Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №25 (сентябрь) 2015
Разделы: Педагогика, Образование, Социология
Размещена 15.09.2015. Последняя правка: 22.01.2016.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕСТИЖ И ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИИ

Козин Сергей Владимирович

-

Администрация Ремонтненского сельского поселения

Старший инспектор по вопросам культуры, физической культуры, спорта и работы с молодёжью

Кольцов Пётр Михайлович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории, ФГБОУ ВПО «Калмыцкого государственного университета»


Аннотация:
В данной статье рассмотрена историческая составляющая профессиональной деятельности социального работника в настоящее время даны ключевые определения и перечислены некоторые категории клиентов. Обозначены ключевые стереотипы в обществе относительно социальных работников и дана краткая характеристика трудностей, с которыми сталкиваются выпускники вызов по данной специализации.


Abstract:
This article discusses the historical component of professional activity of a social worker currently given key definitions and lists some categories of customers. Identifies key stereotypes in society regarding social workers and provide a brief description of the difficulties faced by the graduates of the call on the field.


Ключевые слова:
социальная работа; социальный работник; социальный учреждения; престиж; деятельность; социальное обслуживание; профессия; социальный стереотип.

Keywords:
social work; social worker; social institutions; the prestige; activities; social services; profession; social stereotype.


УДК 364.01 

Актуальность:

Из истории следует отметить, что как вид профессиональной деятельности социальная работы в России считается достаточно молодой профессией но, несмотря на небольшой возраст уже в данной науки сложилось множество теоретических и практических знаний, технологий, методов и форм работы с клиентами.Так же появился и рад сложностей мешающих развитию  данной специальности в РФ. 

Степень научной разработанности проблемы: 

В отечественной социальной работе есть много учёных теоретиков и практиков, которые работают и изучают данную сферу деятельности из них можно отметить таких выдающихся авторов как: Колодинская А.Е (2015)[1],Кузнецова Л.П. (2002)[2], Медведева, Г.П. (2011)[4],Певная М.В., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Качайкова Н.Б (2011)[5], Ю.Р. Вишневский Ю.Р.(2009)[6], Речкин Н.С.(2006)[7], Сельчёнок А.К. (2015) [8], Студенова Е.Г.(2012)[10], Такаева Г.Ф.,Хасанова Г.М.(2014)[11], Агапов Е.П.(2011)[12], Соколова Т.Б. (2012)[13], Зайнышев И.Г.(2002)[14], Холостова Е.И., Кононова Л.И.(2013) [15], Трохирова У.В., Зимина Е.В. (2015) [16], Басов Н.Ф., Басова В.М. (2007)[17], Фомина С.Н. (2015)[18],Фирсов М.В.(1999)[19],Ярская-Смирнова Е.Р.(2005)[20]. 

В России социальная работа как профессия существует с 1991 г., когда в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Министерства труда Союза Советских Социалистических Республик были внесены дополнения.

Во многих российских вузах была открыта специальность «Социальная работа», начали функционировать кафедры социальной работы, открываться специализированные факультету. Сегодня подготовку по этой специальности в России ведут 120 вузов, причём 6 из них находятся в г. Екатеринбурге [5, с.74].

Далее рассмотрим, что же представляет собой собственно данная профессия.

Агапов Е.П. трактует данное определение следующим образом. Социальная работа — это своеобразный вид профессиональной работы, содержанием которой является предоставление правительственного и негосударственного содействия человеку с целью предоставления культурного, общественного и материального уровня его существования, атак же оказания персональной поддержки индивиду, семье либо группе лиц [12, с.277].

Своё отражение понятие «социальная работа» находит и в официальных государственных документах. Так, в Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации даётся следующее определение социальной работы. «... профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций, помогающих им в этом» [19, с.167].

Согласно Басову Н.Ф. социальная работа — это регулирование использованием ресурсов индивида, семьи, либо общности, пребывающей в сложной жизненной ситуации [14, с.6]. 

Обучение социальной работе в России ведётся в настоящее время почти по пятидесяти специализациям, которые условно можно разделить на группы управленческих специализаций, специализации работы в определенной социальной области, специализации работы с конкретными группами населения, а так же специализации по технологиям социальной работы [13, с.3].

Однако стоит добавить, что профессионализация социальной работы в России серьёзно тормозится из-за ограниченности материально-финансовых ресурсов, различий в качестве предоставляемых социальными службами и учреждениями услуг, услуг, "сохранения" остаточного подхода к социокультурным проблемам, дефицита знаний и необходимых навыков у практических работников [6, с.4].

С утверждением в обществе такой отрасли деятельности, как социальная защита населения, активно развивается инфраструктура социальной работы, расширяется сеть подготовки специалистов для её организации и проведения [12, с.3].

Социальная работа как профессия основана на соблюдении государством, специалистом и организацией прав человека, на знании и использовании социального законодательства своего государства, а также на действиях в интересах личности и на благо общества, в котором ты живёшь.
Вместе с тем, существующая сегодня система социальной работы с такими группами населения как пожилые люди, дети, малоимущие и т.п., должна стать основанием для последующего развития этого вида деятельности [2, с.84].

При этом как отмечает Медведева Г.П. социальная работа является и должна быть осознана как один из значимых факторов прогрессивного развития человека и общества [4, с.3].

Социальный работник является для клиента, прежде всего авторитетом [15, с.84]. Более того даже образцом поведения, экспертом и эмоционально близким человеком, которые может помочь его беде и найти способы выхода из неё.

Сегодня в управлениях социальной защиты населения России работает большое количество людей, которые не имеют соответствующего базового образования, но вынуждены выполнять функции специалиста по социальной работе  [17, c. 54].

Эти функции, чаще всего, заключаются в осуществлении «бумажной работы»: работа с архивом, выдача справок и т.п. Но ведь совершенно понятно, что понятие «профессия социального работника» гораздо шире понятия «деятельность социального работника». Социальный работник относится к типу профессий «человек - человек», а это требует очень высокой квалификации специалиста [1, с.50]. 

К большому сожалению, в нынешнем российском обществе по прежнему нету чёткого понятия кто же такой этот социальный работник. Существуют так называемые сложившиеся в обществе социальные стереотипы, которые также и присуще самой социальной работе.

Социальны стереотип — это один  из уровней  процесса стереотипизации стереотипизированных социальны представлений (доминант), характеризующийся определенной, по отношению к другим уровням, степень устойчивости, степень включённость в бессознательное, социально бессознательное, которые на основе образа социального объекта и социального действия проявляется в его содержании и функциях [7, с.19].

Большинство людей при вопросе кто такой социальный работник? Отвечают следующее «Это человек, которые ходит с документами разными и ухаживает за бабушками…» Именно так в нашем обществе представляется профессиональный социальный работник, имеющий высшее профессиональное образованием. Ещё одним из стереотипов в обществе есть то, что большинство граждан не отличает обычных социальных работников, которые обслуживают граждан на дому и социальных работников которые имеют высшее образование и получают его, пройдя курс профессиональной программы и в конце получают определённую специализацию. А обычные социальный работники заканчивают школу, собирают необходимый пакет документов в который, как правило, входит (паспорт, снилс, аттестат об образовании и др.) делают ксерокопии, проходят собеседование в социальном учреждение и в последствии, если проходит всё отлично принимают на работу.В качестве следующего стереотипа можно отметить то, что большинство людей считает, что профессиональным социальным работникам является именно девушка. Но это далеко не так. Конечно, большую часть составляют, именно девушки, но и парни с каждым годом всё больше идут на данное направление учиться в институты. Что касается трудоустройства молодого специалиста только, что закончившего институт и желающего работать по данной специальности тут снова появляются причины, которые мешают работать, во-первых, военкомат сразу забёрут служить в армию во-вторых, даже если после армии вернуться ситуация сильно не улучшится. В большинстве социальных учреждений, как правило, работают женщины пенсионного и предпенсионного возраста которые не собираются уходить с данной занимаемой должности это относится и к начальникам таких учреждений и к структурным начальникам отделов (подразделений) и даже обычных служащих. Некоторые из них не имеют высшего образования, а другая часть обучается заочно в надежде, что бы проработать как можно больше в данном учреждении. Поэтому проблема трудоустройства для молодого энергичного специалиста стояла, стоит и будет стоять на первом месте пока он не найдёт себе работу. В сельской местности устроиться по специальности очень тяжело. Во-первых, количество социальных учреждений очень невелико, как правило, это, УСЗН Управление социальной защиты населения, МФЦ Многофункциональный центр, Учреждения оказывающие помощь в адаптации и реабилитации, дома интернаты, дома ночного и дневного пребывания. Стоит отметить тот факт, что количество штатных мест всегда ограниченно и, как правило, занято. По тому остаётся устраиваться либо не по специальности или ехать в город, где можно попытать счастье найти рабочее место себе.
Несмотря на то, что председатель правительства Д.А.Медведев совсем недавно был на Всероссийском форуме социальных работников, которые проходил 26-27 марта 2015 года в г. Ярославле заявлял, что «Многогранность социальной работы и её эффективность является очень важной составляющий для нашей страны.» По-прежнему социальная работа в России является низко оплачиваемой профессией, не престижной в нашей стране и недостаточно развитой в сравнении с такими странами как, например: Германия, Щвеция, Дания, Финляндия. Непрестижность и плохое обращение к данной профессии в обществе очень резко снижает желание будущих  студентов поступать именно  на данное направление.

Для социальной работы повседневное знание — это практическая мудрость, жизненный опыт 
[20, с.272].

В нашей стране, к сожалению, сфера социального обслуживания, находится на периферии интересов государства. Если врачам и учителям еще поднимают зарплату, то у социальных работников такие перспективы отсутствуют. Только хорошо оплачиваемая должность вызывает уважение в обществе и обеспечивает профессиональное самоуважение. Какую пользу может принести не уверенный в себе и в завтрашнем дне человек? Жалеющий других не должен сам вызывать жалость и, тем более, жалеть сам себя. Только счастливый человек может подарить кусочек этого счастья людям, которые так в этом нуждаются [3].

Все знают, что работа в бюджетной области у работников социальной сферы одна из нелёгких, но при этом самая низкооплачиваемая. Согласно статистическим данным, в 2014 году зарплата у социальных работников составляла 14 тысяч рублей, однако в реальности эта цифра является ещё меньшей. Сам собой напрашивается вопрос: чем социальные работники заслужили подобные выплаты? Ведь их работа в настоящие дни самая важная и востребованная в России, а потому и оплачиваться она должна по достоинству.

Критерием внешней успешности профессии является понятие «престиж».В широком смысле, «престиж» — это привлекательность чего-либо, высокая оценка в обществе [16, с.45]. В настоящее время престиж профессии определяется уровнем оплаты труда, уважением в профессиональной среде и общественности, привлекательностью профессии среди абитуриентов, ценностями и нормами данного общества.

Такаева Г.Ф.,Хасанова Г.М. считают следующее, что престижность профессий во многом связана с уровнем необходимого образования и доходом, который получают профессионалы благодаря уровню доверия к своей деятельности [11, с.79]. 

Профессия социального работника за чертой престижных профессий. Объясняется это не только молодостью профессии, но и низкой оплатой труда, отсутствием льгот и привилегий.В одном из последних выступлений президент страны В.В. Путин отметил, что зарплата социальных работников не соответствует напряжённости и интенсивности труда, и обратил внимание руководителей регионов на то, что следует с 2013 года предпринять необходимые шаги по повышению доходов социальных работников.Преимущество профессии социального работника в том, что она даёт моральное удовлетворение и ощущение собственной нужности и значимости, что немаловажно в жизни человека. Кроме того, важно помнить, что независимо от рейтинга, оплаты труда или карьерного роста с течением времени сам человек выбирает наиболее близкую для себя сферу деятельности, соответствующую его призванию. Как показывает жизненная практика, если талант будет проявляться в работе, то будущее будет обеспечено!

Далее для более наглядного примера рассмотрим проведённый социологический опрос.  Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru 
Место проведения опроса: Россия, все округа.
Время проведения: 24 мая 2014 года.
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет.
Размер выборки: 1800 респондентов.

Таблица 1. — «8 июня – День социального работника. По Вашему мнению, престижно ли сегодня быть социальным работником?»
 

Вариант ответа

Все

Пол

Возраст, лет

Ежемесячный доход, руб.

муж

жен

до 23

24-29

30-39

40-49

50 и старше

до 19999

20000-29999

30000-39999

40000-49999

от 50000

да

15%

13%

17%

21%

14%

14%

12%

14%

18%

19%

18%

11%

10%

нет

47%

48%

47%

41%

48%

50%

49%

49%

44%

44%

39%

46%

59%

затрудняюсь ответить

38%

39%

36%

38%

38%

36%

39%

37%

38%

37%

43%

43%

31%

  

Таблица 2.  «8 июня – День социального работника. По Вашему мнению, престижно ли сегодня быть социальным работником?»
  

Вариант ответа

Все

Образование

Высшее

Среднее специальное

да

15%

13%

20%

нет

47%

51%

39%

затрудняюсь ответить

38%

36%

41% 


А вот некоторые комментарии респондентов:
1.«Да» - 15%«Мы забыли о милосердии, а соцработники возрождают это. Правда, есть и корыстные люди!».«Они помогают людям».«Я закончила вуз по специальности «специалист по социальной работе» и ни капельки не жалею. Это, кроме того, очень интересная профессия, да и в жизни очень важная».«Я работаю в социальной сфере».

2.«Нет» - 47%
«Если говорить о материальной оценке труда, то такая работа приравнена к неквалифицированной, следовательно, и значимость её невысока».«Низкая оплата труда при сравнительно трудоёмкой работе».«Быть социальным работником не только не престижно, но и опасно, учитывая методы их отбора по психофизическим данным и уровню подготовки, причём опасно для обеих сторон – как для самих соцработников, так и для их подопечных. В идеале же, если соцработник – человек православный, лучшего занятия ему не найти, если он действительно хочет послужить ближнему. Такие соцработники никогда не обманут, не нагрубят, всегда будут бороться за жизнь и здоровье немощного человека, никогда не будут считаться с тяготами социальной работы. Это истинные сёстры и браться милосердия…»«Платят мало, да ещё и контингент специфический: так и норовят всё горе на тебя излить».«Но хотелось бы, чтобы это было так».«Чтобы она стала престижной, она должна достойно оплачиваться, а у наших политиков пока другие бюджетные приоритеты».«Но зато стабильная!».«Само по себе это довольно интересно. Но, к сожалению, в России это никто не ценит, никому это не нужно!..»

3.«Затрудняюсь ответить» - 38%
«С одной стороны, у них маленькие зарплаты, но с другой – присутствуют какие-то льготы, как во всех государственных учреждениях. Бывает и так, что одинокие пожилые граждане завещают свои квартиры соцработникам, которые им помогали».«В плане оплаты труда – нет, в плане доступа к бесплатным благам – да».«Это важная для общества профессия, но, к сожалению, не престижная».«Имея стаж 3,5 года в этой сфере, я не готова дать положительный ответ». «Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Многое зависит от того, какого уровня социальный работник».«С нашим менталитетом, отношением к самим себе и зарплатами определить престиж той или иной профессии трудно».«Как и в любой другой профессии, здесь есть свои плюсы и минусы».
«О престижности я говорить затрудняюсь, но, по-моему, человек, занимающий должность соцработника, достоин большого уважения».

С изменением ситуации в стране стали меняться цели и задачи социальной работы. От того уровня, чтобы просто помочь человеку выжить, мы теперь перешли к тому, чтобы помочь ему комфортно жить в обществе. Сейчас задача соц., работника — помочь человеку раскрыть его внутренние ресурсы, найти жизненные силы для того, чтобы сохранять активность и чувствовать себя востребованным в обществе. И вот за эти 20 лет требования к соцработнику резко возросли [9].

Сельчёнок А.К. считает, что в последнее время возросла необходимость совершенствования процесса профессиональной социальной работы в социокультурном контексте современной России [8, с.3].

Профессиональная подготовленность  специалистов по социальной работе осуществляется в высших учебных заведениях. Перед ними  стоят задачи обеспечения качества профессиональной подготовки [18, с.3].
Свою деятельность социальная работа  рассматривает как систему услуг, предоставляемых всем людям [10, с.115]. 

Тем самым профессиональный социальный работник независимо от профиля и направленности деятельности (её сферы) должен и обязан, оказывает помощь различным категориям людей. И в основе всего  должные лежать следующие правила (принципы):

  1. конфиденциальность,
  2. последовательности и перманентности,
  3. справедливости,                                                                      
  4. аттракции,
  5. компетентности,
  6. альтруизма,
  7. личного и индивидуального подхода к клиентам,
  8. оптимальности,
  9. посредничества,
  10. и др.  

Как говорит академик Лихачёв Д.С. «в основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».И клиент и сам социальный работник которые в процессе совместной работы с клиентов помогает найти выход, и оптимальные пути решения из трудной жизненной ситуации.Тем самым можно сказать,что социальная работа тесно связана с различными сферами жизнедеятельности людей, в особенности с социально-экономической сферой. Важнейшим элементом механизма влияния социальной работы на процесс развития общества является государственная политика. Следовательно государство должно стимулировать и помогать СР. 


Заключение:

Таким образом, делая заключение, стоит сказать, что социальная работа в Российской Федерации по-прежнему считается достаточно новой профессиональной деятельностью.

Во-первых, с каждым годом можно наблюдать популярность данной профессии при выборе будущих абитуриентов в высшие учебные заведения нашей страны.

Во-вторых, преимущественно социальными работниками на руководящих должностях становятся, как правило, мужчины. Хотя при поступлении на данную специальность направление идут больше девушки.      

В-третьих, хотелось бы верить, что отношение общества и развитие социальной работы при поддержке государственных и негосударственных сил в нашей стране начнётся более быстрыми темпами. А так же, что подготовка кадров по социальной работе с каждым годом  будет проходить всё лучше и лучше.Процесс обучения в ВУЗе не должен ограничиваться только лишь аудиторными часами (лекциями и семинарами) Нужно вносить больше практики, а именно посещать больше учреждений социального характера, в которые после окончания ВУЗа можно будет поступить. Не нужно сокращать количество практик (производственных). А так же следует повысить количество часов тех дисциплин, которые действительно идут профилирующими при подготовке социальных работников а именно (правовое обеспечение, экономические основы социальной работы, проблемы социальной работа с молодёжью и др.) А сократить количество часов для менее нужных дисциплин. Таких как социальная статистика и метод форсайта.            
 
В-четвёртых, на основе социологического исследования можно сделать вывод, что  значительная часть респондентов  считает социальную работу в наши дни не престижной профессией  (47%).

В пятых низкий престиж профессии социальных работников и низкий уровень оплаты их труда определяют сложную ситуацию на рынке труда. По мере развития профессиональной социальной работы, расширения сферы её деятельности в нашей стране можно ожидать изменения престижа профессии в сторону его снижения в связи с вероятным увеличением числа негативных событий: столкновения клиентов с проявлениями непрофессионализма, бюрократизма и др. Второе следствие, вытекающее из факта наличия тенденции к повышению определённости профессионального имиджа социальной работы, связано с пониманием необходимости его осознанного формирования. Роль средств массовой информации в процессе формирования позитивного имиджа профессий социальной сферы крайне важна.

Библиографический список:

1. Колодинская А.Е.Мотивы выбора молодёжью профессии «социальная работа». [Текст] // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — 2015. — № 3(16). — С.50 — 53.— ISSN 2307-8782.
2. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: [Текст] учебное пособие.— Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. — 92 с.— ISBN 5-7596-03-7.
3. Легко ли быть социальным работником? [Электронный ресурс]. URL:http://doorinworld.ru/stati/271-legko-li-byt-soczialnym-rabotnikom (Дата обращения: 11.09.2015).
4. Медведева, Г.П.Социальная работа как вид деятельности общества. [Текст] : Автореф. дисс. ... д-ра. философ. наук: 09.00.11 / Г.П. Медведева; [Место защиты: Московский городской педагогический университет].— Москва,2011. — 43 с.
5. Профессиональный имидж и престиж социальной работы: монография [Текст] / М.В. Певная, Ю.Р.Вишневский, Я.В. Дидковская, Н.Б. Качайкова; под ред. д-ра филос. наук, проф. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ,2011. — 184 с.— ISBN 978-5-321-019-07-08.
6. Профессиональный имидж социальной работы и роли СМИ в повышении её престижа: информационно-аналитической отчёт [Текст] / под ред. д-ра филос. наук, проф. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УГТУ—УПИ,2009. — 100 с.— ISBN 978-5-321-01451-6.
7. Речкин, Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в социальных системах (на примере систем школьного образования). [Текст] : Автореф. дисс. ... д-ра. философ. наук: 09.00.08 / Н. С. Речкин;[Место защиты: Ростовский государственный университет]. — Ростов-на-Дону,2006. — 52 с.
8. Сельчёнок, А.К. Социокультурные ресурсы профессиональной социальной работы в современной России. [Текст] : Автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / А.К. Сельчёнок; [Место защиты: Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.]. — Саратов,2015. — 20 с.
9. Социальная работа – это искусство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.invalirus.ru/3660-socialnaya-rabota-eto-iskusstvo.html (Дата обращения: 12.09.2015).
10. Студенова Е.Г. Ориентированная на жизненный мир социальная педагогика Ханса Тирша (Германия). // Электронный журнал Вестник Московского государственного областного университета. — [Электронный ресурс]. — URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/219 — 2012. — № 3. — С.108 — 115. (Дата обращения: 12.09.2015).
11. Такаева Г.Ф., Хасанова Г.М. Престиж социальной работы среди населения. [Текст] // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — 2014. — № 8. — С.79 — 80.— ISSN 2307-8782.
12. Теория социальной работы: учебное пособие [Текст] / Под ред .д.ф.н., проф. Е.П.Агапова.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н /Д: Наука — Спектр,2011. — 280 с.— ISBN 978-5-394-01019-4.
13. Технология социальной работы: сб. лекций [Текст] / Т.Б. Соколова. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. — 89 с.
14. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.— ISBN 5-691-00523-5.
15. Технология социальной работы: учебник для бакалавров [Текст] / Под редакцией Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 478 с.— ISBN 978-5-394-02011-7.
16. Трохирова У.В., Зимина Е.В. Профессионализация социальной работы в регионе: проблемы и перспективы (на примере Иркутской области). [Текст] // Социологические исследования. — 2015. — № 6. — С. 45 — 52. — ISSN 0132-1625.
17. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.; под ред. Н. Ф. Басова. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.— ISBN 5-7695-3666-7.
18. Фомина,С.Н. Интегративный подход к профессиональной подготовке в вузе специалистов по работе с молодёжью. [Текст] : Автореф. дисс. ... д-ра. пед. наук: 13.00.08 / С.Н. Фомина;[Место защиты: Российский государственный социальный университет].— Москва,2015. — 42 с.
19.Фирсов М.В. История социальной работы в России [Текст]: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центе ВЛАДОС, 1999. — 256 с.— ISBN 5-691-00379-8.
20. Ярская-Смирнова Е.Р. Теория и практика социальной работы: исследование «скрытого знания» / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов // Антропология профессий. [Текст] / под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. — Саратов: Центр социальной политики и гендерных исследований; Изд-во «Научная книга», 2005. — 460 с.




Рецензии:

18.09.2015, 17:22 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович, д.ф.н. Тематически статья актуальна, написана на основе изучения обширной литературы, затрагивает дискуссии, показывает позицию автора. Позитивно использование результата социологического опроса в качестве оснований излагаемой позиции. Ценны учет вузовской профессионализации, устройтсва на работу по освоенной профессии, уровня оплаты труда. Статья достойна публикации, но на трех строчках (20-й и далее)нужно поправить грамматику. ,

21.09.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Уважаемый Оганес Александрович большое спасибо вам за рецензию и то, что обратили своё внимание на данную статью! Замечание исправил.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх