит говорить о том, что сегодня волонтёрство набирает силу.

Библиографический список:

1. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1998. – 334 с.




Рецензии:

26.06.2015, 20:01 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Значимость темы определяется развертыванием в стране развлекательно-трудового варианта деятельности-использования молодежи. Получает дополнительную ценность социолого-эмпирический метод опроса респондентов. К проведению опроса претензий нет, результаты понятные. Статья достойна публикации. Но стоит в качестве добавления указать, что в советское время та же работа проводилась со "студенческими строительными отрядами", и это на время оказалось приостановленным. Картинные иллюстрации результатов опроса лишние, таблицы и так понятны.

26.06.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Уважаемый О.А. Адибекян!Я очень благодарен за положительный отзыв без скупости рекомендаций. Данные рекомендации к статье будут приняты к моему сведению.

2.07.2015, 9:48 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Все в общем хорошо. Но было бы еще лучше, если бы вы читателя проводили по структуре вашей работы формулировками: далее, из этого мы получили выводы... В данный блок текста: «Большая часть респондентов (учащиеся школы –79 %, студенты –84 %, работающие – 80 %) положительно относятся к общественно-полезной деятельности на добровольной основе. Затрудняются определить свое отношение к общественно-полезной деятельности на добровольной основе 15% школьников, 6 % студентов и 12 % работающей молодёжи». если внести некоторые изменения уже зазвучит по-другому, более живо: "Далее, когда мы задали вопрос..., выяснилось, что большая часть респондентов (учащиеся школы –79 %, студенты –84 %, работающие – 80 %) положительно относятся к общественно-полезной деятельности на добровольной основе." Отношение к вам, как к исследователю многократно увеличивается, поскольку в них уже прослеживается ваш вклад. Одна маленькая фраза и восприятие совершенно иное. Пересмотрите свою работу на предмет моего замечания и тогда статья ваша зазвучит еще более профессионально. Что касается темы - все здорово. Следующим этапом развития вашего научного исследования можно было бы подумать о том, как определить правдивость ответов и как сделать так, чтобы поднять качество работы волонтера в России. В остальном есть претензии к качеству графиков и диаграмм - студент ВУЗА обладает всеми способностями, чтобы самостоятельно сделать графики в электронных таблицах. Вместо того, чтобы делать сомнительные фотографии и вставлять их в серьезную работу. Устраните все замечания и отправьте новую редакцию. На сегодняшний момент по совокупности работа сделана на 3, а хотелось бы чтобы стала она на отлично!
03.07.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Уважаемый И.Н. Кузьменко! Замечания и рекомендации в плане формулирования и обращения к читателю данной статьи (переходы) и небольшие корректировки по выводам были проделаны. Большое спасибо вам за данные рекомендации к статье.

4.07.2015, 18:10 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: В данном блоке текста - совершенно некорректная формулировка. Фразу "значимость и престиж добровольческой деятельности побуждают 13 % школьников, 17 % студентов и 10 % работающих заниматься добровольческой деятельностью." - переделать. Вывод слабый. Копните глубже в суть того, что вы делали и увидите очень значимый смысл! Статья все еще сырая! В текущем виде к публикации не рекомендую!
07.07.2015 16:16 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Данные замечания были исправлены, вывод сделан более полным.

8.07.2015, 15:44 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: А вот теперь Сергей, у меня к вам претензий больше нет!)) Статья полностью соответствует уровню профессиональной и качественной работы. СТАТЬЮ РЕКОМЕНДОВАТЬ К ПУБЛИКАЦИИ!
08.07.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Уважаемый Игорь Николаевич! Я благодарен вашему бесколебательному положительному решению. Вы подняли мое настроение!! Спасибо.

9.07.2015, 12:14 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Только безколебательному. - Учите настоящий русский язык, и прекратите следовать маразматическим решениям товарища Луначарского. Ну и теперь можно приступить к работе над вашими следующими статьями! Удачной нам работы!)



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх