Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №23 (июль) 2015
Разделы: Педагогика, Образование
Размещена 14.07.2015. Последняя правка: 24.07.2015.
Просмотров - 4533

МОБИЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ

Потапчук Ольга Игоревна

кандидат педагогических наук

Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка

ассистент кафедры компьютерных технологий

Горбатюк Роман Михайлович, доктор педагогических наук, профессор


Аннотация:
В статье раскрываются особенности мобильного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов в области компьютерных технологий. Определены особенности смешанной формы обучения на основе мобильных информационно-коммуникационных технологий. Обосновано их функциональные возможности в образовательном процессе, в частности, модуля MLE-Moodle.


Abstract:
The article describes the features of mobile learning in the process of training future engineers-teachers in the field of computer technology. The features of a mixed form of education based mobile information and communication technologies. Justified their functionality in the education process, in particular, the module MLE-Moodle.


Ключевые слова:
мобильное обучение; профессиональная подготовка; инженеры-педагоги; мобильные информационно-коммуникационные технологии; модуль MLE-Moodle; образовательный процесс.

Keywords:
mobile learning; professional training; engineers-teachers; mobile information and communication technologies; Module MLE-Moodle; educational process.


Введение. Мобильное обучение является новой образовательной стратегией, на основе которой создается учебная среда, где студенты могут получить доступ к учебным материалам в любое время и в любом месте. Это делает процесс обучения всеобъемлющим и мотивирует студентов к непрерывному образованию и обучению в течение всей жизни.

Актуальность. Возможность учиться в любом месте и в любое время является общей тенденцией жизни человека в информационном обществе. Это обеспечивается с помощью технологий мобильного обучения – новых технологий обучения, основанных на интенсивном применении современных мобильных средств связи и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Современные мобильные средства (мобильные телефоны, смартфоны, электронные ридеры, планшеты, КПК, системы обратной связи и т.д.) имеют высокую функциональность и во многих случаях не уступают компьютерам средней мощности. Поэтому использование мобильных технологий открывает новые возможности для обучения, особенно для тех, кто живет изолированно или в отдаленных от образовательных центров местах, постоянно путешествует и сталкивается с трудностями относительно традиционного обучения. Мобильные технологии обучения тесно связаны с учебной мобильностью в том смысле, что студенты имеют возможность участвовать в образовательных мероприятиях без ограничений во времени и пространстве. Поэтому высшие учебные заведения Украины, ссылаясь на опыт ведущих зарубежных университетов, должны уделять значительное внимание использованию в учебном процессе инновационных технологий, в частности мобильных информационно-коммуникационных технологий (МИКТ) [5].
Цель статьи: определить еффективность мобильных информационно-коммуникационных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов.

Анализ последних исследований и публикаций. В литературе существует много толкований понятия «мобильное обучение», но общим для них является то, что при таком обучении соединение с кабельной сетью не обязательно. М-learning – это обучение с помощью мобильных устройств в любое удобное время и в любом месте, считает Д. Киско [9]. По мнению русского ученого В. Куклева мобильное обучение предусматривает наличие мобильных средств, независимо от времени и места, с использованием специального программного обеспечения на педагогической основе междисциплинарного и модульного подходов [1]. С позиции С. Семерикова «мобильное обучение может быть определено как подход к обучению, при котором на основе мобильных электронных устройств создается мобильная образовательная среда, в которую студенты могут использовать в качестве средства доступа к учебным материалам, содержащимся в Интернете, где и когда-либо»[4, с.119].
На основе проведенного анализа считаем, что мобильное обучение – это форма организации учебного процесса, основанная на применении средств мобильных ИКТ и беспроводной связи.  Учитывая различные трактовки понятия «мобильное обучение» мобильным можно называть обучение, когда студент имеет непрерывный доступ к образовательным ресурсам, может взаимодействовать с преподавателем и коллегами. Мобильное обучение также является разновидностью дистанционного обучения с использованием средств ИКТ.
Изложение основного материала. Использование средств МИКТ, вместе с беспроводными сетями, позволяет говорить о мобильном обучении. Благодаря этому есть возможность преподавать и учиться в любом месте за пределами учебной аудитории [2].
Выделим некоторые особенности мобильного обучения в образовании инженеров-педагогов в области КТ: 
– студенты готовы использовать мобильные устройства для обучения в тех случаях, когда они не могут воспользоваться книгой или компьютером;
– мобильное обучение предоставляет возможность студентам использовать свободные промежутки времени;
– мобильное обучение предоставляет возможность студентам осуществлять совместную онлайновую работу над проектом, мобильный блоггинг, персонализированное обучение, работу в группах, онлайновые исследования, равный доступ к обучению;
– мобильные приложения должны быть компактными и активизироваться с того места на котором была прервана работа;
– мобильные приложения должны быть доступны в сети Internet, а также быть синхронизированными с мобильными средствами обучения [5].
Уникальными свойствами мобильного обучения являются:
– применимость к одновременному взаимодействию преподавателя со студентами (группой студентов);
– возможность динамического генерирования учебного материала в зависимости от места нахождения студентов, контекста обучения и способа использования мобильных устройств;
– возможность выполнения отдельных дискретных во времени учебных действий студентов в любое время и в любом месте;
– возможность реализации смешанного обучения [4].
К основным преимуществам мобильного обучения можно отнести:
– возможность учиться в любом месте и в любое время;
– компактность мобильных устройств;
– непрерывный доступ к учебным материалам;
– повышенная интерактивность обучения;
– удобство применения услуг мобильного обучения;
– персонализация обучения [5].
Несмотря на выше упомянутые преимущества надо отметить, что к организационно-техническим недостаткам мобильного обучения можно отнести:
– фрагментацию обучения: обучение требует концентрации и размышлений, в то время как в процессе перемещения студенты находятся в ситуациях, которые могут отвлекать их внимание;
– отсутствие у студентов развитых навыков самоконтроля и самоуправления собственной познавательной деятельностью;
– небольшой размер экрана и трудности с доступом к сети Internet;
– высокая стоимость первоначальных вложений в организацию мобильного обучения [4].
Мобильное обучение реализует принципы открытого образования: гибкость, модульность, независимость от места и времени, использование современных ИКТ. Несмотря на это в мобильном обучении на первое место выходят такие дидактические принципы как мультимедийность, интерактивность, доступность. Понятие «мобильное» характеризирует две основные составляющие педагогического процесса – доступ к учебной информации и формы реализации учебной интеракции. Студенты имеют мгновенный доступ к учебным материалам и програмам, учебным ресурсам, можно решать задачи, общаться с преподавателем и т.д. Такая форма обучения осуществляется в информационно-образовательной среде, дидактическими свойствами которой являются высокая скорость создания, обработки и передачи информации, двусторонний характер коммуникаций, возможность работы с гипертекстом и мультимедиа, открытый доступ к информационным ресурсам.

Мобильное обучение является важной составляющей смешанного обучения (blended learning), которое в педагогических исследованиях рассматривается как обучение, сочетающее в себе традиционное обучение в аудитории (лекции, практические работы, семинары, консультации и др.) и инновационные формы обучения (интерактивные, видео лекции, компьютерно-ориентированные практические работы, вебинары, мобильные консультаций и т.д.) на основе современных ИКТ (рис. 1). Сегодня все чаще говорят об изменении форм организации обучения в направлении смешанного обучения [2].


Рис. 1. Схема смешанной формы обучения инженеров-педагогов в области КТ

Проанализируем, каким образом можно обеспечить реализацию смешанной формы обучения инженеров-педагогов в области КТ.
Мобильные информационно-коммуникационные технологии обучения тесно связаны с учебной мобильностью в том смысле, что студенты имеют возможность участвовать в образовательных мероприятиях без ограничений во времени и пространстве. В соответствии с потребностями субъектов обучения, которыми являются студенты, разрабатываются системы управления мобильным обучением (Mobile Learning Management System – MLMS). Из-за разнообразия мобильных устройств MLMS должны быть гибкими и автоматически приспосабливаться к устройствам, так как не все они одинаковы, поскольку оснащены различными экранами, процессорами, памятью и средствами ввода данных. MLMS является той стороной мобильного обучения, которую пользователь не видит, но постоянно использует. Использование в процессе обучения МLMS предоставляет возможность студентам получать контролируемый доступ к учебным материалам, а преподавателям – осуществлять управление процессом обучения и отслеживать его эффективность [5].
Использование системы управления мобильным обучением МLMS в профессиональной подготовке будущих инженеров-педагогов в области компьютерных технологий  должно обеспечивать:
– проведение учебно-административной работы: составление учебных групп, расписания занятий, формирование отчетов;
– контроль пройденного материала; оценка учебных достижений студентов;
– работу в асинхронном режиме с возможностью индивидуального подхода к каждому студенту;
– коллективную работу студентов и преподавателя (вебинар, конференция);
– поддержку электронной почты, форума, чата, видеоконференций, обмена файлами, сообщениями, совместного использования приложений, виртуальной аудитории;
– распределение участников учебного процесса по ролям: гость, студент, преподаватель, администратор;
– поддержку различных типов учебных материалов – электронных учебников, тестов, симуляций и лабораторных работ;
– поддержку различных аппаратных средств [3].
 
 Сейчас существует много мобильных систем поддержки обучения как коммерческих (Blackboard, Mobile ELDIT, Amadeus LMS Mobile и др.), так и свободно распространенных (Mobl21, MLE-Moodle, LearnCast, MoSync, Hot Lava Mobile (HLM), Mobile Learning Engine (MLE)) [6].
Общими характеристиками таких систем есть:
– системы и средства регистрации участников курса (регистрация, идентификация, авторизация);
– средства разработки учебных материалов и их повторного использования;
– средства доставки учебных материалов;
– набор инструментов для совместной работы преподавателя и студентов;
– мобильное программное педагогическое обеспечение [7].
Среди автоматизированных систем управления учебным процессом наибольшую популярность и широкое применение получила система Moodle с модулем мобильного обучения MLE-Moodle. Система электронного обучения на базе Moodle имеет модульную структуру, что позволяет разработчикам программ и ее пользователям интегрировать в нее различные модули. К основным типам модулей относятся: элементы курса, отчеты администратора, типы задач, средства аутентификации, блоки, форматы курсов, поля базы данных, фильтры для курсов, отчеты по оценкам, форматы экспорта и импорта оценок, типы вопросов в тестах, импорт и экспорт тестов, отчеты по тестах, архив файлов, типы ресурсов, а также модуль мобильного обучения (MLE) [5].
Поскольку упомянутая выше система является свободно распространяемой и наиболее популярной среди систем мобильного обучения, поэтому ее и избрано для реализации подготовки будущих инженеров-педагогов в области компьютерных технологий (КТ) с применением МИКТ на основе смешанной формы обучения.
Наше исследование направлено на определение эффективности использования системы MLE-Moodle в профессиональной подготовке инженеров-педагогов в области КТ. Учитывая это, рассмотрим функциональные возможности MLE-Moodle.  MLE-Мoodle – это свободно распространяемое программное средство для поддержки мобильного доступа к системе Moodle. Оно имеет удобный интерфейс и систему помощи, средства для поддержки всех этапов процесса обучения. Здесь поддерживаются все средства системы Moodle, а также функции Flashcard преподавателя и возможность создавать мобильные сообщества [3].
В состав MLE-Moodle входят такие составляющие: настройка администратора; блоки: регистрация, мобильная учебная среда (mle), мобильное хранилище (mobile_repository), активные мобильные пользователи (online_users_mobile); модули: флешкарточный тренинг (flashcardtrainer), учебные мобильные объекты (mlo), мобильные теги (mobiletags) [5].
Для интеграции этого программного средства в систему дистанционного обучения воспользуемся последней версией MLE-Moodle. В настоящее время MLE-Moodle не может использоваться в новых версиях системы Moodle 2.0 и выше, что существенно отличает ее от системы Moodle 1.x (прежде всего, встроенными средствами Web 2.0). Поэтому для использования программного средства MLE-Moodle нужно устанавливать версии Moodle, исходя из таких требований: веб-сервер Apache 2.2.х, система управления базами данных MySQL 5.х (Community Server), интерпретатор языка PHP 5.2.х. Для программного средства MLE-Moodle существенным является наличие функции fsockopen-PHP для обеспечения отправки SMS-сообщений.
Установить MLE-Moodle можно копированием содержимого каталога с установочного архива. Далее необходимо войти в систему Moodle под именем администратора и выбрать раздел «Notifications» («Сообщения»), по которому настраивается база данных. В результате, в разделе «Модули» появится группа MLE (рис. 2).

                                                                

                                                        Рис. 2. Структура модулей MLE-Moodle

Последние два пункта в группе MLE предназначены для получения сведений о настройке и тестированию программного средства MLE-Moodle на мобильных аппаратных средствах (профили: Standard, Big screen, Device with touchscreen, iPhone, iPod Touch).
Существует два способа доступа к системе обучения MLE с помощью мобильного устройства:
– с помощью специального приложения для мобильных устройств (нужно скачать специальную программу и установить ее на конкретной модели мобильного устройства);
– с помощью браузера мобильного устройства (нужно ввести электронный адрес системы обучения в строку браузера мобильного устройства).
Таким образом, используя оба способа, получим доступ к системе электронного обучения с помощью мобильного устройства (рис. 3 а, б).

 

 

a)

б)

Рис. 3.  Доступ к системе электронного обучения с помощью мобильного устройства

Главным недостатком модуля MLE есть отсутствие на официальном сайте программного средства MLE-Moodle какой-нибудь другой локализации этого модуля, кроме английской. Поэтому, перевод программного средства осуществляется самостоятельно.

Перевод программного средства можно сделать с помощью стандартных средств системы Moodle. Для этого нужно воспользоваться услугой главного меню: Язык интерфейса – Редактирование, и перевести содержание таких файлов: mle.php; block_mle.php; block_mobile_repository.php; block_online_users_mobile.php; flashcardtrainer.php; mlo.php; mobiletags.php.

Наличие доступа к учебным курсам с помощью мобильных устройств в профессиональной подготовке будущих инженеров-педагогов в области КТ позволяет:

– преподавателю: осуществлять оперативный контроль за состоянием учебных материалов курса, следить за учебной деятельностью студентов, в том числе по отчетам о выполнении индивидуальных задач, задач к лабораторным работам, прохождением тематического тестирования и тому подобное;

– студенту: просматривать учебные материалы, в частности видео-лекции, читать новости курса, получать уведомления от преподавателя, общаться с одногруппниками и т.д. [6, с. 217].

Выводы. Проведенный анализ МИКТ показал, что с расширением функциональности мобильных средств (мобильные телефоны, смартфоны, электронные ридеры, планшеты, КПК, системы обратной связи и т.д.) все больше возможностей появляется для их широкого применения в качестве технических средств обучения, что в свою очередь, открывает новые перспективы электронного обучения, как неотъемлемого элемента учебного процесса в образовательных учреждениях Украины.

Требования современного информационного общества к глобализации знаний, своевременного доступа каждого человека к информационным источникам, к информатизации учебного процесса, создают предпосылки для внедрения мобильного обучения, в частности модуля MLE-Moodle. Переход к активным формам обучения в высшей школе требует от студентов глубоких знаний и умений персонификации в Internet сети, ориентировке на страницах веб-сайтов, в применении мобильных информационно-коммуникационных технологий.

Библиографический список:

1. Куклев, В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании : автореф. дис … д-ра пед. Наук : 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования / Куклев Валерий Александрович ; Ульяновский государственный технический университет. – Ульяновск, 2010. – 46 с. 2. Лубіна, Є.М. Мобільне навчання у дидактиці вищої школи / Є.М. Лубіна // Вісник Львів УН-ТУ. – Вип. 25. Ч. 2. – Львів : 2009. – С. 61–66. 3. Рашевська, Н. В. Програмні засоби мобільного навчання [Електронний ресурс] / Рашевська Наталя Василівна // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2011. – № 1 (21). – Режим доступу до журналу : http://journal.iitta.gov.ua 4. Семеріков, С. О. Фундаменталізація навчання інформатичних дисциплін у вищій школі : [монографія] / Науковий редактор академік АПН України, д.пед.н., проф. М.І. Жалдак. – К. : НПУ ім. М.П. Драгоманова, 2009. – 340 с. 5. Триус, Ю. В. Організаційні й технічні аспекти використання систем мобільного навчання // Ю. В. Триус, В. М. Франчук, Н. П. Франчук / Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія 2. Комп’ютерно-орієнтовані системи навчання : Зб. наук. праць. / Педрада. – К. : НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2011. – №12(19). – С. 53–62. 6. Триус, Ю. В. Система електронного навчання ВНЗ на базі MOODLE : Методичний посібник / Ю. В. Триус, І. В. Герасименко, В. М. Франчук // За ред. Ю. В. Триуса. – Черкаси. – 2012 – 220 с. 7. Georgieva, E. A Comparison Analysis of Mobile Learning Systems / Evgeniya Georgieva // International Conference on Computer Systems and Technologies – CompSysTech. – 2006. – P. 6–17. 8. M-Learning and Mobility [ Електронний ресурс ]. – Режим доступу : http://www.educause.edu/ELI/LearningTechnologies/MLearningandMobility/12397?page_id=12397&bhcp=1. 9. Questions That Will Help Revamp Your Mobile Learning Strategies [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.k12mobilelearning.com/2010/12/6-questions-to-help-revamp-your-mobile-learning-strategies




Рецензии:

14.07.2015, 8:24 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Статья актуальная, материал изложен логично, структура прозрачная и понятная. Возможность прикладного использования материала повышает ценность представленной статьи. Рекомендуется к печати.

16.07.2015 13:13 Ответ на рецензию автора Потапчук Ольга Игоревна:
Искренне благодарна за положительную рецензию!

14.07.2015, 9:43 Москвин Владимир Владимирович
Рецензия: Уважаемый автор! 1. Особенности чего-либо обосновываться не могут, они могут только освещаться (т.е. об особенностях, например, лопаты можно только рассказывать, но не обосновывать их), поэтому фразу "...обосновывается особенности применения..." рекомендую изменить 2. Во избежание грамматических, синтаксических, пунктуационный и стилистических ошибок рекомендую статью вычитать еще раз. Ошибки вроде "...на основе которой в вузах должно создаваться учебная среда..." недопустимы, правильно - "ВУЗах". 3. "входят такие типы составляющих:" - пропущено вводное слово. Статья в таком виде к публикации не рекомендуется.
16.07.2015 13:13 Ответ на рецензию автора Потапчук Ольга Игоревна:
Искренне благодарна Вам за рецензии! Замечания и предложения приняты во внимание и исправлено.

14.07.2015, 10:14 Якимович Татьяна Дмитриевна
Рецензия: Необходимо устранить ошибки компьютерного перевода (наприимер, вильнопоширюваного. В конце статьи и в выводах необходимо излагать авторскую позицию, а не цитаты (например, ....[6]). Рекомендуется конкретизировать особенности в профессиональной подготовке именно инженеров-педагогов. В цел статья актуальная и после доработки рекомендуется к публикации.
16.07.2015 13:13 Ответ на рецензию автора Потапчук Ольга Игоревна:
Искренне благодарна Вам за рецензию! Замечания и предложения приняты во внимание и исправлено.

14.07.2015, 21:51 Куличенко Александр Иванович
Рецензия: В статье рассматривается актуальная тема - возможность применения мобильного обучения в процессе подготовки к профессиональной деятельности будущих инженеров-педагогов. Раскрываются возможности реализации смешанной формы обучения и важность применения мобильных информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки инженеров-педагогов в области КТ. Установлено и обоснованно функциональные возможности и направления реализации МИКТ, и в частности модуля мобильного обучения MLE-Moodle в профессиональный подготовке инженеров-педагогов. Применение МИКТ в комплексе с смешанной формой обучения обеспечит возможность улучшить восприятие, осмысление и запоминание учебной информации, осуществить дифференцированный подход к студентам и положительно влиять на их мотивацию к обучению. В конце статьи в выводах необходимо излагать авторскую позицию, а не цитаты. После доработки рекомендуется к публикации.
16.07.2015 13:13 Ответ на рецензию автора Потапчук Ольга Игоревна:
Искренне благодарна Вам за рецензию! Замечания и предложения приняты во внимание и исправлено.

15.07.2015, 9:01 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: 1) Автору рекомендуется привести в соответствии тему, аннотацию, содержание и выводы. Например: в теме - "...технологии", в аннотации - "Применение МИКТ ... обеспечит возможность улучшить восприятие, осмысление и запоминание" (ожидаем увидеть это в выводах), в выводах - "Для формирования готовности (- в теме этого нет, в аннотации нет, откуда здесь?) к профессиональной деятельности у будущих инженеров-педагогов в области компьютерных технологий, нужно определить организационно-педагогические условия " (в заключение ставим задачу???". 2) Рис. 2 и рис.3 нечитаемы, необходимо либо снять их (заменив подробным описанием), либо заменить. И т.д. В представленном виде статья не рекомендуется к публикации. Автору рекомендуется также ознакомить научного руководителя со статьей. 19072015 - Автор игнорирует наиболее существенные рекомендации. Статья НЕ рекомендуется к публикации в разделе ОБРАЗОВАНИЕ.
16.07.2015 14:14 Ответ на рецензию автора Потапчук Ольга Игоревна:
Спасибо за рецензию. Недостатки статьи исправлены, а изображение представлено в более крупном размере.

17.07.2015, 14:04 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Автор игнорирует наиболее существенные рекомендации. Статья НЕ рекомендуется к публикации в разделе ОБРАЗОВАНИЕ.
24.07.2015 17:17 Ответ на рецензию автора Потапчук Ольга Игоревна:
Статья заново доработана и ее недостатки исправлены.

27.07.2015, 14:52 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "МОБИЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ" НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации в разделе ОБРАЗОВАНИЕ: 1) Автором не аргументирована новизна именно для теории или методологии образования. 2) Автором не представлено ни одной опорной теории (концепции, подхода - научно обоснованных), а не декларируемой или просто обсуждаемой. 3) В статье, несмотря на несколько рецензий и рекомендаций, не откорректированы грамматические и лексические ошибки. 4) Автором не выделено ни одного заявленного научно обоснованного аргумента (найденного именно автором), наглядно и однозначно показывающего совершенствование функции образования (а не обучения). Результат представлен просто как один (из множества возможных технических, а не образовательных усовершенствований) частный модуль, а логика "от частного к общему" не доведена до аргументированного авторскими научными результатами вывода. Редакция рецензии от 05 августа, содержит мнение отдельного рецензента.
03.08.2015 16:16 Ответ на рецензию автора Потапчук Ольга Игоревна:
Уважаемая Галина Валентиновна! Позвольте ответить Вам на последнюю рецензию. Указанные недостатки с которыми мы согласны были исправлены. В связи с ограничением объема статьи, невозможно раскрыть все особенности применения мобильных информационно-коммуникационных технологий, в частности MLE-модуля, который еще не внедрьон в ВУЗах Украины в профессиональной подготовке будущих инженеров-педагогов. Указанный модуль предлагается для реализации смешанной формы обучения, поэтому это не является техническим решением, а именно подходом к профессиональной подготовке будущих специалистов. В статье раскрыты возможности МИКТ и краткие инструкции частного модуля. Что касается рисунков – то MLE-модуль существует только на английском языке (в представленних материалах сказано об его английской локализации). Ми благодарни за такой большой интерес и внимание к затронутой теме в материалах нашей статьи.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх