Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: История
Размещена 30.09.2015. Последняя правка: 20.10.2015.

КАЗАЧЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ АРМЯНО-РУССКОЙ ДРУЖБЫ

Ульянова Юлия Семеновна

Кандидат исторических наук, доцент

Северо-Кавказский Федеральный университет. Филиал в г. Пятигорске

доцент кафедры социально-гуманитарных наук

Ульянова Юлия Семеновна Северо-Кавказский федеральный университет. Институт сервиса, туризма и дизайна (Филиал) СКФУ в г. Пятигорске Кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук.


Аннотация:
Аннотация: Русское казачество, отличившееся общинной спаянностью своих членов, готовностью к военной службе, не раз проявило свою гражданскую активность, боеготовность во многих регионах России, включая будущую Армению. Это проявлялось в войнах с Турцией и Персией при использовании донских и кубанских казаков наряду с государственными вооруженными подразделениями. Прибывшие в Армению казаки, влились в армянское общество, но не отказались от привычного уклада жизни. Их сплоченность переходила по поколениям, а численность увеличивалась за счет местного населения. Популяризация этих сведений важна для поддержания добрососедских отношений России с Арменией, мира на юге Кавказа.


Abstract:
Abstract: Russian Cossacks, unlike communal cohesion of its members, willingness for military service, not once showed their civic activity, readiness in many regions of Russia, including the future of Armenia. This manifests itself in wars with Turkey and Persia using Don and Kuban Cossacks, along with government armed units. Arrived in Armenia Cossacks, joined the Armenian society, but not abandoned the usual way of life. Their unity of generations passed on, and the number was increased by the local people. The popularization of this information is important to maintain good-neighborly relations between Russia and Armenia, peace in the South Caucasus.


Ключевые слова:
казачество; российские казаки; казачье охранение границ; служба в Армении; объединение в армяно-русские казачьи общества.

Keywords:
Cossacks; Russian Cossacks; Cossack outposts border service in Armenia; the union in the Armenian-Russian Cossack communities.


УДК 930.1.

 

Казачество занимает редкое и уникальное место в составе крупных социальных групп мирового сообщества. Оно предстало как часть формирующейся, крепнущей нации с тенденциями к обособлению от основной ее части вплоть до готовности стать «диаспорой» [1]. Но этот негативизм определился не относительно всей остальной части своей нации, а только в отношении к государственной власти, потребовавшей покорность, уплаты налогов. Диктаторское отношение государственной власти сменилось добрососедским сближением, привлечением к охране границ страны. [5]. В советские годы казачья тема не котировалась. Возрождение интереса к казакам стало складываться в России после 1991 г. Но не всем еще известно, что казаки находятся также и в Армении. Как же это случилось, как к ним там относятся?

С точки зрения исследователя, казачество – военизированное сообщество, занимающее срединное положение между обществом гражданским и военным народным ополчением. В нем определился своеобразный жизненный уклад без прямой подчиненности государственной власти, с полным доверием рядовых членов избираемым старейшинам, атаманам. В местах их проживания смешанные браки не оказались исключенными. Основное трудовое занятие – сельскохозяйственное со слабым присутствием ремесленничества. Название поселений - станица. В связи с постоянством пребывания на обжитой земле названия обществ определились не только национально, но и территориально.

Происхождение казачьих социальных групп официально относят к XY-XYII вв. с исходным их проживанием в лесостепной зоне Восточной Европы. Указывается их преимущественная расположенность на землях современной Украины, в западных регионах России. После этого происходило их продвижение на восток. Упоминания о русских казаках находят в летописях 1444 г. Вначале было их противостояние власти Московского государства, а затем переход к ней на службу.

С наилучшей стороны показали себя казаки Запорожские, Донские [9], Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока. Запорожские завоевали популярность уникальным письмом турецкому султану (1683 г.) неповторимого содержания. Но есть мнения о том, что образование таких групп началось с YI в. до н.э. с наведением страха на «персов и мидян, на греков и арабов, борьбой с татарскими ордами» [4]. Представляется, что в таких случаях военные ополчения сводились к казачьим подразделениям, с чем соглашаться трудно.

Ранее также представлялось, что «казаки это беглые безземельные панские холопы, кабальные люди, крепостные и беглые рабы, которые собирались ватагами, ютились в прибрежных местах и промышляли «чем бог пошлет». Но это опроверг Ознобишин Дмитрий Петрович  (1804 – 1877 гг.), российский академик. Думается, что эта несостоятельная характеристика определилась у тех, кому пришлось пострадать от казаков. После отмены крепостного права в 1861 г. в направлении казаков переселилось немало крестьян с надеждой заиметь участок земли.

Принято считать, что казаки только православные христиане. Преимущественно да, но всецело нет. Определились иудеи на Украине, мусульмане среди горцев Кавказа, а с вступлением в их ряды калмыков даже буддисты. На территории будущей Армении в составе пограничных казаков оказались и армяне. Национальное обогащение казачества в России вызвано сугубо военным их использованием без исключения в составе их членов лиц из местных жителей. Если все это учесть, то важнейшим признаком казачества оказывается не национальность, не расположенность его на каком-то месте, не религиозность, а общинно- ополченческое устройство, боевая готовность.

Русские казаки показывали завидную военную результативность, что объясняется их социальной сплоченностью, внутриродовым патриотизмом, близкими неформальными отношениями. С учетом таких показаний власть делала из них постоянные войсковые части. Их кавалерийские полки удачно подошли к пехотным и артиллерийским подразделениям. Были созданы: Литовско-татарский конный полк, Тунгузский конный казачий полк, Башкирский, Текинский (туркмены), Дагестанский и др. казачьи военные подразделения. Датой образования Терского казачьего войска считается 1577 год [6], [8].

Когда Россия продвигалась на Кавказ, осваивала южные окраины, она старалась усиливать расквартированную армию лицами из местных жителей. Дополнительные вооруженные отряды получали именование казачьих войск, а их жизненный уклад обустраивался по опыту «профессиональных казаков». Такая политика обогащала национальный состав казачества, препятствовала доминированию русских. Но представляется, что в таких случаях новизна была скорее в названии, нежели в устройстве жизни семей добровольцев, которая у казаков общинная. В мирное время казаки результативно выполняли функцию охраны границ государства, удостаиваясь позиции «живого щита». Важность этого показала Кавказская война (1817–1864 гг.). Преданность и воинственность их награждалась предоставлением плодородных земель, освобождением от налогов.

Российские казаки показали не только преданность государственной власти, но и «вольные» действия. Им легче было восставать, раз они вооружены, на конях. История отличилась восстаниями Балаша И. (1632–1634 гг.), Разина С. (1670–1671 гг.), Булавина К. (1707-1709 гг.), Пугачева Е. (1773–1775 гг.) Баловнева М. (1918 г.) и др. Разин С. и Пугачев Е. из одной станицы. Донское войско было официально лишено независимости (после 1709 г.). За ненадежность были расформированы Волжское и Запорожское казачьи войска (1835 г.). Казачьи военные подразделения участвовали в освоении Россией Кавказских территорий в режиме войн с Крымом, Турцией, Персией.

Казаки участвовали в военных операциях российской армии уже в середине XYI в. Они преданно сражались при покорении города Терки (Тюмень, 1559 г.), что было при царствовании Ивана Грозного. Этот завоеванный город был превращен в военную крепость. В нем вместе с московскими стрельцами обустроились также донские, гребенские, и уральские казаки. Название «терских казаков» идет отсюда. Основное смысл военных действий – исключение нападений с юга на территорию своего народа с целью грабежа, пленения людей для превращения их в рабов. Выстроенные напротив устья реки Сунжа укрепления (1567 г.) перекрыли пути набегов конницы крымского хана со стороны Черного моря и Каспия. Но для полноценного изменения нервозного положения в этом регионе понадобилось открытие дороги с Северного Кавказа в Закавказье. При их активных военных действиях казаков был взят г. Тарки (1604 г.). Они участвовали в военных операциях в районе г. Махачкалы (1654 г.). При Иване Грозном, бывшие «вольными», гребенские казаки были привлечены к «государевой службе». Им довелось действовать в качестве пограничных стражников.

По ходу времени отношения кабардинцев, чеченцев и кумыков к русским медленно улучшались. Русские стали казаться не поработителями, что надежно показывали своими действиями персы и турки, а как освободители. Но польза виделась не только в избавлении страдающих от грабежей, политического нажима, но и в ликвидации отсталости в социальном прогрессе, выходе на связь с Европой.

Понимание настроя и умелости русских приносить выгоду соседним народам досталось и армянам. Их патриархи Исайя и Нерсес обратились к Петру I (1723 г.) с просьбой взять под покровительство России свою нацию. Их печалили: потеря Урартского государства (в IX в. до н.э), агрессивное отношение Турции к Грузии, Карабахской и Шемахинской провинциям, зависимое положение армян в Персии. Казаки приняли участие в военных действиях и на этих землях, в экспедиционных и наступательных операциях, в прокладке товарообменного пути в Индию через Персию. Казаки показали свою доблесть в русско-турецкой войне 1787-1789 гг. Из их действий в режиме прибрежной флотилии возникло Черноморское казачество.

Выход на новые территории дислокации обязывал казаков к переселению семьями. Но это радовало их не всегда. В 1792 г. по такому поводу был бунт шести Донских казачьих полков. Казаки оставили своих старшин, вернулись в свой Дон. Но их устрашило вооруженное столкновение с царской армией. Только в 1794 г. они успокоились, вернулись на Кубань. Но в 1792 г. они получили в свое владение город Фанагорию (на берегу Керченского пролива) со всей правобережной кубанской землей. В составе экспедиционных войск, взявшихся за захват Дербента в 1796 г., вместе с правительственными войсками участвовал и Хоперский казачий полк.

Во время царствования Екатерины II для усиления обороноспособностей крепостей Кизляр и Моздок были созданы казачьи станицы: Калиновская, Мекенская, Наурская, Ишерская и Голюнчаевская с заселением 517 семей.

По ходу русско-персидской войны, продлившейся с 1804 по 1813 г., к городу-крепости Эривань вместе двумя батальонами Саратовского мушкетерского полка, тремя Кавказскими гренадерскими полками, полутора батальонами егерей были направлены три сотни кавказских линейных казаков. Но вместе с ними использовались также два батальона тифлисских мушкетеров, три сотни конной грузинской милиции при ожидании присоединения армянских добровольцев. Им пришлось бороться и за взятие армянского г. Эчмиадзина. Казаки действовали в режиме отдельного подразделения, бесспорно подчиняясь приказам, при завидной поддержке друг друга.

В досоветское время у русских казаков выработалась такая преданность своему императору, что социалистический строй предстал для них в качестве общенационального врага. Случились их участие в гражданской войне, эмиграция немалой численности в европейские страны, США после поражения. Эмигрировавшие казаки сохранили свою слитность в Германии, Швейцарии, Австралии. Труднее досталось им единство в США. К оставшимся в стране казакам отношение в стране смягчилось.

Но Великая Отечественная война расположила их по разным сторонам линии фронта. Остатки негативного к ним отношения на родине исчерпались после распада СССР. Воздержание реформаторов Российского государства от восстановления монархического строя их не огорчило. Но в новое время казакам не удалось поднять статус своих ополчений до уровня государственных войск. Их подразделения подошли только для оказания помощи власти в деле обеспечении общественного порядка, действий в чрезвычайных ситуациях. В России создано, успешно действует «Великое Братство Казачьих Войск», контактирующее с казачьими объединениями других бывших союзных республик. («ВБКВ», 26.01.1994 г.). В России это не единственное объединение, такие есть с центрами в Кубани, Гатчине.

Казачья тема по Кавказу предстает и по Северной части этого региона, и по Южной. Русская историко-учебная литература неплохо насыщена сведениями о Донском [9], Терском казачестве [6], [8], которые наиболее популярны. Но скромны сведения о событиях на Южном Кавказе, с республиками из которых у России немало значимые отношения [10].

Казачья по Кавказу тема прорабатывается в Азербайджане, Грузии, но наибольший размах в Армении [2], [3], [4], [7]. Численность казаков в этих республиках разная, примерно 300, 1500 и 5.000 членов соответственно. Не хочется считать, что эти различия - следствие несовпадения политических отношений России с властями этих республик.

Казаки Армении в наше время почитаются в этой республике в составе 102 российской военной базы, выполняющей на южной границе пограничные функции. В ней потомки прибывших из Дона и Кубани русских казаков. Они предстают как члены «Международного армяно-казачьего объединения дружбы и сотрудничества имени Михаила Лорис-Меликова» («МАКО ДС», 24.04.1999 г.). Имя М. Лорис-Меликова (1825 – 1888 гг.), армянина по национальности, удостоилось такой позиции не случайно. Организованный им для участия в войне с Турцией (1877-1878 гг.) Эриванский полк был назван «казачьим» [3]. У такого представительства есть четкий довод:

«Армения не переставала быть ареной военных действий. В связи с переселением армян на Северный Кавказ в различных районах создавались общины, а в ряде мест армяне жили смешанно с другими народами. Так как в этих краях находилось большое количество казачьих поселений, то армяне селились по казачьим станицам, городкам и селениям постепенно смешиваясь с коренным казачьим населением» [4].

Этому деятелю довелось быть Харьковским генерал-губернатором, министром внутренних дел России. Он автор новой Конституции российской империи.

В 1804 г. в Гюмри были расквартированы русские военные. Был организован военный гарнизон. Казачьи группы стали селиться в подходящих селах Эриваньской губернии, просуществовавшей с таким названием в 1849 – 1936 гг. Но этническая консолидация все же взяла верх, они стали устраиваться в своих станицах. Они стали жить в поселках Новопокровка и Гергеры (позднее село Пушкино), селах Привольное и Новоалександровка. Сотня казаков обустроила в Восточной Армении станицу Николаевка. К казакам стали присоединяться высланные на юг молокане и духоборы (1830 г.).

После реформы 1861 г. немалое число получивших свободу крестьян, безземельных двинулись на юг осваивать неиспользуемые земли. Они обустраивались вокруг русских сел. Казаки склоняли их во вступление в свое объединение с гарантией защиты от внешних посягательств. К потомственным казакам стали добавляться «приемные». Число русских поселений в 1886 г. достигло 22. Количество казаков в третьей четверти XIX в. стало настолько внушительным, что имперское правительство решило создать 2-ю Кавказскую казачью дивизию с расположением ее штаба в г. Ереване. Основной персонал составили русские, прибывшие с кубанских, донских и близлежащих к ним мест.

Численность этих казаков упала вследствие случившейся гражданской войны (1918-1922 гг.). Оставшиеся в стране, не эмигрировавшие казаки просуществовали на обустроенных местах все советские годы, но, не избегая призыва в армию. Организационная сплочение их на территории Армении началось после распада СССР, когда они оказались обособленными от родного государства.

Инициатор создания «Международного армяно-казачьего объединения дружбы и сотрудничества» («МАКО ДС») Задоян К.М. Название общества было переименовано в «Международное Армяно-казачье Братство Нить» («МАКБН»). Указание «международности» подсказка о наличия таких объединений и в других местах – в России, на Украине, в Грузии, даже в Болгарии. Особое почитание досталось российскому «Великому Братству Казачьих Войск («ВБКВ»).

Создание «МАКО ДС», а затем и «МАКБН» поддержано составом 102 пограничной базы. Это военное подразделение интегрировано с вооруженными силами Армении, подконтрольно Посольству РФ в республике дислокации. Ему продолжать охрану участка армяно-турецкой границы. В составе его военнослужащих не только русские, но и армяне.

          В совокупности общественных мероприятий указанных объединений первоочередное почитание русских казаков, которые погибли на охраняемой территории. Памятники им возведены в Канакере (Ереван), Ошакане. Недалеко от бывшего Кировакана (ныне Ванадзор) братский покой «120 казаков, отдавших жизни за освобождение армянской земли от персидского ига» [2]. В Гюмри (бывший Ленинакан), где есть «Казачий пост», почитается мемориал «Холм славы». Почитание погибших поддерживаются высоко стоящими властными лицами, католикосом всех армян Гарегином II. Этот духовный лидер увязывает геройство казаков с их христианской верой. Торжественное собрание, посвященное 15-летнего образования «МАКО ДС» (2004 г.), предстало как национальный праздник. На эту встречу были приглашены атаманы из других регионов бывшего СССР.

При прибывшем 20.08.2010 г. в Армению в должности президента РФ Медведеве Д.А. и стоящем рядом с ним президенте Армении Саргсяне С.А. был торжественно открыт в г. Гюмри памятный комплекс погибшим 155 офицерам Русской императорской армии. В числе погибших были и казаки [7]. Эти потери были в боях за крепость Карс. Довелось прибыть в этот турецкий ныне город для выражения почтения павшим здесь российским воинам императору Николаю II (30.11.1914 г.). Во время визита в Армению Медведев Д.А. подписал договор о продлении функционирования 102-й Российской базы до 49 лет, при начальном сроке в 25 лет.

Почитание казаков армянской национальности стало осуществляться также через «Совместное объединение армянских казачьих сил» («СОАКС»), созданное 28.07.2011 г. Его образовали кадровые военные, историки Национальной Академии республики, казаки не только Армении, но и разных областей России и Украины. Состав членов – сотни лиц. Ценность этого объединения предстала в виде возрождения и сохранения обычаев, традиций казаков. Вместе с этим содействие контактам ветеранов с молодежными объединениями республики. Но это также и в пользу связей с казачьими объединениями России, Украины, других стран. Руководители «СОАКС» приняли участие в IY Всемирном конгрессе казаков, проведенном в честь 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 г. (28.10.2012 г.).

Все 5.000 казаков Армении зачислены в резервные войска этой страны [4]. Здесь, как и в соседних республиках, ценится их служебный опыт, боеготовность, участие в патриотическом воспитании. Без особых усилий видится вклад казачьих объединений во взаимопонимание России и Армении, ориентацию Армении на сближение не с Европейским Союзом, находящимся под заметным влиянием США, а с СНГ, где лидерство в нем России.

Указанная позиция была выражена и по ходу организационного сближению зарубежных диаспор армян (наличие 12 млн. армян) с Армянской республикой (3 млн. армян). Со ссылкой на численное преимущество армян за пределами родного государства эти «иностранные армяне» предлагали делегации Армении создать наднациональный административно- управленческий орган, стоящий над правительством Армении. Делегаты Армении, заинтересованные в интеграции всех своих зарубежных диаспор друг с другом и со своим государством, на это не пошли. Свое преимущественную позицию они обосновали государственным устройством своей доли армян. Если искать аналогии, то такое было и в Казахстане, не менее заинтересованной в репатриации потомков лиц своей национальности, находящихся за рубежом. Президентом «Всемирного армянского конгресса» является глава «Союза армян России» Абрамян А.

В Армении казаков русской национальности «диаспорой» не именуют, у них сугубо национального варианта единства нет. Они свои социальные и политические позиции ставят выше национальных [10]. Они крепки перед подстрекательскими замашками зарубежных спецслужб, служат родине предков своим интернационализмом, данной присяге.

Боеготовность казацких общин нельзя воспринимать как мучительную мечту на участие в военных действиях. Их политизация ограничивается преданностью, верностью власти территории своей дислокации. Им нужны независимость государства, мир при обороноспособности страны, продолжение своего существования без выстрелов и орудийных канонад. Но ради этого пропаганда военных успехов Родины, почитание заслуженных офицеров, патриотическое воспитание молодежи. Им не подходит все то, что ослабляет страну, ее обороноспособность.

Из приведенных сведений напрашиваются и другие выводы. Исторический процесс породил военизированные варианты обществ, затруднившихся в выборе между независимой первобытной общиной и государственным устройством совместно обживших территорию людей. Были и противостояние их государственной организации, и терпимость, но победила включенность для обеспечения обороноспособности страны. В России им достались функции защиты границ, расширения территории, но ради выгод, страдающих от гнета наций.

Расширительные действия России на Южном Кавказе с содействием казаков уникальны, эти лица на новых местах прижились без каких-либо конфликтов со здешними нациями. Мало того, они продолжают цениться, как защита от возможных внешних агрессий. Их присутствие в республиках Южного Кавказа неравное, лидирует Армения.

Южно-кавказское казачество вносит посильный вклад во взаимопонимание, дружбу здешних народов с народами России при всех помехах властей враждебных странам государств. 

Библиографический список:

Литература 1. Адибекян О.А. Этнодиаспорология. – Саарбрюккен (Германия): Palmarium ): Palmarium academic publishing, 2014. – 96 с. 2. Армяно-казачьему объединению исполнилось 15 лет [Электронный ресурс]. URL.http://kazak-center.ru/news/armjano_kazachemu_obedineniju_ispolnilos_15_ let/ 2014-07-05-2830/ (дата обращения 15.10.2015). 3. Армянское казачество. [Электронный ресурс]. URL. http://k4500.com/history/ 1953-armyanskoe-kazaches tvo.html/2012-07-11/ (дата обращения 15.10.2015). 4. Договора и соглашения ВБКВ. Казачество в Армении. [Электронный ресурс]. URL. http://vbkv.ru/publ/1-1-0-22/ (дата обращения 15.10.2015). 5. Дулимов Е.И. Государство и казачество: проблемы взаимодействия. Монография. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного университета, 2002. – 334 с. 6. Заседателева Л.Б. Терские казаки. – М., 1974. – 215 с. 7. Казачество Армении встанет на научные основы [Электронный ресурс]. URL. http://armunitedcossack.com/web/index.php?catid=14:2011-12-07-14-50-48&id= 18: 2011-09-15-13-07-57&Itemid=25&lang=ru&option=com_content&view=article/ (дата обращения 15.10.2015). 8. Омельченко И.Л. Терское казачество. Автореф. на соиск. уч. ст. к. ист. н.- Владикавказ, 1997. - 24 с. 9. Рыблова М.А. Донское братство: казачьи сообщества на Дону в XVI - первой трети XIX в. - Волгоград, 2006. - 342 с. 10. Семенов И.Я. Русские в истории Армении. – Ереван, 2009. – 300 с.




Рецензии:

6.10.2015, 19:46 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Рецензия на статью Ульяновой Юлии Семёновны кандидата исторических наук, доцента Северо-Кавказского Федерального университета. Филиал в г. Пятигорске Казачье направление поддержки армяно-русской дружбы для научного журнала «SCI-ARTICLE.RU» С удовольствием познакомился со статьёй Ульяновой Ю.С. приоткрыл для себя тему казачества в Армении и её связи с российскими казаками. Статья отличается новизной и актуальностью. Сопоставление исторических фактов и современного положения казачества, а также возможность усиления на этой основе сотрудничества России и Армении делает работу полезной для обоих государств. Безусловно такие работы должны публиковаться в современном политизированном обществе. Вместе с тем необходимо отметить некоторые недостатки, которые необходимо исправить: 1. стиль изложения достаточно сложный для восприятия («Негативное отношение к эмигрировавшим казакам исчерпалось после распада этого Союза, когда стала восстанавливаться предпочтенная ими рыночная экономика».) Такие обороты присутствуют во многих местах. («Почитание погибших далось высоко стоящим властным лицам, католикосу всех армян Гарегину II.»); 2. исправить грамматические и синтаксические ошибки; 3. список литературы оформлен разнородно, особенно это касается доступа к интернет-источникам (есть ссылка, но нет периода доступа); 4. на мой взгляд, следует переделать заключение (выражение «При всем этом вклад русско-армянского казачьего сотрудничества в поддержание взаимопонимания и дружбы между Россией и Арменией заметен, достоин учета».) явно не может выглядеть как заключение к научной статье. После ликвидации указанных недостатков работу можно публиковать. Доцент, кандидат исторических наук, УО "Гродненский государственный медицинский университет" Гресь С.М.

29.11.2015, 16:57 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Тема статьи Ульяновой Ю.С. действительно актуальна, особенно ценна она для исследования различных аспектов российско-армянской дружбы.



Комментарии пользователей:

2.10.2015, 16:11 Козин Сергей Владимирович
Отзыв: Юлия Семёновна актуальность статьи не вызывает сомнения. Мне только кажется, стоит сделать заключение более основательное.


5.10.2015, 20:49 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Уьянова Юлия Семеновна, к.и.н. Уважаемый Козин С.В. Я признательна за Ваш лакончиный отзыв, не лишенный замечания. Суть статьи в показе армяно-русской дружбы в рамках казачьего объединения. Что касается позиций азербайджанских исследователей, то они указаны мимоходом, исходя из объема статьи. Статья не в состоянии освещать пономасштабно армяно-турецкие, армяно-азербайжанские отношения, так как это большая, самостоятельная тема. Сообщаю, что мною в соавторстве представлена для публикации в этом журнале близкая по теме статья: Ульянова Ю.с., Гулян Ж.К Исторические предпосыслки и ситуационные условия турецкого геноцида армян. - 6 стр. А до этого опубликовано с моим участием: Адибекян О.А., Ульянова Ю.С. Логические приемы и социо-политические средства азербайджанского карабаховедения. - Пятигорск, 2005, что указано в списке литературы. При всем желании, я не могу пойти Вам навстречу.


20.10.2015, 16:52 Ульянова Юлия Семеновна
Отзыв: Ульянова Юлия Семеновна. Мною замечания рецензентов с благодарностю учтены, содержание статьи изменено. Если будут повторные замечания, предложения, я отреагирую.


Оставить комментарий


 
 

Вверх