Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Педагогика, Информационные технологии, Образование
Размещена 16.10.2015. Последняя правка: 15.10.2015.
Просмотров - 4048

Применение Excel для вычисления количества боеприпасов

Гужвенко Елена Ивановна

доктор педагогических наук, доцент

Рязанское высшее воздушно-десантное командное ордена Суворова дважды краснознаменное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова

доцент

Тумаков Николай Николаевич, Рязанское высшее воздушно-десантное командное ордена Суворова дважды краснознаменное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, кафедра вооружения и стрельбы, старший преподаватель; Гужвенко Василий Юрьевич, Рязанское высшее воздушно-десантное командное ордена Суворова дважды краснознаменное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, курсант


Аннотация:
В статье приведён пример профессионально ориентированного задания по информатике с использованием табличного процессора. Задание используется при изучении Excel в военном вузе.


Abstract:
The article gives an example of a professionally-oriented tasks on computer using spreadsheet. Setting used in the study of Excel in military high school.


Ключевые слова:
информатика; обучение; военный вуз; задачи профессиональной направленности

Keywords:
computer science; training; military college; tasks of a professional orientation


УДК 37.022: 681.3 (075.8)

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος – путь) – процесс взаимодействия между педагогами и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения [2]. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике методы обучения подразделяются на три группы:

1 Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности); индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).

2 Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.

3 Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:  поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие.

Наиболее результативным является активное обучение – оно представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств [3].

Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьёзных положительных результатов считается активное участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого звена вуза и ответственных государственных структур, то есть всех субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации.

Методы активации учебного процесса различны, один из способов сделать обучение наиболее успешным – использовать профессионально значимые задания, такие, чтобы обучаемые видели перспективы изучения учебного предмета, его использование в деятельности офицера.

Ведущие педагоги выделяют следующие принципы активного обучения, реализуемые при организации учебного процесса [3]: индивидуализация, гибкость, элективность, контекстный подход, развитие сотрудничества.

Использование методов активного обучения в педагогической практике – решение проблемы активизации учебной деятельности в вузах, так или иначе, лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких, давно ставших привычными и трудноразрешимыми, проблем высшей школы, как: необходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса. На введение в обучение эмоционально-личностного контекста профессиональной деятельности. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.

В числе комплексных средств, в наибольшей степени реализующих указанные принципы организации учебного процесса, можно назвать практико-ориентированные системы заданий. Частично принципы реализуются при увеличении числа практических занятий, реализации программ индивидуальной подготовки, введении модульных систем, элективных курсов и др.

При обучении информатике и информационным технологиям на факультете специального назначения опробована и успешно используется методика активизации получения знаний курсантами, базирующаяся на использовании задании профессиональной направленности.

Некоторые задания позволяют закрепить значимые сведения, полученные на военно-специальных кафедрах, некоторые являются пропедевтическими для специальных дисциплин, но также значимыми для профессиональной деятельности офицера спецназа. На кафедре разработан практикум, в котором к каждому занятию разработаны специальные задания, которые курсанты выполняют с использованием средств информационных технологий. Рассмотрим некоторые из заданий одного занятия по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности».

Разработке  отчетных и планирующих служебных документов с использованием средств информационных технологий в Вооружённых силах Российской федерации уделяется не так много времени, эти вопросы изучаются частично на дисциплине «Управление подразделениями в мирное время», однако автоматизация разработки служебных документов рассматривается лишь немного – при изучении информатики. Также нет спецкурсов по автоматизации делопроизводства в подразделениях, например, в роте, на кафедрах, поэтому зачастую документы выполняются так, как это могут выполнить исполнители, а об автоматизации служебного делопроизводства речь не идёт. Рассмотрим пример проведения одного занятия по Excel, где изучаются вопросы подготовки формализованных документов для расчёта количества боеприпасов, необходимого для выполнения различных упражнений по огневой подготовке [1].

Преподаватели кафедры огневой подготовки и офицеры подразделений, а также работники склада РАВ постоянно сталкиваются с необходимостью выполнять расчёт боеприпасов, необходимых для проведения занятий. Курсанты – будущие офицеры, поэтому им необходимо уметь быстро и правильно выполнить расчёты. Для этого удобно использовать электронные таблицы, содержащие не изменяющиеся сведения, а также условия упражнений, которые будут выполнены на занятиях. Курсанты должны заполнить таблицу о количестве боеприпасов,  необходимом для поражения целей при стрельбе из стрелкового оружия, вооружения БМП-1 и БТР, затем на основании условий конкретного стрелкового упражнения, учитывая оружие, дальности до целей, заполнить итоговую расчётную таблицу. В начале занятия курсанты повторяют теоретические сведения, изученные ими на огневой подготовки, приведенные также в практикуме [1], осуществляя связь между дисциплинами.

Теоретические сведения

Для подсчёта количества боеприпасов, необходимых для поражения целей при выполнении упражнений для каждого вида оружия, определяют: положения для стрельбы (способы стрельбы), из которых в соответствии с созданной тактической обстановкой наиболее целесообразно выполнять огневые задачи; средние дальности стрельбы.

Затем, руководствуясь данными таблицы  1, вычисляют количество боеприпасов, необходимое для поражения целей [1].

Необходимо учесть, что в зависимости от метеорологических условий (боковой или косой ветер со скоростью более 10 м/с, порывистый ветер, снегопад, дождь, туман) и других усложненных условий стрельбы (стрельба с ходу, через бойницы и поверх борта БМП) и при стрельбе ночью решением руководителя боевой стрельбы количество боеприпасов может быть увеличено, но не более чем в 1,5 раза.

Патронов с трассирующими пулями должно быть не более 25 % от их общего количества.

В таблице 1 в знаменателе указано количество патронов при стрельбе из 5,45-мм автомата и ручного пулемёта; из снайперской винтовки – снайперскими патронами.

При стрельбе из  ГП-25 30 %  патронов, выделяемых для стрелка, заменяется на  ВОГ-25 в соотношении 3:1.

Средняя дальность стрельбы определяется как среднеарфметическая величина между дальностями открытия огня и прекращения огня.

Расход боеприпасов при стрельбе из автоматического гранатомёта АГС-17 указан в руководстве по этому гранатомёту.

Таблица 1 – Количество боеприпасов,  необходимое для поражения целей при стрельбе из стрелкового оружия, вооружения БМП-1 и БТР
0

Для выполнения на занятиях по огневой подготовке разработано упражнение «Стрельба с места по движущимся (появляющимся) целям».

Цели:

-  атакующая группа пехоты – две ростовые фигуры (мишень № 8) на фронте до 3 метров, движущиеся под углом 15-25° к плоскости стрельбы со скоростью 2–3 м/с на протяжении 60 м;

- залёгшая пехота – две фигуры – ручной пулемёт (мишень № 10) и стрелок – грудная фигура (мишень № 6) на фронте не менее 6 м, появляющиеся на 30 с;

- атакующий стрелок (мишень № 8) появляется два раза по 10 с, промежуток – 10 с; для снайперской винтовки – ручной пулемёт (мишень №10) появляется два раза по 10 с, интервал 15 с.

Положение для стрельбы: стоя из окопа с упора (с сошек).

Дальности до целей, м

Вид оружия

Цели

атакующая группа пехоты

залегшая пехота

атакующий стрелок

АК

400

300

200

ПК

500

400

300

СВД

500

400

200

 

Задание 1. Используя приведённые выше данные, рассчитать количество боеприпасов, если по условиям занятия для выполнения упражнения использовать только СВД. Стрельба производится днём снайперскими патронами.

Выполнение задания 1.

Изучая условие упражнения «Стрельба с места по движущимся (появляющимся) целям», получаем, что на упражнении будут использованы пять мишеней:

№ 8 – ростовые фигуры – 2 шт.;

№ 10 – ручной пулемёт – 1 шт.;

№ 6 – стрелок – 1 шт.;

№ 10 – ручной пулемёт – 1 шт.

1 Чтобы рассчитать количество боеприпасов для СВД (по условию задания 1 для выполнения упражнения использовать  только СВД), необходимо составить в Excel таблицу по образцу (рисунок 1), расположив её на листе Данные. Для удобства вычислений каждое число, означающее количество боеприпасов, поместить в отдельную ячейку.

1
Рисунок 1 – Таблица для определения количества боеприпасов на одну мишень в зависимости от используемого оружия и дальностей до целей

2 Создать лист Дальности, на нём создать таблицу (рисунок 2).

2

Рисунок 2 – Задание дальности (из условия задачи)

3 Создать лист Мишени, на нем создать таблицу по образцу (рисунок 3). Ячейки, выделенные цветом, заполнять с использованием формул.
3

Рисунок 3 – Таблица для расчёта мишеней

Ячейки D4:D8 заполняются, исходя из условий задания – требуемое количество мишеней на упражнение.

Ячейки В9:D9 – суммы в ячейках В4:В8, С4:С8, D4:D8.

Ячейки В10:D10 – суммы в ячейках, где расположены появляющиеся мишени – B5:B6;B8 а также, C5:C6;C8 и D5:D6;D8.

Ячейки В10:D10 – суммы в ячейках, где расположены движущиеся мишени – B4;B7, а также C4;C7 и D4;D7.

Сумма чисел, расположенных в D9 и D10 должна быть равна числу в ячейке D9.

4 Создать лист Боеприпасы, на нем создать таблицу по образцу (рисунок 4).

Ячейки, выделенные цветом, заполнять с использованием формул:

-             А4 – ссылка на ячейку А4, расположенную на листе Мишени;

-             В4 – ссылка на ячейку D4, расположенную на листе Мишени;

-             D4 – ссылка  на ячейку D4, расположенную на листе Дальности.

Для заполнения столбца Е необходимо использовать лист Данные, строку 18, так как в ней указаны данные по боеприпасам для СВД при стрельбе стоя с упора снайперскими патронами (по условию задачи стрельба ведётся именно так):

-             Е4 – ссылка на ячейку F18, расположенную на листе Данные;

-             Е5, Е6, Е18 – среднее арифметическое чисел, расположенных в Е18 и F18 листа Данные;

-             Е7 – ссылка на ячейку D18, расположенную на листе Данные.

4

Рисунок 4 – Расчёт количества боеприпасов

Чтобы появляющееся при расчётах число было целым, используя функцию ОКРУГЛВВЕРХ(), заполнить Е5, Е6, Е18:

=ОКРУГЛВВЕРХ((Данные!E18+Данные!F18)/2;0).

Столбец F заполнять как произведение количества мишеней и количества боеприпасов на одну мишень.

Столбец G заполнять, учитывая, что для движущихся мишеней (в задании это № 8) дополнительно выдаётся 50 % вычисленного количества боеприпасов. То есть в G4 записать =F4*1,5, в G5записать =F7*1,5; в остальные ячейки столбца G сделать ссылки на соответствующие ячейки столбца F.

В ячейках F10 и G10 – суммы чисел столбцов F и G соответственно.

Замечание. Так как в таблице для определения количества боеприпасов на одну мишень в зависимости от используемого оружия и дальностей до целей не указано количество боеприпасов для СВД на дальности 400 м, но указаны числа для 300 и 500 м, то для дальности 400 м используем среднее арифметическое чисел для дальностей 300 и 500 м.

По аналогии с выполнением задания 1, выполнить задание 2.

Задание 2. Рассчитать количество боеприпасов, если для выполнения упражнения использовать только СВД (на упражнении будут использованы 5 мишеней: № 8 – 2  шт., остальные  – по одной). Стрельба производится ночью.

Выполнение задания 2.

Листы Данные, Дальности, Мишени остаются без изменений.

Создать лист Боеприпасы2, необходимые расчёты вести на нём. Скопировать на лист Боеприпасы2 содержимое листа Боеприпасы.

 На листе Боеприпасы2 изменятся только столбцы С и G, так как из-за стрельбы ночью выдаётся дополнительно 50 % от рассчитанного количества боеприпасов.

Задание 3. Рассчитать количество боеприпасов, если для выполнения упражнения использовать:

-             АК74М для атакующей группы пехоты (две мишени № 8);

-             ПК для залёгшей пехоты (мишени № 10 и 6);

-             ПК для атакующего стрелка (мишень № 8);

-             СВД для ручного пулемёта (мишень № 10).

Стрельба производится днём.

Выполнение задания 3.

Согласно тексту упражнения на нём будут использованы 6 мишеней. Стрельба производится днём.

Листы Данные и Дальности остаются без изменений.

Создать лист Боеприпасы3, необходимые расчёты вести на нём. Скопировать на лист Боеприпасы3 содержимое листа Боеприпасы.

 Содержимое ячеек В4:D8 листа Боеприпасы3 заполнить в соответствии с заданием, учитывая оружие, которое будет использоваться.

Содержимое ячеек Е4:Е8 листа Боеприпасы3 заполнить, исходя из содержимого строки 4 листа Данные. Остальные столбцы – без изменений.

Задание 4. Рассчитать количество боеприпасов, если для выполнения упражнения использовать:

-             АК74М для атакующей группы пехоты (две мишени № 8);

-             ПК для залёгшей пехоты (мишени № 10 и  6);

-             ПК для атакующего стрелка (мишень № 8);

-             СВД для ручного пулемёта (мишень № 10).

Стрельба производится ночью.

Задание 5. Рассчитать количество боеприпасов, если для выполнения упражнения использовать:

-             АК-47 для атакующей группы пехоты (две мишени № 8);

-             ПК для залёгшей пехоты (мишени № 10 и 6);

-             АК-47 для атакующего стрелка (мишень № 8);

-             СВД для ручного пулемёта (мишень № 10).

Стрельба производится днём.

Задание 6. Рассчитать количество боеприпасов, если для выполнения упражнения использовать:

-             АК-47 для атакующей группы пехоты (две мишени № 8);

-             ПК для залёгшей пехоты (мишени № 10 и 6);

-             АК-47 для атакующего стрелка (мишень № 8);

-             СВД для ручного пулемёта (мишень № 10).

Стрельба производится ночью.

Задание 7. Рассчитать количество боеприпасов с трассирующими пулями для каждого предыдущего задания, если их разрешено использовать до 25 %. 

Использование нескольких практически одинаковых заданий по расчёту количества боеприпасов на занятиях по информатике позволяет повысить понимание изучаемого материала. Помимо указанных заданий преподаватель может изменять условия  упражнения, вводя другие дальности или другие виды оружия, чтоб понять, насколько хорошо курсанты поняли способы расчёта количества боеприпасов с использованием табличного процессора. Кроме профессиональной пользы от приведённых заданий есть и положительные моменты, характерные информатике – курсанты вспоминают правила оформления сложных таблиц, работу с таблицами, расположенными на разных листах, возможности автозаполнения.

Библиографический список:

1. Гужвенко, Е. И. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: практикум / Е.И. Гужвенко, Н.Н. Тумаков, В.Ю. Гужвенко. – Рязань: РВВДКУ, 2015. – С. 255-263.
2. Википедия [Электронный ресурс], https://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 14.10.2015 г.).
3. Кругликов, В. Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. [Текст]: В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаронов – СПб.:Изд. П-2, 2006.




Рецензии:

16.10.2015, 8:33 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Статьи автора отличаются качеством изучаемого материала, серьезностью выводов, прикладным значением работы. В качестве рекомендации отметим спорный аспект привлечения "околонаучной" источниковой базы Wikipedia. Статья рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

16.10.2015, 9:48 Гужвенко Елена Ивановна
Отзыв: Лариса Владимировна, спасибо за рецензию! Хорошего Вам дня!


Оставить комментарий


 
 

Вверх