Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №23 (июль) 2015
Разделы: Социология
Размещена 04.07.2015. Последняя правка: 22.01.2016.

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТНЫХ

Козин Сергей Владимирович

-

Администрация Ремонтненского сельского поселения

Старший инспектор по вопросам культуры, физической культуры, спорта и работы с молодёжью

Кольцов Пётр Михайлович, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории, ФГБОУ ВПО «Калмыцкого государственного университета», доктор исторических наук


Аннотация:
Такое социальное явления в нашем обществе как безработица скрывает глубокую и серьёзную по своим последствиям проблему психологической и мировоззренческой перестройки человека, причём как на уровне социально-ценностных установок, так и на уровне повседневного поведения личности людей, по воле судьбы оказавшимися безработными.


Abstract:
This social phenomenon in our society as unemployment hides a deep and serious in its consequences the problem of psychological and ideological realignment of human rights, both at the level of socio-values, and at the level of everyday behavior of the people, by the will of fate found themselves unemployed.


Ключевые слова:
безработный; служба занятости.

Keywords:
unemployed; the employment service.


УДК 31 

Актуальность.

Значимость проблемы состоит в объективной необходимости общества в организации и развитии новейших подходов обеспечения занятости населения. Безработица опасна не только бедностью существенных слоёв населения, но и духовной, моральной, нравственной деградацией людей. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к утрате квалификации, утрате самоуважения, кризису нравственных устоев, а также к социальным и общественно-политическим беспорядкам. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе главнейших, первостепенных задач в каждой культурной стране. В этом направлении велись научные работы следующими авторами: Брусянина, М.С. (2010)[1],Звездинская А.В.(2013)[3], Климова О.С., Егорова А.Е.(2014)[4], Макарченкова М.Ю.(2014)[5],Чернышёва Н.И.(2014)[6].
В новейших финансовых и общественных обстоятельствах проблема занятости коснулась населения всех возрастных групп и профессий. По данным Росстата, на 1.01.2014 года численность безработных граждан в нашей стране составляла 4137,443 тыс. человек [2]. Макарченкова М.Ю. пишет, что безработица означает неспособность найти работу [5, с.1]. Безработица – это непростое общественно-финансовой феномен, при котором конкретная доля трудоспособного либо же экономически энергичной части населения никак не заняты, в изготовлении продуктов или услуг. В действующий финансовой жизни незанятые выступают в виде дисбаланса между спросом на рабочую силу и её предложением на рынке труда.

Более уязвимая категория населения в образовавшийся ситуации оказалась молодёжь, особенно в той её части, которая завершила обучение в учебном заведении, получила специальность и профессию, и расположена приступить к трудовой деятельности. Существенно поменялся за минувшие годы рейтинг популярных специальностей, начали возникать новейшие профессии, увеличиваются требования к квалификации, деловым качествам специалистов, принимаемых на работу. Чернышёва Н.И.пишет, что в сегодняшнем российском социуме безработица среди молодёжи также считается одной из государственных трудностей. И сопряжено это с тем, что молодёжь - это грядущее общества, а её трудовая работа представляется ключевым орудием для общественного снабжения разных категорий народонаселения [6, с.155].

Климова О.С., Егорова А.Е считают, что именно образование выступает одним из ключевых компонентов, позволяющих найти достойное место работы в нестабильных социально-экономических российских условиях [4, с.115].

Сфера ситуаций, в какие имеют все шансы угодить выпускники учебного заведения, существенно расширилась, и при этом возникла  неясность в их грядущем устройстве на работу. В связи с этим, наряду со специалистами среднего возраста с опытом работы, ежегодно число безработных пополняет незанятая молодёжь, чьи возможности устроиться на работу уменьшаются из-за неимения стажа и опыта работы.
Осуществляемые на сегодняшний день службой занятости мероприятия по социально-психологической помощи нетрудоустроенных (диагностике, коррекции, обучению безработных адаптивным знаниям, умениям, навыкам) представлены, в основном, частью социально-адаптационных программ, осуществляемых в рамках социально-психологической поддержки всех граждан, ищущих работу.
Результат значительного уровня занятости - одна из главных целей макроэкономической политической деятельности страны. Присутствие неполноценного существования ресурсов рабочей силы финансовая концепция фиксирует, не достигая предела собственных возможных способностей. Большой ущерб безработица наносит и активным увлечённым людям, лишая их возможности найти применение личным способностям в том роде деятельности, в котором индивид  способом наилучшим образом выразить себя. Утрата работы для многих людей значит, уменьшение жизненного уровня и причиняет эмоциональную травму. 
Звездинская А.В.считает, что система управления повышением конкурентоспособности молодёжи па рынке труда есть комплекс взаимозависимых и взаимовлияющих подсистем, призванных способствовать решению единой проблемы - обеспечению конституциональной справедливости юных граждан в трудовой деятельности и социальную защиту от отсутствия работы, а компаний - нужной рабочей силой [3, с.9].

Брусянина М.С. акцентирует внимание на том, что придание сфере образования значения «переговорной площадки» с интенсивной помощью со стороны страны и вовлечением прочих соучастников рыночных отношений даст возможность уменьшить молодёжную безработицу с помощью: формирования определённых направлений государственной поддержки молодёжи, содействующих последующему устройству на работу разных категорий молодёжи посредством формирования системы льгот для нанимателей; масштабных молодёжных проектов (как государственных, так и негосударственных) [1, с.24].

По этой причине привлечение системы образования в процессе трудоустройства как одну из ступеней социализации юных профессионалов даст возможность осуществить одну из целей образования как системы обеспечения рынка труда грамотными и нужными в своей отросли специалистами, то что, в свою очередь, станет содействовать наиболее целесообразному принятию решений субъектами рынка труда, а кроме того уменьшит степень  безработицы среди молодого поколения. 
Стоит добавить, что велика роль также таких показателей как взрослость, зрелость и уровень профессионализма безработного гражданина желающего работать.
Остановимся на этом более подробно. Возрастные часы — это внутренний временной график возрастного развития любого индивида, который позволяет судить о том, насколько человек опережает ключевые события в жизни (или отстает от них): обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и многое др.
Период взрослости — это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). С возрастом самооценка становится всё более дифференцированной. Взрослый человек может очень высоко оценивать одни свои качества, например свой интеллектуальный уровень, и очень низко другие — уровень межличностных взаимодействий или физических возможностей.
По существу, выбор профессии свидетельствует о социальной и нравственной зрелости личности. В выборе профессии выступают в своем оптимальном сочетании личные интересы и, общественные интересы, поскольку каждая профессия играет определенную роль в развитии народного хозяйства, науки, культуры.
Диагностика отношения к профессии - это психологическая задача, а формирование отношения к профессии - это преимущественно педагогическая проблема. Итак, профессиональная мотивация определяет успех их учения в образовательном учреждении. В структуре профессиональной мотивации решающее значение имеет отношение обучаемого к профессии. Удовлетворённость профессией - это динамический показатель в учебно-воспитательном процессе. С целью повышения уровня учебной деятельности необходимо формирование положительного отношения к профессии.
С целью проведения диагностики социальных проблем безработных граждан было проведено исследование в г. Волгодонске.

Методы исследования:
анкетирование, беседа, индивидуальный опрос.
Анкетирование позволило выявить ожидания безработных граждан.
Беседа (беседа-интервью) – максимально приемлемое в диагностике коммуникативное воздействие. Только лишь в случае пристального выслушать проблемы (выдуманные или настоящие), наблюдать за прoявлением эмoций и чувств (беспокойств, душевногo дискомфорта, страха), можно объективные факторы обратить в субъективные чувства, в межличностное общение, которое поможет расшифровать послания и реакции.
Беседа-интервью отличается от повседневных бесед. Oна имеет тему и преследует конкретную цель. Сoциальный специалист по психологии, как правило, планирует подобное собеседование, oпределяет предел и oграничивает её согласно времени. Любой диалог с клиентом в исследуемых группах основывается на анализе какой-то ведущей, определённой проблемы.
В следствии подобных бесед удаётся выяснить, что у всех членов исследуемой группы безработных присутствует определенный страх перед будущим, депрессивное состояние, нередко нарушается сон, утомляемость, эмоциональная неудовлетворенность, конфликтные ситуации с окружающими, с родными и близкими, нерешительности в себе.
Индивидуальный опрoс – даёт возможность глубже проанализировать трудности  нетрудоустроенного и обстоятельства их побуждающие.

Объектом проведённого исследования
были избраны люди, состоящие в центре занятости населения г. Волгодонска. Респонденты различались полом, возрастом и образованием и длительностью пребывания в статусе безработного. Для получения результатов было опрошено 50 человек, из них женщин- 31чел., мужчин- 19чел.

Место проведения
: центр занятости г. Волгодонска.

Цель исследования
: диагностика социальных проблем безработных.

Задачи исследования
: определить особенности реагирования на трудные жизненные ситуации, а именно ситуацию безработицы.

Сроки проведения
: июнь 2015г.

Методы анализа социологической информации
: элементарный статистический анализ.
Заранее испытуемым была предложена анкета, содержащая вопросы, затрагивающие возраста, пола, образования, и профессиональной деятельности. По результатам анкеты получены следующие ответы:
На вопрос об образовании 44% (22чел.) из всех ответили, что у них высшее образование, 35% (17чел.) - среднее специальное, и только 21% (11чел.) имели среднее образование. Обобщение и анализ результатов указывает на большой процент безработных имеющих высшее или среднее специальное образование, это значит имеющих специальность (квалификацию), но по каким-то причинам, не имеющим возможности трудоустроиться по специальности.

Таблица 1. – Ответы на вопрос: Что мешает Вам устроиться на работу?

Факторы

%

1

Не пользующаяся спросом профессия

51

2

Другое (маленькая заработная плата)

32

3

Отсутствие предприятий

9

4

Возраст

8

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
                                                                                                                             


 В результате беседы с каждым безработным удалось выяснить, почто 51% людей(25чел.) никак не могут трудоустроиться на работу по причине, не пользующейся спросом профессией, 32% (16чел) респондентов не могут устроиться в связи с низкой заработной платой, 9% (5чел) - в связи с неимением предприятий и только  лишь 8% (4чел) в связи с возрастом.

Таблица 2. – Ответы на вопрос Какие качества необходимы для эффективного трудоустройства?

Факторы

%

1

Целенаправленность

34

2

Коммуникабельность

20

3

Инициативность

19

4

Профессионализм

16

5

Мобильность

11

 

По суждению респондентов, важными качеством для трудоустройства считаются целеустремленность – 34% (17чел), далее, коммуникабельность – 20% (10чел), инициативность – 19 % (9чел), профессионализм – 16% (8чел) и на последнем месте мобильность – 11% (6чел). А подобное качество как «предприимчивость» не набрало ни одного процента.

Таблица 3. - Ориентация на установки «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат»

Установки

%

1

Альтруизм

74

2

Эгоизм

26

3

Процесс

62

4

Результат

38

 

Анализ результатов говорит о том, что для большинства респондентов нашей выборки присуще внушительные показатели, ориентированные на альтруизм 74 % (37чел), а также на процесс 62% (31чел). Они готовы в ущерб себе, заслуживая всяческого почтения, меньше размышлять над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная ориентация мешает их результативности. Это люди, о которых стоит позаботиться.

Таблица 4. - Ориентация на установки «Свобода-власть», «Труд - деньги»

Установки

%

1

Свобода

62

2

Власть

38

3

Труд

33

4

Деньги

67

 

Итоги показателей ориентированных на установки «свобода» - «власть», «труд» - «деньги» выявили, что ключевая доля нетрудоспособных располагает выраженную ориентацию на деньги – 67% (34чел), а также на свободу – 62% (31чел). Это говорит о том, что большая часть безработных стремиться к увеличению и улучшению собственного благосостояния и стараются оставаться самостоятельными от кого-либо или чего-либо.
Анализируя полученные данные можно сделать ряд следующие выводы по данному исследованию:
  • Ключевая часть безработных, не имея определенной цели, живёт одним днём, часто оглядываясь на своё прошлое, которое им кажется более привлекательным. Причина этому - низкая самооценка или неуверенность в своих силах, отсутствие стремления к достижениям и переменам и т.д., что может существенно воспрепятствовать независимому устройству на работу и превратить поиск работы в ощутимую эмоциональную проблему.
  • Согласно результатам анализа сoциально-психологических установок, производим  вывод, что большинство безработных на сегодняшний день имеют гармоничные ориентации, основная часть безработных ориентирована на деньги – 67%,  показатели ориентированности на альтруизм также высоки 74%.
  • Тестирование, нацеленное на выявление социально-психологического состояния безработного, продемонстрировало, что у большинства безработных граждан необходимые психологические показатели, которые являются гарантом успеха в поиске работы, такие как решительность, коммуникабельность и потребность в достижении, находятся на низком уровне.
Заключение
  1. - Таким образом, на основании полученных в ходе исследoвания результатoв диагнoстики и анализа особенностей социально-психологического состoяния безработных психологам Государственного учреждения ЦЗН города Волгодонска предлагается создать программу, которая будет содействовать формированию общительности и решительности, сформировать необходимость и убеждённость в достижении запланированной цели, помогать нетрудоустроенным гражданам справляться с негативными эмоциями, устранять признаки стрессового сoстояния, улучшать и совершенствовать психические особенности, такие как уверенность и смелость, а также поможет выбрать нужное направление в вопросе трудoустройства.
  2. - Прежде всего, нужно проводить больше дней открытых дверей, создавать программы которые помогут безработным быстрей найти новый работу, давать им в замет краткосрочные виды работ, что бы индивид не потерял своих профессиональных навыков, умений и понимал, что он нужен обществу, своей стране. В данном случае вели так же роль информационных ресурсов, порталов. Молодое поколение, как правило пользуется такими видами предоставляемых услуг в ЦЗН а вот более старшее поколение не всегда знает о таких новшествах в социальных государственных учреждениях своего города или посёлка. 
  3. - Не стоит забывать и о кадрах, которые работают в ЦЗН Профессиональным социальные работники должны проявите себя помощь гражданам в быстрейшие сроки найти желаемую работу. В данном случае социальные работники выступает социальным посредником между безработным гражданином РФ и потенциальным работодателем (учреждением, фирмой в котором данная организация заинтересованная как будущем специалисте.)  

Библиографический список:


1. Брусянина, М.С. Особенности молодёжной безработицы в России [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / М.С. Брусянина; [Место защиты: Том. гос. ун-т] — Томск,2010. — 27 с.
2. ГМЦ Росстата (Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики) Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/
3. Звездинская, А.В. Управление повышением конкурентоспособности безработной молодёжи в регионе) [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.В. Звездинская;[Место защиты: Воронеж. гос. ун-т] — Воронеж,2013. — 23 с.
4. Климова О.С., Егорова А.Е.Безработица в России и в мире: анализ основных тенденций.[Текст] // Общество: политика, экономика, право. — 2014. — № 1. — С. 112 — 116.
5. Макарченкова М.Ю. Безработица. Причины безработицы. Последствия безработицы.[Текст]// Потенциал современной науки. — 2014. — № 7. — С. 1 — 3.
6. Чернышёва Н.И.Пути решения проблемы молодёжной безработицы в современном обществе. [Текст] // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2014. — № 21. — С. 155 — 160.




Рецензии:

4.07.2015, 22:50 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Результаты проведенного социологического опроса ценны, тем более, что проводились в режиме интервьюирования. Печально, что не нашедшие работу страдают, лишь бы об этом знали работодатели. Но эти, берущие на работу, не очень вольны в действиях, они зависят от поведения "рынка". Если учесть, что до трансформации в России, в СССР обеспечение всех работой было весьма важной функцией власти, то нужно доходить до учета и ориентации в этом обстоятельстве. При опросе не мешало бы выяснять, а как образованные лица выбирали профессию, неужели они не интересовались с потребностью промышленности, хозяйства сферы услуг? Статья интересна новыми эмпирическими сведениями, но не теоретическим подходом к проблематике. Опубликовать можно, но с ожиданием скромных оценок.

15.07.2015, 13:35 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Сергей, внесите в статью фактор взрослости, зрелости и профессионализма. И у вас все получится! В данном виде я не рекомендую публикацию. Вы можете работу сделать намного лучше!

16.07.2015 14:14 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Игорь Николаевич! Данные факторы (взрослость, зрелости и профессионализм)были внесены в статью



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх