Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Философия
Размещена 14.10.2015.

Селфи: к постановке проблемы

Кислых Дина Николаевна

кандидат философских наук

Курская академия госслужбы

преподаватель

Аннотация:
Данная статья посвящена философскому осмыслению селфи как наиболее распространенного феномена информационной эпохи. Благодаря бурному развитию мобильных и сетевых технологий, увлечение селфи стало популярным, но не столь безобидным, как считают многие.


Abstract:
This article is devoted to philosophical reflection selfie as the most common phenomenon of the information age. Thanks to the rapid development of mobile and web technology, the selfie craze has become popular, but not as harmless as many believe.


Ключевые слова:
селфи; мобильные технологии; идентичность человека; самоконструирование; деконструкция.

Keywords:
self; mobile technology; the identity of the person; self-construction; deconstruction.


УДК 77

Селфи (от англ. self – сам, себя, лично) – разновидность автопортрета, когда человек фотографирует сам себя с вытянутой руки, чаще всего, на мобильный телефон. В 2013 г. Оксфордский словарь признал «селфи» словом года.

Увлечение селфи в современном глобализирующемся мире приобрело характер «повальной катастрофы». Сегодня трудно найти человека, который не отправлял бы хоть раз свое фото в твиттер в социальных сетях, на форумах или чатах. Селфи для многих является невинной забавой, для некоторых популярным хобби и даже есть такие, для которых это стало смыслом жизни. При этом среди специалистов все чаще звучат голоса о том, что селфи – есть род психического расстройства. Так, Американской психиатрической ассоциацией селфи официально признано обессивно – компульсивным расстройством, характеризующееся постоянным желанием фотографировать себя и выкладывать снимки в социальные сети, чтобы компенсировать отсутствие самоуважения, путем набора большого количества лайков и восполнить дефицит положительных эмоций. [4].

Попробуем разобраться. Так ли уж все выглядит безобидно или опасения научных экспертов в этой области вполне оправданны и не беспочвенны. Действительно, психологи утверждают, что с помощью своих фото человек может утолить психологический голод в поисках самоидентификации, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве. Любопытно, что селфи делаются человеком, когда он живет красивой и насыщенной жизнью, редко когда селфи делаются в несчастные унылые моменты его жизни.

Защитники селфи, считают, что это путь к выздоровлению человека, принятие себя со всеми недостатками и изъянами, позволяющее жить открыто и демонстрировать себя. Разумеется, рост популярности селфи связан с информационным бумом, развитием масс-медиа и виртуальных сетей, мобильных технологий. Но ведь глубинная причина одержимости селфи скрыта в самой человеческой природе и тому есть вполне рациональной объяснение.

Потребность в идентичности – специфически человеческая особенность. Поиск индивидом своей идентичности обуславливает его личностную многомерность, расщепленность, экзистенциальную неуспокоенность, принципиальную «не заданность» в мире. В этой связи уместно вспомнить слова Э. Фромма, заметившего, что «человек - это живое существо, осознающее себя как самостоятельную величину и способное сказать «Я». В отличие от  животного, которое «растворено» в природе, детерминировано им, не трансцендирует, не осознает себя, а потому лишено потребности в самотождественности, человек вырван из природы, наделен разумом и пред­ставлениями, он должен сформировать представление о самом себе, должен иметь возможность говорить и чувствовать: «Я есть Я» [3, с.477].  

Таким образом, идентичность – понятие фундирующее бытие человека. Селфи – попытка найти свою идентичность, создать новые образы своего личностного «я», определить и переопределить уже сложившееся мнение о себе. Таким образом, делая селфи, человек формирует высказывание о себе. Антрополог Дженнифер Оуллет, автор книги «Me, Myself and Why: Searching for the Science of  Self» («Я: поиск науки самопознания») считает селфи виртуальным аналогом материальных тотемов в первобытных обществах. Цель их – синтезировать внутренний мир с внешним. Это одна из форм личного перформанса, заявление о самоидентичности, возможность «упаковать» себя и свой мир в правильную обертку, даже если в реальности все по-другому [2]. Но ведь из осколочных образов своего «я», запечатленных на фотоснимках, целостную картинку с духовным содержанием не выстроишь. «В мире всепобеждающей рекламы и тотального маркетинга человек начинает считать себя социальным товаром, и сам часто не замечая, что ищет возможность «продать» себя обществу». [5]

Думается, что селфи – это не способ самоконструирования своего «я», а метод деконструкции себя, путем «раскладывания» себя на множество повседневных ускользающих мгновенных фотоснимков, теряющихся в череде других. Обратимся к  Ролану Барту с его комментариями к фотографии вообще: «Фотография до бесконечности воспроизводит то, что имело место всего один раз; она до бесконечности повторяет  то, что уже никогда не может повториться в плане экзистенциальном. Событие в ней никогда не выводит за собственные пределы к чему-то другому; фотография сводит упорядоченную совокупность (corpus) к телу, которое я вижу. Она являет собой абсолютную Единичность, суверенную, тусклую и как бы тупую случайность»[1, с. 2]. Другими словами, запечатлевание себя с помощью фотографии – это «ловкая диссоциация сознания собственной идентичности».

Селфи приучает к поверхностному восприятию реальности. Важно не то, что внутри, а то, что идет на камеру. Событие считается антуражем, признанным подчеркнуть акт самореализации. А превратившись в фон, мир обесценивается. Катастрофа, преступление, смерть отныне – не более, чем декорации для «удачного» снимка. В сетях размещено значительное количество селфи с похорон, но даже здесь камера центрирует внимание человека на своей персоне. Еще более трагичны селфи ценою в жизнь, - например, за рулем автомобиля и по ужасной случайности, выстрелив  в себя из пистолета (сработала синхронизация рук).

Селфи становится возможностью самоутвердиться в бытии. Постоянно фотографируясь человек словно получает подобие осмысленности: жить, для того, чтобы существовать ….на фото! Через селфи человек пытается приобрести ту уверенность, которой ему не достает в настоящем. Только подлинно ли все это?

Думается, что поиску истинных смыслов и открытию подлинного бытия посвящена почти вся классика философской мысли. Здесь и стоит искать ответы. Делая небольшой философский экскурс вглубь веков и обращаясь к немецкому экзистенциалисту М. Хайдеггеру, мы встречаем детальный анализ концепции подлинного и неподлинного бытия человека, - тема, которая стала ведущей в его творчестве. Именно Хайдеггеру принадлежит понятие «das Man» (неподлинное бытие) – отчужденная человеческая повседневность. Это то, пространство, где над людьми господствуют другие люди, вещи, события, где «индивидуальность успокаивается в праздной болтовне»(М. Хайдеггер). На наш взгляд, живя селфи, человек пребывает в хайдеггеровском «das Man», становясь зависимым от мнения других, тех, кто одобряет или не одобряет посредством лайков фото селфингистов в виртуальном пространстве.

Ясно, что увлечение селфи может иметь и совсем  разрушительные последствия для психики человека. Как здесь не привести в пример, уже нашумевшую историю о 19 – летнем британце Дэнни Боумене, который признан первым в своей стране больным «селфи – манией». Вот его собственный комментарий: «…я был в непрекращающемся поиске идеального селфи. Когда же я понял, что не смогу его сделать, мне захотелось умереть, - я потерял друзей, здоровье, бросил учебу и почти лишился жизни» [6]. Таким образом, для данного персонажа погоня за идеальным селфи,  - это погоня за ложными ценностями, ставшими подлинным смыслом его существования. Видимо, у селфи больше минусов, чем плюсов. При этом каждый современный критически мыслящий человек должен сам сформировать четкое отношение к этому явлению.

Библиографический список:

1. Барт Ролан. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. Издательство «Ad Marginem»., М., 2011.
2. Jennifer Oullette. Me, Myself and Why: Searching for the Science of Self. Library of Congress CATALOGING – IN – PUBLICATION DATA. – 2014. – 264 р.
3. Фромм Эрих. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.
4. [Электронный ресурс]: URL: http:/ www.eltuicia.ru /sindrom – selfi – durnaya privychka – ili – psixicheskoe – zabolevanie. html
5. [Электронный ресурс]: URL: Sib.fm / news/ 2015/05/07/student – novosibirskogo – universiteta – izuchil – silfi – kak- fenomen
6. [Электронный ресурс]: URL: Sanurvolmaris.my page.ru /selfi. Html




Рецензии:

14.10.2015, 10:05 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Приводимые сведения касаются зарубежья и для многих россиян они предстанут как "импортируенемый" продукт. Но, если учесть освоение телефонных фотоаппаратов и в этой стране, то возникшие за рубежом проблемы возникнут и в России. Поэтому россиянам стоит обо всем этом знать, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох. Статья достойна публикации, слабых показаний нет. Замечание такое. Кто-то может хотеть рекламы своей внешности, а кто-то станет этого избегать, чтобы на улице его не опознавали.

15.10.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Кислых Дина Николаевна:
Благодарю за внимательное прочтение статьи и за то, что нашли время для рецензии! Не совсем согласна, что явление селфи характерно лишь для зарубежья и совсем не касается российских реалий, стоит просто заглянуть в виртуальное пространство соц.сетей, чтобы убедиться в обратном. Явление - это массовое и повсеместное.

14.10.2015, 10:20 Крылов Дмитрий Анатольевич
Рецензия: Поднятая в статье тема имеет шансы вырасти в масштабное исследование. Впрочем, уже сейчас можно определить направленность работы - идеи Барта Ролана. Неким вызывающим сомнения аспектом выступают рассуждения о пользе или вреде сэлфи. Это больше подходит для журналистики, чем для философии. Статья имеет завершенный вид и может быть рекомендована к публикации.
15.10.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Кислых Дина Николаевна:
Благодарю за то, что уделили время и прочли статью, оставили рецензию. Действительно, в данной статье я опирались преимущественно на идеи Р. Барта (в данном контексте это весьма уместно и любопытно), но в дальнейшем, буду расширять поле исследовательской литературы. Рассуждая о пользе и вреде селфи, затрагиваются, скорее, психологические аспекты этого явления и его влияния на психику человека.

14.10.2015, 12:51 Ковалева Светлана Викторовна
Рецензия: Статья злободневная, актуальность ее бесспорна, ибо молодежь все чаще и чаще проживает свою жизнь в виртуальном пространстве, в котором отсутствует подлинный смысл человеческого существования. Селфи - это один из способов отвлечься от реальности и погрузиться в мир фантазии. Автор заслуживает поддержки в своих исследованиях, поэтому статью необходимо опубликовать. Единственное замечание: в библиографическом списке под номерами 4,5,6 стоят только ссылки на электронный ресурс, но не указан автор, опубликовавший материал на данном сайте, название материала, хотя эта информация там представлена. Надо доработать, чтобы было грамотно и профессионально оформлено. И еще, с учетом замечания уважаемого рецензента Адибекяна О.А., я бы посоветовала почитать труды нашего российского философа, филолога Я.Э. Голосовкера: "Имагинативный Абсолют", "Логика мифа" и др. Только человек способен создать в своем внутреннем мире идею бессмертия, сквозь призму которой он стремиться что-то оставить после себя. Селфи - это формализм творчества или искажение важной для человеческого бытия идеи бессмертия.

15.10.2015, 17:06 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья актуальна, логична, обладает авторской новизной. Соответствует основным квалификационным требованиям. рекомендуется к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх