Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 28.08.2015. Последняя правка: 30.09.2015.

Защита интеллектуальной собственности

Игнатьева Татьяна Александровна

-

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

студентка

Александрова А.И., кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики


Аннотация:
Данная статья посвящена анализу трех видов контрафактной продукции.


Abstract:
This article analyzes three kinds of counterfeit products.


Ключевые слова:
контрафакт; подделка; серый импорт; имитаторы

Keywords:
counterfeit; fake; grey import; simulators


УДК: 343.533.62

Как общеизвестно, контрафактная продукция содержит в себе абсолютно разные составляющие — подделки, серый импорт и имитаторы, — они опираются на разные логики финансовой необходимости и социальной легитимации. Важно проанализировать эти три составные части контрафактного бизнеса в Российской Федерации с точки зрения состава участников, стимулов и ограничений их бизнес-деятельности.

Существует две формы нелегальной продукции. Во-первых, это незаконное использование товарных знаков, т.е. «заимствование» чужих брендов. И во-вторых, нарушение авторских прав с точки зрения незаконного тиражирования книг, программного обеспечения, аудио- и видеозаписей. Мы углубимся в первое значение контрафакта. И будем работать, прежде всего, с определением того, что подделки — это товар, на который незаконно нанесли тот или иной товарный знак. Может изменяться цена (как низкая, так и высокая), качество (как плохое, так и хорошее), производитель, но непоколебимым остается факт незаконного использования товарного знака, который принадлежит тому или иному правообладателю.

Безусловно, что подделки чаще всего можно найти на рынках массовых товаров, где собрано большое количество различных брендов и, затеряться среди них не составляет труда. Подделывать товар имеет в том случаи, когда он уже завоевал рынок и на слуху у людей, поэтому больше всего от «нападок» контрафакта страдают именно те товары, которые пользуются популярностью.

Индикаторами контрафакта является место, качество и цена реализации. Чаще всего, сетевые или «фирменные» магазины контрафактом не торгуют. У контрафактов имеются свои точки сбыта: рынки, Интернет - магазины, торговля на улице, небольшие магазины, киоски, ярмарки, аптеки и магазины, которые не входят в состав сетей и расположены на окраинах.

Существует мнение, что чаще всего контрафактную продукцию можно купить либо в провинциальных городах, либо на окраинах, так как «чем меньше город, тем меньше у населения покупательная способность, тем больше у людей склонность покупать дешевые товары» [6]. Но на самом деле это не так.  Есть те подделки, которые в большей степени можно купить только в столице, а какие-то только в отдаленных регионах. С одной стороны, это позволяет максимизировать оборот контрафакта, с другой, минимизирует риск того, что подделка будет обнаружена. Но чаще всего, самым основным критерием, который формирует географию контрафактной продукции, является то, насколько близко расположено контрафактное производство. Иными словами, производитель всегда старается уменьшить транспортные затраты на доставку своего товара до потребителя.

На данный момент именно цена служит главным подтверждением (или опровержением) того, что перед тобой находится продукция-оригинал. Но, тем не менее, встречаются и поддели с высоким качеством, у которых цена, сопоставима с оригиналом. Бывают случаи, когда даже продавцы контрафакта не догадываются о том, что продают подделку. Поэтому даже нет смысла говорить о том, что покупатель в таких случая всегда остается обманутым.

Цены на подделку и оригинал будут одинаковы и в том случае, если при продаже использует такую тактику, как «миксование», т.е. перемешивание этих товаров на рынке. Чаще всего для маскировки закупают небольшую партию оригинальной продукции, затем ее реализовывают, а далее благодаря документам на оригинальную продукцию выводят в торговую сеть контрафактный товар [2].

Для менеджера, который обязан бороться с контрафактом, главным индикатором должна быть низкие цены, ведь низкие они потому что производитель контрафактной продукции не тратится на рекламу, не платит налоги, не проходит сертификацию.

Между тем важно, что контрафактная продукция наносит вред не только производителю, но и покупателю. Чем дешевле подделка, тем больше вероятность того, что она нанесет вред здоровью покупателя.

Условно, угрозы можно разделить на прямые и косвенные. Прямая угроза, которая связана с использованием вредных для организма человека веществ (например, радиоактивные вещества) на практике встречается достаточно редко. Так как от того, насколько велик вред здоровью будет зависеть то, какое наказание понесет производитель контрафакта. Решение суда будет максимально строгим, если контрафакт угрожает здоровью покупателей. Степень безопасности подделки для здоровья потребителя, конечно же, субъективно влияет на мнение со стороны полиции, судей и покупателей.

Косвенная угроза проявляется в том, что вред здоровью наносится самим фактом отклонения от норм качества. Например, пока покупатель носит поддельную ортопедическую обувь, которая не несет прямой угрозы здоровью, состояние болезни может принять необратимый характер. В большей части, косвенную угрозу здоровью потребителя несут поддельные медикаменты. Так как угроза здоровью — это почти гарант справедливого приговора судей, как следствие, такой товар производят и продают лишь те, кто не предвидит встречу с правосудием либо из-за  краткосрочного  пребывания на рынке (одноразовый выпуск), либо из-за  сложности процесса расследования (как пример, из-за территориальной удаленности производителя). В итоге на такое рисковое производство идут зарубежные производители контрафактной продукции. Найти и наказать китайского изготовителя труднее, чем отечественного, что повышает вероятность угрозы здоровью со стороны импортной подделки.[1]

С контрафактной продукцией борются правоохранительные органы, зачастую используя материалы, которые собираются самими фирмами. Но у правообладателей есть и свои собственные способы защиты от подделок.

Во-первых, технологическая защита, которая проявляется за счет упаковки и других внешних атрибутов оригинала. Бывает, что упаковку изменяют с некоторой периодичностью, чтобы максимально затруднить производство контрафакта и облегчить экспертизу.

Во-вторых, ценовая защита. Важно, что защита оригинала бывает посредством как высокой, так и низкой цены, но благодаря разным механизмам. Более низкая цена делает высоко прибыльным производство поддельной продукции только в достаточно крупных объемах, что означает высокий риск быть раскрытым. Однако, бороться с подделками используя метод ценовой конкуренции — достаточно нелегкое дело, так как даже официальный производитель готов уступить и пойти на уменьшение прибыли, то у него все равно  имеются расходы на рекламу, сбыт, налоги и пр. Исходя из этой ситуации, производитель контрафактной продукции владеет некоторым неоспоримым преимуществом.

Чаще всего, конечно производители пытаются обезопасить продукцию с помощью высокой цены, но  это, конечно же, связано с тем, что приходится тратиться на уникальную упаковку, редкие ингредиенты, полиграфию высокого качества. Эти самые действия заставляют производителей контрафакта увеличивать свои расходы на  производство подделки. А это значит, что подделка очень дорогого товара — это либо явные отличия от оригинала, либо существенные затраты контрафактщика. Но и тот и другой вариант являются достаточно неоднозначными, так как первому варианту угрожает факт быстрого разоблачения, а во втором случае снижается прибыль. При этом  ценовая конкуренция возможна далеко не во всех ситуациях. Например, диски с пиратскими фильмами выходят до показа фильма в кинотеатрах, а легальные — уже после. В этом случае цена не играет никакой роли, игра идет на опережение.

В-третьих, маркирование продукции. Правда этот способ  помогает только тогда, когда пока марка новая или скрытая. На рынке алкоголя и табачной продукции вводятся современные электронные системы, которые считывают дополнительные обозначения на упаковке. Производители табачной продукции не исключают ввод такой системы не для всего рынка, а в рамках одной конкретной компании для внутреннего контроля.

Теперь перейдем к такому виду контрафактной продукции как серый импорт.

Серый, или параллельный, импорт — это не санкционированные правообладателями поставки оригинальной (т.е. неподдельной) продукции в ту или иную страну. Сленговое название — «серяк»[6].

Известно, что серым импортом злоупотребляют как мелкие торговые точки, так и крупные компании, более того, были замечены даже благотворительные фонды.

Нет гарантии, что серый импорт не используют и сами уполномоченные дилеры в качестве «факультативной» части основной деятельности. Как правило, купить товар непосредственно у правообладателя серый импортер не может, потому что поставки товара регламентируются и ограничиваются рамками контрактных обязательств с официальными поставщиками. В теории эта схема может дать сбой только тогда, когда присутствует коррупция на уровне отдела сбыта, но на практике это маловероятно и практически невозможно. Но это не мешает купить товар на следующем его шаге всей «реализационной цепочки»: товар можно приобрести у официального дистрибьютора. Разумеются, что они знают (или догадываются), что оптовые закупщики их продукции — это всего лишь начало цепочки, отстраиваемой серыми импортерами. Но их привлекает рост собственного оборота и достаточно низкий риск разоблачения, так как распутать цепочки серого импорта, с большим участием «прокладочных» фирм, практически нереально.

Главная возможность серых экспортеров — это возможность поставлять товар по ценам ниже, чем это делают уполномоченные агенты. Наибольший интерес для серых импортеров представляет закупка товаров:

  • с заканчивающимся сроком годности, т.к. близкий исход срока годности заставляет официальных дилеров любыми способами избавиться от товара, и чаще всего на «подмогу» приходят именно серые импортеры;
  • на открытых рынках, так как на них оптовые закупки представляют обыденную практику и нисколько не настораживают продавцов, более того, цены на открытых рынках относительно низкие;
  • в странах с более низкими ценами, так как межстрановая разница цен в силу недостаточной синхронизации ценовой политики правообладателей делает выгодной преобретение товара в одной стране и его продажа в другой.
  • в ходе промоакций, которые предлагают скидки на цены, ведь закупки на условиях сезонных распродаж и разного рода скидочных акций выгодны по определению [4].

Но серый импорт относительно дешев не только по этим причинам. Одним из важнейших факторов является процесс его растаможивания. Тут обычно работают две схемы: во-первых, можно исказить товарные коды, то есть «прикрываться» другим товаров, а во-вторых,  можно преуменьшить количество идущего груза. Важно отметить тот факт, что здесь нет факта коррупции таможни, это связано с тем, что весь груз, который идет из-за границы просто физически невозможно досмотреть и проверить. Зная этот небольшой нюанс, работа серых импортеров процветает и более того, дает определённые конкурентные преимущества перед официальным производителем. Это связано с тем, что официальные дистрибьюторы завозят в страну товар легально, платят все таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость.

Естественно есть предположение того, что серый импорт достаточно тяжело реализовать на рынке, поскольку, он не предназначен для Российской Федерации и такая продукция имеет свою специфику. Наиболее частый и знакомый всем пример — это иностранный язык на упаковке и товаре, т.е. отсутствие русскоязычного перевода. У алкоголя, например, может не быть акцизной марки. Кроме того, такой товар может выбиваться из ассортимента, который представлен на нашем рынке, следовательно, он не имеет рекламы и узнаваемости у горожан.

С одной стороны, кажется, что выше изложенные проблемы должны мешать сбыту серой продукции, но на российском рынке все с точность наоборот. Исходя из менталитета российских граждан и их убежденности в том, что русская продукция заведомо уступает в качестве иностранной, получается так, что иностранная упаковка и ранее невиданный товар на рынке заставляют покупателя приобретать именно этот товар, полагая, что он намного качественнее и лучше российского.

Если говорить о рекламе и об ее поддержке, то тут не стоит забывать, что реклама продвигает именно бренд,  а не отдельную продукцию. Поэтому покупатель, прежде всего, покупает знакомый бренд, потому что считает его элитным и уверен в его отличном качестве.

Но это не говорит о том, что нельзя защититься от серого импорта. Существуют следующие меры по его сдерживанию:

Во-первых, по некоторым товаром правообладатели устанавливают для России достаточно низкие цены. Это связано с двумя факторами. Первый, и, наверное, основной фактор заключается в том, что у россиян относительно невысокие доходы по сравнению с европейцами, а с другой стороны, российский рынок сбыта - достаточно привлекательный для иностранцев, поэтому чтобы завоевать его, многие производители делают в России цены ниже, чем в европейских странах. Но такие относительно невысокие цены подвластны только официальным дилерам, которые целенаправленно работают с российским рынком. Серые импортеры не могут устанавливать на товары гибкие цены, поэтому остаются в невыигрышной ситуации в таких условиях. Например, борьба с курением в Европе заставила табачные компании активизироваться и осваивать российский рынок, что проявлялось в льготных ценах на табачную продукцию  в Российской Федерации по сравнению с европейским рынком. Этот ценовой перепад защищает от серого импорта российский табачный рынок лучше любых правоохранительных действий. Но стоит только начать расти ценам на российском табачном рынке, то тут же потоки серого импорта будут поставляться  в Россию.

Страны, где на рынке еще более низкие цены являются потенциальными или вполне реальными плацдармами для поставщиков серого импорта в РФ. Например, максимальная цена на сигареты «Кент» в обычных магазинах 39 руб., тогда как в Украине — около 27 руб., что дает возможность контрафактщикам хорошо зарабатывать [3].

Во-вторых, правообладатели стараются оптимизировать график скидок и рекламных кампаний между странами, и кроме того, наладить строжайший учет продаж на внутреннем рынке, для того, чтобы любая крупная закупка сразу же привлекала внимание.

В-третьих, правообладатели могут бороться с серым импортом благодаря обыкновенным техническим средствам, то есть использовать специальные упаковки, флаконы, дизайны для России. Например, два популярных бренда стали производить упаковку для электрических батареек, импортируемых в Россию, которая отличается от тех, что используются во всем мире.

В-четвертых, сами официальные дистрибьюторы могут выходить на серых импортеров, иными словами, фактически они самостоятельно проводят расследования. После этого у них есть три варианта на выбор:

  • передать дело в полицию;
  • использовать собственные силы и средства для того, чтобы искоренить деятельность серых импортеров при помощи криминальных структур;
  • предложить взаимовыгодное сотрудничество на легальной основе.

В-пятых, государство ведет активную борьбу с серым импортом. Лицом этой борьбы является Федеральная таможенная служба (далее — ФТС). Задержав партию серого импорта, таможня информирует правообладателя, и тот может стать инициатором возбуждения административного или даже уголовного дела против серого импортера. Но долгое время это использовалось только для товарных знаков, которые были внесены в реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС, и, честно говоря, это был достаточно маленький список. И только в 2008 г. таможня начала использовать список Роспатента, что говорило о том, что произошло резкое расширение области борьбы с серым импортом. Практически все товарные знаки, реализуемые в России, оказались вовлечены в эту схему. Важно, что таможня получила право возбуждать дела по собственной инициативе, не дожидаясь заявления со стороны правообладателя. Суды все чаще признавали за серым импортом противоправное действие, что делало труд таможенников не напрасным, а бизнес серых импортеров более рискованным [3].

Третье, и последнее, проявление контрафакта — имитация известного бренда под видом самостоятельного товарного знака. Другими словами, производится товар, который внешним видом, своими свойствами и названием очень похож на известный бренд, что очень часто вводит в заблуждение многих покупателей. Например, вместо «Gucci» —  «Guuchi».

Использованием популярности чужого бренда занимаются не только незнакомые производители, но и деловые партнеры. Бывает, что они пытаются доказать в суде, что имеют право на известный товарный знак.

Логическим итогом таких ситуаций является ликвидация имитирующего известный бренд товарного знака. Решение это чаще всего проходит через все тяготы судебных разбирательств, реже, через внесудебные увещевания.

Все составляющие контрафакта можно собрать в следующую таблицу:

Таблица 1. Составляющие контрафакта

Практика

Подделка

Серый импорт (экспорт)

Имитаторы

Нанесение на продукцию чужого товарного знака

+

-

-

Импорт (экспорт) оригинального товара без ведома правообладателя

-

+

-

Продукция с собственным товарным знаком, но очень похожим на товарный бренд

-

-

+

Законодательно определение контрафакта

+

-

+

Определение контрафакта правообладателями

+

+

+

 

Опираясь на все выше изложенное, можно прийти к тому, что побороть контрафакт практически не представляется возможным, но, нужно учитывать и тот факт, что это и не нужно нашей экономике. Рынок, который будет свободен от контрафакта, во-первых, обойдется очень дорого нашей стране, а во-вторых, лишит покупателей возможности приобретать дешевый товар, а это может привести к пагубным для экономики последствиям. Поэтому в современных экономических условиях будет наиболее разумно не разоблачать контрафактных производителей, а исследовать данное явление [5].

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, контрафактная продукция не однородна. При этом у органов власти, правообладателей и покупателей есть собственные версии того, что такое контрафакт, откуда он появляется и какого отношения заслуживает.

Во-вторых, в наиболее полной версии контрафакт заключает в себя подделки или, как вариант, нарушение авторских прав, «серый» импорт (несанкционированный правообладателем ввоз оригинальной продукции) и имитаторы (товары, схожие до степени смешения). В этом проявляется позиция правообладателей. И хотя закон по-прежнему отстаивает более узкое понимание контрафакта, исключая из него «серый» импорт, правообладатели находят возможности установить диалог с отдельными ведомствами, привлекая их к борьбе с несанкционированным импортом оригинальных товаров.

В-третьих, зная о том, что контрафакт разнообразен, меры борьбы с ним должны быть разделены по трем составляющим. Но важно понимать то, что уменьшение контрафакта лишь в небольшой степени регламентируется мерами, которые имеют узкую антиконтрафактную направленность. Важную роль играют достаточно отдаленные от этой темы экономические процессы, такие как общая экономическая ситуация, соотношение доходов граждан и цен на продукцию в этой стране, так как продажа контрафактной продукции существует в рамках настоящих экономических взаимоотношений с легальными предприятиями. Сюда относится не только использование легальных торговых площадей для продажи контрафактного товара, но также и легальных производственных компаний для ее производства продукции. Например, кризисное состояние отечественной легкой промышленности толкает предприятия на поиски заказов на стороне, соглашаясь на копирование чужих моделей. Конечно, можно предположить о недостаточном правосознании, но лучше не ждать его от предприятия, которое переживает не самые лучшие времена. В итоге, решение проблемы контрафактной продукции не стоит сводить к эффективности жестких мер. Более верным будет широкий социально-экономический контекст его изучения [7].

Библиографический список:

1. Беккер Г. Преступление и наказание: экономический подход // Истоки. Вып. 4. М., 2000. С. 28–90.
2. Близнец И., Завидов Б., Хохлов И. Анализ изменений к закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»// ИС. 2004. № 9.
3. Зубко И., Шмелева Е. Черная метка от пиратов//Российская газета. 2004. № 71.
4. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М.: Норма, 2006. Гл. 11, 12, 18.
5. Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 307.
6. Рязанцева И.Б. Криминализация сферы оборота лекарственных средств // Теневая экономика 2007: Научный ежегодник / сост. Ю.В. Латов; под общ. ред. Л.М. Тимофеева. М.: РГГУ, 2007. С. 217–218.
7. Юсуфов А. Борьба с правонарушениями в сфере ИС: проблемы формирования правоприменительной практики//ИС. 2004. № 12.




Рецензии:

28.08.2015, 18:07 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему. Ее содержание раскрывает суть проблемы. читается с интересом и может быть опубликована. Есть одно НО! Аннотация не раскрывает содержание статьи. Она формальная. я бы посоветовал ее немного конкретизировать...

4.08.2016, 8:21 Климук Владимир Владимирович
Рецензия: Уважаемая Татьяна Александровна! Статья очень интересная и полезная. Однако присутствует в ней только теоретический аспект. Нету статистического обзора и анализа выдвинутой проблемы на российских рынках и сопоставления с зарубежьем. Требует доработки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх