Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Информационные технологии, Образование
Размещена 29.09.2015. Последняя правка: 30.09.2015.

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВОЛЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СЕРВИСА (Г. ТОЛЬЯТТИ)

Бауэр Кристина Валериевна

магистр

Поволжский государственный университет сервиса

Туризм и рекреация

Шляпкин Андрей Владимирович, кандидат технических наук, доцент, Поволжский государственный университет сервиса


Аннотация:
В статье рассматривается понятие "дистанционное образование", анализируется система дистанционного образования в Поволжском государственном университете сервиса, положительные и отрицательные стороны системы ДО


Abstract:
In article the concept "remote education" is considered, the system of remote education at Volga region state university of service, positive and negative sides of system of remote education is analyzed


Ключевые слова:
дистанционное образование; система ДО

Keywords:
remote education; system of remote education


УДК 004.9

Век компьютерных технологий послужил толчком для перехода на качественно иной уровень приема, передачи, а также защиты информации. Эти изменения не обошли стороной и образование. В настоящее время задача современной системы высшего образования состоит не столько в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить учащихся добывать эти знания самостоятельно. Для этого необходимо использование более интенсивных образовательных технологий, одна из которых представлена дистанционным образованием.

Актуальность данного исследования связана с тем, что в Самарской области, как и в целом по России, система дистанционного обучения является перспективным способом получения высшего образования для изолированных районов, в том числе для жителей сельской местности и иных лиц, которые не могут достичь поставленной цели другим способом. Поволжский государственный университет сервиса «идет в ногу со временем» и дает возможность преодолеть пропасть в виде территориальной удаленности к получению знаний обучающемуся.

Целью исследования является анализ системы дистанционного образования в Поволжском государственном университете сервиса г. Тольятти. Производимыми от цели являются следующие задачи: изучить понятие термина «дистанционное образование»; изучить историю становления системы дистанционного обучения в России и в Поволжском государственном университете сервиса; определить, какой комплекс информационных и компьютерных технологий применяется в процессе обучения; проанализировать положительные и отрицательные стороны системы ДО в ПВГУСе.

В Концепции создания и развития ДО в РФ приводится следующее определение ДО: «Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации» [2].

Своими корнями система дистанционного образования уходит в XVIII век в США, когда Калеб Филипс разместил в бостонской газете объявление о наборе студентов из пригородов на курсы быстрого письма и бухгалтерии[5, С. 148]. В то время не шло и речи о каких-либо информационных технологиях, а материалы присылались по почте. Но тем не менее система обучения сделала шаг вперед. В России о системе дистанционного образования заговорили только после революции 1917 года. Но в тот период  была разработана особая, «консультационная» модель дистанционного образования, название которой буквально означало «образование без визуального контакта» или, проще говоря, заочное образование. Отделение дистанционного обучения от заочного произошло только в 1997 году[4]. Однако и по сей день нет такого четкого разграничения этих понятий, как, к примеру, в страна Западной Европы и США.

Система дистанционного образования неразрывно связана с информационными технологиями. Именно благодаря им обучающийся получает необходимую информацию, дополняет и усовершенствует уже накопленные знания, контактирует с преподавателями и одногруппниками.

Система дистанционного обучения в Поволжском государственном университете сервиса появилась в 2005 году. В настоящее время в ПВГУСе образование дистанционно можно получить по 25 программам подготовки, среди которых гуманитарные, технические, экономические науки, сервис и туризм и т.д.

В ходе исследования нами было выяснено, что набор информационных и компьютерных технологий, применяющихся в процессе дистанционного обучения в ПВГУСе, достаточно скуден, чем в других ВУЗах страны. Во-первых, контроль знаний у обучающихся проводится только методом тестирования. Тестовые задания обучающиеся выполняют на специальном ресурсе в сети Internet, где также представлены и другие промежуточные работы [6].

Во-вторых, обучающиеся вправе пользоваться корпоративной online-библиотекой ПВГУСа, откуда они черпают необходимую информацию при выполнении различного рода работ и контрольных.

В-третьих, общение с преподавателями у обучающихся происходит посредством электронной почты, а не ресурсом Skype, что затягивает сам процесс моментального ответа на тот или иной вопрос. Однако обучающийся имеет возможность посещать лекционные занятия по тому или иному предмету и лично обсудить интересующие вопросы с преподавателем. 

Анализ системы дистанционного обучения в ПВГУСе показал, что данная система имеет ряд преимуществ перед другими системами образования (очная, заочная). К таковым, по нашему мнению, можно отнести стоимость обучения, возможность выбора собственных темпов обучения, независимая территориальная расположенность обучающегося, доступ к обучающим материалам в любое время суток, возможность добывания знаний путем самостоятельной работы, разнообразие средств и способов обучения, а также возможность получить высшее образование в одном из престижных университетов мира.

Однако, система дистанционного образования, помимо преимуществ имеет и ряд серьезных недостатков. К таковым следует отнести отсутствие «живого» общения учащегося с преподавателем, что в значительной степени влияет на полноценность получения знаний. Также минусами дистанционного образования  являются необходимость постоянного доступа к источникам информации, то есть нужна хорошая техническая оснащенность и обучение дистанционно производиться только письменно без возможности изложения своих знаний в устной форме, что исчерпывает развитие ораторского мастерства у обучающегося. Но одним из главных минусов системы ДО, по нашему мнению, является свободное пользование обучающимся при контроле своих знаний услугами сети Internet, что заметно снижает развитие мыслительных и аналитических способностей.

Таким образом,  система дистанционного обучения является перспективным способом получения высшего образования. В Поволжском государственном университете указанная система только набирает обороты, так как комплекс информационных технологий достаточно скуден и представлены в ПВГУСе системой тестирования, online-библиотекой и электронной почтой.

Данная система имеет ряд преимуществ перед другими системами образования (очная, заочная). Например, стоимость обучения, возможность выбора собственных темпов обучения, независимая территориальная расположенность обучающегося, доступ к обучающим материалам в любое время суток, возможность добывания знаний путем самостоятельной работы, разнообразие средств и способов обучения, а также возможность получить высшее образование в одном из престижных университетов мира. Однако, система дистанционного образования, помимо преимуществ имеет и ряд серьезных недостатков. К таковым следует отнести отсутствие «живого» общения учащегося с преподавателем, необходимость постоянного доступа к источникам информации, обучение дистанционно производиться только письменно, а также свободное пользование обучающимся при контроле своих знаний услугами сети Internet, что заметно снижает развитие мыслительных и аналитических способностей.

Библиографический список:

1. Арефьев В. Н. Компьютерные технологии в науке и образовании [Электронный ресурс] / В.Н. Арефьев // ИПК «Венец» [сайт]. – Режим доступа: http://venec.ulstu.ru/lib/2002/1/Arefqev.pdf. - Загл. с экрана. (14.07.2015)
2. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Электронный ресурс] / Distanse Education [сайт]. – Режим доступа: http://de.unicor.ru/science/groundwork/concept.html. (18.06.2015).
3. Пидкатистый П. И., Тыщенко О. Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения [Электронный ресурс] / П.И. Пидкатистый, О.Б. Тыщенко // Система дистанционного обучения [сайт]. – Режим доступа: http://256.ru/publish/kt-sdo-2.php. - Загл. с экрана (20.07.2015)
4. Пьянников М. М. К вопросу об истории дистанционного образования / М.М. Пьянников. - Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - №5, 2011. – С. 119-124. То же: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-distantsionnogo-obrazovaniya
5. Раицкая Л.К. Дистанционное образование в США/ Л.К. Раицкая // Филологические науки в МГИМО: Сб. научных трудов.– М.: МГИМО, 2002. – №10(25). – С.147-155. То же: URL: http://www.mgimo.ru/files/32667/32667.pdf.
6. Система дистанционного образования. Прометей 4.5 [Электронный ресурс] / Поволжский государственный университет сервиса [сайт]. – Режим доступа: http://tolgas.ru:8002/. – Загл. с экрана (20.08.2015).
7. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технологии, средство / В.С. Шаров. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №94, 2009. – С. 236-240. То же: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo




Рецензии:

27.11.2015, 13:32 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статью АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВОЛЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СЕРВИСА (Г. ТОЛЬЯТТИ)рекомендуется к публикации после внесения хотя бы минимума корректирующих действий: 1)рекомендуется заменить словосочетание "система" на "особенности, поскольку для раскрытия термина "система" необходимо было бы исходить из классической модели "система образования". Поскольку статья скорее обзорная, возможно ограничение именно "особенностями". 2) Статья требует акцентирования новизны и значимости для заявленной отрасли педагогики "образование", в частности, ссылка на уже известные научные источники, в которых предложены концепции дистанционного образования. Примечание: ответ на рецензию, пожалуйста, ПОСЛЕ внесения изменений.

28.11.2015, 9:04 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Тема архиактуальна. Высоко оцениваю тот факт, что проблемами высшего образования занимаются магистранты, тем самым развивая субъектность позиции в процессе профессионального становления, а также приобщаясь к реальным научным исследованиям. Однако, научная статья предполагает получение автором определенного уровня информации как следствия использования методов диагностики, научного анализа, обобщения, и др. Советую в процессе совершенствования статьи сузить комплекс задач (соответственно, изменить название), максимально соотнеся их с представленным текстом, избегать глобальных понятий и тезисов типа: «анализ системы», «нами было выяснено, что набор информационных и компьютерных технологий, применяющихся в процессе дистанционного обучения в ПВГУСе, достаточно скуден, чем в других ВУЗах страны» (необходимы правки) и др.. Изучить понятие не означает представить один вариант его определения. После доработки статья может быть рекомендована у к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх