Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Информационные технологии, Экономика
Размещена 22.10.2015. Последняя правка: 23.10.2015.
Просмотров - 3195

Электронная торговля в системе экономических отношений современного рыночного хозяйства

Казанин Никита Николаевич

студент

Владимирский государственный университете имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

кафедра Бизнес-информатики и экономики

Виноградов Дмитрий Викторович, старший преподаватель кафедры «Бизнес-информатика и экономика», Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых


Аннотация:
В статье описаны особенности электронной торговли в системе экономических отношений, ее структура, позитивные и негативные последствия


Abstract:
The article describes the features of e-commerce in the system of economic relations, its structure, positive and negative effects


Ключевые слова:
электронная торговля; электронная коммерция; информационные технологии.

Keywords:
e-commerce; information technologies.


УДК 339.1

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) это одна из важнейших особенностей наших дней. Сегодня пользователи интернета активно используют его с целью наладить и поддерживать бизнес-контакты. В сравнении с рынком традиционным продолжительность контакта продавца и покупателя минимальна,  обеспечивая экономию времени. В настоящее время количество пользователей Интернета составляет по некоторым данным 3,2 миллиарда человек. Каждый год эта цифра только растет, к примеру в период с 2000 по 2015 год удельный вес пользователей увеличился практически в 7 раз – с 6,5% до 43% мирового населения [2].

В процентном соотношении от общего числа населения наибольшее количество пользователей Интернета расположено в Исландии (95%), Норвегии (93,39%), Нидерландах (90,72%). России в этом списке находится на 47 месте – 62,1% населения имеет доступ к всемирной паутине, США находится на 23 месте – 78,1% [3].

Электронная торговля дает возможности для обострения конкурентной борьбы: за счет низких входных барьеров появляется большее количество продавцов; общедоступность массива информации предоставляет возможность контрагентам быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке.  Увеличивающаяся гибкость производства позволяет продавцам осуществить быстрый переход к новым разновидностям товаров, с учетом пожеланий покупателей.

На фоне глобализации сегодня можно наблюдать масштабное расширение  информационного производства. Использование Интернета обуславливает создание новой реальности, которая связана с обеспечением равного доступа к массиву информации, поиском новых рынков сбыта продукции и услуг. Благодаря этому даже небольшие семейные фирмы способны выйти на мировой рынок, в обменные процессы вовлекается все больше контрагентов, а малые и средние фирмы становятся все более значимыми для национальной и мировой экономик [1]. Происходит расширение совокупного предложения, создание предпосылок для дальнейшего экономического роста, а границы между региональными, локальными и международными  рынками исчезают.

Структура электронной коммерции состоит из трех составляющих – участников, процессов и сети, в которой и происходит торговля. Место, в котором «перекрываются» все три компонента и есть та область, где существует электронная торговля.

Использование информационных технологий в экономике объясняет возникновение новой реалии, которая связана с принятием решений в ускоренном ритме, когда ситуация на рынке может меняться раз в несколько минут. Например, в финансовой области конкурентная борьба заставляет корпорации делать вклады не на несколько лет или месяцев, а на день или даже на пару минут; скорость получения информации в маркетинге заставляет мгновенно менять планы и рекламные кампании, казавшиеся продуманными и обоснованными еще вчера.

Интернет создает абсолютно новую территорию для экономических отношений: большинство сетевых товаров стремительно сокращают свой жизненный цикл, исчезают коммуникационные границы, появляются виртуальные коллективы и возможности для агентов, неконкурентоспособных за его пределами.

Лидирование крупнейших регионов страны и отставание отдаленных; скептическое отношение покупателей к совершению виртуальных сделок - специфические черты Российской электронной торговли.

Электронная торговля на макроуровне положительно влияет на рост экономики. Каждый год объем мирового оборота такой торговли  увеличивается в среднем на 5-6 %, что вносит вклад в рост ВВП. В 2010 году оборот рынка электронной торговли в РФ составлял 280 млрд рублей, а в 2014 году он составил 612 млрд рублей [2].

Неизменно растущий рынок работы по удаленной сети, дает возможность создавать новые рабочие места. Упрощение процесса подачи объявлений о поиске работы в онлайн режиме, усиливает конкуренцию и дает возможности для вовлечения недорогой рабочей силы в сравнении с рынком традиционным.

Новые возможности предпринимателям за счет уменьшения издержек функционирования бизнеса и входных барьеров дает электронная торговля на микроуровне. Сокращается численность персонала за счет прихода заказов в готовом виде от клиента, уменьшаются расходы на рекламу.

Продавцам электронная торговля дает возможности практически неограниченного расширения ассортимента и повышает скорость доступа к ресурсам. Появляется большее количество продавцов на рынке, заметно обостряется конкурентная борьба. Происходит изменение структуры рынка, которое обуславливает изменение экономических отношений между его субъектами. Используя инструменты электронной торговли, продавцы могут провести анализ поведения конкурентов, покупательских предпочтений. Это дает возможности гибкой реакции предпринимателей на нужды и предпочтения потребителей.

Однако, развитие электронно торговли имеет и негативные последствия, порождая некоторые проблемы. Во-первых усиливается эффект отрицательной селекции, так как отсутствует непосредственный контакт с приобретаемым товаром - низкосортные заменители вытесняют качественные товары, а у потребителей «размываются» ориентиры для определения соотношения цены и качества. Во-вторых благодаря высокой информированности о рынке, низким издержкам продавцы могут создавать многочисленные «копии» своего предприятия на базе материнской компании. Происходит так называемая дискриминация третьей степени – ситуация, когда разным группам покупателей по различным ценам продается одинаковый товар. Также существует понятие ценовой дискриминации второй степени – продавец устанавливает несколько тарифов для различных групп потребителей. Дискриминация первой степени предполагает индивидуальный подход к каждому покупателю.

Электронная торговля способна создавать условия для подрыва экономики, в частности, когда речь идет о рынках финансов. В феврале 2010 г., в Нью-Йорке, на бирже всего за несколько секунд было размещено около 7000 заказов (фьючерсов) на приобретение нефти. Произошел сильный скачок цен. Проведенные торговыми системами операции, прошли так быстро, что представители биржи просто не успели предпринять никаких мер.

Так называемый феномен «цифрового шума», вызван ценовыми предложениями, которых нет в реальности, созданием положительного имиджа компании у покупателей путем размещения сотрудниками положительных отзывов на различных сайтах под видом покупателей.

Расширение экономических отношений в электронной торговле в России динамично и перспективно, но такие проблемы как доступ к широкополосному Интернету, вместе с сомнением и недоверием к виртуальным сделкам, низкая компьютерная грамотность большей части населения, существенно сдерживают развитие электронной торговле в нашей стране.

Высокая географическая локализация  центров является одной из главных тенденцией развития отечественной электронной торговли, это предоставляет безусловные преимущества жителям больших городов перед остальным населением страны.

Исходя из всего вышеописанного, нацеленность на большее число посещений и ориентация на увеличение количества и стоимости покупок является главной стратегией развития предприятий электронной торговли. 

Библиографический список:

1. Алексунин В. Электронная Коммерция и маркетинг в Интернете / В Алексунин, В Родигин - М: Дашков и Ко, 2005 - 216 с.
2. In sales [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.insales.ru/
3. RetailRocket [Электронный ресурс] Режим доступа http://retailrocket.ru/Researches/




Рецензии:

22.10.2015, 9:38 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья написана на актуальную тему. носит характер обобщения, имеющейся информации. она может представлять интерес для молодого читателя. необходимо обновить информацию. может быть опубликована.

22.10.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Казанин Никита Николаевич:
Спасибо за рецензию! Информация была обновлена, добавленj сравнение пользователей Интернета в различных странах

22.10.2015, 9:57 Серебряник Инна Александровна
Рецензия: Сразу обратила внимание на библиографический список. Это же электронная коммерция, какой 2001 год? Кроме того, уникальность текста, по-моему, крайне низкая. Антиплагиат Адвего показал лишь 70%/25%, т.е. неуникальный текст. Явно не хватает статистики, показывающей динамику развития электронной коммерции. Хорошо сравнить несколько стран...
23.10.2015 0:00 Ответ на рецензию автора Казанин Никита Николаевич:
Спасибо за рецензию! Библиографический список исправлен, добавлены свежие данные, сравнение процента пользователей Сети в различных странах.

23.10.2015, 16:24 Серебряник Инна Александровна
Рецензия: Спасибо, Никита Николаевич за оперативное обновление. Мое мнение - в печать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх