Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Медицина
Размещена 06.11.2015. Последняя правка: 10.11.2015.

Оценка питания студентов медицинского вуза

Жигулина Вероника Валентиновна

кандидат биологических наук

Тверской государственный медицинский университет

старший преподаватель

Аннотация:
Исследовали особенности питания студентов и соблюдения ими здорового образа жизни. В анкетировании участвовали 400 студентов в возрасте 19-21 года. Установлено, что питание большинства студентов является нерациональным: недостаточное потребление полезных продуктов питания, низкая информированность в вопросах питания. Было рекомендовано скорректировать состав пищевого рациона, чтобы с пищей поступали все необходимые макро- и микроэлементы. Студентам педиатрического и лечебного факультетов увеличить физическую активность.


Abstract:
The study aimed at examining eating behaviour patterns in a population of TSMU students and their adherence to a healthy lifestyle. 400 undergraduate students aged 19-21 were enrolled in the survey. We have determined unfavourable dietary patterns in most of the students: insufficient intake of healthy foods, low level of nutritional knowledge. The students have been recommended to correct their dietary practices to get enough nutrients with the food consumed. The students of the General Medicine and Pediatric Departments were advised more physical exercise.


Ключевые слова:
студенты; здоровье; рацион питания

Keywords:
students; health; dietary practices


УДК  613.2:378.180.6

Введение

При добросовестном отношении к учебе, жизнь студента отличается перенапряжением нервной системы, отсутствием желания следить за своим здоровьем. Во время сессии студент испытывает повышенные нагрузки – хроническое недосыпание, нарушение режима питания (нерегулярность, перекусы где попало, несбалансированность питания), отдыха. Все это приводит к нервно-психологическим срывам, появлению серьезных проблем со здоровьем, уменьшению работоспособности, снижению устойчивости к простудным заболеваниям, нарушению со стороны внутренних органов. В связи с вышесказанным, необходимо совершенствовать систему мониторинга питания студентов, отслеживать качество питания в условиях специфики их трудовой деятельности.

Актуальность

Учитывая важность здоровья молодежи, как фактора, обеспечивающего будущий экономический, социальный и культурный потенциал страны, изучение данного вопроса является актуальной медико-педагогической задачей.

Целью данного исследования является определение особенностей питания, а так же сравнительная характеристика соблюдения элементов здорового образа жизни у студентов разных факультетов ТГМУ.

Материалы и методы

Было проведено анкетирование 400 студентов 4-х факультетов ТГМУ: лечебного (174 человека), стоматологического (126 человек), педиатрического (84 человека) и фармацевтического (16 человек). Статистическая обработка полученных данных проведена с использованием электронных таблиц Excel с помощью комплекта прикладных программ [6].

Результаты исследования

Среди опрошенных респондентов 33% (132 человека) были мужчинами, девушки – 67% (268 человек). Анкетирование состояло из нескольких частей, первая часть была направлена на определение рациональности питания. У студентов стоматологического и лечебного факультетов наибольшая часть приема пищи приходится на ужин 61% и 47% соответственно. В отличие от студентов педиатрического и фармацевтического факультетов, у которых на ужин приходится 39% и 33%. Так же мы учитывали время приема пищи; прием пищи за 2-3 часа до сна: фармацевтический –85%,стоматологический –83%,педиатрический – 78%, лечебный –58%.Оценивался состав пищевого рациона. Среди студентов, не употребляющих мясо, на фармацевтический факультет приходится 12%, педиатрический – 4%, лечебный – 3%, стоматологический – 3%. Не употребляют морепродукты на педиатрическом факультете 67%, на фармацевтическом 66%, на лечебном 42% и на стоматологическом 25%. Не употребляют овощи и фрукты: фармацевтический 12%, педиатрический 4%, лечебный 2%. Не употребляют молоко и молочные продукты: фармацевтический и лечебный факультеты – 21%, педиатрический -14%, стоматологический 2 % [1-5,9-15].

Во второй части исследовались физические нагрузки, режим сна, а также состояние здоровья. Выяснилось, что более 8 часов на сон выделяют студенты стоматологического факультета – 30%, фармацевтического – 18%, лечебного – 16 %, педиатрического 11%. Менее 6 часов на сон приходится на педиатрическом факультете 53%, на лечебном 24%, на стоматологическом 22%, на фармацевтическом 18%. Физической нагрузке наибольшее внимание уделяют студенты стоматологического факультета – 72%,лечебного – 44%, фармацевтического – 42%, педиатрического – 33%. Что касается здоровья, то посещают врача в период семестра по поводу хронических и инфекционных заболеваний студенты стоматологического факультета 19%, педиатрического и фармацевтического – 12%, лечебного – 6% [7,8].

В третьей части оценивалось наличие вредных привычек. Курят и употребляют алкоголь студенты педиатрического 15% и лечебного 9% факультетов. Нерегулярно (от случая к случаю) – стоматологический 33%, лечебный 32%, педиатрический 29%, фармацевтический 27%. Более 50 % всех факультетов не курят и не употребляют алкоголь!! Из опрошенных здоровый образ жизни ведут студенты стоматологического факультета 50%, фармацевтического – 36%, лечебного – 20%, педиатрического – 13%.

Заключение

Мы всем рекомендуем приблизить к идеальному графику приема пищи, скорректировать состав пищевого рациона, чтобы с пищей поступали все необходимые макро- и микроэлементы в необходимом количестве. Всем студентам необходимо придерживаться режима сна. Студентам педиатрического и лечебного факультетов увеличить физическую активность.

Библиографический список:

1. Балыкова О.П., Цыбусов А.П., Блинов Д.С. Исследование культуры питания студентов вузов — одного из факторов формирования здоровья // Интеграция образования. - 2012. - № 2. – С. 56-59.
2. Власова Ж.Н., Жукова Т.А. Формирование здорового образа жизни студентов // Вестник бурятского государственного университета. – 2013. - № 13. – С. 19-21.
3. Дрожжина Н.А., Л.В. Максименко, Кича Д.И. Особенности пищевого поведения студентов Российского университета дружбы народов // Вопр. питания. - 2012. - № 1. - С. 57-62.
4. Егоров А.Н. Самооценка действий студенческой молодежи, соответствующих здоровому образу жизни // Регионология. – 2011. - №4. – С. 17-20.
5. Кашаева О.И., Крижанаускайте Г.А., Шепельков А.А. Изучение качества питания студенческой молодежи // NovaInfo (НоваИнфо). – 2014. - № 24 [Электронный ресурс]: http://novainfo.ru.
6. Лапач С.Н., Чубенко А.В., Бабич П.Н. Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel. Киев: Морион, 2000. – 320 с.
7. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 533-536.
8. Михайлова С.В., Садретдинова И., Федосеева Я. Формирование здорового образа жизни студентов в процессе социализации // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/51716 (дата обращения: 25.06.2015).
9. Нотова С.В., Алиджанова И.Э., Кияева Е.В., Бибарцева Е.В. Изучение индивидуальных рационов питания студентов // Международный научно-исследовательский журнал: Сборник по результатам International Research Journal Conference VII. Екатеринбург: МНИЖ – 2012. – № 5. Часть 1. – С. 110-117.
10. Пашкевич С.А., Подригало Л.В., Прусик Кристоф Анализ питания студенческой молодежи во взаимосвязи с особенностями здоровья // Физическое воспитание студентов. – 2012. - № 6. – С. 84-88.
11. Петрова Т.Н., Зуйкова А.А., Красноруцкая О.Н. Оценка фактического питания студентов медицинского вуза: проблемы и пути их решения // Вестник новых медицинских технологий. – 2013. – Т. 20. - № 2. – С. 72-77.
12. Топал О.И., Молин И.С., Зуева Р.Г. Изучение структуры питания студентов // Молочнохозяйственный вестник. – 2011. - № 1. – С. 54-55.
13. Ansari W.E., Suominen S., Berg-Beckhoff G. Is Healthier Nutrition Behaviour Associated with Better Self-Reported Health and Less Health Complaints // Nutrients. – 2015. - Vol 7. - Iss 10. – Р. 8478-8490.
14. Biezanowska-Kopeć R., Kopeć A., Leszczyńska T., Pisulewski P.M. Frequency and preferences of consumption of high-fat products by students of catering school in Kraków // Rocz Panstw Zakl Hig. – 2012. – Vol 63. - Iss 4. – Р. 455-461.
15. Twynstra J., Dworatzek P. Use of an Experiential Learning Assignment to Prepare Future Health Professionals to Utilize Social Media for Nutrition Communications // Can J Diet Pract Res. – 2015. - Vol 9. – Р. 1-5.




Рецензии:

6.11.2015, 10:19 Бейлина Наталья Ильинична
Рецензия: Рецензируемая статья "Оценка питания студентов медицинского вуза" Жигулиной Вероники Валентиновны посвящена все еще актуальной (но не новой - данная тема исследуется на протяжении ни одного десятилетия)теме здорового образа жизни в среде обучающейся молодежи. Есть ряд моментов, на которые мне бы хотелось обратить внимание автора.1)Название статьи отражает только часть, проделанной автором работы, а именно - оценку питания. В то же время в разделе "Результаты исследования" есть указания на оценку физической, медицинской (частота самообращений за медицинской помощью) активности студентов,анализ вредных привычек. Предлагаю подумать над изменением названия статьи (Например,Оценка элементов здорового образа жизни студентов ТГМУ), наиболее полно отражающей результаты проведенного Вами исследования.2)Приведенный список используемой литературы должен быть полностью отражен во "введении", "актуальности" с указанием источника и страниц (как того требуют правила оформления статей на SCI-ARTICLE.RU). 3)В части "Собственные результаты" ссылаться на данные, полученные другими авторами уместно только, если эти результаты автор сравнивает со своими (получены данные, сопоставимые с данными литературы, или в ходе исследования получены новые данные).В рецензируемой статье ссылки на других авторов даются после приведения цифр, добытых в собственном исследовании.4)Автором получены результаты анкетирования студентов разных факультетов по различным элементам здорового образа жизни. Однако, нет наглядности при оформлении полученных результатов - рекомендую с этой целью группировать данные в таблицы, графики или рисунки, а также провести сравнение полученных результатов среди студентов различных факультетов.5)Вывод (заключение) по проделанной работе не очевиден, он лучше сформулирован в аннотации к статье. Общее заключение рецензента: необходимо переработать статью для последующего рассмотрения возможности ее публикации

7.11.2015, 13:00 Походенько-Чудакова Ирина Олеговна
Рецензия: Р Е Ц Е Н З И Я на статью Вероники Валентиновны Жигулиной «Оценка питания студентов медицинского вуза» Представленная статья «Оценка питания студентов медицинского вуза» посвящена весьма актуальному вопросу – определению особенностей питания и сравнительной характеристике соблюдения элементов здорового образа жизни студентов различных факультетов ГБОУ ВПО «Тверской государственный медицинский университет». Известно, что здоровье во многом определяет образ жизни. Образ жизни студентов может быть определен как определенный способ интеграции потребностей учащихся и осуществляемой ими деятельности. В свою очередь, состояние здоровья студентов, как правило, определяет образ их жизни. В связи с указанным каждая составляющая образа жизни студентов, в том числе и питание, представляет собой весьма актуальный медицинский вопрос, что является неоспоримым. Статья построена по принципу оригинального исследования и включает: введение; цель работы; раздел посвященный материалам и методам исследования; раздел содержащий результаты исследования; заключение; библиографический список источников специальной литературы в количестве 15 наименований (12 – на русском и 3 – на английском языке). Материал, представленный в публикации, изложен автором последовательно, логично, грамотно, легко читается и воспринимается. Заключение, сделанное автором, логично вытекает из представленных результатов. В тоже время к представленной публикации имеется ряд существенных замечаний: 1) совершенно верно отмечено первым рецензентом, что ссылки, представленные в библиографическом указателе должны иметь соответствующие ссылки в разделах «Введение» и «Материалы и методы»; 2) вызывает некоторое недоумение присутствие ссылок в разделе результаты исследования, причем ,весьма многочисленных: «…[1-5, 9-15]». Подобная ситуация возможна только в том случае, когда результаты автора подтвердили чьи-то ранее полученные данные. При этом следует помнить, что последнее несколько понижает уровень научной новизны представленного исследования; 3) ссылки на источники специальной литературы, представленные в библиографическом списке, должны быть оформлены в точном соответствии с заявленными правилами электронного журнала «SCI-ARTICLE.RU». На основании изложенного считаю возможным заключить, что статья В.В. Жигулиной «Оценка питания студентов медицинского вуза» соответствует профилю электронного журнала «SCIARTICLE.RU» и межет быть рекомендована к опубликованию после внесения соответствующих исправлений. Заведующая кафедрой хирургической стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный» медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор И.О. Походенько-Чудакова 07 ноября 2015 года

10.12.2015, 17:48 Лупальцова Ольга Сергеевна
Рецензия: Р Е Ц Е Н З И Я на статью Вероники Валентиновны Жигулиной «Оценка питания студентов медицинского вуза». Рецензируемая статья посвящена актуальной теме - определению особенностей питания, а так же характеристики элементов здорового образа жизни у студентов медицинского вуза. Среди дополнительных замечаний следует отметить: 1) не соответствие заключения целям исследования, 2) в разделе материалы и методы не указаны конкретные названия прикладных программ (кроме Excel) для статистической обработки.3) изложенную в результатах исследования модель анкетирования ("Анкетирование состояло из нескольких частей, первая часть была направлена на определение рациональности питания и т.д." (С)) по смысловой нагрузке больше относится к материалам и методам исследования. Статья рекомендована к опубликованию после внесения соответствующих исправлений.

19.01.2016, 12:34 Осипова Ольга Леонидовна
Рецензия: Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ на статью Вероники Валентиновны Жигулиной "Оценка питания студентов медицинского вуза". Представленная статья посвящена довольно актуальной теме - поддержанию здорового образа жизни студентов. В статье представлены обобщенные данные, а учитывались ли условия проживания студентов (общежитие, съемная квартира или собственная жилплощадь с родителями); за какое время и у каких курсов произведен подсчет; нагрузка учитывалась в течение семестра или только перед сессией; имели ли студенты подработку во вне учебное время и т.д. Считаю, что для изложения материала в статье необходимо четко отграничить категорию изучаемых лиц с их еженедельной почасовой нагрузкой, а после этого в зависимости от их занятости производить необходимый подсчет калорий. Считаю статью недостаточно выполненной, статья не может быть опубликована.

13.07.2016, 18:54 Остапенко Ольга Валериевна
Рецензия: Рецензия на статью Жигулиной В.В. "Оценка питания студентов медицинского вуза". Представленная статья затрагивает интересную и актуальную тему, однако она представляет собой не законченную работу. Требуется доработка.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх