Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №25 (сентябрь) 2015
Разделы: Методика преподавания
Размещена 30.09.2015. Последняя правка: 02.10.2015.
Просмотров - 6544

Использование урока-квеста как инновационной технологии в современном образовании с целью формирования у учащихся определенных компетенций на уроках информатики.

Каравка Александр Александрович

Сибирский государственный университет водного транспорта

Старший преподаватель

Аннотация:
В статье рассматривается возможность использования урока-квеста как инновационной технологии в образовательном процессе на занятиях по информатике. Автором были рассмотрены определения урока, компетенции, квеста и, основываясь на данных определениях, дано определение урока-квеста. Также в статье рассмотрена актуальность урока-квеста, который связан с инновационными направлениями образования. Автором была апробирована данная теория применения урока-квеста на практических занятиях по информатике у 10 и 11 классов Октябрьской средней общеобразовательной школы и сделан вывод о том, что урок-квест в образовательном процессе может использоваться как инновационная технология, направленная на формирование у учащихся определенных образовательных компетенций.


Abstract:
The article discusses the use of lesson-quest as an innovative technology in the educational process in the classroom for informatics. The author has considered the definition of the lesson, the competence, the quest and, based on these definitions, a definition of the lesson-quest. The article also discussed the relevance of the lesson-quest, which is associated with the formation of an innovative direction. The author has tested this theory use lesson-quest in practical classes in informatics from the 10th and 11th grades October secondary school and concluded that the lesson-quest in the educational process can be used as an innovative technology aimed at developing students' specific educational competencies.


Ключевые слова:
урок-квест; урок; компетенции; инновационные технологии.

Keywords:
lesson-quest; lesson; competence; innovative technology.


УДК 378.147

Cовременное образование делает уклон на то, чтобы учащиеся овладевали определенными компетенциями, что отражено в стандартах рабочих программ школ и ВУЗов, а также в Федеральном законе об образовании РФ, в котором компетентностный подход является важным направлением обновления образования [5]. Также актуальным на сегодняшний день являются инновационные технологии в образовательном процессе, т.е. использование особых форм, методов, способов, приемов в учебно-воспитательном процессе. Одним из таких способов является урок-квест. Это довольно новое понятие, используемое на занятиях. Данная форма уроков постепенно начинает включаться в занятия по различным дисциплинам, но требует кропотливой подготовки к разработке данного вида уроков, потому что в нем должны быть все признаки урока как учебной формы работы, и одновременно игровой формы обучения. Игровая форма уроков часто приобретает наибольшую популярность на занятиях во многих образовательных учреждениях, т.к. сейчас в интернете встречается очень много разработок, пояснительных записок учителей, которые используют особые формы уроков в том числе и игровые. Почему я остановился на данной теме? Сейчас во многих городах развивается направление реалити-квестов, это достаточно интересное и познавательное направление в сфере досуга, где человек применяет все полученные знания или обретает новые, и использует их для достижения результата. Я подумал, что можно разработать комплекс уроков-квестов, которые могли бы стать привлекательной инновационной технологией в современном учебном процессе, где ученики могли бы не только применять полученные знания и заниматься своего рода научно-исследовательской деятельностью.

Целью исследования является возможность использования урока-квеста для формирования компетенций у учащихся на уроках информатики.

Различные определения урока-квеста предлагают сами учителя, однозначного научного понятия как такового нет. Поэтому можно постараться исследовать определение квеста, определение урока и объединить данные понятия в урок-квест. Итак квест — приключенческая игра, представляющая собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком, чаще используется понятие в компьютерных играх. Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А. Бударному). Рассмотрим определение компетенции. Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения. (А.В. Хуторской). Соответственно про урок-квест можно сказать следующее: урок-игра, которая представляет собой определенный сюжет или определенную последовательность действий с определенными правилами, с точно установленным временем, на протяжении которого педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы учащихся с целью формирования определенных компетенций. Урок-квест как инновационное направление образования может использоваться как информационная и коммуникационная технология для научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творчества и решения логических задач, именно такие признаки, как исследование и решение логических задач несет в себе квест. Соответственно урок-квест может быть взаимосвязан с другими формами обучения и воспитания и давать лучшие результаты в учебном процессе. Также может быть направлен на формирование соответствующих образовательных компетенций у учащихся, которые предлагает В. Хуторской: развитие логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности [6].

Исходя из формулировки урока-квеста мною были разработаны уроки для 10 и 11 классов МОУ Октябрьской средней общеобразовательной школе. Уроки были сдвоенными и в том, и в другом классе. В 11 классе это была индивидуальная работа только за компьютерами, ученики должны были найти потерянный файл, пройдя ряд различных заданий. В 10 классе школьники работали одной группой, и в их распоряжении был весь компьютерный класс. Также в 11 классе задания были с элементами научно-исследовательской работы, т.е. по программе урок-квест проходил до изучения темы "Базы данных", поэтому им нужно было понять, что делает тот или иной запрос, чтобы перейти к следующему заданию. В 10 классе урок-квест проводился в конце учебного года и в основном был направлен на применение полученных знаний, хотя были темы, которые ученики 10 класса забыли, тогда их работа превращалась тоже в исследовательскую. Оба класса могли пользоваться интернетом. Уроки-квесты включали в себя следующие темы: 10 класс – системы счисления, поиск информации, объектно-ориентированное программирование, устройство компьютера, задачи на алфавитный подход; 11 класс – графический редактор, базы данных Access, электронные таблицы excel, поиск информации, объектно-ориентированное программирование.

Цель данных уроков: применение полученных знаний учащимися на практике для достижения необходимого результата, научно-исследовательская работа с целью формирования компетенций у учащихся. Результат данных уроков-квестов — найти необходимый файл, в котором содержится информация о том, что ученики 10 класса освобождаются от итогового теста и получают за него оценку 5, ученики 11 класса имеют право выбора, за какую контрольную в течение года им поставить оценку 5 в журнал.

Задачи урока:
Применение полученных знаний на практике.
Умение пользоваться интернетом для нахождения нужной информации, т.к. некоторые темы ученики могут забыть, и интернет в этом плане им поможет вспомнить какие-то темы предыдущих лет.
Умение исследовать неизвестную тему и находить поиски решения самостоятельно в книгах или электронных ресурсах.
Умение переводить из одной системы счисления в другую.
Умение находить нужные папки и файлы на компьютере.
Умение использовать устройство компьютера, внешние носители для чтения информации на компьютере.
Умение работать в группе, предлагать свои идеи для решения поставленной задачи, дополнять идеи других своими предположениями.
Развитие логического мышления.
Развитие внимания.

После проведенных уроков вместе с учениками были подведены итоги. Учащимся понравилась такая форма проведения, она наиболее привлекательна в учебно-воспитательном процессе. Все уроки в таком формате проходить не могут, но в качестве обобщающих или предваряющих новую тему могут использоваться на всех предметах помимо информатики, с целью закрепления знаний, исследовательской работы неизвестного вопроса для лучшего усвоения нового материала в дальнейшем, что способствует формированию необходимых образовательных компетенций у учащегося.

Таким образом, урок-квест в образовательном процессе может использоваться как инновационная технология, направленная на формирование у учащихся определенных образовательных компетенций.

Библиографический список:

1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга – приложение 1)/ Под науч. ред. доктора пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.
2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», – 2009. – 192 с.
3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М: Издательский центр «Академия». – 2007. – 368 с.
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Обобразовании в Российской Федерации"
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64




Рецензии:

5.10.2015, 14:09 Иванова Ольга Николаевна
Рецензия: Материал статьи актуален для современного образования, которое делает уклон на формирование соответствующих компетенций у учащихся. Показано применение такой инновационной технологии как урок-квест на практике. Все требования к написанию статьи выполнены. Теоретическая часть достоверно изложена, есть ссылки на литературу. Материал изложен грамотно, даны необходимые определения ,чтобы считать урок-квест инновационной технологией. Материал данной статьи был бы полезен учителям в общеобразовательных школах с целью применения особых форм, методов, способов в образовательном процессе. Статью рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх