Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Информационные технологии, Методика преподавания, Образование
Размещена 19.10.2015. Последняя правка: 19.10.2015.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРНЕТ – ПРИЛОЖЕНИЯ КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ЗВЕНО В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Борзилова Юлия Сергеевна

нет

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

магистрант, кафедра систем информатики

Каличкин Артем Олегович, ассистент факультета информационных технологий, Новосибирский государственный университет


Аннотация:
рассмотрены общие принципы обучения студентов в ВУЗах, приведена в пример новая система электронного дистанционного обучения – e-Learning Managment System. Перечислены некоторые сервисы, использующие такие системы. Выявлены их преимущества и недостатки при использовании в процессе обучения.


Abstract:
review of general principles of training of students in universities, refer to the prime a new system of electronic distance learning - e-Learning Managment System. It lists some of the services that use such systems. Identified their advantages and disadvantages when used in the learning process.


Ключевые слова:
системы LMS; дистанционное обучение; работа в команде

Keywords:
LMS; distance learning; team working


УДК 378.147

В сложившейся практике обучения студентов преобладает индивидуальная деятельность. Курсовые и дипломные работы разрабатываются студентом единолично, под руководством научного руководителя. При такой организации обучения трудно сформировать компетенции, связанные с командной работой, обучить и закрепить на практике навык владения специальными инструментальными средствами коллективной разработки проектов. Заканчивая учебное заведение, молодой специалист сталкивается с задачами, разрешимыми только в рамках определенного рабочего коллектива. Одним из ярких примеров является процесс разработки и реализации крупномасштабного программного обеспечения.

Ключевой фактор эффективной работы команды – сбалансированная и четкая коммуникация. В настоящее время для организации командной работы пользуется широким распространением применение LMS (Learning Managment System )– систем.

Для разрешения перечисленных проблем существуют автоматизированные системы управления обучением, распространяемые в основном через сеть Интернет. Они позволяют объединять группы пользователей для проведения лекций, семинаров, тестирования в режиме реального времени. Такие системы носят название e-Learning Management System (e-LMS, LMS) – системы электронного дистанционного обучения.

Система дистанционного обучения – одна из групп средств организации электронного обучения. Часто популярные:

  • Authoring Packages, авторские ПП (программные продукты);
  • Content Management Systems (CMS), системы управления контентом;
  • Собственно LMS;
  • Learning Content Management Systems (LCMS), системы управления учебным контентом.

LMS - системы в различных случаях служат как вспомогательный компонент для контроля учебной деятельности студентов, так и полностью могут заменить физическое присутствие всех участников учебной группы в одном месте. Наибольшее распространение получила система Moodle; также среди таких систем можно выделить ATutor, ILIAS, а также новый сервис от компании Google –Classroom. Остановимся на каждой из них более подробно.

Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Основная учебная единица, используемая в сервисе Moodle - учебные курсы. Разработчики позволяют организовывать следующие возможности в рамках каждого курса [1]: 

  • Коммуникация преподавателя и учащихся. Обеспечивается с помощью форумов, чатов;
  • Возможность электронного документооборота (архивы, файлы, лекции);
  • Обеспечение проверки знаний посредством тестовых заданий (открытые/ закрытые ответы). Результаты можно выполнять как в самом сервисе (закрытое тестирование), так и отправлять ответы в электронном виде;

ATutor – бесплатная (на базе Open Source) система управления учебным контентом, включающая возможность предоставления доступа и приспособления в зависимости от потребностей пользователя. Преподавателям открываются возможности быстрого создания и редактирования  учебных курсов, а также размещения курсов для доступа в сети. Студенты, в свою очередь, получают адаптируемую среду обучения [2].

ILIAS - система распространена в ВУЗах, прежде всего в немецких. Основные возможности сервиса [3]:

  • Личный рабочий стол с портретами о сокурсниках онлайн, новой почте, новых сообщениях на форуме;
  • контекстная справочная система для студентов и авторов;
  • Интерфейс пользователя и администратора;
  • Многоязычность, поддержка русского языка.

Google Classroom создавалась в качестве ещё одной службы Google, которую можно использовать для образования, как и уже известные Gmail, Docs и Drive. Но, хотя в настоящий момент существует множество решений по оптимизации классной работы в Google Drive, служба Google Classroom готова обеспечить пользователей универсальным решением для работы - путём объединения быстрой интеграции с Google Drive, удобного интерфейса и новых возможностей, столь необходимых педагогам. Основные возможности сервера [4]:

  • Настройка класса. Для каждого класса создаётся свой код, который ученики могут использовать для присоединения к сообществу.
  • Интеграция с Google Drive. Когда учитель использует Google Classroom, папка «Класс» автоматически создается на его диске Google.
  • Организация. Когда ученики используют Google Classroom, папка «Класс» создается на странице их Google-диска с вложенными папками для каждого класса, к которому они присоединяются.
  • Автоматизация. При создании задания в виде Google-документа, платформа будет создавать и распространять индивидуальные копии документа для каждого ученика в классе.
  • Сроки. При создании задания учитель указывает срок выполнения работы.
  • Работа/Исправление. Когда ученики приступили к своей работе, учитель может обеспечить обратную связь в тот момент, когда ученик находится в статусе «Просмотр» («Viewing»).
  • Удобный обзор. И учителя, и студенты могут видеть все задания на главном экране Google Classroom. Это позволяет контролировать работу сразу в нескольких классах.
  • Связь. Благодаря сочетанию классных объявлений, созданных учителем, и интегрированным возможностям комментирования заданий, у преподавателей и студентов всегда есть возможность поддерживать связь и быть в курсе статуса каждого задания.

Применение систем дистанционного обучения, несомненно, помогают в организации деятельности студентов. Однако в большинстве случаев использование таких систем делает деятельность студента индивидуальной, а не групповой. Как показывает практика, при устройстве на работу молодые специалисты мало приспособлены полноценно работать в команде. Поэтому при использовании систем дистанционного обучения необходимо соблюдать баланс между индивидуальным заданием и решением групповой задачи. Такое равновесие позволит [5]:

  • Демонстрировать обучающий материал в управляемом ведущем потоке;
  • Выполнять индивидуальные задания;
  • Выполнять совместную работу с материала на "столе совещаний", обсуждать, уточнять, дополнять как проектные артефакты, так и планы по проекту;
  • Проводить наглядный разбор ошибок; 
  • Вести открытое групповое обсуждение.

Среди рассмотренных в статье систем LMS вышеперечисленным критериям может удовлетворять только сервис Google. Несмотря на это, все системы дистанционного обучения студентов рекомендуется совмещать с работой в группах, что повысит профессиональные навыки будущих специалистов.

Библиографический список:

1. Moodle [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.moodle.org.
2. ATutor [Электронный ресурс]. – Режим доступа: atutor.ca.
3. ILIAS [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ilias.de.
4. Classroom Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: classroom.google.com.
5. Борисова А. А. Стратегия трудоустройства студентов ВУЗов [Текст] / А. А. Борисова // Известия ИГЭА. – 2012. - № 4(84). – С. 96 – 100.




Рецензии:

19.10.2015, 12:31 Азевич Алексей Иванович
Рецензия: Статья носит носит актуальный характер. Однако автор, в основном, описывает функционал различных дистанционных систем обучения. Сравнение СДО проведено поверхностно. Практически отсутствуют примеры использования СДО в практической деятельности педагога. А это, несомненно, повысило бы и качество статьи и её практическую значимость. А.И.Азевич, доцент МГПУ.

19.10.2015, 15:25 Лебедева Татьяна Евгеньевна
Рецензия: Статья носит обзорный характер и требует доработки, на предмет включения примеров практического использования перечисленных автором видов дистанционных систем.

26.10.2015, 1:52 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнений. Основные недостатки, которые нужно исправить: выделить цель и задачи статьи, теоретический обзор подкрепить практическими примерами, недостаточно полны выводы,отсутствуют авторские предложения. После исправления указанных недостатков можно рекомендовать к публикации

6.04.2016, 3:51 Чуднова Ольга Владимировна
Рецензия: Было бы неплохо в статье отразить и недостатки информационных технологий и возможные пути их устранения/корректировки/смягчения. В целом статья интересна и актуальна. Рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

26.10.2015, 2:01 Слипчишин Лидия Васильевна
Отзыв: Уважаемая Юлия Сергеевна! Если вы определите цель и задачи, содержание статьи будет раскрываться логично (проанализировать.., определить..., предложить.... ). Соответственно, если выявляются недостатки, желательно указать способы или пути их искоренения.


Оставить комментарий


 
 

Вверх