Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №23 (июль) 2015
Разделы: Религиоведение, Философия
Размещена 30.07.2015. Последняя правка: 29.07.2015.

Исследование вопроса танатогенезиса в контексте библейской танатологии: танатокреационизм во свете теокосмогонии

Селецкий Сергей Георгиевич

Докторант, соискатель Ph.D

Христианский гуманитарно-экономический открытый университет (Одесса)

Преподаватель

Павлюк Пётр Аркадьевич – ректор Гуманитарной теологической Академии при ХГЭУ, доктор теологических наук, доктор служения, профессор, академик.


Аннотация:
В настоящей статье поднимается, весьма насущная, богословско-философская проблема исследования вопроса генезиса смерти в контексте (религиозной) библейской танатологии.


Abstract:
In the article rises, rather essential, theological and philosophical problem of research of the question of genesis of death in a context (religious) of Biblical thanatology.


Ключевые слова:
смерть; теории происхождения смерти; библейская танатология

Keywords:
death; theories of the origin of death; Biblical thanatology


УДК 2-21:[128:2-172.2:236.1(236.4+236.6)]«2015»(07)

Введение

Откуда появилась смерть? Поиск ответа на этот глобальный богословско-философский вопрос, был актуален для представителей всех слоёв общества и просто завораживал мыслителей, как нашего времени, так и прошлого. Сама же тайна смерти, до сих пор, стоит непреодолимым барьером перед любопытным сознанием умирающего человечества. Как заглянуть по ту сторону жизни? К каким свидетельствам более прислушаться? Религия, философия, мистика, история или медицина, а может быть практика «возвращенцев» с того света? Чьё именно свидетельство может стать «базовой кромкой» в богословском исследовании вопроса генезиса смерти?

Всё выше сказанное позволяет прояснить основную цель исследования, которое идёт путём предметного самоопределения систематической библейской танатологии, как новой дисциплины в богословии и влечет за собой попытку исследования Библейских текстов на предмет определения вопроса танатогенезиса, рассматривая танатокреационизм во свете теокосмогонии.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

Обосновать Библию, как объект исследования и надёжный источник информации о феномене смерти;

Анализ древнейших исторических источников о происхождении смерти;

Анализ современных богословских теорий о происхождении смерти;

Герменевтический анализ библейских текстов имеющих отношение к танатогенезису;

Рассмотреть принципы библейских аналогий связанных с танатогенезисом;

Разработать и предложить определенную богословско-философскую (герменевтическую), методологию, чтобы извлекать из Писания и систематизировать те доктрины которые связаны со смертью, согласно литературных аналогии: «Тьма» - «Смерть», «Свет» - «Жизнь».

Доступные нам литературные источники говорят о том, что взгляд по этому вопросу издревле пытались выразить разные христианские течения. Правда этот взгляд многим современным ученым-теологам представляется узким, устаревшим, догматичным, не способным понять категории смерти, сознания и личности с учетом новых знаний о мироздании и чувственного опыта новых поколений [12, с.103]. В связи с этим, в своей последней книге «Встречая смерть», Дерек Принс писал, что «любая религия, которая не даёт исчерпывающего ответа о смерти, не может восполнить самые глубокие нужды человечества» [15, с.77].

Рассуждая по этому вопросу нужно констатировать тот факт, что единственным источником, из которого мы по праву можем черпать необходимую для нас информацию, является только Библия. Поэтому (пытаясь абстрагироваться от церковных узкоденоминационных воззрений), мы всё же, попытаемся пролить немного света на вопрос происхождения смерти. Ибо Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38), а Он «ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3:7).

Изложение материала. О танатогенезисе (от греч. Thanatos, - смерть и др.-евр. Genesis, – теории описывающей происхождение, возникновение), - размышляют, говорят, спорят и пишут с незапамятных времён, а конкретнее от создания мира.

Рассматривая историю вопроса, мы можем столкнуться с гипотезой о том, что якобы одним из самых древних мифов о происхождении смерти является древнеиранский космогонический сюжет о противостоянии благого бога Ахура Мазды и духа зла Ангхро Майнью, прародителя смерти [11, с.328], известный, как предполагают, ещё с 6-7 века до Н.Э. Повествование гласит, что в начале во Вселенной не было ни Земли, ни Солнца, ни планет, ни звезд. Было только бесконечное время – зерван акарана. В нем пребывали благой бог Ахура-Мазда и Дух Зла Ангхро Майнью – прародитель лжи, грехов и пороков [16, с.79]. В качестве сотворца, но уже со знаком минус, Ангхро Майнью принимает участие в парадоксальном креативном процессе, где для разрушения благих творений, он создает свои. Одним из таких созданий Духа Тьмы и является смерть, персонифицированная Асто Видоту, дэвом смерти, осквернения и тления [8, с.272] - пишет Чунакова О.М. в «Зороастрийских текстах».

Есть большая вероятность, что впоследствии эти представления и оказали сильнейшее воздействие на религиозную ментальность, устную традицию, мифологию, интерпретации предсмертных видений людей переживших «околосмертный» опыт, и конечно же на последующее иудео-христианское богословское понимание сущности смерти, как первого века, так и частично, нашего времени.

Но весьма уместно будет заметить, что подобные представления в корне противоречат монотеистическому библейскому учению, ибо Бог-Творец только один, и нет иного (Ис.45:5). Сатана (с евр. «са-тан» - противник, неприятель; с греч. «диаблос» - диавол, клеветник), никак не равен Богу, так как он всего лишь сотворённое, низвергнутое с горы Божией, ангельское существо (херувим) (Иез.28:16-18; 2Пет.2:4; Иуд.1:6; Иов.4:18).

В настоящее же время существует ряд богословских точек зрения на этот глобальный метафизический вопрос.

Вот, первая точка зрения. Она гласит: - Бог творец смерти, так же, как и творец жизни! То есть, здесь представлена идея танатокреационизма (от др.-греч. «Thanatos», - смерть и лат. «creatio», - творение) - теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой смерть создана Творцом- Богом, утверждённая на принципе теодетерминизма (от греч. «Theos», - Бог и лат. «determinare» - ограничивать, определять) – учение о том, что все происходящее в мире сотворено и предопределено Богом. В основе этой точки зрения лежит библейское утверждение: «Все [весь, целый] чрез Него [Бога] начало быть [становиться; рождаться; происходить, совершаться; наступать, приходить], и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3), или «Всё было сотворено Им, ничто не сотворено без Него» (WBTC).

Вторая точка зрения. Это предположение, гласит: - Бог смерти не творил! Здесь представлена идея танатоинкреационизма (от др.-греч. «Thanatos», - смерть, от лат. «in» - не, и лат. «creatio», - творение) - теологическая концепция, согласно которой смерть не была создана Творцом-Богом, утверждённая на принципе антропологическо-этического детерминизма (от лат. «determinare» - определять) - учение о том, что смерть пришла в мир согласно выбора (определения) человеческой воли (т.е. во всём виновен согрешивший Адам), в основе которого лежит библейское утверждение из неканонической книги Премудростей Соломона: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем. 1:13-14), а так же на том, что «последний же враг истребится – смерть» (1Кор.15:26).

Третья точка зрения. Она говорит, как бы обобщая два предыдущих мнения, о том, что: - Смерть вошла в мир не по воле Божьей, а по Его допущению! Тут представлена идея потенциального (от лат. «potentia» - сила, возможность) танатокреационизма, утверждённая на принципе теотанатоиндетерминизма (от греч. «Theos», - Бог, др.-греч. «Thanatos», - смерть, лат. «in» - не, и лат. «determinare» - ограничивать, определять) – учение о том, что смерть не была предопределена Богом (но допущена), в основе которого лежат богословские труды Отцов Церкви и тематическое исследование Писания. Иоанн Златоуст, писал: «… вначале Бог сотворил человека не для того, чтобы он погиб, но чтобы шествовал к нетлению, так что и тогда, когда Он допустил смерть, допустил ее с тою мыслию, чтобы ты вразумлялся этим наказанием и, сделавшись лучшим, мог опять достигать бессмертия. Такова была воля и мысль Божия издревле, и от начала, и с таким определением Он создал первого человека; …» [7, с.82].

В этой статье будет рассмотрено только первое предположение основанное на идее танатокреационизма во свете теокосмогонии (учение о сотворении Богом мира и вселенной).

Пастор Абрамов А.И. в книге «Время умирать», объясняет: «Чтобы понять природу смерти, для начала нужно более внимательно присмотреться к жизни как таковой. Жизнь, несомненно, была создана Господом в полном соответствии с Его планами. <…> Но была ли смерть сотворена Господом по такому же сценарию? Прямого ответа на этот вопрос Священное Писание не дает, оставляя определенный простор для толкований и размышлений» [1, с.4].

Известный богослов в области религиозной танатологии Джекоб Ньюзнер, как бы отвечая на вопрос Абрамова, представляя еврейскую интерпретацию первой главы книги Бытия, пишет: «В Торе, принадлежавшей р. Меиру, люди прочли: «...и вот, хорошо весьма» (Быт 1:31) [означает]: «...и вот, смерть хороша». [Здесь обыгрывается похожее написание слов «весьма» (M'WD) и «смерть» (-MWI) [14, с.39].

Далее, цитируя Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин 90b-91a, Джекоб Ньюзнер, обобщает: «Логика иудейского подхода здесь очевидна: Владыка жизни – так же и Владыка смерти; давший жизнь однажды, может дать её второй раз. Смерть сама может умереть» [14, с.55-56].

В пользу настоящего мнения есть ряд описанных Библией аргументов, которые мы и попытаемся рассмотреть. Начнём с того, что Моисей, руководимый Богом, составил книгу Бытия по древним документам, существующим в его время, но кто был автором «Гимна творения» (Быт.1:1; 2:3) достоверно не известно. «Написан же он был, по всей вероятности, гораздо раньше, возможно Авраамом, Ноем, Енохом или даж

е Адамом» [4, с.66-67], как получившим откровение от Самого Бога. В этом древне-историческом документе мы читаем, что в «начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Слово «сотворил» (евр. бара) используется исключительно для описания действий только Бога. Это значит, что в определённый момент «Бог создал материю и субстанцию, которых до этого не существовало» [2, с.6] и соответственно, «повесил землю ни на чем» (Иов.26:7). «Глагол “баре” можно понимать, как “высвободится”, “вырваться наружу”. “Баре” употребляется в Библии всего три раза: сотворение мира, сотворение жизни и сотворение человека» [9].

Материя. Ап. Петр, открывая Божественную тайну мироздания и описывая состав этой изначальной материи, объясняет, что «вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2Пет.3:5), хотя другой перевод, гласит, что «небо и земля существовали издавна. Земля создана из воды и существует благодаря воде по велению Божьему» (WBTC). Так же в переводах на украинском языке, мы читаем весьма определённо, что «небо було напочатку, а земля із води та водою складена словом Божим» (UKR, UNT, SNT/ 1-2, KULISH, НЗ-пер. Заокский). Дословный перевод с греческого: «небеса были издавна и земля из воды и через воду состоящая Бога словом» (GNT_TR; GRKWH 2Pe.3:5). Т.е. из этого текста, можно предположить, что небеса были сотворены отдельно и уже существовали к тому моменту, как была сотворена Земля из воды и водою. О каких именно небесах пишет Ап.Пётр, нам предстоит ещё разобраться.

Небо. Тут надо подчеркнуть, что Библия даёт нам многогранное описание такого понятия, как «небо». Во-первых, это то, что было неотъемлемой частью творения именно Земли, т.е. воздух или атмосфера - евр. «ракиа» – твердь, некая оболочка, облицовка, разделяющая кромка, «шатёр или купол» [9] (Быт.1:6-8; Мтв.16:2; Лук.4:25; 11:16 и др.). Во-вторых, это звёздное небо, космос или вселенная - евр. «шамайим», происходит от местоимения “шам”, означающее “там” во множественном числе и обозначает место, которое находится вне пределов досягаемости или мир ангельский [9] (Быт.1:1; 1:16-18; 3Цар.8:27; Мат.24:29; Евр.11:12). В-третьих, это «Третье небо» – Престол Божий – греч. «уранос» - небо в общем; с греч. «парадейсос» - рай; с греч. «тронос» - седалище, трон, престол, место пребывания Бога (2Кор.12:2,4; Ис.66:1; Деян.7:49).

Так как Писание, открывает нам, что Бог обитает в неприступном свете (1Тим.6:16) и Престол Божий утвержден искони [всегда, очень давно] (Пс.92:2), мы можем предположить, что именно космос или «шамайим» и есть то, так сказать, «второе» небо с его всем строем творений небесных (RBSOT Быт.2:1). Сотворён же космос был, как мы и предполагали, в начале (Быт.1:1), но прежде Земли, ибо «Бог утвердил основания ее, и положил краеугольный камень ее, уже при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии [обитатели неба] восклицали от радости» (Иов 38:6-7). Теперь пришло время основательно присмотреться именно к Земле.

Земля – евр. «арец» – это, то, что вырезано, или предусмотрено для жизни. В переводе Торы, книга (Брейшит.1:2), мы читаем, что «земное было невообразимым хаосом и тьма покрывала бездну». В Прем.Сол.11:18, мы узнаём о всемогущей руке Божьей «создавшей мир из необразного вещества».

Именно, поэтому Уильям Келли в своих комментариях, подчёркивает, что небеса не находились в таком неустроенном и хаотическом состоянии, а земля почему-то находилась. «Что касается вопросов, - как, когда и почему так было? - то об этом умалчивается» [10].

«Почему о небе больше ничего не говорится? Небо сразу сотворено совершенным. Небо – неведомая для человека область. Человеку дана земля, поэтому повествование ведётся далее только о земле» [9] - комментирует в своей статье Игорь Орловский.

Подобное представление вполне согласуется с описанием «первоначального» хаотичного состояния Земли, которая «была [евр. «hай-яh» -стала, выразилась; быть, существовать, становиться, случаться, происходить; с греч. «ин» - была] безвидна [евр. «тohу» - бесформенна; означает состояние предельной неустроенности, хаоса и в эмоциональном плане означает недоумение, связанное с печалью, скорбью [9]; с греч. «аоратос» - невидима, незрима; незаметна (2Кор.4:18)] и пуста [евр. «bohу» - незаполненное пространство вселенной; выражение скорби, выражение отрицательного состояния земли; состояние полнейшего неустройства, в котором есть некое начало, отправная точка для устройства, обустройства земли. Бог в состояние первичного хаоса закладывает некое начало [9]; с греч. «акатаскэуастос» – неустроенна], и тьма [евр. «хошэх» – темнота, тьма, мрак, сумерки; «явление, мощь, отрицательная тормозящая сила» [9]; с греч. «скотос» - темнота, мрак; смертная тень, смерть, царство тьмы] над [евр. «аль-пней» – по лицу; против, противоборство; с греч. «эпано» - сверху, выше; прежде, ранее; больше] бездною [евр. «тehoм» - бездонная; безмерная о воде; «означает некое кипящее, рвущееся куда-то состояние материи. На состояние «теhом» наложена некая сила тьмы -«хошэх», которая сдерживает процесс развития. Тьма - «хошэх» противодействует состоянию «теhом»» [9]; с греч. «Ависсос» - бездонный; непостижимый, неисповедимый; бездна], и Дух Божий [евр. «руах Элогим» – Дух Божий; Ветер от Бога; с греч. «Пневма» - веяние, порыв; дыхание, дух, жизнь; звук, глас: Бога] носился [евр. «мерахефет» - витать (парить), заботиться, передавать энергию. «Слово употребляется по отношению к птице, высиживающей яйца. <…> Этот процесс ведут два творческих начала – свет и тьма. Тьма – сдерживающее начало, Свет – развивающее начало» [9]; деятельное, заботливое, любовное участие; преобразование, переустройство; с греч. «эпифэро» - приносить, доставлять; пускать в ход; нестись] над водою [евр. «hа-маим» – воды (мн.ч.); «состояние, которое введено уже в определённые рамки (рамки физических законов), в некие определённые пределы» [9]; с греч. «гидор» - вода]» (Быт.1:2).

Проведя морфологический анализ употребляемых слов, рассматриваемого нами, 2 ст. 1 главы Бытие, используя как Синодальный перевод, так и Танах с LXX, мы приходим к выводу, что у нас есть разночтения и как минимум два варианта повествования о состоянии Земли.

Первый смысловой, приближённый к еврейскому, вариант: «Земля же стала [печально] бесформенна и неустроенна, и тьма [смерть] по лицу бездны [вод] и Дух Божий [с заботой] парил над водами».

Здесь нужно заметить, что разночтения в переводе слова «hай-яh»: - «стала» и «была», может говорить о том, что Земля ранее какого-то момента не была такой хаотичной и мёртвой, как описывает стих 2-й. Следовательно, аналогии «тьма» - «смерть» и лингвистический оборот «смерть по лицу бездны вод» вполне вероятно может описывать мёртвое и безжизненное состояние Земли, после катастрофы согласно «теории восстановления, так же известной как теории большого промежутка или белого пятна» [5, с.42], как предполагают: Бокмелдер И.Я. [3, с.28], Зауэр Э., Беттекс Б.Ф., Хюне Ф. [6, с.23, 187] и др. К тому же эмоциональная отрицательная окраска употреблённых на иврите словосочетаний подтверждает это предположение.

Второй смысловой, приближённый к греческому, вариант: «Земля же была незаметна и неустроенна, и смерть [тьма]сверху бездны и веяние жизни Бога носилось над водою».

Здесь, опять таки, можно увидеть аналогию «тьма» - «смерть» и описание изначального инертного состояния материи до того, как она была наполнена жизнью за шесть дней (Исх.20:11). Противостояние же смерти и жизни в творческом акте Бога, явно прослеживается.

Была ли Земля изначально сотворена, или восстановлена после катастрофы – мы достоверно не знаем, потому как этот вопрос облечён Славой Божественной тайны (Прит.25:2).

Свет и Тьма. Затем Бог сказал: «да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил [евр. Ьа-дhaл - разъединил часть от целого, «хорошее» от плохого…] Бог свет от тьмы» (Быт.1:3-4). Библия повествует нам о множестве свойств и параметров такого Божественного явления, как свет.

«Свет»: Физический (евр. – «ор»; греч. – «фос»), - лучистая энергия (оптическое фотонное или электромагнитное излучение со скоростью в вакууме = 299 792 458 м/с. (Быт.1:15; 1:18 и др.)), делающая окружающий нас мир видимым (2Кор.4:18); Духовный - Божественное озарение (2Кор.4:6; Еф.5:8; 1Петр.2:9; Ин.8:12, 12:46 и др.); Информационно-истинный, «Который просвещает всякого человека» (Иоан.1:9 и др.). Так же мы находим много интересного о тьме и её свойствах.

«Тьма»: Физическая (евр. – «хошех»; греч. – «скотос»), – отсутствие видимого света (Быт.1:15; 1:18; Быт.8:22; Быт.15:17; Втор.4:1; Пс.138:11-12; Матф.27:45; Мар.15:33; Лук.23:44 и др.); Духовная – противоборствующая свету, густая, осязаемая тьма, мрак, горе (Исх.10:21-22; Ис.8:22; Втор.28:29; Иов.3:5; 10:22; 22:11; 30:26; Ис.5:30; 60:2; Ам.5:18,20; Матф.6:23; Лук.11:35; Иоан.1:5; Еф.5:8 и др.); Информационная – дезориентация в жизни и духовном мире, отсутствие духовного и физического зрения (Прит.4:19; Еккл.5:16; Ис.59:9; Мих.3:6; Иоан.12:35; Деян.13:11; 1Иоан.2:8;2:11 и др.).

Тут усматривается важный для нас момент, что «тьма» не названа «хорошей» и не была поглощена «светом» (который был «хорош» – Быт.1:4) полностью, а только отделена для дальнейшего хронологического и биофизического гармоничного устройства Земли и вселенной (Быт.1:18; 2:1-6; 8:22; Иер 31:35), с последующим Божьим заключением о таком устройстве - «хорошо весьма» (Быт.1:31). Но этот мир, как мы знаем из Библии, не будет существовать долго, к определённому времени он просто уступит место "новому небу и новой земле" (Откр 21:1), и тогда исчезнут такие явления, как день и ночь, и такие светила, как солнце и луна.

Мы читаем об этом событии, так: «Ангел, <…> клялся Живущим во веки веков [Единым имеющим бессмертие (1Тим.6:16)], Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет (перевод: «Не будет больше задержки» (WBTC) или «Отсрочки больше не будет!» (NT-SL), по Роджерсу, здесь не правомочен – прем. автора ); но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна

Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Отк.10:5-7).

И «седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [стало, родилось, совершилось, наступило] царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков [вечно, неопределённо долгий период времени]» (Откр.11:15).

Далее мы находим описание свойств Царства Господа: «Ибо тленному [подверженному порче и разрушению] сему надлежит облечься [надевать, входить, брать на себя] в нетление [бессмертие, неиспорченность], и смертному [подвластному смерти] сему облечься в бессмертие» (1Кор.15:53).

«Смерти не будет уже [наступила эра бессмертия]; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее [состояние подвластное «смертности» и злу] прошло» (Откр.21:4). Так же, пророческое подтверждение: «Поглощена [истреблена, уничтожена] будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис. 25:8), и далее: «И ночи [тьмы, мрака] не будет там, и не будут иметь нужды ни в [искусственном или дневном освещении:] светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает [озаряет] их; и будут царствовать во веки веков» (Откр.22:5).

Время. Как видим, цикл (промежуток) земного времени от сотворения до конца света – с греч. «хронос», закончился - его уже нет. Земля став Новой, вошла в состояние «без начала и конца», т.е. вечность – с греч. «эонион». Новый Завет представляет «хронос», как "нынешний век", "век сей", "время сие", "мир сей", "настоящий век", а «эонион», как "грядущие века", "будущий век", "тот век", "Царство Божие", "совершенство мира", "новое небо и новая земля" (Мф 12:32; 13:22,39,49; 24:3; 28:20; Мк 4:19; 10:30; Лк18:30; 16:8; 20:34,35; Рим 12:2; 1Кор 1:20; 2:6,8; 3:18; 2Кор 4:4; Гал 1:4; Еф 1:21; 2:2,7; 1Тим 6:17; 2Тим 4:10; Тит 2:12; Евр 6:5; 9:26).

Так же, в описании изначального этапа сотворения Земли, по первой главе книги Бытие, не усматривается полное отсутствие тьмы, смерти и «хроноса» в любом виде, как мы видим их полное отсутствие в описании, приведенных выше, событий грядущих времён в книге Откровения и сопутствующих пророчествах. Наблюдение библейской картины перехода этих «тварных» (Откр.4:11) состояний, приводит нас к выводу, что условия существования времени, как «хроноса», это и есть отношения «света» и «тьмы».

Следовательно, если свет делает окружающий нас мир видимым, «ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:18), то всё, что временно – тленно. Повеление же Божье: «Да будет свет» (Быт.1:3), делающий видимым всё [сотворённые физические объекты], вводит потенциал тленности (подверженности смерти) для всего, но основной функцией «света», всё же, есть Жизнь, ибо у Него источник жизни; во свете Его мы видим свет (Пс.35:10).

Хотелось бы подчеркнуть важность библейских эсхатологических аспектов связанных с образно-лингвистическими аналогиями «света» и «тьмы», «жизни» и «смерти» в изучаемых нами текстах.

Опираясь на библейские теодетерминистические утверждения, что Господь сотворил все, и все по Его воле существует и сотворено (Откр.4:11), а так же все чрез Него [Бога] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоан.1:4), мы вполне можем обосновать любые аналогии Писания, говорящие о том, что «Свет», это «Жизнь» а «тьма», это «смерть».

То есть, можно предположить, что слово – «В начале» (Быт.1:1), повеление - «Да будет свет» (Быт.1:3) и констатация факта - «день один» (Быт.1:5) [в любых интерпретациях и теориях, это всё равно промежуток (отрезок) времени], описывают инициализацию Богом механизма времени (хроноса), как формы протекания бытия всех сотворённых физических объектов с возможностью их потенциального изменения (т.е. с разъединённым активным хорошим потенциалом «жизни» и инертным плохим потенциалом «тленности» и «смерти»), протекающего в направлении от начала сотворения (Быт.1:1) (для нас из прошлого), через настоящее в будущее, со свойством прекращения цикла своего существования [т.е. смертью] с моментом наступления вечности.

Следовательно, вполне обосновано можно предположить, что если «время» - творение Бога, то «тьма», как и «свет», так же есть - творение Бога (Быт 1:2; Иов 26:10; Пс 103:20).

У Исаии мы читаем: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир [потенциальную жизнь: здоровье, безопасность, благоденствие] и произвожу бедствия [потенциальную смерть: беда, зло, пагуба]; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45:7). Мы даже можем встретить поэтический антропоморфизм: «Благословите, свет и тьма, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан.3:70). То есть, если наша литературная аналогия, что «Свет», это «Жизнь», а «Тьма» это «Смерть» истинна, то соответственно «Смерть» - есть творение Бога!

Выводы:

Итак, рассмотрев общую картину данного исследования, мы можем констатировать тот факт, что современное изучение феномена смерти, противоречиво и не до конца исследовано в богословском ракурсе и именно исследования в области систематической библейской танатологии могут пролить свет на эту великую тайну.

Во-первых, мы приходим к выводу, что есть большая вероятность того, что иранский космогонический дуализм вполне мог оказать влияние на религиозную ментальность, устную традицию, мифологию, интерпретации предсмертных видений, и конечно же на последующее иудео-христианское богословское понимание сущности смерти.

Во-вторых, весьма уместно будет предостеречь, что иранский космогонический дуализм в корне противоречит монотеистическому библейскому учению о сотворении (Ис.45:5) и библейскому учению об ангелах (Иез.28:16-18; 2Пет.2:4; Иуд.1:6; Иов.4:18).

В-третьих, существует три самые известные богословские точки зрения на глобальный метафизический вопрос танатогенезиса. Первая точка зрения: - Бог творец смерти, так же, как и творец жизни! (Иоан.1:3). Вторая точка зрения: - Бог смерти не творил! (Прем. Сол. 1:13-14; 1Кор.15:26). Третья точка зрения: - Смерть вошла в мир не по воле Божьей, а по Его допущению! (Богословские труды Отцов Церкви и тематическое исследование Писания).

В-четвёртых, исследование текстов Писания привело нас к предположению, что изначально Богом был создан космос, а затем из воды и водою Земля с атмосферой. Описание хаотичного состояния Земли говорит о пассивно-мёртвом состоянии материи, или последствии неведомой нам катастрофы.

В-пятых, если свет делает окружающий нас мир видимым (2Кор.4:18), а всё, что временно – тленно, то повеление Божье: «Да будет свет» (Быт.1:3), вводит потенциал тленности (подверженности смерти) для всего, но основной функцией «света», всё же, есть Жизнь (Пс.35:10).

В-шестых, эсхатологические аспекты связанные с образно-лингвистическими аналогиями Писания, говорят о том, что «Свет», это «Жизнь» а «тьма», это «смерть».

В-седьмых, можно предположить, что слово – «В начале» (Быт.1:1), повеление - «Да будет свет» (Быт.1:3) и констатация факта - «день один» (Быт.1:5), описывают инициализацию Богом механизма времени (хроноса), как формы протекания бытия всех сотворённых физических объектов с возможностью их потенциального изменения (т.е. с разъединённым активным хорошим потенциалом «жизни» и инертным плохим потенциалом «тленности» и «смерти»), протекающего в направлении от начала сотворения (Быт.1:1), через настоящее в будущее, со свойством прекращения цикла своего существования [т.е. смертью] с моментом наступления вечности.

В-восьмых, вполне обосновано можно предположить, что если «время» - творение Бога, то «тьма», как и «свет», так же есть - творение Бога (Быт 1:2; Иов 26:10; Пс 103:20). То есть, если наша литературная аналогия, что «Свет», это «Жизнь», а «Тьма» это «Смерть» истинна, то соответственно «Смерть» - есть творение Бога!

В-девятых, смерть как явление-состояние уже изначально присутствовала в во вселенной. Человек, имел бессмертие, пока имел общение (связь) с Богом, а потенциальная смертность всегда была рядом, на самом видном месте – в центре сада Божия. После того, как Адам вкусил запретный плод (Быт.3:6) от древа Познания «добра и зла», что есть образ внутреннего Закона совести и разума (Быт.2:17; 3:4-5; 3:22; Рим.4:15; 5:13-15; Тит.1:15), произошло существенное духовно-генетическое изменение сущности не только его самого и Евы (Быт.2:20), но и всего их последующего потомства (Рим.5:12). Из состояния «вечности», «света» и «жизни», т.е. святости, они перешли в состояние «тленности», «тьмы» и «смерти», т.е. греховности.

В-десятых, можно прийти к выводу, что Бог сотворил смерть, или точнее сказать смертность (тленность), как составляющую устройства вселенной, которая в последствии была применена, как проклятие-наказание для тех кто не исполняет заповеди Его, и с этим наказанием всё человечество вынуждено смириться, ибо «возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23).

Следовательно, как в начале, были прокляты те, кто не смогли соблюсти заповеди Божией и согрешили, оказавшись «вне» сада, потеряв, тем самым, истинное счастье и возможность пребывания в Эдеме (первом месте общения Бога с человеками - скинии) и право на древо жизни, так в конце будут «блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Отк.22:14-15).

«А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все» (1Кор.15:24-27).

Библиографический список:

1. Абрамов А. И.«Время умирать» [Текст] / А.Абрамов. - Издательство «Шандал», 2001. – 80с.
2. Библия с комментариями. Полноценная жизнь [Текст] // 2 изд., “Life Publishers International”, USA.: 2004. – 2090с.
3. Бокмелдер И. Я., Толкователь Библии, [Текст] / И. Бокмелдер. - Ист Орендж, 1921. – 388с.
4. Геллей, Генри. Библейский справочник [Текст] / Г. Геллей. - СПб. : Христианское о-во "Библия для всех", 1996. – 861с.
5. Джеймс Е.Смит. Пятикнижие [Текст] / Пер. с англ. – М.: Духовная Академия Апостола Павла; Н. Новгород: «Агапе», 2009. – 480с.
6. Зауэр, Э. На заре искупления мира: Ветхозаветная история откровения [Текст] / Э. Зауэр. - Korntal, West-Germany: Свет на Востоке, 1990. – 215с.
7. Златоуст. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского., т. 1.3 [Текст] / [Составление: Л.А. Голодецкого и С.П. Свистуна]. - СПб.: Издание С.-Пб. Духовной Академии, 1987. – 1466с.
8. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестани меноги храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты [Текст] / Издание подготовлено О. М. Чунаковой. - М.: "Восточная литература" РАН, 1997. – 352с.
9. Игорь Орловский. Прочтение начала Библии на иврите. (Конспект лекций) [Электронный ресурс] // Веб-сайт: Проза.ру; Режим доступа: http://www.proza.ru/2012/01/15/1549 (Дата обращения: 07.07.2015) – название с экрана
10. Келли, Уильям. Комментарии к книге Бытие [Электронный ресурс] / У. Келли ; пер. О. Дробко. - К.: CD-изд-во "Свет на Востоке", 2003. — 1 электрон. опт. Диск (CD-ROM): цветной; 12 см. - (Электронная библиотека Цитата из Библии 4.5.4», 2003). — Систем.требования: Pentium-266 ; 32 Mb RАМ; CD-ROM Windows 98/2000/NT/XP. — Название с титул. экрана
11. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами [Текст] / Д. Кемпбел. - К.: "София Ltd.", 1997. – 336с.
12. Лаврин А.П. Что такое смерть? Жизнь после смерти, или прав ли доктор Моуди? [Текст] // Сельченок К.В. Психология смерти и умирания. Издательство: Харвест. 1998. – 507с.
13. Ньюзнер Джекоб. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях [Текст] / Д. Ньюзнер. – М.: ББИ им. Св.Андрея, 2003. – 128с.
14. Принс Дерек. «Встречая смерть», Издательство «Дерек Принс министрис», 2006. – 149с.
15. Рак И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм) [Текст] / И. Рак. - СПб. – Москва: Журнал «Нева» – «Летний Сад», 1998. – 560с.




Рецензии:

30.07.2015, 14:30 Кучуков Магомед Мусаевич
Рецензия: Рецензируемая статья отвечает, как по содержанию так и по форме, к предъявляемым требованиям к подобным материалам. Статью отличает выдержанная логика, подобраны интересные ссылки из первоисточников, адекватный стиль изложения. Статья рекомендуется к публикации.

30.07.2015 18:18 Ответ на рецензию автора Селецкий Сергей Георгиевич:
Сердечно благодарю за объективность.

8.09.2015, 15:21 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Лишний раз убедился, что Ph.D крайне отличается от работ ВАК РФ и Украины. Молодца! Так держать дальше, только большая просьба изменить название, я бы даже не погружался в текст, если бы автоматически у меня не приходили письма. Название только отталкивает. А то получается работа написана по содержанию на доктора философии, а Заглавие составлено по типу замудренного никому уже не понятного и не интересного ВАК РФ! Переделать название и отправить новую редакцию на повторное рецензирование!



Комментарии пользователей:

8.09.2015, 23:45 Селецкий Сергей Георгиевич
Отзыв: Благодарю! Но статья уже опубликована. А название изменим... Это название одного из разделов из большой работы - систематическая библейская танатология


15.11.2015, 21:23 Колмаков Николай Анатольевич
Отзыв: есть несколько подходов к текстам: внешне- буквенный, научный, атеистический, и, наконец, с позиции Духа Истины, Утешителя. Последнее- т.е. то, тот язык- объект, на котором вся Библия, от Книги Бытия до Откровения, читается едино цело и на одном языке, теперь уже метаязыке. По теме. Прежде чем только касаться этой или подобных тем, нужно освоить тот самый первый- смысловой, сущностный- язык, на котором была наговорена Книга Бытия. Прежде всего, вы должны, мы должны унифицировать понятие вид. Так вот, понятие "человек" во 2 главе Кн. Бытия- это понятие вида, а не особи! да еще единственной особи! И тогда "человек" это ряд поколений. И в этом значении нет смерти "человеку", но есть смерть особи в данном поколении. Но и это не все! В Кн. Бытия не говориться о смерти- в моем экземпляре- но сказано: и не будешь жить вечно. Т.е. как вид закончишься. Анализируем: если до этого как вид "человек"- "человек" жил вечно, то что стало причиной "не будешь жить вечно"? На даже подсказывают на каком поколении это произошло- по имени- до этого не было имен Адам. Ну, а теперь сами сложите пасьянс: Адам- растительноядный вид, т.е. согласно своего вида не мог кого- то убить,- как и откуда Каин узнал об убийстве- и, внимание,0 именно с этого момента мы и должны говорить о понятии "смерть"... Увы, более ничего не могу сказать: (Библия) Евангелия суть Учитель наш- я не учитель- Учитель же у нас один- и всякий понявший (тексты) становится Человеком сотворенным- со-творенным (со) Богом. Именно переход этой границы отличает, отделяет человека созданного от начала Человека сотворенного. Каждый- один и сам


Оставить комментарий


 
 

Вверх