Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Лингвистика, История, Политология, Социология
Размещена 23.09.2015. Последняя правка: 24.09.2015.
Просмотров - 5655

Сравнительный анализ статей Википедии на русском и английском языках

Обжорин Алексей Михайлович

ва

ро

пр

Ямушева Ирина Александровна, студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Темнякова Мария Александровна, студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ


Аннотация:
В статье описывается процесс сравнения статей в Википедии о Второй мировой войне на русском и английском языках. Обоснована актуальность исследования, представлен анализ теоретических источников, описан практический материал, выделены и обоснованы критерии сравнения. Представлены некоторые результаты исследования.


Abstract:
The article describes the comparison of Wikipedia articles about World War II in Russian and English languages. It is justified the urgency of the study, presented the analysis of theoretical sources, described practical material, and highlighted the comparison criteria.


Ключевые слова:
сравнительный анализ; Википедия; фальсификация исторических фактов; межкультурная коммуникация

Keywords:
comparative analysis; Wikipedia; falsification of historical facts; intercultural communication


УДК 303.446.2 + 303.446.4

Введение.
Сегодня информационно-коммуникативные технологии развиваются очень стремительно. Еще несколько лет назад невероятным казалось то, что уже в 2014 году у каждого седьмого человека на Земле будет смартфон [3]. Личное средство связи с возможностью выхода в Интернет в этом же году было и у 66% россиян [6].

Известно, что такая распространенность доступа к глобальной сети имеет не только однозначно положительные (доступ к информации, обучение, совместная работа и творчество и другие), но и отрицательные стороны (компьютерная и игровая зависимость, распространение порнографии). К одному из наиболее ярких отрицательных проявлений доступа огромного количества людей к сети можно отнести воздействие на общественное сознание, на мнение больших масс людей. Это привело к информационным войнам, под которой понимается «борьба сторон за достижение превосходства над противником в своевременности, достоверности, полноте получения информации, скорости и качестве ее переработки» [2].

В современном мире исторические события, произошедшие 50-60 лет назад, зачастую интерпретируются в угоду политическим целям, властям, Объективный взгляд на исторические события искажается, порой полностью подменяя истинные понятия. Особо остро эта проблема стоит сейчас, когда усилилась конфронтация между Россией и Западом. Все чаще мы слышим об информационной войне, воздействии СМИ, Интернета, «мягкой силе».

Мы считаем важным создание положительного имиджа нашей страны в сети Интернет, в том числе показывая и раскрывая людям из других стран объективные исторические процессы.

Проблема искажения исторических событий в сети Интернет приобрела особенную актуальность в свете процессов глобализации, информационных войн, политических перемен. В выступлениях различных ученых и политических деятелей мы слышим о необходимости пресечения «целенаправленных попыток переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете её ключевые события» [1].

Среди главных исторических событий, намерено и случайно фальсифицируемых, на наш взгляд, вторая мировая война. По словам В. Суворова (Резуна) это событие «самое святое, что есть у нашего народа… единственная святыня, которая у народа осталась» [5].

Объектом нашего исследования стала Википе́дия — «свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия». Главным принципом ресурса является возможность редактирования любой информации любым пользователем сети. На момент исследования в энциклопедии содержится 1 255 090 статей на русском языке.

Википедия является не только мощным информационным средством, но и отражением существующего мировоззрения представителей различных языковых групп, именно поэтому она привлекла наше внимание в качестве источника материала для научного анализа – статей о второй мировой войне на русском и английском языках.

Настоящая статья, первая часть исследования, имеющего своей целью выявление сходств и различий статей о Второй мировой войне в Википедии на английском и русском языках.

Мы планируем описать результаты работы в трех публикациях. Задачи данной статьи:

-         изучение существующей научной литературы по названному вопросу,

-         отбор статей по теме второй мировой войны на русском и английском языках,

-         разработка и обоснование критериев для будущего сравнения статей.

Для исследования применены следующие методы: теоретический анализ, сравнение, индукция и дедукция, обобщение, описание.

Основная часть. Существует интерес ученых к различным аспектам проблемы, которой посвящен данный проект.

СМИ и Интернет рассматриваются как средства формирования общественного мнения, как средство влияния на сознание людей и орудие информационных войн в ряде научных работ.

Суслов Е.В. (2004) рассматривает СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества, справедливо отводя средствам массовой информации, к которым относится и Интернет, важную роль в гражданском воспитании молодых людей.

Близкой точки зрения придерживается Туякбасарова Н.А. (2006), называя Интернет-коммуникацию средством формирования ценностных ориентаций личности.

Исследователь Котельников А.А. (2011) называет среди главных функций СМИ трансляцию политической информации и формирование общественного мнения, распространение политических норм и ценностей, выражение интересов различных групп влияния. Мы согласны с мнением автора, что «все эти функции призваны определенным образом формировать общественное мнение в современном обществе».

Интересна позиция Федотовой М.Г. (2002) о том, что «общественное мнение может быть представлено как система, пронизанная информационными потоками, определяющими содержание этой системы». Из которой можно вывести, что недостоверная информация формирует аналогичное общественное мнение – мнение, не соответствующее действительности и неподтвержденное фактами.

Кандидат юридических наук Разуваев В.Э. (2007) обращает внимание на необходимость обеспечения качества информации в сети, т.к. она является мощнейшим средством воздействия на человека. Неподготовленная, спонтанная информация, по словам ученого, очень опасна и является угрозой безопасности общества, государства и гражданина.

О проблеме фальсификации истории рассуждают в своих трудах Личман Б.В. (2011), Ефремов Ю.Н. (2007), Дюков А. (2008), Никифоров Ю.А. (2012) и другие.

При том, что многие ученые признают важность Интернета в формировании общественного мнения, фиксируют огромную популярность Википедии (от 700 тыс. до 1 млн. посетителей ежедневно) отдельных научных работ, посвященных анализу достоверности исторических фактов во всемирной энциклопедии, не проводилось. Таким образом, проблема сравнения отдельных статей на различных языках с целью выявить их общие и различные черты, является, на наш взгляд перспективной и малоизученной.

В качестве практического материала авторами были отобраны восемь ключевых тем, связанных с темой Великой Отечественной Войны, которые отражены в статьях Википедии на русском и английском языках:

Общая информация о рассматриваемом историческом событии представлена в статьях «Вторая мировая война» / «World War II». Статья, на основе которой выстраивалась дальнейшая логика «углубления» в то или иное событие, дату, факт, связанные с объектом исследования.

Предпосылки и непосредственные причины начала войны, описаны в статьях «Причины Второй мировой войны» и «Causes of World War II». Выбор данной статьи для исследования вызван интересом сравнения видения причин русско- и англоязычными пользователями энциклопедии.

Три следующих ниже статьи выбраны, исходя из значения описываемых в них событий для русского человека. На наш взгляд, они являются знаковыми в Великой Отечественной Войне. Это – символы мужества, героизма и патриотизма советского народа, «святыни» истории для граждан России.

«Блокада Ленинграда» («Siege of Leningrad») – осада города, длившаяся 872 дня. Символ непобедимой воли русского народа, подвиг простых советских граждан.

Курская битва (Battle of Kursk) – крупнейшее танковое сражение в истории человечества (около 2 млн человек, 6 тыс танков, 4 тыс самолётов).

«Сталинградская битва» («Battle of Stalingrad») – «крупнейшая сухопутная битва в истории человечества, которая наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу» [4].

Штурм Берлина (Battle in Berlin) – «завершающая часть Берлинской наступательной операции 1945 года, в ходе которой Красная Армия завладела столицей нацистской Германии и победоносно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе» [7].

Потери во Второй мировой войне (World War II casualties of the Soviet Union) – статьи, существующие в Википедии всего на трех языках – русском, английском и арабском. Важные, по нашему мнению, данные о потерях в сражениях второй мировой войны «обделены» вниманием авторов всемирной энциклопедии, что и побудило нас включить данные статьи в исследование.

В процессе работы использовались машинный и ручной авторский переводы. Первый – для выявления общих и различных участков текста сравниваемых статей. В местах, где расхождение в статьях было наиболее значимо, использовался второй тип перевода. В обоих видах перевода использованы словари: translate.google, PROMT.translate, ABBYY Lingvo-Online.

Следующим этапом нашего исследования стало определение основных критериев для сравнения. Все статьи сравнивались по двум типам критериев: внешним и содержательным.

Внешними критериями сравнения статей на русском и английском языках, на наш взгляд, могут послужить:

Оценка объема статьи (количество слов и длинна страницы в байтах) поможет определить полноту описания исторических событий второй мировой. На наш взгляд, это станет свидетельством важности темы для авторов всемирной энциклопедии.

Сравнение полноты содержаний статей даст возможность оценить, насколько всесторонне описаны события битв и сражений, с какой стороны историческое событие освещается и в каком ключе авторы ведут речь. Так же содержание отражает, на каких моментах делаются акценты в статье, что именно из исторического события автор хочет подчеркнуть.

Ссылки на источники, их разнообразие и количество дадут возможность оценить достоверность изложенного материала, ее новизну, так же понять, на чьи суждения и трактовку событий опираются авторы в ходе написания статьи.

Количество визуальных материалов (карты, графики, схемы) расскажет о легкости восприятия исторического материала, подготовленности материала, его анализа и заинтересованности авторов статьи в доступном изложении материала, а не сухой его констатации.

По количеству доработок можно судить об интересе читателей статей, их критическом восприятии содержания статей, о знании исторических событий, понять, какой процент посещающих данную страницу разбирается в тонкостях исторических событий. Так же можно понять, как изменяется статья и какие моменты в ней подвергаются доработке.

Дата проверки стабильной версии показывает скорость работы модераторов Википедии, их реакцию на поступившие поправки в статье и точный ответ на них.

Дата последней правки позволяет отследить последние нововведения в статье.

Количество правок в течение 30 дней раскрывает активность пользователей по данному материалу, позволяет говорить о тенденциях развития статьи.

Общее число различных авторов и число уникальных авторов за последнее время показывает наличие постоянных активных читателей и авторов, занимающихся данной статьей и количество новых людей, заинтересовавшихся ею и внесших вклад в ее написание.

Посещение за последние 30 дней говорит об актуальности темы статьи и интересе сторонних читателей (не авторов).

Дата создания страницы важна для объективной оценки всех предыдущих параметров в сравнении статей на русском и английском языках, так как некоторые статьи были созданы с разницей в несколько месяцев, а некоторые – в несколько лет.

По данным критериям мы будем сравнивать основную часть статей, так как они наиболее полно раскрывают технические стороны статей, позволяют отследить активность участников, их заинтересованность, ключевые точки в статье, по которым ведутся исправления и т.д.

В частях статей, представляющих для нас наибольший интерес (эмоциональный окрас статей, субъективность суждений, фокусировка на определенных сторонах события и другое), будут использованы содержательные критерии.

Сравнения дат сражений, их длительности могут дать информацию о том, как оценивается авторами скорость, мастерство, тактика воюющих сторон – кому подспудно отдается предпочтение в быстроте атак или эффективности обороны.

Для полной картины сражений необходимо знать участников военных действий и размеры военных соединений. Сравнив описание участников в статьях русской и английской Википедии можно сделать вывод об уровне военного мастерства участников, о том, кому отданы «лавры победителя» (по мнению авторов статей) в том или ином сражении войны.

Описание результатов, выводов, к которым приходят авторы статьи, формируют отношение читателей к той или иной битве или сражению.

Ещё больше на формирование исторического знания и отношения пользователей Википедии влияет эмоциональный окрас изложения событий. Википедия является открытой энциклопедией. И, как любая энциклопедия, должна беспристрастно излагать факты, но особенность Википедии в том, что она базируется на суждениях обычных людей – непрофессионалов. Эти суждения не должны категорично придерживаться одной или другой точки зрения, а должны максимально опираться на факты.

Принимая во внимание главные правила Википедии о содержании и стиле статей (нейтральная точка зрения, проверяемость, авторитетные источники, консенсус), мы поставили цель сравнения сходств и различий статей о Второй мировой войне в Википедии на английском и русском языках.

В процессе работы были изучены теоретические источники по проблемам влияния СМИ и Интернет на общественное мнение, фальсификации исторических фактов, информационных войн. Был получен вывод о недостаточной изученности влияния мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии Википедии на пользователей сети. Мощнейший инструмент влияния на общественное мнение фактически остался без внимания ученых – политологов, социологов, философов и других.

В качестве практического материала исследования были отобраны восемь ключевых статей о Второй мировой войне на русском и английском языках, а также выделены критерии сравнения. Это внешние данные статей – объем, полнота содержания, количество правок и просмотров и др. и содержательные критерии – даты сражений, их длительность, участники военных действий, описание результатов, выводов и эмоциональный окрас статей.

По указанным критериям проанализированы выбранные статьи и выявлены общие и различные черты в освещении событий Второй мировой войны русско- и англоговорящими пользователями сети Интернет.

Во всех РЯ статьях более подробно проработано содержание. Авторы, редактирующие статьи на русском языке, по нашему предположению, знают больше деталей – от родителей или детей, из книг, кино, школьной программы, от ветеранов – по сравнению с авторами из других стран. Поэтому, в отличие от англоязычных пользователей Википедии, могут более детально представить и описать события – так, как они их представляют на основе всех имеющихся знаний. Другим возможным фактором, стимулирующим русских авторов более подробно описывать военные события, является то, что эти события происходили на территории их городов, деревень – там, где они живут, поэтому картина боев может быть представлена и описана четче.

Также можно смело утверждать, что факты в статьях о Второй мировой войне на русском языке чаще англоязычных (в 4-х статьях из 7-ми) подтверждены авторитетными источниками, среди которых больше, чем в англоязычных, воспоминаний, рассказов очевидцев, ссылок на аудио- и видеофайлы, монографий и научных статей. Хотя источники англоязычных статей имеют большую «географию» издания и происхождения, по сравнению с русскоязычными.

Среди проанализированных статей, «Вторая мировая война» является более проработанной в русскоязычном варианте – это подтверждено преобладанием качественных характеристик по сравнению с англоязычной версией (5 из 7 критериев в пользу РЯ). В этом же ряду можно отметить статьи «Блокада Ленинграда» и «Штурм Берлина» ‑ эти статьи превосходят англоязычные версии по 4-м показателям из 7-ми.

В статьях на английском языке выделим следующие главные внешние характеристики: число авторов, количество правок и число посещений во много раз большее, чем в русскоязычных статьях; большинство сравниваемых статей созданы раньше на несколько лет и имеют больший объем (в словах).

Анализируя статьи на английском языке, мы принимали во внимание тот факт, что этот язык является третьим по распространенности в мире, им владеет 400 млн. человек, поэтому сравнивать с русскоязычным сегментом статьи не совсем корректно (на нем говорят и пишут около 155 млн человек) [8]. Таким образом, высокие показатели перечисленных характеристик находятся, в первую очередь, под влиянием данного фактора. Люди сов всего мира ищут информацию, читают и пишут на английском чаще, чем на русском.

Кроме того, за рубежом персональные компьютеры раньше стали массовым средством коммуникации и в ряде англоговорящих стран более распространены, чем в России. Большее число людей, которым есть что сказать или поправить во всемирной энциклопедии, имеют доступ к Интернету и лучше умеют им пользоваться.

Наиболее проработанными статьями на английском языке, как это ни странно, стали «Курская битва» и «Сталинградская битва». Гораздо большее количество людей, владеющих английским языком, работали над этими статьями – раньше создали, чаще правили и читали. Англоязычные «Причины Второй мировой войны» и «Потери во Второй мировой войне» также более популярны у авторов и читателей, чем русскоязычные. Возможно здесь сыграл свою роль и «глобальный» интерес: «Как все это случилось?», «Что все-таки стало главной причиной?» и «К чему это привело?».

Библиографический список:

1. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Русская история требует защиты со стороны гражданского общества. http://www.vrns.ru (дата обращения: 20.09.2015).
2. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек: Изд-во КРСУ. А. А. Князев. 2002.
3. Количество смартфонов в мире превысило 1 млрд. http://www.vestifinance.ru/articles/18538 (дата обращения: 20.09.2015).
4. Сталинградская битва. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинградская_битва (дата обращения: 20.09.2015).
5. Суворов В. Ледокол: Кто начал Вторую мировую войну? М., 1992. http://militera.lib.ru (дата обращения: 20.09.2015).
6. Число смартфонов в России впервые превысило количество телефонов. http://www.therunet.com/news/3706-chislo-smartfonov-v-rossii-vperye-prevysilo-kolichestvo-telefonov (дата обращения: 20.09.2015).
7. Штурм Берлина. https://ru.wikipedia.org/wiki/Штурм_Берлина (дата обращения: 20.09.2015). 8. Самые распространенные языки мира [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://wayempire.com/samyie-rasprostranennyie-yazyiki-mira/ (дата обращения: 01.08.2015).




Рецензии:

23.09.2015, 15:41 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: К сожалению, авторы описали только подготовительную часть. Самой работы нет. Статью на доработку. Вставьте ту часть работы, где основной материал, иначе заявленный интерес просто исчезает.

23.09.2015 18:18 Ответ на рецензию автора Обжорин Алексей Михайлович:
Уважаемый Игорь Николаевич, Благодарим Вас за рецензию на статью. Работа выполняется в рамках студенческого гранта РАНХиГС и (по условиям гранта) предполагает три публикации по этапам работы: задача первой, как указано в тексте, описание процесса сравнения, т.к. сам процесс, на наш взгляд, заслуживает отдельного описания. Нигде в научной литературе авторами не найдено подобного подхода к проблеме, и именно поэтому он представляет самостоятельный научный интерес. И самому процессу исследования посвящена отдельная статья. Планируются еще две публикации, описывающие результаты второго и третьего этапов исследования, т.е. непосредственные результаты проведенного исследования. Мы согласны с Вашим замечанием в том плане, что указанное название не в полной мере соответствует содержанию. Название скорректировано и на данный момент, по нашему мнению, полнее отражает суть и специфику проведенной работы.

23.09.2015, 18:57 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович, д.филос.н. Статью нужно переозаглавить на вариант: "Мое изучение действий Википедии по освещению II Мировой войны". Заголовок статьи должен соответствовать ее содержанию, выражать сущность работы без расширения или сужения. Если Википедия не Российский орган, а за рубежный, а там не мало у этой страны врагов, то ничего странного нет, в том, что умаляется вклад России в победу над фашизмом. Но нельзя дело представлять так, что все нынешние граждане этой страны занимают единую позицию, ведь кто-то воевал на стороне врага. Очень может быть, что они радостно читают Википедию, что-то подсказывают. Работу нужно усовершенствовать ради позитивного настроения ее читателей.

5.10.2015, 18:00 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Пожалуй следует согласиться с О. А. Адибекян. Прежде чем рекомендовать к печати, название лучше привести в соответствие с содержанием самой статьи.

25.10.2015, 23:03 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Нет оснований относить данную статью в раздел "Лингвистика".

6.04.2016, 3:49 Чуднова Ольга Владимировна
Рецензия: Интересное начало, хотелось бы увидеть всю работу целиком или хотя бы некоторые ее результаты, иначе она выглядит неоконченной. В крайнем случае нужно изменить название статьи ,чтобы оно отражало именно подготовительный этап работы, в противном случае ожидаешь одного, а читаешь другое. Остается некоторая неудовлетворенность. С учетом корректировок рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

24.09.2015, 1:16 Обжорин Алексей Михайлович
Отзыв: Уважаемые коллеги! В статью внесены коррективы - некоторые результаты исследования, чтобы поддержать заявленный интерес и позитивное настроение читателей.


28.10.2015, 11:59 Арестова Анастасия Александровна
Отзыв: Интересная статья. Хотя, кстати, ни разу не встречала там машинного перевода. Интересно было бы увидеть.


11.12.2015, 22:48 Головорушко Сергей Яковлевич
Отзыв: Очень интересная тема и, можно сказать, закрывая глаза на некоторые недостатки, сама статья. Тема интересна как актуальностью, так и неизученностью. Очень хотелось бы увидеть вторую и третью части этой трилогии. Без них, как уже было отмечено, интерес к статье в значительной степени теряется. По содержанию хотелось бы обратить внимание на выбор в качестве одного из источников В.Суворова -, мягко говоря, одиозного автора. По выбору источников рекомендую обратиться к специалистам по истории. Спасибо и ждём продолжения!


12.12.2015, 13:25 Обжорин Алексей Михайлович
Отзыв: Уважаемый Сергей Яковлевич! Спасибо за отзыв. Недостатки есть - работа студенческая, большой объем материала и весьма короткие сроки - все это, конечно, сказалось на качестве. Если студентам будет интересно, то, в будущем можно сделать из этой темы настоящее полноценное научное исследование, ведь самым главным открытием для нас стало то, что Википедия не исследуется широко. А ведь это картина мира, написанная людьми из самых разных стран. Отражение взглядов абсолютно непохожих друг на друга людей на все явления культуры, истории, современные проблемы, воплощенные в языке! Вот, что стало для нас настоящим открытием. Всех, кому интересны результаты, могу единственно адресовать на сайт, который мы создали специально по этому проекту - на нем описан процесс, результаты, рекомендации и команда исследователей. Если администрация не сочтет это за саморекламу, то, надеемся, что вам, уважаемые коллеги, это понравится http://meteor-city.wix.com/wiki. Ждем и в будущем ваших откликов на нашу работу и советов по ее улучшению


6.04.2016, 9:13 Обжорин Алексей Михайлович
Отзыв: Уважаемая Ольга Владимировна! На сайте проекта содержится вся информация: http://meteor-city.wix.com/wiki


Оставить комментарий


 
 

Вверх